ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1272/19 от 27.02.2019 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Белобородова Т.Г. Дело № 33а-1272/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Латышенко Н.Ф.,

судей областного суда Усовой Е.И., Шукеновой М.А.

при секретаре Скляровой А.А.

рассмотрела в судебном заседании 27 февраля 2019 года дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области на решение Исилькульского городского суда Омской области от 19 декабря 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области к территориальному отделу надзорной деятельности и профилактической работы Исилькульского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области о признании незаконным акта проверки от 7 сентября 2018 года № <...>-ГО и отмене предписания от 7 сентября 2018 года № <...>.

Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия

установила:

Врио начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Омской области ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальному отделу надзорной деятельности и профилактической работы Исилькульского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области (далее - территориальный отдел надзорной деятельности и профилактической работы Исилькульского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Омской области) о признании незаконными решений.

В обоснование указано, что по итогам плановой проверки, проведенной в период с 13.08.2018 по 07.09.2018, административным ответчиком составлен акт проверки № <...>-ГО и выдано предписание № <...>, которым на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области возложена обязанность устранить нарушения установленных требований в области гражданской обороны.

Оспаривая акт проверки и предписание, административный истец указывает, что до 01.02.2018 у него отсутствовали какие-либо сведения и документы, подтверждающие присвоение статуса противорадиационного укрытия подвальному помещению здания Инспекции, расположенного по адресу: <...>. Только на запрос от 01.02.2018 Администрация Исилькульского муниципального района представила такие документы.

Начальник (исполняющий обязанности начальника) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области не подписывал паспорт защитного сооружения гражданской обороны (далее – ЗС ГО), инвентаризационную карточку № <...> и акт инвентаризации от 19.03.2014 № <...>, в состав инвентаризационной комиссии не включался.

Ссылается на противоречивость выводов комиссии, изложенных в акте инвентаризации ЗС ГО № <...> от 19.03.2014. В частности, в акте отмечено, что противорадиационное укрытие ограниченно готово для приема укрываемых и в то же время для приведения защитного сооружения в соответствие со СНиП требуется проведение ремонта с восстановлением системы вентиляции, установлением емкостей для хранения воды, заделыванием проемов и щелей для сохранения герметичности помещения.

Ссылается на отсутствие информации, позволяющей установить, когда и при каких обстоятельствах составлен паспорт противорадиационного укрытия № <...>, в связи с чем данный паспорт не может подтверждать наличие у Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области защитного сооружения гражданской обороны.

Отмечает, что только в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ Инспекции стало известно о наличии акта инвентаризации оценки и использования защитного сооружения ГО (ПРУ) инв. № <...> от 07.08.2018, в котором комиссией предложено снять противорадиационное укрытие с учета ввиду явного несоответствия требованиям защитного сооружения гражданской обороны. До 07.11.2018 года в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области информация о составлении указанного акта отсутствовала.

Указывает на отсутствие акта об отказе в снятии спорного объекта с учета. Отмечает, что с 1989 года до августа 2018 года осмотры и проверки технического состояния и соблюдения нормативных актов по содержанию противорадиационного укрытия в Инспекции не проводились, как не проводились и инвентаризационные мероприятия.

Просил признать акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № <...>-ГО от 07.09.2018 незаконным, признать предписание № <...> от 07.09.2018 незаконным и подлежащим отмене.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе врио начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области ФИО1, приводя доводы административного иска, просит решение суда отменить, принять новое. Судом не дано надлежащей оценки доводам иска о том, что Инспекция не располагала сведениями о факте учета подвального помещения Инспекции в качестве противорадиационного укрытия, не учтены судом и положения нормативно-правовых актов, определяющих порядок и момент приобретения спорным имуществом указанного статуса. Кроме того, материалами дела не подтверждена передача Инспекции спорного объекта со статусом противорадиационного укрытия.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель начальника территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Исилькульского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Омской области ФИО2 просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на них, заслушав представителей административного истца, представителя административного ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Межрайоная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области осуществляет свою деятельность в административном здании1989 года постройки, расположенном по адресу: <...>.

По данным технического паспорта нежилого помещения указанное административное здание 1989 года постройки состоит из двух наземных этажей и подвального помещения (л.д. 29-34).

Распоряжением заместителя начальника территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Исилькульского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Омской области ФИО2 от 06.08.2018 № <...>-ГО в отношении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области, эксплуатирующей защитное сооружение гражданской обороны, в период с 13.08.2018 по 07.09.2018 назначена плановая выездная проверка по адресу: <...> (л.д. 100, 101).

