ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1245/2022 от 18.02.2022 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег.№33а-1245/2022 (33а-26841/2021) Судья: Николаева Е.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 18 февраля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего Карсаковой Н.Г.

судей Чуфистова И.В., Поповой Е.И.

при секретаре Шибановой С.А.

рассмотрела с использованием средств видеоконференц-связи в открытом судебном заседании 18 февраля 2022 года административное дело № 2а-1902/2021 по апелляционной жалобе Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2021 года по административному исковому заявлению Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» к Министерству юстиции Российской Федерации, Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу о признании незаконными акта проверки и решения.

Заслушав доклад судьи Карсаковой Н.Г., выслушав объяснения представителей административного истца Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» генерального директора Дугина С.Г., адвоката Крупского М.А., представителя административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации Майорова А.С., представителя административного ответчика Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Железную А.К., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие» обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, уточнив требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил:

- признать незаконными выводы, содержащиеся в акте проверки №27 от 16 ноября 2020 года Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу (далее – ГУ Минюст России по Санкт-Петербургу) в части признания деятельности Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» политической и установления в его деятельности признаков некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента;

- признать незаконным решение Минюста России от 21 декабря 2020 года о включении Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В качестве меры по восстановлению нарушенного права административный истец просил обязать Минюст России исключить Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие» из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (л.д. 195-204 том 1).

В обоснование заявленных требований Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие» (далее – Фонд) указал, что 21 декабря 2020 года Фонду стало известно, что по результатам внеплановой проверки ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу Фонд был включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. По мнению Фонда при проведении проверки и принятии оспариваемого решения административными ответчиками не была дана оценка доводам Фонда, изложенным в письменных возражениях на акт проверки, в ходе проверки не были установлены доказательства осуществления Фондом политической деятельности, не был установлен факт финансирования деятельности, поименованной как политическая деятельность организации, из иностранных источников; в нарушение процедуры, установленной административным регламентом, не были проведены рабочие встречи и совещания с руководителем Фонда, нет сведений о привлечении к проведению проверки экспертов, часть скриншотов страниц сайтов приложенных к акту и являющихся их неотъемлемой частью датированы 16 ноября 2020 года, что противоречит акту осмотра сайта, который был составлен 12 ноября 2020 года; из представленных Фондом заключений специалистов комплексного психолого-лингвистического и политического заключения специалистов №7/21 от 19 марта 2021 года, заключение специалистов АНО «Судебно-экспертное агентство» №157(118)/2021-пл от 28 февраля 2021 года достоверно следует, что Фонд не осуществляет политической деятельности. Кроме того, акт проверки содержит материалы, которые уже были ранее предметом проверки, по результатам проведения проверок в 2017, 2019 и в 2020 годах нарушений Фондом законодательства Российской Федерации выявлено не было, характер деятельности административный истец не изменял. Административный истец полагает, что в нарушение требований Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" уполномоченным органом не был выяснен вопрос о выходе административного истца за пределы деятельности в таких областях, как здравоохранение, профилактика и охрана здоровья граждан, социальная поддержка и защита граждан, пропаганда здорового образа жизни, благотворительность, а также содействие благотворительности и добровольчество. Минюстом России при принятии решения о принудительном включении Фонда в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, были нарушены статьи 10 и11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьи 29 и 30 Конституции Российской Федерации, статья 18 Федерального закона № 294-ФЗ. Минюст России не учел принцип пропорциональности и соразмерности необходимого вмешательства государства в ограничение нормальной деятельности Фонда при принятии оспариваемого решения.

Определением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, внесенным в протокол судебного заседания 3 июня 2021 года, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство юстиции Российской Федерации (л.д.177-178 том 2).

Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2021 года отказано в удовлетворении требований административного иска (л.д.76-84 том 3).

В апелляционной жалобе представитель Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что благотворительный фонд осуществляет деятельность в сфере здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, пропаганды здорового образа жизни, благотворительности и добровольчества, которая не может быть признана политической согласно положениям Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", вопрос о выходе Фонда за пределы деятельности в указанных областях не рассматривался. Судом первой инстанции указанному доводу, а также представленным доказательствам в его подтверждение, не была дана надлежащая оценка. Доказательств, свидетельствующих о том, что деятельность административного истца на территории России является политической, в материалах дела не содержится. Кроме того, представитель ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу в судебном заседании подчеркнул, что вывод об осуществлении административным истцом политической деятельности принимался сотрудниками на основании их личного убеждения; распоряжение о включении Фонда в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, является незаконным, поскольку анализ деятельности Фонда на предмет его соответствия исключениям, содержащимся в указанном Федеральном законе, не проводился; публикации на сайте Фонда не содержат оценку деятельности государственных органов, а также информацию относительно проводимой государством политики (л.д.118-127 том 3).

ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу в возражениях и дополнениях к ним на апелляционную жалобу указало, что в проверяемый период с 3 декабря 2018 года по 16 октября 2020 года Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие» осуществлял деятельность, в том числе политической направленности, о чем свидетельствуют опубликованные статьи на сайте фонда, а также на сайтах телеканалов. Деятельность Фонда выходит за рамки деятельности в сфере здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, вступая в противоречие с государственной политикой Российской Федерации в сфере профилактики ВИЧ-инфекции, в том числе способа лечения, применения фармакологических средств, а также пропаганды здорового образа жизни. ГУ Минюст России по Санкт-Петербургу полагает, что административный истец, осуществляя выходящую за законодательно установленные рамки политическую деятельность, подрывает основы правопорядка страны, а также государственную и общественную безопасность путем формирования общественных взглядов и убеждений, противоречащих внутренней государственной политике. Осмотр сайта Фонда завершен последним днем проверки 16 ноября 2020 года, о чем свидетельствуют скриншоты страниц сайтов Фонда. Дата составления акта осмотра сайта сети Интернет указывает на время его составления, а не на окончание осмотра (л.д.163-176 том 3, л.д. 12-14 том 4).

Выслушав представителей административного истца, поддержавших доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, представителей административных ответчиков, возражавших против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения и дополнения к ним на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что в ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу из прокуратуры Санкт-Петербурга поступило требование №27/2020-2 от 13 октября 2020 года о проведении внеплановой проверки Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» на предмет установления факта осуществления им деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В период с 19 октября 2020 года по 16 ноября 2020 года ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу проведена внеплановая документарная проверка деятельности Фонда за период с 3 декабря 2018 года по 16 октября 2020 года, в ходе которой установлено, что Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие» получал денежные средства от иностранных источников и в проверяемый период осуществлял деятельность, в том числе политической направленности.

По итогам проведенной проверки ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу составлен акт проверки № 27 от 16 ноября 2020 года (л.д.101-110 том 2).

21 декабря 2020 года распоряжением Минюста России № 1251-р Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие» включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (л.д.175 том 2).

В адрес Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» Минюст России направил уведомление исх.№11-146647/20 от 23 декабря 2020 года об издании 21 декабря 2020 года распоряжения о включении Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (л.д. 132-134 том 1).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что процедура проведения проверки административным ответчиком соблюдена; Министерством юстиции России законно и обоснованно, в пределах предоставленных полномочий, принято оспариваемое распоряжение о включении Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, основанием чего послужили установленные в ходе проведенной проверки деятельности Фонда сведения, зафиксированные в акте, о получаемых Фондом средствах, в том числе от иностранных источников, и осуществлении политической деятельности. Кроме того, суд первой инстанции указал, что представленные внесудебные исследования специалистов не могут быть оценены как допустимое и достоверное доказательство подтверждения доводов административного истца.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Такого рода нарушения допущены судом первой инстанции.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон о некоммерческих организациях) определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 1).

Согласно статьи 2 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (пункт 1).

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2).

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (п. 3).

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:

участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;

финансирование указанной деятельности.

Как следует из материалов дела, Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие» зарегистрирован ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области при создании 29 июня 2001 года, включен в Единый государственный реестр юридических лиц, его генеральным директором является Дугин С.Г. (л.д. 9-14 том 1).

Согласно абзацам 2 и 3 пункта 7 статьи 32 указанного Закона о некоммерческих организациях, некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 этого же Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.

Согласно пункту 10 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом.

Указанный Порядок утвержден Приказом Минюста Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 223 "О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 30 ноября 2012 г.; регистрационный N 25980).

Согласно пункту 2 Порядка ведение реестра осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.

Включение в реестр происходит по заявлению самой некоммерческой организации (пп. "а" п. 6, п. 9, п. 11, п. 12 Порядка).

Основанием для внесения изменений в реестр является распоряжение Министерства, принимаемое в связи с поступлением в Министерство документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", абзацем восьмым части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" (абз. 3 п. 10 Порядка).

Вместе с тем при невыполнении некоммерческой организации, обязанности подать такое заявление, включение ее в реестр возможно по инициативе Министерства юстиции Российской Федерации.

Согласно положению пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", для признания некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента необходимы следующие условия:

организация должны быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на территории Российской Федерации;

получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования;

участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.

Судом первой инстанции установлено, что распоряжением N 1251-р от 21 декабря 2020 года Минюст России включил Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие" в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента в соответствии с абзацем третьим пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческий организациях", о чем 23 декабря 2020 года Фонду направлено соответствующее уведомление (л.д. 65-66 том 3).

Решение о государственной регистрации некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принимает Минюст России, который осуществляет федеральный государственный надзор за их деятельностью (подпункты 30.7, 30.10 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313).

Порядок осуществления центральным аппаратом и территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации контроля за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций устанавливает Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 456.

Так, согласно абзацу 6 пункта 28 Административного регламента, утвержденного Приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года N 456 (далее - Административный регламент), основанием для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации является наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа или его территориального органа, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В соответствии с пунктом 29 Административного регламента плановой является проверка, включенная в План, утверждаемый Министром юстиции Российской Федерации либо заместителем Министра юстиции Российской Федерации, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью, начальником территориального органа.

В соответствии с пунктом 30 Административного регламента проверка, не включенная в план, предусмотренный пунктом 29 Административного регламента, является внеплановой.

Внеплановая проверка проводится по конкретному факту, явившемуся основанием для внеплановой проверки.

Согласно пунктам 77, 78 Административного регламента основанием (критерием) для принятия решения о мерах по результатам контроля является выявление при осуществлении административных процедур, предусмотренных пунктом 26 Административного регламента, несоответствия деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям), нарушения законодательства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, проверка деятельности Фонда проводилась ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу во исполнение требования прокуратуры Санкт-Петербурга от 13 октября 2020 г. N 27/2020-2; руководствуясь подпунктом 4 пункта 4.2 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, пунктом 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", проведена внеплановая документарная проверка деятельности Фонда.

Распоряжение ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу от 14 октября 2020 г. N 2239-р о проведении внеплановой документарной проверки Фонда получены представителем Фонда, что не оспаривалось сторонами.

В распоряжении от 14 октября 2020 года № 2239-р указан перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки. Документы необходимо было предоставить за период деятельности Фонда с 3 декабря 2018 года по 16 октября 2020 года (л.д. 17-19 том 4).

По результатам проведения в период с 19 октября 2020 года по 16 ноября 2020 года проверки в отношении Фонда составлен акт проверки № 27 от 16 ноября 2020 года, в котором установлено, что деятельность Организации соответствует целям, предусмотренным его учредительными документами, однако осуществляется с нарушениями требований законодательства Российской Федерации.

В ходе проверки в деятельности Организации выявлены признаки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, а именно:

- Организацией за проверяемый период получены денежные средства от иностранных источников;

- установлено осуществление Организацией политической деятельности в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия путем: распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике; публичных обращений к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов; формирования общественно-политических взглядов и убеждений и др.;

- в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента сведения об Организации не содержатся.

На основании установленных вышеизложенных обстоятельств, ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу пришло к выводу, что Организация при получении в проверяемом периоде денежных средств от иностранных источников, и, одновременно осуществляя политическую деятельность, является организацией, исполняющей функцию иностранного агента, и подлежит включению в реестр, предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (л.д. 104-110 том 2).

