ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-12706/2015 от 18.11.2015 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Жуль А.В. Дело № 33а-12706/2015 А-62

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 ноября 2015 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Зинченко И.Н.,

судей: Мирончика И.С., Андриишина Д.В.,

с участием прокурора: Назаркина В.П.,

при секретаре: Становой У.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. гражданское дело по заявлению Иланского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» о возложении обязанности оборудовать Канский инспекторский участок газоанализаторами,

по апелляционной жалобе представителя ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» ФИО1,

на заочное решение Центрального районного суда г.Красноярска от 10 августа 2015 года, которым постановлено:

«Обязать ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» оборудовать Канский инспекторский участок газоанализаторами Элан-СО-50 и Инфракар, для проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных веществ, в течение шести месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Иланский транспортный прокурор Западно-Сибирской транспортной прокуратуры обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» о возложении обязанности оборудовать Канский инспекторский участок газоанализаторами.

Свои требования мотивировал тем, что в соответствии с типовыми нормами обеспечения на инспекторских участках для проведения технического контроля маломерных судов должны быть газоанализатор Элан-СО-50 и газоанализатор Инфракар. Канский инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» газоанализаторами не укомплектован. Техническое освидетельствование маломерных судов на Канском участке ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» проводится не в полном объеме, без проверки судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных веществ, что создает опасность нарушения прав граждан.

Просит обязать ответчика оборудовать Канский инспекторский участок газоанализаторами Элан-СО-50 и Инфракар для проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных веществ, в срок до 01.09.2015 года.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» ФИО1 просит заочное решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права. Просил принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. Указывает на то, что Типовыми нормами обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденных приказом МЧС России от 09.08.2005 года № 618 «Об утверждении типовых норм обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий» предусмотрено обеспечение инспекторских участков газоанализаторами типа «Инфракар», а обеспечение газоанализаторами типа Элан-СО-50 не предусмотрено.

Согласно Уставу Центра ГИМС является некоммерческой организацией в форме федерального казенного учреждения, которое входит в систему Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, учредителем Центра ГИМС является Российская Федерация. Полномочия учредителя осуществляет МЧС России через ГУ МЧС России по Красноярскому краю, полномочия собственника федерального имущества осуществляют МЧС России и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Также Уставом предусмотрено, что источниками формирования финансовых средств Центра ГИМС являются средства федерального бюджета, главным распорядителем средств федерального бюджета является МЧС России. В настоящее время обязанности начальника Центра ГИМС по сбору сведений о материально-технических потребностях и направление заявки о централизованной поставке оборудования для проведения мероприятий по техническому освидетельствованию маломерных судов были исполнены. Поставка необходимого количества оборудования Центру ГИМС в настоящее время не предоставлена.

Прокурором Иланской транспортной прокуратуры поданы письменные возражения на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает на то, что на начальника ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» возложена обязанность по обеспечению инспекторского участка ГИМС МЧС России по Красноярскому краю как структурного подразделения соответствующим инструментом для проведения технического освидетельствования маломерных судов.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились прокурор Назаркин В.П., представитель ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» ФИО1, остальные участники по делу не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе были извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда, выслушав представителя ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Назаркина В.П., полагавшего необходимым исключить из решения обязанность оборудовать газоанализатором Элан-СО-50 и в остальной части согласившегося с решением суда, обсудив приведенные доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 4 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта в части маломерных судов осуществляется ГИМС МЧС России в пределах предоставленных им полномочий.

На основании п. 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 года № 835 государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.

Согласно п. 2 Правил классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.09.2013 года № 820 (далее по тексту - Правила), классификация и освидетельствование проводятся территориальными органами Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в составе территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и организациями, находящимися в ведении указанного Министерства.

Согласно п. 2.30 Административного регламента МЧС России предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденного приказом МЧС России от 18.10.2012 года № 608, пункт освидетельствования маломерного судна, в том числе, передвижной, должен иметь оборудование и мерительные инструменты, необходимые для проведения освидетельствования маломерного судна. Передвижной пункт освидетельствования включает в себя, в том числе оборудование и мерительные инструменты, необходимые для проведения освидетельствования маломерного судна, в том числе газоанализатор.

В силу п. 3.1 данного Административного регламента предоставление государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна с проведением испытаний по тестированию на мореходные качества (п. 3.11, 3.12), в процессе эксплуатации (п. 3.20, 3.21), по освидетельствованию маломерного судна после ремонта (п. 3.37, 3.38), а также по освидетельствованию маломерного судна, подготовленного к переходу (перегону) (п. 3.32), осуществляется с помощью оборудования и мерительных инструментов, необходимых для проведения освидетельствования маломерного судна.

В целях совершенствования технической оснащенности Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России приказом МЧС России от 09.08.2005 года № 618 утверждены Типовые нормы обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Типовые нормы).

Разделом III Типовых норм «Вспомогательное оборудование и инструмент» предусмотрено наличие на инспекторском участке, в том числе 1 газоанализатора.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что Канский инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» не оснащен в полном объеме необходимыми измерительными приборами, а именно газоанализаторами Элан –СО-50 и Инфракар, суд удовлетворил заявленные требования и возложил на ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» данную обязанность.

При этом суд указал, что допущенные ответчиком нарушения законодательства, регламентирующего осуществление технического надзора за маломерными судами, и проведение технического осмотра маломерных судов без проверки указанными приборами, не отвечающего требованиям безопасности эксплуатации маломерного флота, в случае не устранения могут создать в дальнейшем угрозу для жизни и здоровья граждан.

В силу устава ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» данное учреждение входит в систему Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России и осуществляет деятельность по государственному надзору, регистрационную и экзаменационную работу, патрульную службу, диагностику и проведение освидетельствований маломерных судов, и другие функции в области пользования маломерными судами. Также согласно Уставу «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» источниками формирования финансовых средств Центра ГИМС являются средства федерального бюджета. Кроме того, Уставом возложена обязанность на начальника Центра ГИМС по организации ресурсного обеспечения структурных подразделений учреждения, а также направлении заявок на поставку оборудования для проведения мероприятий по техническому освидетельствованию маломерных судов.

Таким образом, доводы жалобы о том, что на ответчика законом не может быть возложена обязанность по укомплектованию инспекторского пункта участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» необходимым оборудованием, являются необоснованными, противоречащими Уставу Центра ГИМС и возложенной на него государственной функцией по обеспечению безопасной эксплуатации маломерного флота.

Доводы апелляционной жалобы в этой части не опровергают выводов суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части возложения обязанности на ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» оборудовать Канский инспекторский участок газоанализатором Элан-СО-50, поскольку Типовыми нормами обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России от 09.08.2005 года № 618, газоанализатор типа «Элан-СО-50» не предусмотрен.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отменить решение суда в данной части, и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Иланского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры о возложении обязанностей на ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» оборудовать Канский инспекторский участок газоанализатором Элан-СО-50.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Заочное решение Центрального районного суда г.Красноярска от 10 августа 2015 года в части возложения обязанности на ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» оборудовать Канский инспекторский участок газоанализатором Элан-СО-50 отменить.

Принять в этой данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Иланского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры о возложении обязанностей на ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» оборудовать Канский инспекторский участок газоанализатором Элан-СО-50.

В остальной части вышеуказанное заочное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: