ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1266/19 от 29.01.2019 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 33а-13998/2018 (33а-____________/2019)

Судья Табола К.В.

Докладчик Кошелева А.П.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 29 января 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой А.П.

судей Коневой Ю.А., Тепляковой И.М.

при секретаре Башкирцевой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам главы Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области Кругликова А.Б. и представителя Министерства юстиции Новосибирской области Петросян Е.О. на решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 12 октября 2018 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Искитимского межрайонного прокурора Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области о признании недействующим нормативного правового акта.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения представителя Министерства юстиции Новосибирской области Петросян Е.О., прокурора Козловой М.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Искитимский межрайонный прокурор Новосибирской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области, в котором, с учетом уточнения в ходе судебного разбирательства требований, просил признать недействующим с момента издания постановление администрации Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области от 12.03.2018 № 19 «Об отмене постановления администрации Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области от 17.11.2017 № 101 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для погребения умершего».

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки, проведенной в сентябре-октябре 2017 года, установлено, что администрацией Шибковского сельсовета не утвержден административный регламент, устанавливающий порядок предоставления земельного участка для погребения умершего. В связи с выявленным нарушением закона 16.10.2017 главе администрации Шибковского сельсовета внесено представление. Во исполнение указанного представления администрацией Шибковского сельсовета принято постановление № 101 от 17.11.2017 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для погребения умершего».

С учетом позиции Министерства юстиции Новосибирской области, изложенной в экспертном заключении от 20.02.2018 № 1090-4-04/9 о том, что предоставление земельного участка для погребения умершего не является муниципальной услугой, 12.03.2018 администрацией Шибковского сельсовета принято постановление № 19 «Об отмене постановления администрации Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области от 17.11.2017 № 101 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для погребения умершего».

Указанное постановление противоречит федеральному законодательству. Позиция Министерства юстиции Новосибирской области, изложенная в экспертном заключении о том, что указанная деятельность не является муниципальной услугой, ошибочна.

Деятельность по предоставлению земельного участка для погребения умершего обладает признаками муниципальной услуги, указанными в п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а принятие административных регламентов является обязательным в силу закона.

В соответствии с п. 22 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 № 484-ФЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в новосибирской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Пунктом 4 ст. 16, п.п. 1,3,4 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» к полномочиям органов местного самоуправления отнесено предоставление земельного участка для размещения места погребения в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а также определение порядка деятельности общественных кладбищ, которые находятся в ведении органов местного самоуправления и на которых предоставляется участок земли.

На основании п.п. 1, 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего, в том числе исполнение волеизъявления умершего, предоставление бесплатно участка для погребения, предусмотренные ч. 1 ст. 7, п. 4 ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая, в свою очередь, осуществляется органами местного самоуправления.

По смыслу п. 22 ч.1, ч. 3 ст. 14, п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 № 484-ФЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области», п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела, а, следовательно, и предоставление бесплатно участка земли для погребения, относятся к вопросам местного значения сельского поселения.

При этом, согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» на специализированные службы по вопросам похоронного дела возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, а не по предоставлению земельного участка для погребения.

В силу ст.ст. 6, 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами.

На основании п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Частью 3 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Частями 1,3,4 статьи 3.5 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 № 99-33 «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» установлена административная ответственность за нарушение порядка предоставления муниципальной услуги, повлекшее нарушение сроков её предоставления, истребование излишних документов и необоснованной платы.

Таким образом, принятие административного регламента предоставления муниципальной услуги устанавливает повышенные гарантии обеспечения и зашиты прав неопределенного круга граждан при предоставлении муниципальной услуги, в том числе в части установления сроков её оказания, исчерпывающего перечня документов, которые должен предоставить заявитель, запрета необоснованного взимания платы, и другие условия, а также повышенную ответственность за нарушение порядка и сроков предоставления муниципальной услуги, за необоснованное взимание платы за её оказание, а также повышенную ответственность за ненадлежащее рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления муниципальной услуги.

В соответствии с ч.1 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть не позднее 30.07.2012. В соответствии с ч.3 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотренные этим Федеральным законом сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, и муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 1 июля 2011 года.

Следовательно, принятие административного регламента предоставления муниципальной услуги устанавливает дополнительные права неопределенного круга граждан на ознакомление с этим административным регламентом в реестре муниципальных услуг и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров муниципальных услуг.

