ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1256/19 от 21.02.2019 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Шайгузова Р.И. № 33а-1256/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 февраля 2019 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Бугаевой Е.М.,

судей Литвиновой М.В., Шмидт Т.Е.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области о признании незаконным отказа в списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, признании недоимки невозможной ко взысканию по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Заводского районного суда города Саратова от 16 октября 2018 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения представителя Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области ФИО2, представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области ФИО3, представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе города Саратова ФИО4, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с указанным выше административным исковым заявлением, в котором просила о признании незаконными действий, решения об отказе в списании задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшейся до 01 января 2017 года. Требования мотивированы тем, что на исполнении в Заводском районном отделе судебных приставов города Саратова Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области находятся несколько исполнительных документов о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации. Ссылаясь на положения части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 436-ФЗ), полагала, что имеющаяся у нее задолженность подлежит признанию безнадежной и списанию. На поступившее из прокуратуры Заводского района города Саратова обращение от 12 марта 2018 года ФИО1 Управлением Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области) дан ответ, в котором сообщено об отсутствии правовых оснований для списания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на выплату страховой и накопительной пенсии за периоды до 01 января 2010 года, до 01 января 2013 года, до 01 января 2017 года, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01 января 2017 года. Полагала отказ административного ответчика незаконным, не основанным на положениях Федерального закона № 436-ФЗ и нарушающим права, законные интересы административного истца.

Решением Заводского районного суда города Саратова от 16 октября 2018 года ФИО1 отказано в удовлетворении требований.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность приятого судом решения, указывает на обязанность налоговых органов признать указанную в административном иске задолженность по страховым взносам безнадежной к взысканию.

В возражениях на апелляционную жалобу УФНС России по Саратовской области просит оставить решение суда без изменения, ссылаясь на положения статей 11, 12, 14 Федерального закона № 436-ФЗ, указывает, что согласно спискам, представленным отделением Пенсионного Фонда Российской Федерации по Саратовской области, ФИО1 числится в списках плательщиков, по которым имеются сведения о доходах, в связи с чем оснований для удовлетворения требований ФИО1 не имеется.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области в своих возражениях также просит оставить апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в административном деле, не явились, извещены о времени и месте его рассмотрения надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили. Заводской РОСП в лице начальника отдела - старшего судебного пристава ФИО5 представил письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, районный суд исходил из того, что совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого отказа требованиям закона и нарушение этим отказом прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.

Судебная коллегия соглашается с выводами судьи районного суда по следующим основаниям.

Из материалов административного дела следует, что ФИО1 обращалась в органы прокуратуры по вопросу списания задолженности, в том числе по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшейся до 01 января 2017 года.

Данное обращение передано на рассмотрение в УФНС России по Саратовской области.

Письмом заместителя руководителя УФНС России по Саратовской области от 12 апреля 2018 года № 14-25/007957@ на обращение ФИО1 от 12 марта 2018 года дан ответ, согласно которому в порядке информационного взаимодействия Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе города Саратова предоставлены сведения по состоянию на 01 января 2017 года о наличии у ФИО1 задолженности: по страховым взносам на обязательное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до 01 января 2013 года в сумме 28667 рублей 45 копеек, пени на данную задолженность - 11379 рублей 22 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной пении за периоды до 01 января 2013 года в сумме 9555 рублей 12 копеек, пени на данную задолженность - 3923 рублей 70 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01 января 2017 года в сумме 7082 рублей 65 копеек, пени на данную задолженность - 3000 рублей 80 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за период до 01 января 2010 года в сумме 5126 рублей, пени на данную задолженность - 405 рублей 80 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной пенсии за периоды до 01 января 2010 года, в сумме 1 893 рублей, пени на данную задолженность - 1098 рублей 84 копеек; по пени, исчисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за периоды до 01 января 2017 года, в сумме 1560 рублей 44 копеек; по пени, исчисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии за периоды до 01 января 2017 года, в сумме 468 рублей 14 копеек.

Ссылаясь на положения статьи 11 Федерального закона № 436-ФЗ заместитель руководителя УФНС России по Саратовской области указал на отсутствие правовых оснований для списания у ФИО1 задолженности по страховым взносам.

Обращаясь в суд, указывая на осуществление принудительного взыскания имеющейся у нее задолженности, ФИО1 полагает, что недоимка и пенсии по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации подлежит списанию на равных условиях с иными плательщиками страховых взносов.

Статьей 11 Федерального закона № 436-ФЗ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (часть 1).

Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (часть 2).

В силу части 11 статьи 14 Федерального закона № 436-ФЗ положения части 3.1 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (в редакции настоящего Федерального закона), части 3 статьи 19 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (в редакции настоящего Федерального закона), части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно части 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившего силу с 01 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ, сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Исходя из вышеизложенного, положения части 1 статьи 11 Федерального закона № 436-ФЗ не применяются к взысканным недоимке по страховым взносам и пени, а также в отношении задолженности, размер которой не определялся в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.

Более того, принятие решения о признании недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании может быть отнесено к компетенции налогового органа по месту жительства ФИО1 и осуществляется на основании сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

При таком положении, учитывая, что ответ от 12 апреля 2019 года на обращение ФИО1 дан в порядке, установленным Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», соответствующее решение уполномоченным на то органом - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области не принималось и не обжаловалось, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований и возложения на административного ответчика в порядке статьи 227 КАС РФ какой-либо обязанности.

При этом судебная коллегия исходит из того, что в данном случае вышеизложенными положениями Федерального закона № 436-ФЗ не предусмотрена возможность признания безнадежной и списания задолженности по страховым взносам, пени, возникшей у ФИО1 по иным основаниям, а также взысканной в принудительном порядке.

Иная оценка автором апелляционной жалобы норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене по существу правильного решения.

С учетом положений части 4 статьи 310, нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных частями 1, 2 статьи 310 КАС РФ, являющихся основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.

Учитывая изложенное, решение районного суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда города Саратова от 16 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: