Судья Буланова Н.А. Дело № 33а-12500
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 декабря 2017 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Пилипенко Е.В.
судей Туктамышевой О.В. и Кудриной Я.Г.
при секретаре Цыбульской М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административный иск Приморского межрайонного природоохранного прокурора к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по апелляционной жалобе Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 7 сентября 2017 года, которым административный иск удовлетворен частично. Признано незаконным бездействие Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, выразившееся в не принятии мер по установлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - реки Арму. На Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края возложена обязанность в срок не позднее двух лет со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на установление границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - реки Арму, в соответствии с представленными полномочиями и в установленном порядке.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., прокурора Нишоновой Ф.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Приморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском, указав, что Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края ( далее –Департамент) является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями по осуществлению мер по охране водных объектов и их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации.
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований водного законодательства, по результатам которой установлено бездействие Департамента, выразившееся в неустановлении границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта реки Арму. Департаментом в нарушение п.2 ч.1 ст.26, ч.8 ст.26, п.3 ч.2, ч.5 ст.33 ВК РФ до настоящего времени не приняты меры по охране водного объекта реки Арму, которая является водным объектом высшей категории рыбохозяйственного значения, в связи с чем, границы ее водоохранных зон и прибрежных защитных полос должны быть установлены в первую очередь. Бездействие Департамента по непринятию должных мер по охране водного объекта позволяет использовать их водоохранные зоны и прибережные защитные полосы в отсутствие каких-либо ограничений хозяйственной и иной деятельности, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду.
Просит признать незаконным бездействие Департамента, выразившееся в не установлении границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Арму и возложить на департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края в срок не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу в отношении р. Арму обязанность по: определению ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со ст.65 ВК РФ; описанию границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, ее координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических координатах; установлению на всем протяжении в пределах Приморского края водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков в характерных точках рельефа, в местах пересечения водного объекта с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр; предоставлению в установленном порядке документов (содержащихся в них сведений) о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы в уполномоченный орган регистрации прав для внесения сведений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий в Единый государственный реестр недвижимости.
В судебном заседании помощник прокурора Фрунзенского района Косова И.С. поддержала исковые требования.
Представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Судом вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласился Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, в поданной апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности ввиду существенного нарушения норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение задания прокуратуры Приморского края от 13 февраля 2017 года № 7/3-19-2017 проведена проверка исполнения требований водного законодательства, в том числе полноты и своевременности мер, принимаемых Департаментом к охране водных объектов, осуществление мер по охране которых возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В результате проверки установлено, что Приказом Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 25 августа 2014 года № 05-07/79 утверждена Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Амур. Указанной Схемой утвержден перечень водных объектов бассейна реки Уссури (либо их частей), осуществление мер по охране которых возложено на органы государственной власти Приморского края, который предусматривает 50 водных объектов.
Однако уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до настоящего времени не приняты меры по охране водных объектов в части установления границ зон с особыми условиями использования территорий (водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов), в том числе р. Арму.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в нарушение положений ст.7.1, п.2 ч.1 ст.26 55, ст.65 Водного кодекса РФ Департаментом обязанность по установлению и описанию границ водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы реки Арму не исполнена, сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водного объекта в Федеральное агентство водных ресурсов до настоящего времени не представлены, в связи с чем, допущено незаконное бездействие, и возложил на Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края обязанность принять меры, направленные на установление границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - реки Арму, в соответствии с представленными полномочиями и в установленном порядке.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (ч.3 ст.26 Водного кодекса РФ).
Пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что финансовое обеспечение осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 2.1.3 Положения о департаменте природных ресурсов и охране окружающей среды Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 29.11.2012 № 368-па, Департамент за счет субвенций из федерального бюджетаосуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Приморского края.
Пунктом 4 Методических указаний, утвержденных Приказом Минприроды России от 29.09.2010 № 425, установлено, что передаваемые полномочия обеспечиваются финансированием из федерального бюджета, предоставляемым бюджету субъекта Российской Федерации в виде субвенций, при этом размер субвенции зависит от общего объема субвенций, предоставляемых для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации
В соответствии с пунктом 5 Методических указаний для реализации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо в том числе согласовать в Росводресурсах значения целевых прогнозных показателей | осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений и перечень мероприятий, направленных на их достижение, в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 629 «Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений»
Согласно пункту 3 Правил № 629 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с Примерным перечнем мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.03.2008 № 61, в который включено, в частности, мероприятие по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закреплению их на местности специальными информационными знаками.
В силу ст.33 Водного кодекса РФ схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.
Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливается предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов.
Согласно п.1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 года N 282, Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
В соответствии с п.5.6.4 Положения Федеральное агентство водных ресурсов в установленной сфере деятельности осуществляет разработку, утверждение и реализацию в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов.
Кроме того, Росводресурсы осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций (п.5.13 Положения).
В силу п.1 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года N 883, схемы разрабатываются для каждого речного бассейна и представляют собой совокупность систематизированных материалов в текстовой, табличной и графической форме на электронных и бумажных носителях о состоянии водных объектов и об их использовании, полученных в результате наблюдений, исследований состояния водных объектов, изысканий, предпроектных и проектных работ по планированию и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также осуществления мероприятий по уменьшению негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.
Согласно п.2 Правил схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Российской Федерации.
Схемами устанавливается, в том числе перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, разрабатываемый Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (п.п «б» п.6 Правил).
Регламент формирования бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденный Приказом Росводресурсов от 23 июня 2016 года N 123, определяет состав и формы прогнозных материалов, порядок представления и рассмотрения предложений о необходимых объемах бюджетных ассигнований на финансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий и работ, направленных на реализацию государственных задач в сфере водных ресурсов по обеспечению социально-экономических потребностей в водных ресурсах, безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений, предупреждению и снижению ущербов от наводнений и другого негативного воздействия вод, включая предложения по реализации субъектами Российской Федерации отдельных переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.
Пунктом 1.9 Регламента установлено, что решение о принятии к финансированию (реализации) мероприятий и работ, указанных в пункте 1.2 настоящего Регламента, принимается руководством Росводресурсов на основании рекомендаций Комиссии по рассмотрению материалов бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2017 и на плановый период 2018 - 2019 годов (далее - Комиссия) по результатам рассмотрения материалов бюджетных проектировок Комиссией в соответствии с разделом 4 настоящего Регламента.
Из вышеприведенных положений Водного кодекса РФ и подзаконных нормативных правовых актов в их совокупности следует вывод, что именно Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет разработку, утверждение и реализацию схем комплексного использования и охраны водных объектов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов, принимает решение о принятии к финансированию (реализации) мероприятий и работ в области водных отношений.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции подлежали выяснению вопросы о включении мероприятий по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта в перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей, в схему комплексного использования и охраны водных объектов, а также вопросы выделения бюджетных средств в виде субвенций на соответствующие мероприятия.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что рассмотрение данного дела без привлечения к участию Федерального агентства водных ресурсов не может быть полным и всесторонним, при рассмотрении данного дела затрагиваются права указанного федерального органа исполнительной власти.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в тот же суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 7 сентября 2017 года отменить.
Дело по административному исковому заявлению Приморского межрайонного природоохранного прокурора к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Судьи