ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-124/2018 от 19.01.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

дело № 33а-124/2018 город Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе председательствующего Чемякиной И.А.,

судей Герасимовой О.В., Поздняковой О.Ю.,

при секретаре: Павловой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 января 2018 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей, по апелляционной жалобе министерства природных ресурсов Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 10 октября 2017 года,

заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Доськовой Т.Ю., представителя Министерства природных ресурсов Хабаровского края Ульяновой А.А.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с административными исками к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей, мотивируя свои требования тем, что в результате проведенной проверки соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях установлено, что на территории Николаевского, Ульчского, района им. Лазо муниципальных районов Хабаровского края организованы государственные природные заказники краевого значения «Дальжинский», «Матайский», «Гурский», «Приозерный». Согласно информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю от 07.08.2017 сведения о границах данных особо охраняемых природных территорий в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, что нарушает требования законодательства об особо охраняемых природных территориях и земельного законодательства. 10.02.2017 г. Прокуратурой края в связи с неисполнением указанных требований законодательства в адрес Министра природных ресурсов Хабаровского края внесено представление, на которое административным ответчиком дан ответ, что в настоявшее время разрабатывается график выполнения работ в целях внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий краевого значения, однако сведения в реестр недвижимости не внесены. По информации Министерства природных ресурсов края от 16.08.2017 в настоящее время указанные работы также не выполнены и запланированы на период 2018 года. Между тем невнесение сведений в реестр недвижимости о границах зон особо охраняемых природных территорий создает условия для нарушения режима и функционирования таких территорий, препятствует осуществлению контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий. Просил признать незаконными бездействие Министерства природных ресурсов Хабаровского края, выразившееся в не направлении в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий государственных природных заказников краевого значения «Дальжинский», «Матайский», «Гурский», «Приозерный»; обязать административного ответчика в срок до 01.03.2018 направить в орган государственного кадастрового учета документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах указанных особо охраняемых природных территорий.

Определением судьи административные иски объединены в одно производство.

Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 10.10.2017 года требования прокурора Хабаровского края удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Хабаровского края, выразившееся в не направлении в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий - государственных природных заказников краевого значения «Дальжинский», «Матайский», «Гурский», «Приозерный». На Министерство природных ресурсов Хабаровского края возложена обязанность направить в орган государственного кадастрового учета документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах указанных особо охраняемых природных территорий - государственных природных заказников краевого значения в срок до 01.05.2018.

В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель Министерства природных ресурсов Хабаровского края – Е.А. Долгова с постановленным по делу решением не согласилась, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что Министерством природных ресурсов Хабаровского края предпринимались и предприняты все возможные меры по внесению сведений о границах особо охраняемых природных территорий краевого значения в Единый государственный кадастр недвижимости, что подтверждается документами, приложенными к апелляционной жалобе. Министерством организовано проведение процедуры определения подрядчика путем проведения открытого аукциона, по результатам проведения которого заключены 9 государственных контрактов на выполнение работ по внесению сведений о границах 94 особо охраняемых природных территорий краевого значения в ЕГРН. Кроме того, Министерство проинформировало административного истца о том, что работа по внесению сведений о границах указанных территорий, будет завершена в апреле 2018 года. Судом не было учтено, что Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которым обязанность по направлению в орган государственного кадастрового учета документов для внесения данных сведений в ЕГРН возложена на орган исполнительной власти, вступил в законную силу только 01.01.2017 года, в связи с чем, возложенная на Министерство обязанность не могла быть исполнена в более короткие сроки.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Хабаровского края просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Ульянова А.А., апелляционную жалобу поддержала по указанным в ней основаниям. Представила в суд документы, подтверждающие, что на 31.12.2017 года указанные в иске работы проведены, по состоянию на 13.12.2017 года принято решение о включении указанных особо охраняемых природных территорий краевого значения в ЕГРН.

Прокурор Доськова Т.Ю. просила оставить решение без изменения, указав, что предоставленные административным ответчиком документы свидетельствуют об исполнении требований прокурора.

Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

Согласно части 1 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением Главы администрации Хабаровского края от 05.01.1999 года №8 «Об организации государственного природного заказника краевого значения «Матайский» в районе имени Лазо Хабаровского края» в районе им.Лазо организован государственный природный заказник краевого значения «Матайский» общей площадью 114,4 тыс. гектар. Указанным постановлением утверждено Положение о государственном природном заказнике и описание границ государственного природного заказника краевого значения «Матайский».

Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 03.07.2000 года № 239 «Об организации государственного природного заказника краевого значения «Дальжинский» в Ульчском районе Хабаровского края» на территории Ульчского района организован государственный природный заказник краевого значения «Дальжинский» общей площадью 76,8 тыс. гектар. Утверждено Постановление о государственном природном заказнике краевого значения «Дальжинский» и описание границ государственного природного заказника краевого значения «Дальжинский».

Решением Хабаровского крайисполкома от 18.10.1990 №256 «Об организации на реках Амурского, Комсомольского и Николаевского районов Хабаровского края государственных природных заказников краевого значения для лососевых видов рыб» создан государственный природный заказник «Гурский», утверждено Положение о государственном природном заказнике с описанием границ государственного природного заказника краевого значения «Гурский».

Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.01.2009 № 10-пр «Об образовании государственного природного заказника краевого значения «Приозерный» на территории Николаевского муниципального района образован государственный природный заказник краевого значения «Приозерный» общей площадью 29 467 гектаров. Утверждено Положение о государственном природном заказнике с описанием границ государственного природного заказника краевого значения «Приозерный».

Указанные территории включены в перечень особо охраняемых природных территорий краевого значения.

Согласно информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю от 07.08.2017 года сведения о границах данных особо охраняемых природных территорий в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.

Прокуратурой Хабаровского края 10.02.2017 года в адрес Министерства природных ресурсов Хабаровского края внесено представление об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Ответом на представление от 17.03.2017 года Правительство Хабаровского края сообщило, что в целях внесения в ЕГРН сведений о границах особо охраняемых природных территорий краевого значения, в связи со значительным объемом средств, необходимых для выполнения работ, Министерством природных ресурсов Хабаровского края разрабатывается график внесения в ЕГРН сведений о границах особо охраняемых природных территорий краевого значения, созданных до 01.01.2017 года, который будет направлен в прокуратуру после утверждения.

Согласно информации Министерства природных ресурсов края от 16.08.2017 года указанные работы выполняются и запланированы на период до 2018 года.

Суд первой инстанции, установив, что в результате непринятия мер Министерством природных ресурсов Хабаровского края по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости особо охраняемых природных территорий были нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на основании п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о признании оспариваемого бездействия Министерства незаконным.

Согласно пункту 4 статьи 95 Земельного кодекса РФ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

Аналогичная норма содержится в пункте 10 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», в котором также указано, что порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Из пункта 6 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 138, следует, что сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

В Хабаровском крае таким органом является Министерство природных ресурсов Хабаровского края, действующее на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 14 февраля 2009г. № 49-пр.

В частности, согласно п.3.7.2. Положения, Министерство природных ресурсов Хабаровского края организует создание особо охраняемых природных территорий краевого значения и изменение режима их особой охраны по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а также с федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства в случае, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РРФ, других войск, воинских формирований и органов.

В соответствии с п.3.7.4. Положения, Министерство природных ресурсов Хабаровского края, ведет государственный кадастр особо охраняемых природных территорий краевого и местного значения в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, судом установлено, что административным ответчиком не была исполнена, возложенная на него законом обязанность по направлению в орган кадастрового учета сведений об особо охраняемых природных территориях краевого значения – природных заказников «Дальжинский», «Матайский», «Гурский», «Приозерный».

Ссылка в апелляционной жалобе на заключенные государственные контракты на выполнение работ по внесению сведений о границах особо охраняемых природных территорий краевого значения в ЕГРН, на существо постановленного решения суда не влияют, поскольку данные контракты были заключены после вынесения судом обжалуемого решения.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом достоверно установлена и подтверждается материалами дела совокупность условий, предусмотренных пп.1 п.2 ст.227 КАС РФ, для признания бездействия Министерства природных ресурсов Хабаровского края, выразившегося в не направлении в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах государственных природных заказников краевого значения «Дальжинский», «Матайский», «Гурский», «Приозерный».

Учитывая требования закона и установленные обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного решения, так как направлены на иное толкование норм действующего законодательства, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции не усматривает.

Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Представленное в суд апелляционной инстанции: сопроводительные письма о направлении землеустроительной документации по особо охраняемым природным территориям в Управление Росреестра по Хабаровскому краю от 29.11.2017 и 25.12.2017 г., акт приема-передачи выполненных работ по формированию землеустроительных дел по особо охраняемым природным территориям от 5.12.2017 г., и письмо Управления Росреестра по Хабаровскому краю о принятии землеустроительных дел в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства с присвоением инвентарных номеров, могут свидетельствовать об исполнении судебного решения, однако выводы суда первой инстанции не опровергают, в связи с чем, основанием для отмены по существу правильного решения не являются.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 10 октября 2017 года по делу по административному исковому заявлению прокурора Хабаровского края к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства природных ресурсов Хабаровского края – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий Чемякина И.А.

Судьи Герасимова О.В.

Позднякова О.Ю.