ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-12536/19 от 04.09.2019 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Прохорова Л.Н. Дело 33а-12536/2019

А-3.022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 сентября 2019 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в

составе:

председательствующего Мирончика И.С.

судей Деева А.В., Корниенко А.Н.,

при секретаре Копейкиной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании решения незаконным,

по апелляционной жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО2

на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 10 июня 2019 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.

Заслушав доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась с указанным административным исковым заявлением.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 является многодетной матерью. С целью реализации права на бесплатное получение в собственность земельного участка на территории Красноярского края 14.02.2019г. ФИО1 подано в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (далее – ДМиЗО администрации г. Красноярска) заявление о предоставлении двух смежных земельных участков с кадастровыми номерами и . Решением ДМиЗО администрации г. Красноярска от 15.03.2019г. ей отказано в предоставлении участков в связи с тем, что законом предоставление земельных участков образованных путем объединения не предусмотрено, на испрашиваемых участках расположены металлический павильон и деревянная постройка. Решение ДМиЗО нарушает ее права, поскольку оснований для отказа в удовлетворении заявления, предусмотренных п. 2 ст. 29.6 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», не имеется.

ФИО1 просила признать незаконным решением ДМиЗО администрации г. Красноярска от 15.03.2019г. №В-2415 и возложить на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанность повторно рассмотреть ее заявление на дату его подачи в соответствии с установленной законом процедурой.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 просила решение отменить, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на доводы и позицию, изложенные в административном исковом заявлении, полагая, что суд первой инстанции не дал им должной оценки. Суд не учел, что в отношении испрашиваемых земельных участков хотя и установлены ограничения в пользу ФИО3 и ФИО4, но участки давно не используются, территория покрыта строительным и бытовым мусором.

Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда необходимо оставить без изменения по следующим основаниям.

Согласно подп.8 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

В силу п.2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления земельных участков многодетным семьям в Красноярском крае определен Законом Красноярского края от 04.12.2008г. N7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" и Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятия решений по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, зарегистрированным на территории г.Красноярска, утвержденным распоряжением Администрации г.Красноярска от 19.07.2013 N156-р.

На основании п. 2 ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.

Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований. Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка.

По правилам п. 1 и подп. г п. 3 ст. 29.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. Заявление может быть подано также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 15 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" предельные размеры земельных участков, предоставляемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 14 настоящего Закона, устанавливаются: для ведения садоводства: минимальный - 0,06 га, максимальный - 0,15 га; для ведения огородничества: минимальный - 0,02 га, максимальный - 0,15 га; для ведения животноводства, за исключением территории Красноярской агломерации: минимальный - 0,05 га, максимальный - 3,0 га; для индивидуального жилищного строительства: минимальный - 0,10 га, максимальный - 0,15 га; для ведения личного подсобного хозяйства: минимальный - 0,10 га, максимальный - 0,25 га.

Многодетным гражданам, имеющим шесть и более детей, земельные участки предоставляются в собственность в двойном размере по сравнению с размерами, установленными в настоящем пункте.

По правилам п. 1 ст. 29.5 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" при поступлении заявления о предоставлении земельного участка в границах земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в двухмесячный срок со дня поступления заявления принимает и направляет заявителю решение об утверждении схемы в случае, если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в границах указанного земельного участка от многодетных граждан не поступили.

Согласно подп. а п. 2 ст. 29.6 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" основанием для отказа в предоставлении земельного участка является, случай если поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок, который испрашивается заявителем или из которого может быть образован испрашиваемый заявителем земельный участок, в соответствии с категорией земель или видом разрешенного использования не может быть использован для цели, указанной в заявлении, находится во владении, пользовании третьего лица или осуществляется его предоставление в собственность за плату или в аренду, в том числе путем проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14 февраля 2019 года ФИО1, являющаяся матерью шестерых детей, с целью реализации права многодетного гражданина на однократное бесплатное получение без торгов земельного участка обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении двух смежных земельных участков с кадастровыми номерами и .

Решением Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, изложенном в письме от 15 марта 2019 года в удовлетворении заявления отказано в связи с тем, что законом края не предусмотрено предоставление в собственность бесплатно многодетным гражданам земельных участков образованных путем объединения земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также в связи с тем, что на земельном участке с кадастровым номером расположены металлический павильон и деревянная постройка, поэтому размещение объекта на заявленном участке приведет к ограничению права пользования земельным участком.

Также путем исследования предоставленных ответчиком заключений по состоянию земельных участков, фотографий, а также фотографий, представленных административным истцом, судом первой инстанции установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0600198:107 расположены вышеуказанные строения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости установлены ограничения права в виде аренды в отношении находящихся в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером Распоряжением администрации г. Красноярска от 2 июня 2004 года № 1361-арх, в пользу ФИО3, а также земельного участка с кадастровым номером Распоряжением администрации г. Красноярска от 14 мая 2004 года № 1172-арх в пользу ФИО4

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, суд первой инстанции, установив юридически значимые обстоятельства дела, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о том, что решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 15.03.2019г. является законным и обоснованным, поскольку на испрашиваемые земельные участки наложены ограничения в пользу третьих лиц, а на земельном участке с кадастровым номером находятся строения, и предоставление земельных участков многодетным гражданам путем их объединения не предусмотрено законом Красноярского края от 04.12.2008 года N 7-2542. Таким образом, согласно положений подп. «а» п.2 ст. 29.6 данного Закона указанное департаментом основание для принятия отказа в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства является правомерным.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает, что административный истец фактически желает получить в собственность как многодетный гражданин для индивидуального жилищного строительства два смежных земельных участка, на которые имеются ограничения права в виде аренды путем их объединения, что является недопустимым в силу приведенных выше положений закона, которыми предусмотрена возможность получения гражданином, имеющим шесть и более детей, одного земельного участка в двойном размере по сравнению с размером, установленным в п.1 ст. 15 закона Красноярского края от 04.12.2008 года N 7-2542, то есть не более 0,2 га.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе на указанное решение суда, повторяют правовую позицию административного истца, изложенную в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку в решении, оснований не согласиться с которой Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда не установила.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 10 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

судьи: