ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1250/19 от 04.04.2019 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-1250/2019


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 4 апреля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Астапенко С.А.

судей Морозковой Е.Е. и Муратовой С.В.

при секретаре Гринь Н.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 4 декабря 2018 года об оспаривании решения таможенного органа о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения ФИО4 – представителя от ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения ФИО3 – представителя от административного ответчика Брянской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы России, путем использования систем видеоконференц-связи, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,

установила:

ФИО1 А. обратился в суд с административным иском к Брянской таможне Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы России, которым просил признать незаконным решение от 26.09.2018 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

В обоснование требований ФИО1 А. указал, что является гражданином Грузии, на территории России пребывает на основании вида на жительство иностранного гражданина, выданного с 15.12.2016 года по 15.12.2021 года, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, проживает со своей семьей – гражданкой Российской Федерации ФИО6 и несовершеннолетними детьми ФИО2 и ФИО2, имеющими гражданство Российской Федерации, проживающими в России.

В 2016 году административным истцом на таможенную территорию Российской Федерации через Брянскую таможню был ввезен легковой автомобиль марки , VIN , регистрационный номер , 2003 года выпуска. В мае 2017 года обратился в органы полиции по факту пропажи данного транспортного средства. В этой связи административный истец был лишен возможности вывоза временно ввезенного транспортного средства с таможенной территории Таможенного союза.

Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, административный истец считает, что оспариваемое решение нарушает право административного истца на личную и семейную жизнь. Последствием принятия решения является ограничение права на совместное проживание с семьёй, воспитание несовершеннолетних детей и обязанности по их содержанию, что противоречит принципам международного права.

Кроме того, административный истец указывает, что к административной ответственности не привлекался, наказание в виде уплаты административного штрафа ему не назначалось, не подвергался административному выдворению либо депортации. В период своего пребывания в Российской Федерации не уклонялся от уплаты налога или административного штрафа. Возмещение расходов, связанных с административным выдворением или депортацией, на него не возлагалось.

Административным ответчиком нарушен установленный срок уведомления иностранного гражданина, в отношении которого принято решение о неразрешении въезда.

В суд первой инстанции административный истец ФИО1 А. не явился, его представитель ФИО4 поддержала заявленные требования.

Представитель административного ответчика Брянской таможни ФИО3 административный иск не признала. В возражениях указала, что 27 июня 2016 года гражданином Грузии ФИО1 через таможенный пост МАПП Новые Юрковичи Брянской таможни на таможенную территорию Таможенного союза временно ввезено транспортное средство марки , VIN , регистрационный номер , 2003 года выпуска, страна государственной регистрации – Литовская Республика. В соответствии с ч.3 ст.355 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего на момент ввоза транспортного средства, должностным лицом таможенного поста МАПП Новые Юрковичи произведено таможенное декларирование указанного транспортного средства путем оформления пассажирской таможенной декларации (ПТД) Срок временного ввоза установлен до 27.06.2017. До истечения установленного срока временного ввоза и после его истечения ФИО1 А. не осуществлено таможенное декларирование временного ввезенного транспортного средства с целью выпуска в свободное обращение, обратного ввоза или помещения под таможенные процедуры. 03.11.2017 года установлен факт нарушения декларантом срока временного ввоза транспортного средства, 09.11.2017 года составлен акт об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей в связи с нарушением срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования. Брянской таможней ФИО1 А. выставлено требование об уплате таможенных платежей от 14.11.2017 в размере 2 056 677,54 руб. и пени в размере 84 118,11 руб., которое направлено в его адрес 20.11.2018 года.

Поскольку требование об уплате таможенных платежей и пеней ФИО1 А. не исполнено в соответствии с подп. 10 ч.1 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» Брянской таможней принято оспариваемое решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

Факт хищения у ФИО1 А. транспортного средств , временно ввезенного им на территорию Таможенного союза, в установленном законом порядке не проверялся и не зафиксирован. Обращение в таможенный орган с целью признания таможенным органом факта уничтожения (безвозвратной утраты) транспортного средства вследствие аварии или действий непреодолимой силы не поступало.

Представитель Брянской таможни также считает несостоятельными и ссылки административного истца на то обстоятельство, что у него имеются жена и дети на территории Российской Федерации. В обоснование представитель административного ответчика приводит правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2014 года № 628-О, и отмечает, что само по себе нахождение иностранного гражданина в браке с лицом, имеющим гражданство Российской Федерации, и наличие несовершеннолетних детей, не освобождает такого иностранного гражданина от обязанности по вывозу временно ввезенного транспортного средства либо от обязанности по уплате таможенных платежей, возникшей в связи с невывозом транспортного средства, и не является безусловным основанием для снятия запрета на его въезд в Российскую Федерацию. Оспариваемое решение представляет собой адекватные меры государственного реагирования на допущенные административным истцом нарушения таможенного законодательства, признаками формальности не обладает, чрезмерным или неоправданным вмешательством государства в жизнь заявителя не является.

Решением Тосненского городского суда от 4 декабря 2018 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 А. отказано в полном объеме.

На поставленное судом решение ФИО1 А. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения, вследствие нарушения норм материального и процессуального права, и неправильного определения юридически значимых для дела обстоятельств. В жалобе поддерживаются доводы административного истца, приведенные в суде первой инстанции. Указывается на незаконность требования об уплате таможенных платежей от 14.11.2017 года по причине хищения транспортного средства и возбуждения 09.01.2019 года по данному факту уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. УК РФ.

Относительно апелляционной жалобы от Брянской таможней поданы возражения о несостоятельности ее доводов и законности решения суда.

Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующим выводам.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 27 июня 2016 года гражданин Грузии ФИО1 по пассажирской таможенной декларации для личного пользования временно ввёз на таможенную территорию таможенного союза транспортное средство марки , идентификационный номер VIN , регистрационный номер , 2003 года выпуска, страна государственной регистрации – Литовская Республика. Таможенный органом установлен срок временного ввоза на таможенную территорию таможенного союза до 27.06.2017. Декларант при ввозе автомобиля освобожден от уплаты таможенных платежей на период временного ввоза. В установленный срок временно ввезённый автомобиль не вывезен.

14.11.2017 года Брянской таможней ФИО1 А. выставлено требование об уплате таможенных платежей в размере 2 056 677,54 руб. и пеней в размере 84 118,11 руб. в связи с невывозом иностранным физическим лицом временно ввезённого транспортного средства, предложено в срок не позднее 20 дней со дня получения данного требования осуществить уплату по указанным в нем реквизитам счёта. Требование направленно по двум известным таможенному органу адресам ФИО1 А., однако возвратилось отправителю в связи с неполучением адресатом.

В ответ на уведомление таможенного органа о невывозе транспортного средства ФИО1 А. представил копию постановления оперуполномоченного ГУР 80 отдела полиции ОМВД России по Колпинскому району Санкт-Петербурга ФИО5 от 04.06.2017 года об отказе в возбуждении уголовного дела, из которого следовало, что в ноябре – декабре 2016 года ФИО1 А. приехал на автомашине , регистрационный номер на территорию Российской Федерации, и спустя некоторое время оставил автомашину в одном из гаражей, находящихся на <адрес> в <адрес>. В начале мая 2017 года, приехав к гаражу, ФИО1 А. обнаружил отсутствие гаража и машины.

26.09.2018 года начальником Брянской таможни утверждено решение , которым гражданину Грузии Чачибаиа Арчилу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не разрешен въезд в Российскую Федерацию. Основанием принятия решения явились невывоз иностранным физическим лицом временно ввезенного транспортного средства, неисполнение требования Брянской таможни от 14.11.2017 об уплате таможенных платежей на общую сумму 2 056 677,54 руб., срок добровольной уплаты закончился 15.12.2017 г.

02.10.2018 года в адрес ФИО1 А. направлено уведомление о принятом решении, которое получено им 23.10.2018 года.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение Брянской таможни принято с соблюдением установленной законодательством процедуры, соответствует подп. 10 ч. 10 статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», так как ФИО1 А. уклонился от уплаты таможенных платежей, которые по своей природе являются налогом. Поскольку оспариваемое решение направлено на понуждение административного истца к исполнению своих обязанностей по уплате таможенных платежей и действует до исполнения этих обязанностей, то оно не может считаться нарушающим его право на уважение семейной жизни, чрезмерным или неоправданным вмешательством государства в жизнь административного истца.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

На территории Российской Федерации проживают супруга административного истца - гражданка Российской Федерации ФИО6ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная по месту жительства по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, а также двое несовершеннолетних детей административного истца, являющиеся гражданами Российской Федерации: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Заключение брака между гражданином Грузии ФИО1 и гражданкой России ФИО6 подтверждается свидетельством о заключение брака от ДД.ММ.ГГГГ, выданным управлением ЗАГС Колпинского района Комитета по делам ЗАГС Правительства Санкт-Петербурга.

В свидетельствах о рождении детей ФИО2 и ФИО2 отцом указан ФИО1 А., матерью – ФИО6

15.12.2016 ФИО1 А. документирован видом на жительство сроком действия до 15.12.2021, зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

В суде апелляционной инстанции допрошена в качестве свидетеля ФИО6, которая показала, что состоит в зарегистрированном браке с ФИО1 А., имеют несовершеннолетних детей. В настоящее время проживает в квартире, принадлежащей ей на праве собственности, вместе с мужем и двумя детьми. 25.04.2011 года ФИО6 зарегистрирована индивидуальным предпринимателем с основным видом деятельности предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты (ОГРНИП ). ФИО1 А. занимается воспитанием, образованием детей и помогает в осуществлении предпринимательской деятельности.

ФИО4 - представителем административного истца в судебное заседание суда апелляционной инстанции представлены справка налогового органа об отсутствии у ФИО1 А. задолженности по налогам, выписка из ЕГРН, из которой следует, что ФИО1 А. является собственником нежилого здания площадью 157,4 кв.м., здание кафе, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ, а также земельного участка с кадастровым номером , расположенного по тому же адресу, дата регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ.

Действительно, в соответствии с подп. 10 ч. 1 ст. 27 от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонились от уплаты налога или административного штрафа либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо депортацией, - до осуществления соответствующих выплат в полном объеме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 N 12 утверждены Правила принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства.

Согласно п.п. 4, 5 названных Правил уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия по принятию решений о неразрешении въезда и их отмене непосредственно и (или) через свои территориальные органы (подразделения).

В названный выше перечень включена также Федеральная таможенная служба (ФТС).

В то же время в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).

Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.

Судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать необходимость ограничения прав и свобод человека исходя из установленных фактических обстоятельств. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.

В пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней" указано: как следует из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод.

В силу положений статьи Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В определении от 2 марта 2006 года N 55-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что при оценке нарушения тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, а именно как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17 февраля 2016 года N 5-П, суды, рассматривая дела, связанные с нарушением иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, должны учитывать обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство. Уполномоченные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, касающихся, в том числе и неразрешения въезда в Российскую Федерацию.

Принимая решение о неразрешении ФИО1 А. въезда в Российскую Федерацию, Брянской таможней не были приняты во внимание такие факты как проживание на территории Российской Федерации супруги, несовершеннолетних детей – граждан Российской Федерации, обеспеченных жилой площадью, длительность проживания ФИО1 А., получение им вида на жительство, подтверждающего его право на постоянное проживание в Российской Федерации и право на его свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, регистрацию по месту жительства на территории Ленинградской области, наличие дохода от предпринимательской деятельности, непривлечение его к уголовной ответственности, степени общественной опасности совершенного им нарушения закона.

В рассматриваемом случае правоотношений требования соблюдения публичного (общественного) порядка должны быть уравновешены с требованиями о невмешательстве в семейную жизнь иностранного гражданина и членов его семьи.

Однако такой баланс интересов по настоящему делу в случае признания законным оспариваемого решения не был бы соблюден, так как на территории России проживают супруга и несовершеннолетние дети ФИО1 А., являющиеся гражданами Российской Федерации.

При этом доказательства реальной угрозы государству, общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации в связи с пребыванием административного истца на территории России в дело не представлены.

Учитывая конкретные фактические обстоятельства дела и вышеприведенные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом решение не отвечает принципу справедливости и соразмерности установленного ограничения выявленному нарушению, и противоречит нормам законодательства, принятым решением о неразрешении въезда в Российскую Федерацию созданы препятствия для реализации прав и свобод ФИО1 А.

В этой связи имелись основания для удовлетворения его требований о признании незаконным оспариваемого решения.

При таком положении доводы апелляционной жалобы заслуживают внимание, постановленное по делу решение суда об нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

Решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 4 декабря 2018 года отменить, принять по административному делу новое решение.

Признать незаконным решение Брянской таможни ФТС России от 26.09.2018 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства в отношении гражданина Грузии ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Ваганов А.В.