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что акт составлен уполномоченным лицом, в пределах предоставленных полномочий, процедура составления акта проверки соблюдена.

В соответствии с пунктами 30, 51 Административного регламента внеплановая проверка проводится по конкретному факту, явившемуся основанием для внеплановой проверки. Документарная проверка проводится на основании распоряжения Минюста России (территориального органа) о ее проведении.

Специалист (члены комиссии) рассматривает полученные от некоммерческой организации документы, а также документы, которыми располагает центральный аппарат (территориальные органы), в том числе представленные органами государственной статистики, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов и иными органами государственного надзора и контроля в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях и полученные в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в Перечень (пункт 55 Административного регламента).

По результатам проверки центральный аппарат (территориальные органы) составляют акт проверки. Основанием для составления акта проверки является ее завершение в установленный срок.

Акт проверки оформляется в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки утверждена приказом Минэкономразвития России "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Специалист (члены комиссии) подписывает акт проверки. В случае невозможности подписания акта проверки отдельным специалистом (членами комиссии) в нем делается отметка о причине отсутствия соответствующей подписи.

К акту проверки прилагаются документы или их копии, связанные с проверкой, объяснения руководителя и работников некоммерческой организации, на которых возлагается ответственность за установленные нарушения.

К экземпляру акта проверки, направляемому (вручаемому) некоммерческой организации, прилагаются копии документов, полученных от органов государственной власти, иных организаций, подтверждающих выявленные в ходе проверки нарушения (за исключением документов ограниченного распространения).

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю некоммерческой организации, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (пункты 56-59 Административного регламента).

Согласно пункту 60 Административного регламента некоммерческая организация, проверка которой проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с вынесенным предупреждением (представлением) об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в центральный аппарат (территориальный орган) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предупреждения (представления) об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

Как следует из материалов дела Фондом 7 декабря 2020 года в ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу были направлены возражения на акт проверки № 27 от 16 ноября 2020 года (л.д. 112-117 том 1).

Довод апелляционной жалобы о том, что в нарушение пункта 48 Административного регламента должностными лицами ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу не были проведены в период проверки рабочие встречи и совещания с руководителем некоммерческой организации для обсуждения предварительных результатов проверки, требующих получения дополнительных пояснений, и устранения возможных разногласий по существу выявленных нарушений в деятельности некоммерческой организации, отклоняется судебной коллегией, поскольку требования указанного пункта Административного регламента, как и привлечение специалистов, не являются обязательными при проведении документарной проверки.

Также судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что акт осмотра сайта сети Интернет является недопустимым доказательством ввиду несоответствия даты составления акта осмотра и даты скриншот страниц сайта.

Частью 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса.

В качестве доказательств допускаются также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов (часть 2 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Приложением к акту проверки № 27 от 16 ноября 2020 года является акт осмотра сайта сети Интернет от 12 ноября 2020 года (л.д. 111-171 том 2).

То обстоятельство, что скриншот статьи «Еще один шаг в сторону принудительного лечения наркозависимых. Рассказываем о новом законопроекте», размещенной по электронному адресу <...> (л.д. 154-159 том 2), датирован 16 ноября 2020 года, не свидетельствует о недопустимости акта осмотра в качестве доказательства по делу, поскольку осмотр завершен в последний день проверки – 16 ноября 2020 года, что не противоречит положениям статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Кроме того, факт наличия информации, зафиксированный скриншотами страниц сайтов от 16 ноября 2020 года, не оспаривался.

Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривалось административным истцом, что Фонд в проверяемый период с 3 декабря 2018 года по 16 октября 2020 года получал денежные средства от иностранных источников: <...> (ОГРН №...) – около 210 000 рублей (опосредованное иностранное финансирование); <...> – 21 000 000 рублей; <...> – 58 500 000 рублей; <...>- 4 800 000 рублей; <...> – 1 700 000 рублей; <...> – 2 700 000 рублей.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что административным ответчиком законно и обоснованно, в пределах предоставленных полномочий, принято оспариваемое распоряжение о включении Благотворительного фонда в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, на основании выявленных Минюстом России фактов, явно свидетельствующих о том, что Фонд получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и непосредственно, а также через свои исполнительные органы участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Между тем, приходя к такому выводу, суд первой инстанции не учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 08 апреля 2014 года N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан К.Л.Г., С.С.М. и Ю.В.П.", согласно которой осуществление некоммерческой организацией деятельности в таких областях, как наука, культура, искусство, здравоохранение, профилактика и охрана здоровья граждан, социальная поддержка и защита граждан, защита материнства и детства, социальная поддержка инвалидов, пропаганда здорового образа жизни, физическая культура и спорт, защита растительного и животного мира, благотворительность, а также содействие благотворительности и добровольчество, не относится к политической деятельности, занятие которой может служить основанием для признания такой организации выполняющей функции иностранного агента, - даже если она имеет целью воздействие на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику, но при условии, что эти цели не выходят за пределы (рамки) соответствующей области деятельности.

Согласно представленному в материалы дела уставу Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» (2018 год), целью создания Фонда является формирование имущества на основе добровольных взносов, других, не запрещенных законодательством поступлений для осуществления благотворительной деятельности, в том числе направленной на: социальную поддержку и защиту граждан; содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; содействия добровольческой (волонтерской) деятельности; содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан (л.д. 118-131 том 1).

Для достижения уставной цели Фонд в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляет следующие виды деятельности, являющиеся предметом деятельности Фонда, в том числе:

- самостоятельное осуществление, а также содействие государственным и негосударственным (некоммерческим) организациям и учреждениям в реализации мер по продвижению, развитии и утверждении законодательных и иных регуляторных мер, направленных на улучшение здоровья населения Российской Федерации, социальную реабилитацию и защиту людей, по состоянию здоровья не способных полноценно участвовать в жизни общества, предотвращение эпидемий и предотвратимого ущерба здоровью, улучшение медико-демографической ситуации в России;

- проведение и поддержка исследований, направленных на разработку и обобщение научной базы о необходимых мерах, законодательных актах и программах, направленных на улучшение здоровья населения;

- установление и организация партнерского взаимодействия с лечебно-профилактическими учреждениями, иными медицинскими организациями, учреждениями социальной защиты населения, некоммерческими организациями, органами государственной власти и местного самоуправления для достижения целей Фонда;

- организация, реализация и финансирование проектов, осуществляющих исследования здоровья населения и политики государства в этой области, практические проекты, направленные на улучшения здоровья населения, социальную защиту и реабилитацию малообеспеченных, безработных, женщин и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, бездомных, инвалидов, ВИЧ-инфицированных и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;

- подготовка и внесение своих предложений в органы государственной власти по вопросам содействия развитию системы здравоохранения и доступа к медицинской помощи малообеспеченных, безработных, женщин и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, бездомных, инвалидов, ВИЧ-инфицированных и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы (пункт 2.2 Устава).

Виды деятельности, осуществление которых требуют специального разрешения (лицензии), могут осуществляться Фондом с момента получения такого разрешения (лицензии) (пункт 2.3 Устава).

Как следует из материалов дела, для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом, Фондом получены лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, медицинской деятельности (л.д. 27-33 том 3).

Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации), регулирующим отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере здравоохранения), даны определения основных понятий, а именно:

- охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации).

Профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя в том числе выявление причин и условий возникновения и развития заболеваний, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации в пункте 2 части 1 статьи 29 предусматривает, что организация охраны здоровья осуществляется, в частности, путем разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в том числе, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих": туберкулез; болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); гепатит В; гепатит С.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 12 этого же закона одним из принципов государственной политики в сфере охраны здоровья граждан является приоритет профилактики, которая обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними.

Профилактика инфекционных заболеваний в силу части 1 статьи 30 поименованного выше закона осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний.

Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.

Под добровольческой (волонтерской) деятельностью, согласно статье 1 Закона понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 данного Федерального закона, в том числе: содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.

В соответствии со статьей 17.2 указанного Закона организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как следует из представленного в материалы дела акта проверки ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу № 27 от 16 ноября 2020 года, в рамках проверки было установлено, что Фонд имеет сайт по адресу <...>, ответственным за размещение на нем информации является Дугин С.Г.

На указанном сайте опубликованы следующие статьи:

- 20 ноября 2018 года «Отравленная Россия: в стране закончился препарат от передозировок» (налоксон – антидот при передозировках опиоидами), в которой Фонд сообщил о факте обращения активистов к председателю Правительства Российской Федерации, в Министерство здравоохранения со следующими просьбами: внедрить в России последовательную стратегию по снижению уровня передозировок; ввести на государственном уровне программы профилактики передозировок, расширяющих доступ людей, употребляющих опиаты, к налоксону и информации о здоровье; исключить налоксон из списка лекарств, отпускаемых по рецепту; ввести в торговый оборот аптечных сетей безрецептурную, доступную по цене назальную форму налоксона;

- 31 августа 2018 года «31 августа – День осведомленности о передозировках», в которой руководитель Фонда выражает поддержку инициативы некоммерческих организаций, планирующих подать Председателю Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения с требованием обеспечить в стране безрецептурный доступ к налоксону;

- 13 сентября 2018 года «Обращение в Министерство юстиции Российской Федерации», в котором Фондом дается оценка проекту закона о внесении изменений в Федеральный закон от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», разработанному Минюстом России. В данном обращении Фонд просит учитывать мнение Фонда в процессе дальнейшей работы над законопроектом.

Другими материалами, позволяющими отнести Фонд к некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, согласно акту, служат:

- видеозапись эфира «10 лет тюрьмы за пропаганду наркотиков в Интернете», размещенная 13 июля 2020 года на сайте Общественного телевидения России ОТР, в котором обсуждался законопроект, связанный с внесением изменения в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации, который устанавливает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет за склонение к употреблению наркотиков в Интернете, на срок от 12 до 15 лет, если это привело к гибели двух или более человек. Одним из гостей программы выступал Алексей Лахов, заместитель генерального директора Фонда, которым выражалось мнение по указанному законопроекту, в том числе его критическая оценка обсуждаемого законопроекта.

- статья «Еще один шаг в сторону принудительного лечения наркозависимых. Рассказываем о новом законопроекте», опубликованная 16 января 2020 года на сайте телеканала «Дождь» (внесен Минюстом России в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функцию иностранных агентов), согласно которой, экспертами, в том числе А.Лаховым, заместителем генерального директора Фонда, дается критическая оценка проекту поправок в закон «Об охране здоровья граждан», позволяющему раскрывать тайну об осужденных, которые лечатся от наркомании, без их согласия или согласия законного представителя.

- статья «Инфекция нас значительно опережает» опубликованная 18 февраля 2020 года на сайте «Новая газета», в которой А.Лахов, заместитель генерального директора Фонда, выражает свое мнение по поводу мер, которые необходимо предпринимать, чтобы победить ВИЧ, в том числе о введении государством заместительной терапии для наркопотребителей.

В ходе проверки установлено, что Фонд имеет также страницы в социальных сетях и видеохостинге в сети «Интернет»: <...>.

28 июля 2020 года на странице Фонда в социальной сети <...> размещена информация, в которой А.Лахов, сотрудник Фонда, информирует о собственном опыте лечения гепатита и выражает мнения по поводу мер, которые необходимо предпринять для борьбы с распространением гепатита, в том числе, подписав петицию в адрес Президента Российской Федерации с просьбой дать указание создать Национальную стратегию по борьбе с вирусными гепатитами, которая будет четко определять задачу по элиминации хронических вирусных гепатитов, ключевые показатели, сроки и механизмы их достижения.

Оценивая указанные в акте проверки статьи и публикации, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что изложенная в них информация оказывает влияние на общественное мнение по поставленным в них вопросам.

Вместе с тем, представленные спорные тексты посвящены гуманитарным целям информирования общественности об угрозах, связанных с распространением ВИЧ-инфекции, гепатита и наркозависимости, и не преследуют цель участия Фонда в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, в интересах иностранных источников.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что спорные публикации, статьи, интервью, за исключением размещенной 13 июля 2020 года на сайте Общественного телевидения России ОТР видеозаписи эфира «10 лет тюрьмы за пропаганду наркотиков в Интернете», в котором обсуждался законопроект, связанный с внесением изменения в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации, относятся к деятельности Фонда в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, пропаганды здорового образа жизни, а также деятельности в области содействия благотворительности и добровольчества – уставных целей Фонда, то есть деятельности, которая в силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в Постановлении от 8 апреля 2014 года N 10-П, не может быть отнесена к политической деятельности, осуществление которой может служить основанием для отнесения некоммерческой организации к выполняющей функции иностранного агента.

При этом заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней (л.д. 25-31 том 4) о том, что:

- указанная в акте статья «Обращение в Министерство юстиции Российской Федерации», в котором Фондом дается оценка проекту закона о внесении изменений в Федеральный закон от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ, разработанному Минюстом России, опубликованная 13 сентября 2018 года на сайте Фонда <...> ранее была предметом проверки ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу. Признаков политической деятельности Фонда ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу не установлено, что подтверждается представленным в суд апелляционной инстанции актом проверки № 6 от 15 февраля 2019 года (л.д. 20-24 том 4), и не оспаривалось представителем ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

- ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу необоснованно соотнесены высказывания заместителя генерального директора Фонда А.Лахова о заместительной терапии в опубликованной на сайте «Новая газета» статье «Инфекция нас значительно опережает» с метадоновой терапией, и в подтверждение данного вывода Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу сделана ссылка на статью, опубликованную на сайте Фонда 11 октября 2017 года «Рекомендации ООН для России по заместительной терапии». Как следует из текста данной статьи заместителем генерального директора Фонда А.Лаховым не проводится аналогия заместительной терапии с метадоновой терапией.

Оценивая размещенную 13 июля 2020 года на сайте Общественного телевидения России ОТР видеозапись эфира «10 лет тюрьмы за пропаганду наркотиков в Интернете», в котором обсуждался законопроект, связанный с внесением изменения в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации, на наличие признаков политической деятельности Фонда, судебная коллегия приходит к следующему.

В Постановлении от 8 апреля 2014 года N 10-П Конституционный Суд Российской Федерации применительно к нормам пункта 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" указал, что признание конкретных российских некоммерческих организаций выполняющими функции иностранного агента, объективно обусловленное тем, что они реально вовлечены в установленную названным Федеральным законом систему правоотношений, связанных с получением денежных средств и иного имущества от иностранных источников, имеет своим предназначением их идентификацию в качестве специфического субъекта политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

По смыслу положений пункта 6 статьи 2 указанного Федерального закона, обязательный признак некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, - участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации; такой деятельностью является, по буквальному смыслу этих законоположений, участие (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Следовательно, их отсутствие исключает отнесение некоммерческой организации к выполняющим функции иностранного агента, даже если организуемые (проводимые) с ее участием акции объективно сопряжены с критикой решений государственных органов либо вызвали в общественном мнении негативные оценки проводимой ими государственной политики.

При этом, в материалы дела доказательств, подтверждающих, что в ходе проверки ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу в деятельности Фонда установлены признаки целенаправленных властно-политических устремлений, а также систематического проявления социальной активности, имеющей целью формирование общественного мнения о несовершенстве законодательства по обсуждаемому вопросу, не представлено. Единичное высказывание критического мнения представителя Фонда по вопросу внесения изменения в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации, при указанных обстоятельствах, не может расцениваться в качестве политической деятельности Фонда.

В Постановлении от 8 апреля 2014 года N 10-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, учитывая, что получение некоммерческими организациями денежных средств и иного имущества от иностранных источников не исключает возможности их использования для оказания влияния на государственные органы Российской Федерации в интересах таких источников, законодательное выделение некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, согласуется с положениями Конституции Российской Федерации о суверенной государственности России и о признании носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонационального народа (преамбула; статья 3, часть 1).

В этой связи вывод суда первой инстанции о том, что выявленные в ходе проверки Минюстом России факты, явно свидетельствуют о том, что Фонд получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, и непосредственно, а также через свои исполнительные органы участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, по мнению судебной коллегии, является ошибочным.

В материалы дела в суд апелляционной инстанции представителями административного истца представлены заявки на получение грантов в иностранные и российские организации, поименованные в акте проверки за проверяемый период времени, а также финансовые отчеты по расходованию выделенных денежных средств в соответствии с целями согласованных проектов (л.д. 32-257 том 4), согласно которым полученные от иностранных источников денежные средства израсходованы Фондом исключительно для достижения уставной цели Фонда, при осуществлении видов деятельности, являющихся предметом деятельности Фонда.

В Постановлении от 8 апреля 2014 года N 10-П Конституционный Суд Российской Федерации применительно к нормам абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" указал, что само по себе получение некоммерческой организацией финансирования от иностранных источников и наличие у нее потенциальной возможности заниматься политической деятельностью на территории Российской Федерации не являются основанием для признания ее выполняющей функции иностранного агента; обязанность официально принять на себя соответствующий статус посредством направления в уполномоченный орган заявления о своем включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, возникает у некоммерческой организации только тогда, когда она действительно намерена после получения денежных средств или иного имущества от иностранных источников принимать участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации; при этом в силу презумпции законности и добросовестности деятельности некоммерческих организаций данная обязанность должна реализовываться в уведомительном порядке - исходя из самостоятельной оценки некоммерческой организацией собственных намерений - до начала осуществления политической деятельности.

При рассмотрении судом жалобы некоммерческой организации доказывание фактов получения ею иностранного финансирования и наличия у нее намерений участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, возлагается на орган, вынесший обжалуемое предупреждение или предостережение, а установленное судом отсутствие таковых обязывает его, руководствуясь статьями 18, 19 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 118 (часть 1) и 120 Конституции Российской Федерации, признать соответствующее предупреждение или предостережение незаконным; при этом любые объективные затруднения в оценке характера и (или) целевой направленности деятельности некоммерческой организации, получающей денежные средства или иное имущество от иностранных источников, должны толковаться исходя из презумпции законности и добросовестности такой деятельности.

Следовательно, при указанных обстоятельствах, учитывая, что выводы ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу, изложенные в акте проверки № 27 от 16 ноября 2020 года о том, что Фонд при получении в проверяемом периоде денежных средств от иностранных источников, и, одновременно осуществляя политическую деятельность, является организацией, исполняющей функцию иностранного агента, не имеют доказательств, у Министерства юстиции Российской Федерации отсутствовали законные основания для принятия решения о включении Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Судебная коллегия соглашается с доводом апелляционной жалобы о том, что статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, позволяет идентифицировать такую организацию в качестве специального субъекта правоотношений и возлагает на организацию ряд дополнительных обязанностей, в том числе:

- предоставлять заявление о включении некоммерческой организации в предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (пункт 9 статьи 13.1. Закона о некоммерческих организациях);

- материалы, издаваемые и (или) распространяемые ей, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента (пункт 2 статьи 14 и абзац пятый пункта 1 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях);

- некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента, не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пункт 12 части 5 статьи 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

- в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту.

В документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 32).

За несоблюдение требований законодательства по выполнению некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, дополнительных обязательств, предусмотрена административная ответственность (статьи 19.7.5-2, 19.34, 20.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 2 и пункта 3 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения об удовлетворении административного иска.

Удовлетворяя требования административного иска, в том числе и требование о признании незаконными выводов, содержащихся в акте проверки №27 от 16 ноября 2020 года Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в части признания деятельности Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» политической и установления в его деятельности признаков некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, судебной коллегией учитывается, что данные выводы послужили основанием для принятия оспариваемого распоряжения Минюстом России.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2021 года отменить, принять по делу новое решение.

Признать незаконными выводы, содержащиеся в акте проверки №27 от 16 ноября 2020 года Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в части признания деятельности Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» политической и установления в его деятельности признаков некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

Признать незаконным решение Министерства юстиции Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 1251-р о включении Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Гуманитарное действие» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Обязать Министерство юстиции Российской Федерации исключить Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие» из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: