ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1245/2018 от 17.04.2018 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 33а-1245/2018 Председательствующий в первой

Категория 022а инстанции Прохорчук О.В.

докладчик в апелляционной

инстанции Дудкина Т.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 апреля 2018 года г. Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

Председательствующего: Дудкиной Т.Н.,

судей: Артамоновой Т.А., Кондрак Н.И.

при секретаре: Дубровой А.В.

при участии:

представителя административного истца ФИО1,

представителя административных ответчиков ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента финансов города Севастополя к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю, УФССП России по Севастополю, заинтересованное лицо – Прокуратура города Севастополя, о признании незаконным и отмене постановления, по апелляционной жалобе Департамента финансов города Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 26 декабря 2017 года.

Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Департамент финансов города Севастополя обратился в суд с административным иском к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО3 от 31.10.2017 о взыскании исполнительского сбора.

Исковые требования мотивированы тем, что решение Ленинского районного суда города Севастополя от 07.06.2016 по делу № 2-1518/2016 в части обязания Департамента финансов города Севастополя обеспечить финансирование мер по ограждению территории ГБУЗС «Городская больница № 5 - «Центр охраны здоровья матери и ребенка» исполнено в полном объеме до получения постановления о возбуждении исполнительного производства.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 26 декабря 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Департамента финансов города Севастополя к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю, УФССП России по Севастополю, заинтересованное лицо – Прокуратура города Севастополя, о признании незаконным и отмене постановления, - отказано.

На данное решение представителем административного истца подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене состоявшегося решения, принятие нового об удовлетворении иска в полном объеме.

Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель административного истца апелляционную жалобу поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в ней.

Представитель административных ответчиков в удовлетворении апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что 07.06.2016 Ленинским районным судом города Севастополя принято решение по гражданскому делу № 2-1518/2016 по иску прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Севастополя «Городская больница № 5 – «Центр охраны здоровья матери и ребенка», Департаменту здравоохранения города Севастополя, Департаменту финансов города Севастополя о понуждении совершить определенные действия.

29.11.2016 на основании указанного решения суда, вступившего в законную силу 13.10.2016, Ленинский районный суд города Севастополя выдал исполнительный лист серии ФС о понуждении Департамента финансов города Севастополя обеспечить финансирование мероприятий по ограждению территории ГБУЗС «Городская больница № 5 – «Центр охраны здоровья матери и ребенка».

23.12.2016 заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО4 на основании вышеуказанного исполнительного листа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП в отношении Департамента финансов города Севастополя. Установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

Копию указанного постановления истец получил 20.10. 2017 года.

05.07.2017 в Департамент финансов города Севастополя поступило требование судебного пристава-исполнителя о предоставлении информации об исполнении решения Ленинского районного суда города Севастополя по делу № 2-1518/2016, в соответствии с которым Департамент финансов города Севастополя был обязан обеспечить финансирование мероприятий по ограждению территории ГБУЗС «Городская больница № 5 - «Центр охраны здоровья матери и ребенка».

10.07.2017 года Департаментом финансов города Севастополя в адрес МОСП УФССП России по Севастополю был направлен ответ о том, что в бюджете города Севастополя на 2017 год по отрасли «Здравоохранение» на 2017 год по главному распорядителю бюджетных средств – Департаменту здравоохранения города Севастополя в рамках государственной программы города Севастополя «Развитие здравоохранения в городе Севастополе» на 2017-2020 гг. подпрограммы 6 «Развитие информатизации и обеспечение комплексной безопасности предусмотрены средства в объеме 21224,9 тыс. рублей на реконструкцию наружного ограждения ГБУЗС «Городская больница №5 –«Центр охраны здоровья матери и ребенка». Данную информацию Департамент финансов довел до сведения главного распорядителя бюджетных средств – Департамент здравоохранения Севастополя.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление вынесено судебным приставом-исполнителем в рамках предоставленных ему полномочий, с соблюдением установленного нормами Федерального закона «Об исполнительном производстве» порядка и при наличии законных оснований для его вынесения.

Коллегия судей не соглашается с решением суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 №229- ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон) условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий определяет данный Федеральный закон.

Статьей 2 Федерального закона установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Статьей 4 Федерального закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Частью 17 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Таким образом, для взыскания исполнительского сбора необходимо наличие следующих обстоятельств: получение должником постановления о возбуждении исполнительного производства; неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа; не предоставление судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы.

Судом установлено и следует из материалов дела, копию постановления о возбуждении исполнительного производства Департамент финансов города Севастополя получил 20.10.2017 г.

Таким образом, обязанность по выполнению требований судебного пристава - исполнителя возникла с 20.10.2017 года, то есть с момента фактического получения копии постановления.

В июле 2017 года ответчик направлял в Департамент финансов требование (вх. ), согласно которого ответчик просил в 7-дневный срок предоставить информацию об исполнении решения суда. Такая информация была предоставлена Департаментом в полном объеме (л.д.8). При этом, из требования судебного пристава-исполнителя не усматривается о необходимости предоставления каких-либо конкретных документов, не высказаны пожелания к форме ответа на требование как и к объему истребуемой информации.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положения «О Департаменте финансов города Севастополя», утвержденного постановлением Правительства Севастополя № 365-ПП от 20.04.2016, Департамент является финансовым органом города Севастополя, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета города Севастополя.

Частью 2 ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что Финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Таким образом, Департамент, как финансовый орган субъекта, после принятия закона о бюджете организовывает исполнение бюджета города Севастополя путем доведения до главных распорядителей бюджетных средств бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.

Закон города Севастополя № 309-ЗС «О бюджете города Севастополя на 2017 год» был принят 28 декабря 2016.

Приложением № 5 к Закону города Севастополя «О бюджете города Севастополя на 2017 год» было утверждено распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам города Севастополя и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджета города Севастополя на 2017 год, в том числе и по государственной программе города Севастополя «Развитие здравоохранения в городе Севастополе» на 2017-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 23.11.2016 № 1115-ПП.

Как следует из материалов дела, 28.12.2016 утвержденные показатели сводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств на 2017 год были доведены Департаментом финансов, в соответствии с Порядком доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования при организации исполнения бюджета города Севастополя, утвержденного приказом Департамента финансов города Севастополя от 12.02.2016 № 15, до главного распорядителя бюджетных средств - Департамента здравоохранения города Севастополя в полном объеме, в том числе на мероприятия по реконструкции наружного ограждения ГБУЗС «Городская больница № 5 - «Центр охраны здоровья матери и ребенка».

Таким образом, доводы апеллянта об исполнении решения Ленинского районного суда г. Севастополя от 07.06.2016 по делу № 2-1518/2016, в части возложения на Департамент финансов города Севастополя обеспечения финансирования мероприятий по ограждению территории Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Севастополя «Городская больница № 5 «Центр охраны здоровья матери и ребенка» нашли свое подтверждение. Об исполнении судебного акта административный ответчик был уведомлен письмами от 10.07.2017 и от 29.11.2017 .

Судебная коллегия считает необходимым обратить внимание, что распределение бюджетных средств между подведомственными учреждениями осуществляет главный распорядитель, в упомянутом споре – Департамент здравоохранения Севастополя осуществляют самостоятельно, при этом к полномочиям Департамента финансов не отнесены функции по контролю, как главных распорядителей бюджетных средств, за выполнением ими функциональных обязанностей, в том числе, распределением бюджетных средств между подведомственными учреждениями. При этом, из материалов дела не усматривается, что главный распорядитель указывал на не осуществление финансирования мероприятий, возложенных на данный орган судебным актом.

На указанное суд первой инстанции внимания не обратил, что привело к принятию ошибочного решения.

Руководствуясь статьями 308, 309, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 26 декабря 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым иск удовлетворить.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю от 31.10.2017 о взыскании исполнительского сбора в отношении Департамента финансов города Севастополя по исполнительному производству от 23.12.2016 -ИП.

Председательствующий:

Судьи: