ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-12622/2016 от 25.10.2016 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья-докладчик Папуша А.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.,

судей Папуши А.С., Харина Р.И.,

при секретаре судебного заседания Колесниковой К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Думе Вихоревского муниципального образования о признании незаконными решений Думы Вихоревского муниципального образования № № 141, 142, 143 от 18 декабря 2015 года и обязании устранить нарушения прав и законных интересов

по апелляционной и дополнительной апелляционным жалобам ФИО1 на решение Братского районного суда Иркутской области от 25апреля 2016 года,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 в обоснование административного искового заявления указала, что она являлась председателем Думы Вихоревского муниципального образования. 18 декабря 2015 года ей стало известно от депутата Думы ФИО2 о том, что 18 декабря 2015 года в 15-00 <адрес изъят> состоялось внеочередное заседание Думы по следующим вопросам: 1) о вынесении предупреждения председателю Думы ФИО1; 2) о досрочном освобождения от должности председателя Думы ФИО1; 3) об избрании на должность председателя Думы ФИО2

Результаты заседания Думы оформлены решением Думы № 141 от 18декабря 2015 года о вынесении предупреждения, решением Думы № 142 от 18 декабря 2015 года о досрочном освобождении от должности председателя Думы ФИО1 и решением Думы № 143 от 18 декабря 2015 года об избрании на должность председателя думы ФИО2

Административный истец считала, что данные решения являются незаконными, нарушают ее права и законные интересы, а также создают препятствия к осуществлению ее прав и реализации законных интересов по следующим основаниям.

Решением Думы от 11 марта 2012 года № 64/730 выборы депутатов Думы третьего созыва признаны состоявшимися, избрано 15 депутатов согласно избирательным округам.

Решением Думы от 23 марта 2012 года № 2 ФИО1 избрана на должность председателя Думы сроком на 5 лет.

Решением Думы от 23 марта 2012 года № 3 на должность заместителя председателя Думы избрана ФИО2

18 декабря 2015 года ФИО1 находилась на своем постоянном рабочем месте <адрес изъят>, о проведении заседаний Думы 18 декабря 2015 года информацией не располагала, каких-либо указаний своему заместителю не давала. К моменту принятия Думой решения № 142 от 18 декабря 2015 года какие-либо основания для досрочного прекращения полномочий ФИО1, предусмотренные пунктом 2 статьи 38 Устава Вихоревского муниципального образования, отсутствовали.

В качестве оснований для досрочного освобождения от должности ФИО1 в решении Думы № 142 от 18 декабря 2015 года указано систематическое неисполнение полномочий председателя Думы, предусмотренное частью 1 статьи 15, частью 2 статьи 15 Регламента Думы, а также Решение Думы № 141 от 18 декабря 2015 года о вынесении предупреждения председателю Думы.

Полагала, что данные нормы Регламента не соответствуют вышестоящим нормативно-правовым актам, а именно: Уставу Вихоревского муниципального образования, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иным Федеральным законам, в части установления таких дополнительных оснований для прекращения полномочий председателя Думы, как систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение своих полномочий.

В связи с тем, что ФИО1 не принимала участия в заседании 18декабря 2015 года, она была лишена права на дачу объяснений, ознакомление, в том числе с самим решением Думы № 141 от 18 декабря 2015 года.

По результатам принятия решения № 141 от 18 декабря 2015 года ФИО1 вынесено предупреждение (пункт 2 решения), однако такая мера воздействия не предусмотрена Положением о комиссии по регламенту и депутатской этике Думы Вихоревского муниципального образования, утвержденным решением Думы № 15 от 21 февраля 2006 года.

Более того, принятие решения о досрочном прекращении полномочий председателя Думы возможно только на очередном заседании (пункт 1 статьи 31 Устава), которое проводится в соответствии с пунктом 2 решения Думы № 7а от 7 декабря 2005 года один раз в месяц, каждую вторую среду месяца в 15-00, из чего следует, что такое собрание должно было проводиться 13 января 2016 года, а не 18 декабря 2015 года.

В адрес ФИО1 проекты решений в нарушение порядка подготовки и условия внесения проекта решения думы, предусмотренного статьей 27 Регламента Думы, не направлялись, обязательная регистрация, предусмотренная статьей 28 Регламента Думы, не проводилась.

В отсутствие принятого решения Думы об избрании председателем Думы ФИО2 полномочий на подписание решения Думы № 141 от 18декабря 2015 года, решения думы № 142 от 18 декабря 2015 года в качестве председателя Думы у ФИО2 не имелось.

В нарушение пункта 1 статьи 49, статей 50, 51 Регламента Думы протокол заседания Думы от 18 декабря 2015 года в Думе отсутствовал, лицо, ведущее протокол, в протоколе не расписывалось, в связи с этим установить легитимность голосования по вопросам повестки заседания не представляется возможным.

Принятие оспариваемых Решений Думой повлекло невозможность ФИО1 осуществлять свои обязанности в качестве председателя Думы в рамках предоставленных ей муниципальными правовыми актами полномочий, из единого государственного реестра юридических лиц сведения о ФИО1 как председателе исключены, доступ к кабинету председателя Думы ограничен, печать Думы у ФИО1 отсутствует.

ФИО1 просила суд признать незаконными и отменить решения Думы Вихоревского муниципального образования №№ 141, 142, 143 от 18 декабря 2015 года, обязать Думу Вихоревского муниципального образования устранить нарушения прав и законных интересов Н.А.МБ., препятствующие исполнению ею своих обязанностей председателя Думы Вихоревского муниципального образования.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО3, действующий на основании доверенности, административный иск поддержали.

Представители административного ответчика Думы Вихоревского муниципального образования – председатель Думы ФИО2 и Московских Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск не признали.

Решением суда от 25 апреля 2016 года с учетом определения об исправлении описок от 3 августа 2016 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.

На решение суда ФИО1, действуя через своего представителя по нотариально удостоверенной доверенности ФИО3, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение по данному делу.

В обоснование доводов к отмене решения заявитель апелляционной жалобы указывает, что решение принято с нарушением норм материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Полагает, что выводы суда о легитимности проведенных 18 декабря 2015 года заседаний Думы Вихоревского муниципального образования основаны на неправильном толковании совокупности муниципальных правовых норм.

По мнению заявителя жалобы, выводы суда о том, что избрание нового председателя Думы в случае досрочного прекращения полномочий предыдущего председателя может проводиться на внеочередном заседании Думы, основаны на неверном толковании положений Устава Вихоревского муниципального образования.

Обращает внимание, что доводы административного истца о допущенных нарушениях Регламента Думы при принятии оспариваемых решений судом рассмотрены и признаны несущественными нарушениями, не влекущими признание оспариваемых решений недействительными. Однако ни федеральным, ни муниципальным законодательством не установлены критерии существенности нарушений при принятии решений органами местного самоуправления.

В дополнениях к апелляционной жалобе указывает, что ни уставом Вихоревского муниципального образования, ни федеральным законодательством не предусмотрен такой вид ответственности для председателя Думы как предупреждение, также оно не предусмотрено в качестве основания для досрочного прекращения полномочий председателя Думы Вихоревского муниципального образования.

В возражениях и дополнительных возражениях на апелляционную и дополнительную апелляционную жалобы представитель Думы Вихоревского муниципального образования Московских Ю.В., действующая на основании доверенности, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, возражений на нее, заслушав доклад по делу, объяснения представителя ФИО1 – ФИО3, действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнительной апелляционной жалобы, просившего решение по делу отменить и удовлетворить исковые требований ФИО1 в полном объеме, объяснения председателя Думы Вихоревского муниципального образования ФИО2, представителя Думы Вихоревского муниципального образования Московских Ю.В., действующей на основании доверенности, поддержавших доводы возражений на апелляционную жалобу, просивших решение по делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу с дополнениями к ней – без удовлетворения, проверив решение суда в полном объеме, судебная коллегия находит его подлежащим отмене, а дело возвращению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что решением Братской районной территориальной избирательной комиссии Иркутской области от 11.03.2012 г. № 64/730 «Об установлении общих результатов выборов депутатов Думы Вихоревского муниципального образования третьего созыва» выборы депутатов Думы Вихоревского муниципального образования третьего созыва 04.03.2012 г. признаны состоявшимися и действительными, избрано 15 депутатов согласно избирательным округам (ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, Кирсанов М.В., ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, Московских В.П.).

