ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Хамнуева Т.В.
дело № 33а-1245,
поступило 03 марта 2020г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 июля 2020 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Булгытовой С.В.,
судей коллегии Назимовой П.С., Ихисеевой М.В.,
при секретаре Мархаевой С.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов Республики Бурятия к Федеральному агентству водных ресурсов об обязании совершить определенные действия по апелляционной жалобе представителя Росводресурсов на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 16 января 2019 года, которым постановлено:
иск Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить
Обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия и Федеральное агентство водных ресурсов в срок до 01.01.2021 года при разработке и согласовании полномочий в области водных отношений на очередной финансовый год включить мероприятия по определению местоположения береговой линии озера Щучье,расположенного в Селенгинском районе, в перечень мероприятий, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета.
Обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в срок до 01.12.2022 обеспечить предоставление документов в Федеральное агентство водных ресурсов в лице Енисейского бассейнового водного управления для внесения в государственный водный реестр сведений о местоположении береговой линии водного объекта-озероЩучье последующего внесения указанных сведений в единый государственный реестр недвижимости.
Заслушав доклад судьи Ихисеевой М.В., ознакомившись с апелляционной жалобой, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия
установила:
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, просил обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия и федеральное агентство водных ресурсов в срок до 1 января 2021 года при разработке и согласовании целевых прогнозных показателей и мероприятий по осуществлению полномочий в области водных отношений на очередной финансовый год включить мероприятия по определению местоположения береговой линии озераЩучье, расположенного в Селенгинском районе, в перечень мероприятий, финансируемых за счет средств субвенций из федерального бюджета, обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в срок до 1 декабря 2022 года обеспечить предоставление документов в Федеральное агентство водных ресурсов в лице Енисейского бассейнового водного управления для внесения в государственный водный реестр сведений о местоположении береговой линии водного объекта-озера Щучье и последующего внесения указанных сведений в единый государственный реестр недвижимости.
Иск мотивирован тем, что Министерством природных ресурсов Республики Бурятия в нарушение требований законодательства не приняты меры по определению местоположения береговой линии озера Щучье, расположенного в Селенгинском районе, и направлению соответствующих документов в Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов для последующего включения этих сведений в государственный водный реестр и направления в орган регистрации прав на недвижимое имущество.
В судебном заседании и.о.прокурора Баженов А.Н. иск поддержал.
Представитель Министерства природных ресурсов РБ Гармаева Л.В.,
представитель Федерального агентства водных ресурсов Бачерикова С.С., представитель Енисейского БВУ Коротокова Л.А. в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, возражали против удовлетворения иска в письменных отзывах.
Представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия Эрдынеева Э.Л., действующая по доверенности в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве указала, что не возражает против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено указанное выше решение.
Представитель Росводресурсов по доверенности Бачерикова С.С. обратилась в Верховный Суд Республики Бурятия с апелляционной жалобой на решение суда, мотивируя незаконностью и необоснованностью принятого судом решения.
В судебное заседание представитель Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства водных ресурсов, представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания. При этом, представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия просил о рассмотрении дела без их участия.
Судебная коллегия, при отсутствии возражений участников судебного разбирательства, сочла возможным рассмотрение жалобы в отсутствие неявившихся лиц, их представителей.
В судебном заседании представитель Восточно-Байкальского природоохранного прокурора по доверенности Кошелев А.Е.с доводами жалобы не согласился, указывал на законность принятого судом решения.
Представитель Министерства природных ресурсов РБ Гармаева Л.В., действующая по доверенности, суду пояснила, что не против исполнения обязанности по установлению границ водоохранной зоны в случае финансирования. Но на период 2020-2021 годы мероприятия уже запланированы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью2 настоящей статьи. В соответствии с пунктом 2 статьи 26 данного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия-осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (ч.3 ст.26 Водного кодекса РФ).
Уполномоченным органом, обязанным совершать охранные меры в отношении водного объекта, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории Республики Бурятия, является Министерство природных ресурсов Республики Бурятия, что следует из Положения о Министерстве природных ресурсов Республики Бурятия от 9 марта 2007 года №65.
В рамках осуществления органом государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений подлежат применению Методические указания по осуществлению органами власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Федерации, являющихся приложением к приказу Минприроды России от 29 сентября 2010 года №425.
Порядок получения субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета определен Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2006г. №629.
Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий РФ в данной области, переданных органам государственной власти субъектов РФ, утвержден приказом Министерства природных ресурсов РФ от 18 марта 2008г. №61.
В подпункте 3 пункта 1 данного Перечня предусмотрено осуществление мер, в том числе, мероприятий по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016г. №377 утверждены Правила определения местоположения береговой линии(границы водного объекта),случаев и периодичности ее определения.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 названных Правил установление местоположения береговой линии(границы водного объекта) осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации-при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсовкоторых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством РФ.
Согласно пункту 8 Правил в результате выполнения работ по определению местоположения береговой линии(границы водного объекта) осуществляется описание ее местоположения с учетом требований, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 23 марта 1916 года №164 «Об утверждении требований к описанию местоположения береговой линии(границы водного объекта)» в результате выполнения работ по описанию местоположения береговой линии )границы водного объекта) обеспечивается подготовка: перечня координат характерных точек береговой линии(границы водного объекта); картографической основы с нанесенной береговой линией(границей водного объекта); пояснительной записки.
С учетом изложенного, следует, что обязательным условием осуществления Министерством природных ресурсов Республики Бурятия мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение его в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки Восточно-Байкальской межрайонной прокуратуры исполнения требований водного законодательства установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия до настоящего времени не выполнены в полном объеме меры по охране водного объекта озера Щучье в части определения местоположения ее береговой линии(границы водного объекта) и что они не включены в соответствующий Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей, поэтому на их финансирование денежные средства не поступали.
Следовательно, Минприроды Республики Бурятия мероприятия, направленные на определение местоположения береговой линии водного объект, не проводились, соответствующие мероприятия с уполномоченным органом не согласовывались, что исключает возможность получения субвенции на указанные мероприятия.
В соответствии с ч.1 ст. 31 Водного кодекса РФ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
28 апреля 2007 года Постановлением Правительства РФ №253 утверждено Положение о ведении государственного водного реестра, пунктом 5 которого установлено, что ведение данного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов.
В соответствии с ч.5 ст. 10 ФЗ от 13 июля 2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр границ вносятся следующие сведения о береговых линиях(границах водных объектов : тип, наименование, описание местоположения береговой лини(границы водного объекта).
В силу закона, на Министерство природных ресурсов РБ возложены обязанности по представлению в Росводресурсы документов для внесения сведений в водный реестр с последующим направлением сведений для внесения в Единый реестр недвижимости.
В силу п.4.56 Положения о Енисейском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного приказом Росводресурсов от 11 марта 2014 №33, Енисейское БВУ осуществляет ведение государственного водного реестра.
Следовательно, полномочия по ведению государственного водного реестра возложены на Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, а по финансированию мероприятий по установлению местоположения береговой линии-на Федеральное агентство водных ресурсов.
Удовлетворяя иск прокурора, суд исходил из того, что обязанность по организации мероприятий, направленных на определение местоположения береговой линии Озера Щучье, уполномоченным органом не выполнена в полном объеме, мероприятия не включены в перечень мероприятий, финансируемых за счет средств субвенций из федерального бюджета. Сведения о местоположении береговой линии озера в Федеральное агентство водных ресурсов до настоящего времени не представлены.
Установив нарушение требований природоохранного законодательства, суд возложил на ответчиков обязанность по исполнению требований закона.
Оснований для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, не имелось. Требования обусловлены необходимостью защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду, и направлены на недопущение нарушений порядка образования земельных участков, предоставления их в аренду, собственность в береговых полосах водного объекта, на соблюдение основного принципа правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Довод жалобы о том, что судом не дана оценка доводам Росводресурсов, которые отражены в возражениях на административное исковое заявление, выводы суда не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут повлечь отмену решения.
Довод жалобы о фактической подмене судом функций Росводресурсов не основан на материалах дела и является несостоятельным.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке обоснованно установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому жалоба не может быть удовлетворена.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 310-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 16 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в течение 6 месяцев со дня его вынесения в 8 Кассационный суд через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи коллегии: