ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-12701/19 от 13.02.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

дело № 33а-52/2020

(33а-12701/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 13 февраля 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Хожаиновой О.В.,

судей

при секретаре

Терентьевой Н.А., ФИО1,

ФИО2,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Феодосии Республики Крым к Администрации города Феодосии Республики Крым, заинтересованные лица: Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, Феодосийское городское управление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Муниципальное казённое учреждение «Отдел по вопросам культуры Администрации города Феодосии Республики Крым», Муниципальное казённое учреждение «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе Администрации города Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 октября 2019 г., которым заявленные требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., объяснения представителя административного истца ФИО3, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

установила:

прокурор города Феодосии Республики Крым обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Администрации города Феодосии Республики Крым, в котором просил:

- признать незаконным бездействие Администрации города Феодосии Республики Крым по непринятию мер по регистрации права собственности на объекты культурного наследия регионального значения;

- возложить на Администрацию города Феодосии Республики Крым в 4-х месячный срок со дня вступления в силу решения суда обязанность зарегистрировать право собственности на следующие объекты культурного наследия: Собор Казанской иконы Божией Матери (архитектор Г.Л. Кейль), начало XX века (<...>); Водонапорная башня «Белый бассейн», конец XIX века (<...>, литер А), Фонтан, XV - XVII века (Республика Крым, г.Феодосия, Карантин), Памятник А.С. Пушкину (скульптор ФИО4, архитектор ФИО5), 1974 год (<...> Пушкинский сквер), Баня турецкая (руины), XVI - XVII века (<...> литер Н), Фонтан, XVI век (<...> литер П), Турецкий бастион, XV век (<...>).

Заявленные требования мотивированы тем, что указанные объекты федерального значения включены в состав казны муниципального образования городской округ ФИО6, при этом государственная регистрация права собственности Администрацией города Феодосии Республики Крым не произведена. Неисполнение административным ответчиком требований законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и положений законодательства в сфере обращения с муниципальной собственностью было выявлено прокуратурой города Феодосии Республики Крым при проведении соответствующей проверки, а также подтверждено в письме Администрации города Феодосии Республики Крым от 23 августа 2019 № 2-40/18985/2, что свидетельствует о бездействии административного ответчика.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 октября 2019 г. административное исковое заявление прокурора города Феодосии Республики Крым удовлетворено частично. Судом первой инстанции признано незаконным бездействие администрации города Феодосии Республики Крым по непринятию мер, направленных на регистрацию права собственности на объекты культурного наследия регионального значения: Собор Казанской иконы Божией Матери (архитектор Г.Л. Кейль), начало XX века (<...>), Фонтан, XV - XVII века (Республика Крым, г. Феодосия, Карантин); Памятник А.С. Пушкину (скульптор ФИО4, архитектор ФИО5), 1974 год (<...> Пушкинский сквер) Баня турецкая (руины), XVI - XVII века (<...> литер Н), Фонтан, XVI век (<...> литер П); на Администрацию города Феодосии Республики Крым возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры, направленные на регистрацию права собственности на объекты культурного наследия регионального значения: Собор Казанской иконы Божией Матери (архитектор Г.Л. Кейль), начало XX века (<...>), Фонтан, XV - XVII века (Республика Крым, г. Феодосия, Карантин), Памятник А.С. Пушкину (скульптор ФИО4, архитектор ФИО5), 1974 год (<...> Пушкинский сквер), Баня турецкая (руины), XVI - XVII века (<...> литер. Н), Фонтан, XVI век (<...> литер. П); а также обязанность сообщить административному истцу и суду об исполнении решения суда в течение месяца с момента исполнения решения суда.

Также приведённым выше судебным актом отказано в удовлетворении требований о признании бездействия незаконным в части непринятия мер, направленных на регистрацию права собственности на объекты культурного наследия регионального значения: Водонапорная башня «Белый бассейн», конец XIX века (<...>, литер А), Турецкий бастион, XV век (<...>), а также понуждении совершить действия, направленные на регистрацию указанных объектов культурного наследия регионального значения.

В апелляционной жалобе административного ответчика Администрации города Феодосии Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта, как принятого с нарушением норм материального права, и о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неправильно и неполно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела. Судом первой инстанции не принято во внимание, что Администрацией города Феодосии Республики Крым предпринимаются меры для регистрации права собственности на объекты культурного наследия регионального значения и земельные участки под ними, расположенные на территории муниципального образования городской округ ФИО6, что подтверждается приобщённым к материалам дела планом мероприятий, в соответствии с которым будет осуществляться регистрация права муниципальной собственности на объекты культурного наследия, а также перечень последних. Кроме того, судом первой инстанции не было принято во внимание, что Администрация города Феодосии Республики Крым осуществляет составление и исполнение бюджета городского округа Феодосия, а также контроль за его исполнением, исходя из лимитов, установленных Феодосийским городским советом Республики Крым. При этом, утверждённый бюджет муниципального образования принят в жёсткой экономии.

Представитель административного истца ФИО3 с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Представители Администрации города Феодосии Республики Крым, Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым, Феодосийского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Муниципального казённого учреждения «Отдел по вопросам культуры Администрации города Феодосии Республики Крым», Муниципального казённого учреждения «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, о причинах неявки суд не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не предоставили.

Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что прокуратурой города Феодосии Республики Крым во исполнение указания прокурора Республики Крым от 11 июля 2017 г. № 166/7/2 «Об организации надзора за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия» была проведена проверка исполнения Администрацией города Феодосии Республики Крым требований законодательства Российской Федерации в обрасти государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и положений законодательства в сфере обращения с муниципальной собственностью.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 8 Закона Республики Крым от 11 сентября 2014 г. № 68-ЗРК «Об объектах культурного наследия в Республике Крым», Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право муниципальной собственности не зарегистрировано на 154 объекта культурного наследия.

7 февраля 2019 г. за № 7-01-2018 прокурором города Феодосии Республики Крым в адрес администрации города Феодосии Республики Крым было направлено представление об устранении нарушений требований земельного, градостроительного законодательства, законодательства об охране объектов культурного наследия.

12 марта 2019 г. за № 2-40/3114/13 Администрация города Феодосии Республики Крым направила прокурору города Феодосии Республики Крым ответ о результатах рассмотрения представления от 7 февраля 2019 г., согласно которому во исполнение статьи 6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Администрация предпринимает меры, направленные на выявление, учёт, изучение объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом и Законом Республики Крым от 11 сентября 2014 г. № 68-ЗРК «Об объектах культурного наследия в Республике Крым». До настоящего времени не на все объекты культурного наследия, расположенные на территории муниципального образования городской округ Феодосия, зарегистрировано право муниципальной собственности, что объясняется отсутствием финансирования в том числе и на основное мероприятие по сохранению исторического культурного наследия - муниципальной программы «Развитие культуры в городском округе Феодосия на 2018 – 2020 годы». Администрацией города Феодосии запланировано выделение денежных средств на проведение работ по постановке на кадастровый учёт объектов культурного наследия, их регистрацию, формирование земельных участков под объектами, постановку на государственный учёт. Также будут выполнены работы по принятию на баланс, определению зоны охраны объектов культурного наследия, установке информационных надписей и обозначений объектов культурного наследия, захоронений ВОВ, братских могил и одиночных захоронений. Работы запланированы на 3 квартал 2019 г.

20 августа 2019 г. за исх. № 02-751в-19 главе администрации города Феодосии Республики Крым было направлено требование прокурора города Феодосии Республики Крым о предоставлении информации до 23 августа 2019 г. о принятых администрацией города мерах по регистрации права собственности на объекты культурного наследия: Собор Казанской иконы Божией Матери (архитектор Г.Л. Кейль), начало XX века (<...>); Водонапорная башня «Белый бассейн», конец XIX века (<...>, литер А), Фонтан, XV - XVII века (Республика Крым, г.Феодосия, Карантин), Памятник А.С. Пушкину (скульптор ФИО4, архитектор ФИО5), 1974 год (<...> Пушкинский сквер), Баня турецкая (руины), XVI - XVII века (<...> литер Н), Фонтан, XVI век (<...> литер П), Турецкий бастион, XV век (<...>). Также к установленному сроку сообщить о планируемых мерах и сроках по устранению нарушений во исполнения представления от 7 февраля 2019 г.

23 августа 2019 г. за № 2-40/18985/2 Администрацией города Феодосии Республики Крым был направлен ответ, в котором сообщено, что проводится работа по оформлению права собственности муниципального образования городской округ ФИО6 на указанные в требовании объекты; направлены запросы в филиал ГУП РК «КрымБТИ» в г. Феодосия о предоставлении сведений о зарегистрированных правах на объекты. По большинству объектов либо не проводилась первичная инвентаризация, либо отсутствуют зарегистрированные права, постановка объектов на государственный кадастровый учёт и регистрация права собственности муниципального образования городской округ ФИО6 осуществляется согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым». Подготовка деклараций на объекты недвижимости и технических планов требует проведения топосъёмки, формирования земельных участков, регистрации права собственности муниципального образования на сформированные земельные участки. В настоящее время решается вопрос о выделении дополнительного финансирования выполнения указанных работ.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих принятие мер по регистрации права собственности на перечисленные выше объекты культурного наследия, расположенные на территории муниципального образования городской округ ФИО6, а также не представлено доказательств надлежащего исполнения обязанностей, возложенных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Законом Республики Крым от 11 сентября 2014 г. № 68-ЗРК «Об объектах культурного наследия в Республике Крым».

Также суд первой инстанции указал, что разработка 12 июля 2019 г. Администрацией города Феодосии Республики Крым плана мероприятий о регистрации права муниципальной собственности на объекты культурного наследия и земельные участки под ними, расположенные на территории муниципального образования городской округ ФИО6 не опровергает доводов административного истца о том, что ответчиком до настоящего времени не были предприняты меры по регистрации права собственности на объекты культурного наследия федерального значения. Разработка данного плана принята в связи рассмотрением Феодосийским городским судом административного дела № 2а-498/2019 по иску прокурора г. Феодосии к администрации г. Феодосии о признании бездействия по регистрации права собственности в отношении иных объектов культурного наследия, которым признано бездействие административного ответчика с возложением на него обязанности по регистрации права собственности на объекты культурного наследия. При этом, данных об исполнении решения суда представлено не было. Кроме того, суд первой инстанции указал, что отсутствие финансирования не является объективной причиной неисполнения административными ответчиками своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.

В связи с указанным, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления, поскольку невыполнение требований прокуратуры ответчиком создаёт угрозу для сохранности объектов культурного наследия, чем нарушаются права и законные интересы неопределённого круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности.

С указанным выводом судебная коллегия не соглашается, исходя из следующего.

Пунктом 18 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального, городского округа.

Аналогичная норма закреплена в подпункте 22 пункта 1 статьи 6 Устава муниципального образования городской округ ФИО6, утверждённого решением Феодосийского городского совета Республики Крым от 17 ноября 2014 г. № 65.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный Закон № 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Статьёй 3.1 названного закона предусмотрено, что территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьёй (часть 1).

В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц (часть 2).

Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учётом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития (часть 3).

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьёй 5.1 настоящего Федерального закона (абзац 2 статьи 7).

В силу части 5 Федерального закона № 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

В Российской Федерации ведётся единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия (часть 1 статьи 15 Федерального закона № 73-ФЗ).

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что реестр представляет собой государственную информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счёт общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона № 73-ФЗ сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

Аналогичные нормы о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации установлены в статье 12 Закона Республики Крым от 11 сентября 2014 г. № 68-ЗРК «Об объектах культурного наследия в Республике Крым» (далее закон № 68-ЗРК).

Судебной коллегией установлено, что сведения об объектах культурного наследия: Собор Казанской иконы Божией Матери (архитектор Г.Л. Кейль), начало XX века (<...>); Водонапорная башня «Белый бассейн», конец XIX века (<...>, литер А), Фонтан, XV - XVII века (Республика Крым, г.Феодосия, Карантин), Памятник А.С. Пушкину (скульптор ФИО4, архитектор ФИО5), 1974 год (<...> Пушкинский сквер), Баня турецкая (руины), XVI - XVII века (<...> литер Н), Фонтан, XVI век (<...> литер П), Турецкий бастион, XV век (<...>) - внесены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (согласно данным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://mkrf.ru/ais-egrkn/).

В материалах дела имеются уведомления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений по перечисленным выше объектам культурного наследия.

При этом, судебная коллегия относится критически к представленной Феодосийским городским управлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым информации, изложенной в письме от 5 сентября 2019 г. № 8992/48-10, о регистрации прав на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 90:24:010101:3896 (Водонапорная башня), по адресу: <...> (собственником имущества является Российская Федерация. Имущество передано в хозяйственное ведение Федеральному государственному предприятию «Крымская железная дорога»), а также о регистрации прав на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 90:24:010101:2429 (Башня Константина и турецкий бастион) по адресу: <...> (Собственник – Муниципальное образование городской округ Феодосия).

Так, в данном письме адрес объекта Водонапорная башня указан: <...>. Между тем, объект Водонапорная башня «Белый бассейн», конец XIX века, расположен по адресу: <...>, литер А. Также в приведённом письме указано о зарегистрированном праве собственности на объект Башня Константина и Турецкий бастион по адресу: <...>. Между тем, объект Турецкий бастион, XV век, расположен по адресу: <...>.

Таким образом, материалами дела подтверждено, и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о государственной регистрации прав на объекты культурного наследия: Собор Казанской иконы Божией Матери (архитектор Г.Л. Кейль), начало XX века (<...>); Водонапорная башня «Белый бассейн», конец XIX века (<...>, литер А), Фонтан, XV - XVII века (Республика Крым, г.Феодосия, Карантин), Памятник А.С. Пушкину (скульптор ФИО4, архитектор ФИО5), 1974 год (<...> Пушкинский сквер), Баня турецкая (руины), XVI - XVII века (<...> литер Н), Фонтан, XVI век (<...> литер П), Турецкий бастион, XV век (<...>).

Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включённым в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно частям 2, 3, 4 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтённом в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно статье 13 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:

1) в результате государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;

2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;

3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечёт за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе органы местного самоуправления, должны обратиться в орган регистрации прав для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.

Также судебная коллегия учитывает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 г. № 903 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учёта недвижимости (2014-2020 годы)», целью которой является гармонизация сферы земельно-имущественных отношений, основанная на соблюдении баланса интересов, взаимной ответственности и скоординированности усилий государства, бизнеса и общества, обеспечивающая переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития Российской Федерации. Государственным заказчиком –координатором федеральной целевой программы является Минэкономразвития России.

В рамках реализации указанной Федеральной целевой программы Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым самостоятельно проводятся мероприятия по переводу в электронный вид и внесение в Единый государственный реестр недвижимости архивных дел «БТИ».

Программой в развитие положений Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и г. Севастополя», для обеспечения единства государственной политики Российской Федерации в сфере земельно-имущественных отношений, направленной на рациональное использование земельных ресурсов и объектов недвижимости как важнейших составляющих национального богатства Российской Федерации, а также для обеспечения равной защиты прав собственности на объекты недвижимости для всех участников, предусмотрен комплекс мероприятий в целях дальнейшей интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации, обеспечивающих создание на территориях Республики Крым и г. Севастополя информационных ресурсов, содержащих полные и достоверные сведения об объектах недвижимого имущества и зарегистрированных правах, внедрение системы государственной кадастровой оценки недвижимости.

Из материалов дела следует, что административным ответчиком направлялись запросы в Филиал ГУП РК «Крым БТИ» в г. Феодосии по спорным объектам культурного наследия.

Согласно представленным ответам Филиала ГУП РК «Крым БТИ» в г.Феодосии от 2 сентября 2019 г. № 01-4/1085 и № 01-4/1084 объекты недвижимого имущества, расположенные по адресам: <...>, а также <...> (соответственно), зарегистрированы за иными лицами.

В ответе Филиала ГУП РК «Крым БТИ» в г. Феодосии от 20 августа 2019 г. № 01-4/1024 указано, что объект недвижимого имущества, состоящий, в том числе, из литер Н и литер П, расположенный по адресу: <...> литер Н), Фонтан, XVI век, Баня турецкая, XVI - XVII века, закреплён за Феодосийским морским торговым портом.

Согласно ответу Филиала ГУП РК «Крым БТИ» в г. Феодосии от 30 августа 2019 г. № 01-4/1086 инвентарное дело на объект культурного наследия регионального значения - Памятник А.С. Пушкину (скульптор ФИО4, архитектор ФИО5), 1974 год (<...> Пушкинский сквер) не заводилось, первичная инвентаризация не проводилась.