По результатам проведенной проверки был составлен акт от 07.09.2018 № <...>-ГО составлен акт проверки, в котором зафиксированы 22 нарушения установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны: 1) в Межрайоной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области отсутствует распорядительный документ руководителя о назначении ответственного должностного лица для организации правильного учета, содержания помещений обеспечения, сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования ЗС ГО; 2) отсутствует распорядительный документ руководителя о назначении группы (звена), обслуживающего ЗС ГО; 3) отсутствует журнал учета ЗС ГО; 4) отсутствует акт проверки содержания и использования ЗС ГО; 5) отсутствует паспорт убежища (ПРУ) с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; 6) отсутствует журнал проверки состояния убежища (ПРУ); 7) отсутствует план перевода ЗС ГО на режим убежища (ПРУ); 8) отсутствует план 3С ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; 9) отсутствуют планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств ЗС ГО; 10) отсутствует список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; 11) отсутствует эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; 12) отсутствует эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; 13) отсутствует эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; 14) отсутствует инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования ЗС ГО; 15) отсутствуют инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами ЗС ГО; 16) отсутствует инструкция по обслуживанию ДЭС ЗС ГО; 17) отсутствует инструкция по противопожарной безопасности ЗС ГО; 18) отсутствуют правила поведения укрываемых в ЗС ГО; 19) отсутствует журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); 20) отсутствует журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования ЗС ГО; 21) отсутствует схема эвакуации укрываемых из очага поражения ЗС ГО; 22) не определена номенклатура и объем запасов исходя из потребности в них в военное время для обеспечения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб ЗС ГО (л.д. 10-12).

07.09.2018 представитель Инспекции был ознакомлен с актом проверки и в целях устранения нарушений требований в области гражданской обороны получил предписание от 07.09.2018 № <...>-ГО, обязывающее юридическое лицо в срок до 01.09.2020 устранить выявленные нарушения (л.д. 13-17).

Ссылаясь на незаконность акта проверки и предписания, врио начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Одной из основных задач в области гражданской обороны является обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны (ст. 2 Федерального закона N 28-ФЗ).

В силу статьи 6 Федерального закона N 28-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно п. 2, 3 утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени. Противорадиационные укрытия создаются для населения и работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, в том числе для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, и обслуживающего их медицинского персонала, расположенных в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и за пределами зоны возможных сильных разрушений.

На основании п. 14 указанного Порядка Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

В соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв. Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583) статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО (п. 1.2). Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода ЗС ГО в эксплуатацию (п. 2.2). Инвентарные номера ЗС ГО присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации (п. 2.4).

Статус подвального помещения административного здания, расположенного по адресу: <...>, в качестве защитного сооружения гражданской обороны подтверждается паспортом противорадиационного укрытия от <...>№ <...>. Согласно акту государственной приемочной комиссии от <...> законченное строительством защитное сооружение принято в эксплуатацию (л.д. 84-86). По данным выписки из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Омской области противорадиационное укрытие состоит на учете под инвентарным номером 142-56 (л.д. 157).

Достаточных оснований для признания паспорта противорадиационного укрытия недопустимым и ненадлежащим доказательством у судебной коллегии не имеется. Паспорт ЗС ГО по форме и содержанию соответствует требованиям действовавшего на момент его ввода в эксплуатацию СНиП 3.01.09-84 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений и их содержание в мирное время».

В силу п. 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (утв. Приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575) содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

Аналогичные положения содержатся в Правилах эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв. Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583), а предусмотренные в них требования к защитным сооружениям гражданской обороны применяются не только в целях подготовки эксплуатации защитных сооружений в условиях чрезвычайных ситуаций, но и в целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны.

Согласно п. п. 1.3, 1.7 и 1.8 указанных Правил N 583 в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ. Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся. В обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов; по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению; по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества от 21.03.2018 № <...> административное здание, расположенное по адресу: <...>, на основании распоряжения комитета по управлению имуществом администрации Омской области 19.10.1998 № <...>-РК и договора купли-продажи недвижимого имущества от 25.07.2001 № <...>-н/и закреплено за Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области на праве оперативного управления (л.д. 82). Изложенное также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...><...> (л.д. 28).

Статьей 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что содержание защитного сооружения относится к обязанности Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области как организации, эксплуатирующей объект гражданской обороны.

Доводы об отсутствии у административного истца достоверных сведений о том, что подвальное помещение Инспекции является защитным сооружением гражданской обороны, опровергается исследованными судом доказательствами.

Так, из материалов дела усматривается, что в 2014 г. и 2018 г. на территории Исилькульского муниципального района Омской области были проведены мероприятия по инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны.

В соответствии с актом № <...> инвентаризации ЗС ГО инв. № <...> от 19.03.2014 инвентаризационной комиссией в составе должностных лиц Администрации Исилькульского муниципального района на основании распоряжения Главы Исилькульского муниципального района Омской области от 14.10.2013 № <...> «О создании комиссии по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории Исилькульского муниципального района Омской области» 19.03.2014 была проведена проверка защитного сооружения гражданской обороны по адресу: <...>,балансодержателем которого является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области. Комиссией сделаны выводы о том, что обследованное противорадиационное укрытие ограниченно готово для приема укрываемых, гидроизоляция пола не нарушена, входные двери закрываются не герметично, вентиляция находится в нерабочем состоянии, для приведения защитного сооружения в соответствие со строительными нормами и правилами СНиП II-11-77 требуется проведение ремонта с восстановлением системы вентиляции, установлением емкостей для хранения воды, заделыванием проемов и щелей для сохранения герметичности помещения. Балансодержателю рекомендовано после проведения работ по ремонту помещения и установки соответствующего оборудования оформить эксплуатационную документацию и паспорт защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 (л.д. 81).

По итогам инвентаризации 2014 года составлена инвентаризационная карточка ЗС ГО № <...>.

Проведение комиссией в составе должностных лиц Администрации Исилькульского муниципального района инвентаризации в 2018 году подтверждено актом инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны инв. № <...> от 01.08.2018, утвержденным Главой Исилькульского муниципального района Омской области Л. Комиссией сделан вывод о неготовности помещения для использования в качестве защитного сооружения (л.д. 89).

Проверка подвального помещения сопровождалась фотофиксацией, к акту прилагается фотоматериал (л.д. 91).

Кроме того, 31.01.2018 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области было получено информационное письмо начальника территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Исилькульского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области ФИО3 от 31.01.2018 № <...>, в котором сообщалось о наличии защитного сооружения, разъяснены положения нормативных правовых актов по надлежащему содержанию и порядку снятия ЗС ГО с учета (л.д. 83).

Мер по надлежащему содержанию ЗС ГО Инспекцией как организацией, эксплуатирующей ЗС ГО, не принято.

Суд обоснованно не принял во внимание доводы ответчика о том, что спорное помещение не является объектом гражданской обороны, сославшись на совокупность вышеприведенных доказательств.

Судебная коллегия отмечает, что заявление о переводе спорного помещения в гражданское пользование в установленном порядке ответчиком не подавалось, и решение такое не принималось.

Достоверность изложенных в акте проверки обстоятельств, подтверждающих неудовлетворительное состояние объекта гражданской обороны, административным истцом не оспаривается. Доказательств отсутствия нарушений установленных норм и правил эксплуатации и содержания защитного сооружения им не представлено.

Таким образом, территориальный отдел надзорной деятельности и профилактической работы Исилькульского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Омской области имел правовые основания для вынесения предписания, а потому основания для удовлетворения требований Инспекции отсутствуют.

Предписание содержит законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона, оно обоснованно как с юридической, так и с фактической стороны, возлагает реально исполнимые обязанности.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Судебная коллегия учитывает, что выявленные в ходе плановой выездной проверки нарушения послужили основанием для составления протокола от 07.09.2018 об административном правонарушении и направления материалов для рассмотрения мировым судьей (л.д. 93-99).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 37 в Исилькульском судебном районе Омской области от 07.12.2018 по делу № 5-891(2018)37 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ «Невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны», за что подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей (л.д. 62-71). Решением Исилькульского городского суда Омской области от 23.01.2019 указанное постановление оставлено без изменения. Судебными постановлениями установлено, что административный истец являясь эксплуатирующей организацией ЗС ГО, мер по надлежащему содержанию объекта не приняла. Установление в рамках КоАП РФ обстоятельства имеют преюдициальное значение.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя по существу сводятся к оспариванию установленных судом фактических обстоятельств дела, как следствие, к разъяснению обстоятельств настоящего дела с изложением позиции истца относительно возникшего спора и собственного мнения о правильности разрешения дела, в связи с чем, изложенные доводы не могут служить основанием для отмены решения.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Исилькульского городского суда Омской области от 19 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи