ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1261/19 от 16.05.2019 Ивановского областного суда (Ивановская область)

СудьяБорисова Н.А. Дело№33а-1261/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 мая 2019года г.Иваново

Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Запятовой Н.А.,

судей Луковкиной Е.О., Степановой Л.А.

при секретаре Солдатенковой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Запятовой Н.А.

дело по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иваново на решение Октябрьского районного суда города Иваново от 21 февраля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иваново к Лисиной Ирине Владимировне о взыскании страховых взносов и пеней на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование,

УСТАНОВИЛА:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Иваново (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Лисиной И.В., в котором просила взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФ ОМС) за 2017 г. в сумме 4590 руб. и за 2018 г. в сумме 608,33 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФ РФ) на выплату страховой пенсии за 2017 г. в сумме 23 400 руб. и за 2018 г. в сумме 2765,10 руб.; пени за период с 10 января по 28 февраля 2018 г. за несвоевременную уплату страховых взносов в ФФ ОМС в сумме 59,55 руб. и в ПФ РФ в сумме 303,08 руб.

Требования мотивированы тем, что в результате осуществления контроля за уплатой страховых взносов в отношении Лисиной И.В., утратившей статус индивидуального предпринимателя 7 февраля 2018 г., выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФОМС за 2017-2018 г.г. в общей сумме 31363,43 руб., за несвоевременную уплату страховых взносов начислены пени. В адрес административного ответчика было направлено требование № 6188 по состоянию на 6 марта 2018 г. об уплате недоимки по страховым взносам и пеней за 2017-2018 г.г., которое добровольно не исполнено, что послужило поводом для обращения Инспекции с иском в суд.

Решением Октябрьского районного суда г. Иваново от 21 февраля 2019 г. заявленные Инспекцией требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением, Инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на надлежащее соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.

В судебном заседании представитель административного истца Дубкова О.В. поддержала апелляционную жалобу, административный ответчик Лисина И.В. возражала против ее удовлетворения.

Выслушав стороны, проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В силу пункта 1 части 1 статьи 196 настоящего Кодекса суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.

Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Такое административное исковое заявление согласно части 2 статьи 286 Кодекса может быть подано в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Аналогичный порядок и срок обращения в суд предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 287 КАС РФ к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 196 настоящего Кодекса.

Таким образом, законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени, который распространяется и на требования о взыскании страховых взносов, в рамках которого предъявление требования расценивается нормами Налогового кодекса Российской Федерации в качестве необходимого условия для последующего принудительного взыскания, так как в требовании устанавливается срок его исполнения в добровольном порядке, с истечением которого Налоговый кодекс связывает возникновение у налогового органа права принудительного взыскания в судебном порядке указанной в требовании задолженности.

В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Судом установлено, что в связи с наличием задолженности по уплате страховых взносов и пени в адрес Лисиной И.В. Инспекцией было выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № 6188 по состоянию на 06 марта 2018 года, содержащее указание на его исполнение в срок до 30 марта 2018 года, которое было направлено Лисиной И.В. по почте простым письмом 13 марта 2018 года, получение которого она отрицала, что суд первой инстанции верно оценил как нарушение установленного пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации порядка, предусматривающего вручение требования об уплате налога по почте заказным письмом или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Факт направления требования простым письмом не отрицается административным истцом. Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие материальных ресурсов для отправления почтовой корреспонденции заказными письмами выводов суда не опровергает, поскольку не исключает предусмотренной законом прямой обязанности налогового органа по надлежащему вручению требования должнику. Указание на приложенный к административному иску список простых почтовых отправлений от 13 марта 2018 г. № 15 доводы о надлежащем исполнении указанной обязанности не подтверждает.

При таких обстоятельствах направление налоговым органом требования об уплате задолженности по страховым взносам и пени в адрес должника простой корреспонденцией, а не заказным письмом, при отсутствии у налогового органа доказательств его вручения иным способом либо уклонения должника от его получения свидетельствует о несоблюдении налоговым органом досудебного порядка урегулирования спора, что в силу пункта 1 части 1 статьи 196 является основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения по существу.

Вместе с тем суд приведенные нормы процессуального права не учел и отказал в удовлетворении заявленных требований по существу.

В силу пункта 4 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.

Поскольку административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административного спора, постановленное по делу решение подлежит отмене, а административное исковое заявление Инспекции - оставлению без рассмотрения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда города Иваново от 21 февраля 2019 года отменить.

Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иваново к Лисиной Ирине Владимировне о взыскании страховых взносов и пеней на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование оставить без рассмотрения.

Председательствующий Запятова Н.А.

Судьи Луковкина Е.О.

Степанова Л.А.