Также в материалах дела имеется план мероприятий («дорожная карта») во исполнение требований прокурора г. Феодосии по делу № 2а-498/2019 о регистрации права муниципальной собственности на объекты культурного наследия и земельные участки под ними, расположенные на территории муниципального образования городской округ ФИО6, в который включены, помимо прочего, такие мероприятия как подготовка технического задания для проведения кадастровых работ по формированию земельных участков под объектами культурного наследия, проведение землеустроительных работ, утверждение схем расположения земельных участков под объектами на кадастровом плане территории, с учётом положений действующего законодательства Российской Федерации.

Исходя из смысла статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ, территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью, и в данную территорию могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц, то такие земельные участки подлежат постановке на кадастровый учёт.

Таким образом, с учётом приведённых положений, установленных фактических обстоятельств настоящего административного дела, и поскольку Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не предусматривает возможность государственной регистрации права собственности без постановки объекта недвижимости на кадастровый учёт, а территории объектов культурного наследия, в которые входят земельные участки, на кадастровый учёт не поставлены, в настоящее время отсутствует совокупность необходимых условий считать бездействием Администрации города Феодосии Республики Крым непринятие мер в осуществлении государственной регистрации прав муниципальной собственности на приведённые выше объекты культурного наследия регионального значения.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии виновного противоправного бездействия административного ответчика в неисполнении мер, направленных на государственную регистрацию прав муниципальной собственности на приведённые выше объекты культурного наследия регионального значения.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно части 9 статьи 229 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичным полномочиями, суд, в том числе выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Как уже указывалось, судебной коллегией установлено, что сведения об объектах культурного наследия: Собор Казанской иконы Божией Матери (архитектор Г.Л. Кейль), начало XX века (<...>); Водонапорная башня «Белый бассейн», конец XIX века (<...>, литер А), Фонтан, XV - XVII века (Республика Крым, г.Феодосия, Карантин), Памятник А.С. Пушкину (скульптор ФИО4, архитектор ФИО5), 1974 год (<...> Пушкинский сквер), Баня турецкая (руины), XVI - XVII века (<...> литер Н), Фонтан, XVI век (<...> литер П), Турецкий бастион, XV век (<...>) - внесены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (согласно данным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://mkrf.ru/ais-egrkn/).

Кроме того, указанные объекты имели статус объектов культурного наследия до образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и г. Севастополя, то есть до 18 марта 2014 г., о чём также пояснил представитель административного истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции 13 февраля 2020 г.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включённые в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с абзацем 2 части 7 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьёй 5.1 настоящего Федерального закона.

С учётом установленных по делу обстоятельств и приведённых выше норм права, судебная коллегия полагает, что отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о праве муниципальной собственности на объекты культурного наследия, приведённые выше, не нарушает права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц, в защиту которых прокурором подано настоящее административное исковое заявление, поскольку указанные объекты культурного наследия внесены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (согласно данным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://mkrf.ru/ais-egrkn/), в связи с чем в силу части 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ подлежат государственной охране.

В связи с указанным судебная коллегия считает, что отсутствуют правовые основания, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания незаконным бездействия Администрации города Феодосии Республики Крым в части непринятия мер по регистрации права собственности на объекты культурного наследия регионального значения.

Поскольку судебная коллегия не усматривает оснований для признания незаконным бездействия административного ответчика, отсутствуют основания и для удовлетворения требований по способу восстановления нарушенного права, предусмотренных статьёй 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Указанные выше обстоятельства, имеющие юридическое значение по настоящему делу, не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора по существу.

Решение суда, как не отвечающее положениям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене.

В силу части 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

На основании изложенного, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым считает необходимым отменить решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 октября 2019 г. по данному административному делу и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором города Феодосии Республики Крым требований в полном объёме.

Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 октября 2019 г. по административному делу № 2а-2040/2019 отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления прокурора города Феодосии Республики Крым к Администрации города Феодосии Республики Крым, заинтересованные лица Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, Феодосийское городское управление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Муниципальное казённое учреждение «Отдел по вопросам культуры Администрации города Феодосии Республики Крым», Муниципальное казённое учреждение «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определённые действия – отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий О.В. Хожаинова

Судьи Н.А. Терентьева

ФИО1