Решением Думы Вихоревского муниципального образования № 2 от 23.03.2012 г. на должность председателя Думы Вихоревского муниципального образования третьего созыва избрана ФИО15

Решением Думы Вихоревского муниципального образования № 3 от 23.03.2012 г. на должность заместителя председателя Думы Вихоревского муниципального образования третьего созыва избрана ФИО2

Решением Думы Вихоревского муниципального образования № 141 от 18.12.2015 г. мотивированное предложение депутатов Думы Вихоревского муниципального образования третьего созыва от 23.10.2015 о вынесении предупреждения и о досрочном освобождении от должности председателя Думы Вихоревского муниципального образования третьего созыва ФИО15 признано внесенным и соответствующим требованиям Регламента Думы Вихоревского муниципального образования, утвержденного решением Думы Вихоревского муниципального образования № 7а от 07.12.2005 г. (с изменениями и дополнениями).

Председателю Думы Вихоревского муниципального образования третьего созыва ФИО15 вынесено предупреждение за ненадлежащее исполнение ею своих полномочий. Настоящее решение вступило в силу с даты его принятия.

Решением Думы Вихоревского муниципального образования № 142 от 18.12.2015 г. утверждены результаты протокола заседания Счетной комиссии № 2 от 18.12.2015 г. избранной на заседании Думы Вихоревского муниципального образования, по вопросу досрочного освобождения от должности председателя Думы Вихоревского муниципального образования третьего созыва ФИО15 ФИО15 освобождена досрочно от должности председателя Думы Вихоревского муниципального образования третьего созыва с момента принятия настоящего решения. Настоящее решение вступило в силу с даты его принятия.

Решением Думы Вихоревского муниципального образования № 143 от 18.12.2015 г. утверждены результаты протокола заседания Счётной комиссии № 3 от 18.12.2015. избранной на заседании Думы Вихоревского муниципального образования, по вопросу избрания председателя Думы Вихоревского муниципального образования третьего созыва. На должность председателя Думы Вихоревского муниципального образования третьего созыва избрана депутат Думы Вихоревского муниципального образования третьего созыва от избирательного округа № 9 ФИО2 Настоящее решение вступило в силу с даты его принятия.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» уставом муниципального образования должны определяться, в том числе: срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц.

Полномочия председателя Думы, основания и порядок досрочного прекращения полномочий председателя Думы предусмотрен Уставом Вихоревского муниципального образования (далее - Устав), Регламентом Думы Вихоревского муниципального образования, утвержденным решением Думы Вихоревского муниципального образования № 7а от 07.12.2005 (далее - Регламент).

Согласно ч. 1 ст. 31 Устава председатель, заместитель председателя Думы Вихоревского муниципального образования избирается тайным голосованием из числа депутатов большинством голосов от установленного числа депутатов Думы на срок полномочий Думы нового созыва, либо на очередном заседании, в случае досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя председателя, по основаниям, установленным настоящим Уставом, Регламентом Думы муниципального образования.

Основания прекращения полномочий председателя Думы предусмотрены ч. 8 ст. 31 Устава, а также ч. 2 ст. 38 Устава.

Согласно ч. 2 ст. 38 Устава полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях: 1) смерти; 2) отставки по собственному желанию; 3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; 8) отзыва избирателями; 9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления; 9.1) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; 10) в иных случаях, установленных Федеральным законом и иными федеральными законами, а также на основании личного заявления.

В силу ч. 8 и ч. 9 ст. 31 Устава полномочия председателя Думы муниципального образования прекращаются досрочно в случаях: 1) наступления обстоятельств, предусмотренных статьей 38 настоящего Устава; 2) на основании личного заявления о сложении полномочий председателя Думы муниципального образования. Решение о досрочном прекращении полномочий председателя Думы муниципального образования принимается тайным голосованием большинством голосов от установленной численности депутатов Думы муниципального образования в соответствии с Регламентом Думы муниципального образования.

Иные случаи досрочного прекращения полномочий председателя Думы могут быть предусмотрены в соответствии с п. 10 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральными законами.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 38 Устава полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Думы муниципального образования нового созыва. Срок полномочий депутата Думы муниципального образования равен сроку полномочий Думы муниципального образования и составляет 5 лет. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях: 1) смерти; 2) отставки по собственному желанию; 3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; 8) отзыва избирателями; 9) досрочного прекращения полномочий Думы муниципального образования; 9.1) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; 10) в иных случаях, установленных Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 1 Регламента Думы Вихоревского муниципального образования, утвержденного решением Думы Вихоревского муниципального образования № 7а от 07.12.2005 г. (в ред. решений Думы № 74 от 14.04.2007 г., № 37 от 30.10.2008 г., № 95 от 27.10.2010 г., № 66 от 22.08.2013 г.) Дума Вихоревского муниципального образования является представительным органом местного самоуправления Вихоревского муниципального образования (далее - ВМО). В состав Думы Вихоревского муниципального образования (далее - Дума) входят 15 депутатов, избираемые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами, законами Иркутской области и Уставом ВМО.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Регламента председатель Думы (далее -председатель) - выборное должностное лицо Думы, уполномоченное решать организационные вопросы деятельности Думы в соответствии с законодательством, Уставом ВМО, настоящим Регламентом.

Согласно ч. 1 ст. 14 Регламента председатель избирается тайным голосованием из числа депутатов большинством голосов от установленного числа депутатов Думы на срок полномочий Думы нового созыва, либо на очередном заседании, в случае досрочного прекращения полномочий председателя по основаниям, установленным Уставом, настоящим Регламентом, иными муниципальными правовыми актами.

Основания досрочного прекращения полномочий председателя Думы предусмотрены ч. 1 ст. 15 Регламента: 1) смерть; 2) досрочное прекращение полномочий Думы; 3) досрочное прекращение полномочий депутата Думы, занимающего должность председателя; 4) досрочное сложение председателем своих полномочий; 5) признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 6) признание безвестно отсутствующим или объявление умершим; 7) вступление в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; 8) выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 9) прекращение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося
участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; 10) отзыв избирателями; 11) призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; 12) принятие Думой решения о досрочном освобождении от должности председателя в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих полномочий; 13) иные случаи, установленные федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 15 Регламента Думы Вихоревского муниципального образования (л.д. 133, т. 2) председатель может быть освобожден от должности на заседании Думы тайным голосование в случае систематического неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих полномочий при условии имевшего места предупреждения, вынесенного решением Думы. Решение о вынесении предупреждения считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов. Мотивированные предложения о вынесении предупреждения председателю или о досрочном освобождении от должности председателя могут быть внесены группой депутатов Думы численностью не менее 1/3 от установленного числа депутатов Думы. Решение о досрочном освобождении от должности председателя считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от установленного числа депутатов Думы.

По смыслу данной нормы предупреждение несет негативные последствия для лица, в отношении которого оно применяется, и является мерой ответственности.

Основанием отмены решения по делу в соответствии с п. 1, 2, 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

К предмету доказывания по данному административному делу относятся: обстоятельства наличия установленных нормативными актами оснований к досрочному прекращению полномочий председателя Думы Вихоревского МО; наличие в действиях ФИО1 вменяемых ей фактов систематического неисполнения ею своих обязанностей без наличия уважительных причин; соблюдение порядка организации и проведения внеочередного собрания, на котором разрешен вопрос о досрочном прекращении полномочий ФИО1

Исходя из того, что досрочное освобождении от должности председателя Думы муниципального образования является мерой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих полномочий при рассмотрении дела необходимо установить наличие в действиях или бездействии ФИО1 юридического состава, являющегося основанием для ее досрочного освобождении от должности, а также соответствие закону примененной в отношения нее меры ответственности с учетом принципа однократности привлечения к ответственности за один и тот же проступок.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 59 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В соответствии с ч. 1-4, 8 ст. 89 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности, результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

В нарушение положений ч. 1 ст. 59, ч. 1-4, 8 ст. 89 КАС РФ суд первой инстанции не дал надлежащей оценки собранным по делу доказательствам, не истребовал и не исследовал в судебном заседании полный протокол внеочередного заседания Думы Вихоревского муниципального образования от 18.12.2015 г., а принял в качестве доказательств приведенные ниже письма Главы администрации Вихоревского муниципального образования председателю Думы Вихоревского муниципального образования.

Так, в ходе проверки материалов дела судебной коллегией было установлено, что приобщенная к материалам дела копия протокола внеочередного заседания Думы Вихоревского муниципального образования от 18.12.2015 г. является неполной, так как в протоколе имеет место ссылка на доклады Кирсанова М.В. (л.д. 227, т. 1) по второму вопросу повестки дня, а также по третьему вопросу повестки дня (л.д. 228, т. 1), которые к представленной суду копии протокола не приложены. Кроме того, к этому протоколу не приложены представленные Кирсановым М.В. на этом заседании Думы проект решения и пояснительная записка по четвертому вопросу повестки дня, указанные также как приложения к протоколу (л.д. 229, т. 1).

Данные обстоятельства являются существенными для дела, поскольку из текста представленного протокола следует, что в докладе Кирсанова М.В. по второму вопросу повестки дня: «О нарушении председателем Думы Вихоревского МО третьего созыва ФИО1 Устава Вихоревского муниципального образования, Регламента Думы Вихоревского муниципального образования, иных нормативных актов и о признании ненадлежащим исполнение и систематическом неисполнении полномочий председателем Думы Вихоревского муниципального образования третьего созыва ФИО1», а также в его докладе по третьему вопросу повестки дня: «О мотивированном предложении депутатов Думы Вихоревского муниципального образования третьего созыва от 23.10.2015 года о вынесении предупреждения председателю Думы Вихоревского муниципального образования и досрочном освобождении от должности председателя Думы Вихоревского муниципального образования третьего созыва ФИО1» приводятся доводы, изложенные на этом собрании, которые явились основанием для принятия оспариваемых ФИО1 решений указанных в пунктах два и три повестки внеочередного собрания от 18.12.2015 г. и, которые должны были быть предметом проверки суда первой инстанции.

Как следует из протокола судебного заседания от 25.04.2016 г. полный протокол внеочередного заседания Думы Вихоревского муниципального образования от 18.12.2015 г. со всеми указанными в нем приложениями не был предметом исследования в судебном заседании суда первой инстанции, как не были предметом исследования указанные выше доклады Кирсанова М.В.

Определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 04.10.2015 г. полный текст протокола внеочередного заседания Думы Вихоревского муниципального образования от 18.12.2015 г. со всеми указанными в нем приложениями был истребован в оригинале для обозрения в судебном заседании.

В ходе обозрения в судебном заседании суда первой инстанции оригинала протокола внеочередного заседания Думы Вихоревского муниципального образования от 18.12.2015 г. со всеми указанными в нем приложениями судебной коллегией установлено, что доклады Кирсанова М.В. по второму и третьему вопросам повестки дня, которые не имеют даты их подписания Кирсановым М.В., не являются единым документом с данным протоколом, так как они к нему не подшиты, в связи с чем не представляется возможным их идентифицировать с теми докладами, которые Кирсановым М.В. были озвучены на внеочередном заседании Думы Вихоревского муниципального образования от 18.12.2015 г., так как в тексте протокола отсутствует указание на содержание этих докладов и фактах в них изложенных.

Кроме того, представленный суду доклад Кирсанова М.В. (даты подписания не имеет) по второму вопросу повестки дня: «О нарушении председателем Думы Вихоревского МО третьего созыва ФИО1 Устава Вихоревского муниципального образования, Регламента Думы Вихоревского муниципального образования, иных нормативных актов и о признании ненадлежащим исполнение и систематическом неисполнении полномочий председателем Думы Вихоревского муниципального образования третьего созыва ФИО1» на первом его листе содержит указание на вменяемое ФИО1 неисполнение своих должностных обязанностей, которое положено в основание обжалованных ФИО1 решений, но не исследованное судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела.

В частности, в этом докладе указано, что 25.09.2015 г. группой депутатов в адрес председателя Думы Вихоревского муниципального образования было направлено требование о назначении внеочередного заседания Думы и включении в повестку этого заседания вопросов «О готовности инженерно-энергетического комплекса жилищно-коммунального хозяйства Вихоревского городского поселения к отопительному сезону 2015-2016 годов» и Разное, о том, что данное требование депутатов не было включено в проект повестки от 07.10.2015 г., требование депутатов исполнено не в полном объеме.

Указанные выше обстоятельства подлежат проверке при новом рассмотрении дела.

Проверяя довод о наличии в деятельности председателя Думы Вихоревского муниципального образования ФИО1 факта систематического неисполнения или ненадлежащего исполнения ею своих полномочий суд без должной проверки и оценки сослался на приобщенные к материалам дела копии писем Главы Вихоревского городского поселения председателю Думы Вихоревского муниципального образования о представлении информации и отчетности как участника бюджетного процесса: <номер изъят> от 03.07.2015 г.; <номер изъят> от 07.07.2015 г.; <номер изъят> от 09.07.2015 г.; <номер изъят> от 04.08.2015 г.; <номер изъят> от 02.10.2015 г.; <номер изъят> от 08.10.2015 г.; <номер изъят> от 03.11.2015 г.; <номер изъят> от 06.11.2015 г.; <номер изъят> от 17.11.2015 г.; <номер изъят> от 04.12.2015 г.

Принимая данные письма в качестве доказательства по делу, суд не дал им надлежащую оценку, так как указанные выше письма Главы администрации Вихоревского городского поселения (Главы муниципального образования «Вихоревское городское поселение») ФИО16 председателю Думы Вихоревского муниципального образования ФИО1 о предоставлении такой отчетности исходя из дат их вручения и срока предоставления такой информации указывают лишь на наличие факта формального обращения, при этом не дана оценка достаточности предоставляемого времени для представления затребованной в них информации.

Указанное выше подтверждается приобщенными к материалам дела письмами Главы администрации Вихоревского городского поселения: письмом исх. <номер изъят> от 07.07.2015 г. «О предоставлении информации», адресованным председателю Думы Вихоревского МО ФИО1, поступившим в Думу Вихоревского МО 07.07.2015 г. вх. <номер изъят> (л.д. 187, т. 1), из которого следует, что информацию о расходах и численности работников Думы Вихоревского МО для составления по форме 14МО «Отчет о расходах и численности работников органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципального образования за 1 полугодие 2015 года» ФИО1 необходимо представить в срок до 17.00 ч. 07.07.2015 г.; письмом Главы администрации Вихоревского городского поселения исх. <номер изъят> от 09.07.2015 г. «О предоставлении информации», адресованным председателю Думы Вихоревского МО ФИО1, поступившим в Думу Вихоревского МО 09.07.2015 г. вх. <номер изъят> (л.д. 188, т. 1), которое содержит требование о предоставлении отчетности в срок до 13.00 ч. 09.07.2015 г.; письмом Главы администрации Вихоревского городского поселения исх. <номер изъят> от 04.08.2015 г. адресованным председателю Думы Вихоревского МО ФИО1, поступившим в Думу Вихоревского МО 05.08.2015 г. вх. <номер изъят> (л.д. 189, т. 1), в котором указано требование о предоставлении в администрацию Вихоревского городского поселения бюджетной отчетности Думы Вихоревского муниципального образования по состоянию на 01.08.2015 г. в срок до 17.00 ч. 05.08.2015 г.; письмом Главы администрации Вихоревского городского поселения исх. <номер изъят> от 03.11.2015 г., адресованным председателю Думы Вихоревского МО ФИО1, поступившим в Думу Вихоревского МО 05.11.2015 г. вх. <номер изъят> (л.д. 196, т. 1), в котором указано о необходимости представления в администрацию Вихоревского городского поселения бюджетной отчетности Думы Вихоревского МО по состоянию на 01.11.2015 г. в срок до 17.00 ч. 05.10.2015 г.; письмом Главы администрации Вихоревского городского поселения исх. <номер изъят> от 06.11.2015 г., адресованным председателю Думы Вихоревского МО ФИО1, поступившим в Думу Вихоревского МО 06.11.2015 г. вх. <номер изъят> (л.д. 197, т. 1), в котором указано напоминание необходимости исполнения требований письма Главы администрации Вихоревского городского поселения исх. <номер изъят> от 03.11.2015 г., срок исполнения которого указан ранее направления самого письма; письмом Главы администрации Вихоревского городского поселения исх. <номер изъят> от 17.11.2015 г., адресованным председателю Думы Вихоревского МО ФИО1, поступившим в Думу Вихоревского МО 17.11.2015 г. вх. <номер изъят> (л.д. 198, т. 1), в котором указано представить проект бюджетной сметы Думы Вихоревского муниципального образования на 2016 год в срок до 17.00 ч. 18.11.2015 г.

Как предусмотрено ч. 1 и 2 ст. 47 КАС РФ, под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.

Организация деятельности Думы Вихоревского муниципального образования относится к вопросам местного значения, затрагивающим интересы населения муниципального образования, чьи интересы в силу закона и Устава муниципального образования представляет Администрация Вихоревского муниципального образования.

Учитывая указанные выше нарушения норм процессуального права, допущенные судом первой инстанции при разрешении дела, а также то обстоятельство, что разрешая настоящее дело, суд не привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрацию Вихоревского муниципального образования, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 309, пунктами 1, 2, 4 части 2 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Братского районного суда Иркутской области от 25апреля 2016 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Думе Вихоревского муниципального образования о признании незаконными решений Думы Вихоревского муниципального образования № № 141, 142, 143 от 18 декабря 2015 года и обязании устранить нарушения прав и законных интересов – отменить, направить административное дело в Братский районный суд Иркутской области на новое рассмотрение.

Председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи А.С. Папуша

Р.И. Харин