В соответствии с абз. 2 п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» нормативный правовой акт, признающий ранее изданный акт утратившим силу, может быть признан недействующим в случае, если отмененный акт был принят в силу прямого указания на это в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, и содержит принятые в развитие положений этого акта нормы, затрагивающие права и свободы заявителя, а более поздний акт отменяет эти нормы, не установив новых, поскольку в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Указанная правовая позиция также подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2012 № 35-Г12-1.

Таким образом, постановление администрации Шибковского сельсовета от 12.03.2018 № 19 «Об отмене постановления администрации Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области от 17.11.2017 № 101 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для погребения умершего» противоречит:

- п. 22 ч.1, ч. 3 ст. 14, п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 № 484-ФЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области»,

- п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»;

- п. 2 ст. 2, ч.1 и ч.2 ст.12, ст.14, ч.1, ч.3 ст.29 Федерального закона от 7.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», так как отменяет принятый в силу прямого указания на это в Федеральном законе административный регламент предоставления муниципальной услуги, который содержал принятые в развитие федерального закона нормы, затрагивающие права неопределенного круга граждан, которые будут обращаться за оказанием муниципальной услуги, и не устанавливает новых, чем нарушает права неопределенного круга указанных лиц, предоставленные им федеральным законом.

Решением Искитимского районного суда Новосибирской области от 12 октября 2018 года административное исковое заявление удовлетворено.

Судом признано недействующим с момента издания постановление администрации Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области от 12 марта 2018 года № 19 «Об отмене постановления администрации Шибковского сельсовета Искитимского района новосибирской области от 17 ноября 2017 года № 101 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по представлению земельного участка для погребения умершего». На административного ответчика возложена обязанность опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в периодическом печатном издании «Знаменка» и разместить на официальном сайте администрации Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области.

С указанным решением суда не согласились глава Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области ФИО1 и заинтересованное лицо Министерство юстиции Новосибирской области.

В апелляционных жалобах, доводы которых аналогичны друг другу, изложены просьбы об отмене решения суда и принятии нового об отказе в удовлетворении административного иска.

По мнению апеллянтов, судом не установлены обстоятельства, необходимость установления которых предусмотрена ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в частности суд принял решение при отсутствии признания оспариваемого правового акта не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Суд неправильно истолковал закон, без учета правовой позиции, содержащейся в абз. 2 п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»,

Вывод суда о том, что предоставление участка земли для захоронения останков (праха) является муниципальной услугой противоречит действующему законодательству, в частности ч.2 ст. 2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», п.22 ч.1 ст. 14, п.17 ч.1 ст. 15, п.23 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ч.1 ст. 4, ст. 7 Федерального закона «О погребении и похоронном деле». В связи с этим вывод суда о том, что организация похоронного дела, а, следовательно, предоставление бесплатно участка земли для погребения относятся к вопросам местного значения противоречит действующему законодательству.

Авторы жалобы выражают несогласие с выводом суда о том, что отмена постановления Шибковского сельсовета от 12.03.2018 позволит восстановить права неопределенного круга граждан на получение муниципальной услуги на получение бесплатно земельного участка для погребения умершего, так как вступившее в законную силу решение суда не является основанием для вступления в силу отмененного муниципального акта (ст. 47 Закона № 131-ФЗ); а также в связи с тем, что право на предоставление участка земли для погребения останков (праха), предусмотренного ст. 7 Закона № 8-ФЗ в соответствии с регламентом предоставления муниципальной услуги не предусмотрено действующим законодательством.

Более того, предоставление участка земли для погребения останков (праха) в соответствии с регламентом предоставления муниципальной услуги, исходя из содержания п.п. 13.2., 2.5.1., 2.10 административного регламента, влечет нарушение прав неопределенного круга граждан.

Апеллянты полагают, что оспариваемое постановление является законным, поскольку принято в пределах компетенции уполномоченным органом, не противоречит законодательству Российской Федерации, не нарушает чьих-либо прав и законных интересов и не содержит причин, которые могут повлечь такие нарушения.

Представитель администрации Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Руководствуясь статьями 150,152 КАС РФ, а также частью 5 статьи 213 КАС РФ, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.

Осуществив проверку судебного акта по апелляционным жалобам в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб в силу следующего.

В соответствии с ч.8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1);

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (пункт 2);

соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт ( часть 9 статьи 213 КАС РФ).

На территории Шибковского сельсовета в д. Евсино размещено кладбище.

Постановлением администрации Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области от 12.03.2018 № 19 отменено постановление администрации Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области от 17.11.2017 № 101 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для погребения умершего».

Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции учел правовые позиции, изложенные в п.26 действующего на момент рассмотрения дела судом Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», а также исходил из положений статей 2,6,12,13,29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ст.ст. 14,16,29 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 № 484-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области», ст.ст.16,18,25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Из совокупного содержания приведенных законоположений и разъяснений законодательства следует, что оспариваемый нормативный правовой акт, признающий ранее изданный акт утратившим силу, может быть признан недействующим в случае, если отмененный акт был принят в силу прямого указания на это в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, и содержит принятые в развитие положений этого акта нормы, затрагивающие права и свободы заявителя, а более поздний акт отменяет эти нормы, не установив новых, поскольку в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав;

административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Согласно п.22 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 3 Закона Новосибирской области от № 484- ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области», п.23 ст. 5 Устава Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области, к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу положений статей 5,7 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме: быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими.

На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

Согласно ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.

На основании ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу ст. 29 Федерального закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

При этом, понятие погребения и гарантированного перечня услуг по погребению, которые в силу приведенных положений закона осуществляются специализированной службой, следует из статей 3,9 Федерального закона № 8-ФЗ.

Так, погребение - обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Указанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Понятие похоронного дела и ритуальных услуг дано в ГОСТ 32609-2014, из которого следует, что похоронное дело – самостоятельный вид деятельности, направленные на оказание похоронных и мемориальных услуг населению с учетом социальных, экономических, этико-моральных, историко-культурных, религиозных, экологических, технологических факторов, связанный с созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения; ритуальные услуги-результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельности исполнителя по погребению останков, праха умерших, проведению похорон, содержанию мест захоронений.

Из изложенного следует, что предоставление мест для захоронения, то есть реализация гарантированного законом права на предоставление бесплатно участка земли для погребения тела, является полномочием органа местного самоуправления, которое реализуется в рамках организации ритуальных услуг. Орган местного самоуправления не оказывает непосредственно ритуальные услуги, а организовывает их оказание. Это также следует из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 25.07.2018 № 9-АПГ18-9. Специализированной же службой предоставляются услуги, перечень которых определен в статье 9 Федерального закона № 8-ФЗ, а также осуществляется непосредственно погребение.

Следовательно, предоставление земельного участка для погребения тела обладает всеми признаками муниципальной услуги, данными в ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ, потому, в силу названного закона, должен быть принят административный регламент, регулирующий порядок оказания муниципальной услуги.

В соответствии с ч.1 ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.

Реализация органами местного самоуправления полномочий, предоставленных частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не может ставиться в зависимость от их усмотрения.

Отмена административным ответчиком оспариваемым постановлением ранее принятого административного регламента нарушает права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, в частности на получение муниципальной услуги в соответствии с административным регламентом, ознакомление с содержанием и порядком оказания данной муниципальной услуги, что следует из ст.ст. 2,29 Федерального закона № 210-ФЗ.

В связи с изложенным, доводы апеллянтов о не установлении судом обстоятельств несоответствия оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (п.3 ч.8 ст. 213 КАС РФ), подлежат отклонению. При этом, обстоятельства, указанные в п. 2 ч.8 ст. 213 КАС РФ, лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Вопреки указанному в жалобах, судом учтена правовая позиция, изложенная в абз. 2 п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», и, на её основе сделаны верные выводы о наличии оснований для удовлетворения административного иска.

Утверждение апеллянта о том, что предоставление участка земли для захоронения останков (праха) не является муниципальной услугой, так как обратный вывод суда противоречит действующему законодательству, также подлежит отклонению, поскольку основано на собственном неверном толковании подателями жалобы приведенных норм материального права в их совокупности.

Довод о том, что отмена оспариваемого акта не восстановит нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц не свидетельствует о наличии оснований к отмене обжалуемого решения суда и не следует из содержания ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ, на которую ссылаются апеллянты. Указание в жалобах на нарушение прав неопределенного круга лиц содержанием определенных положений административного регламента не относимо к предмету административного иска, поскольку постановление органа местного самоуправления об утверждении административного регламента по настоящему делу не оспаривается.

Вопреки указанному в жалобах, судом первой инстанции при рассмотрении административного дела верно применены как нормы материального, так и нормы процессуального права. Выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела и содержанию норм права.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 12 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы главы Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области ФИО1, представителя Министерства юстиции Новосибирской области ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи