ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-12752/20 от 25.11.2020 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Кукленко С.В. Дело № 33а-12752/2020

УИД 61RS0004-01-2020-002550-88

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 ноября 2020 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Ушникова М.П.,

судей Вервекина А.И., Богатых О.П.,

при секретаре Асташеве Р.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора г.Ростова-на-Дону к Администрации г.Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо: Департамент ЖКХ и Энергетики г.Ростова-на-Дону о признании недействующим нормативно-правового акта,

по апелляционной жалобе Департамента ЖКХ и Энергетики г.Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Вервекина А.И., судебная коллегия по административным делам

установила:

Заместитель прокурора г.Ростова-на-Дону обратился в суд с административным иском к Администрации г.Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо: Департамент ЖКХ и Энергетики г.Ростова-на-Дону (далее – Департамент) о признании недействующим нормативно-правового акта.

В обоснование требований указано, что во исполнение приказа прокурора Ростовской области от 22 августа 2014 года №110 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды и природопользовании» прокуратурой г.Ростова-на-Дону проведен мониторинг действующего законодательства, в ходе которого, было установлено следующее.

Постановлением Администрации г.Ростова-на-Дону от 28 августа 2014 года №960 утвержден административный регламент №АР-067-01 муниципальной услуги «Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений» (далее - Регламент), устанавливающий порядок, сроки и последовательность выполнения сотрудниками МКУ «Управление благоустройства» районов города действий при оформлении разрешений на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений.

Указанный нормативный правовой акт органа местного самоуправления опубликован 10 сентября 2014 года в официальном издании «Ростов Официальный», №37.

Данное постановление принято в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Областным законом Ростовской области от 3 августа 2007 года №747-ЗС «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области», постановлением Правительства Ростовской области от 30 августа 2012 года №819 «Об утверждении порядка охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области» (далее – Порядок №819), решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21 февраля 2012 года №239 «О принятии «Правил охраны зеленых насаждений в городе Ростове-на-Дону» (далее – Правила охраны зеленых насаждений № 239).

В связи с внесением в указанные выше нормативные правовые акты изменений, административный регламент №АР-067-01 муниципальной услуги «Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений» стал содержать положения, противоречащие требованиям действующего законодательства.

Так, по мнению административного истца, пункты 1.1, 1.1.2, 1.2, 1.2.3, абзац 2 пункта 1.18, пункт 3.1, абзац 1 пункта 3.2.1, абзац 4 пункта 3.2.1.2, абзацы 1, 11 пункта 3.2.1.3, пункты 3.2.2, 3.2.2.4, 3.2.3, 3.2.4, 3.4.1, 3.5.3 Регламента, п. 1, 7 Стандарта № СТ-067-01-3.2 муниципальной услуги «Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений», являющегося приложением к Регламенту, противоречат требованиям пункта 2.2 Порядка №819, а также пункта 2 раздела 6 Правил охраны зеленых насаждений №239.

Согласно положениям указанных пунктов, при реализации мероприятий, связанных с санитарной и другими видами обрезки деревьев и кустарников, вырубкой аварийно-опасных, сухостойных деревьев и кустарников, органами местного самоуправления оформляются разрешения на уничтожение и (или) повреждение зеленых насаждений по форме согласно приложению №1 к Порядку № 819. Вместе с тем, в Регламенте используется несоответствующая формулировка – «разрешение на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений».

Пункт 1.2.3 Регламента противоречит ч. 2 ст. 1 Областного закона от 3 августа 2007 года №747-ЗС «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области», которой предусмотрено, что действие настоящего Областного закона не распространяется на отношения по охране зеленых насаждений, расположенных на находящихся в границах населенных пунктов садовых и огородных земельных участках, на земельных участках, занятых ботаническими садами, питомниками для выращивания посадочного материала зеленых насаждений, лесами, а также на земельных участках, используемых для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Однако, пунктом 1.2.3 Регламента определено, что не требуется оформления разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений, произрастающих на садовых, огородных, дачных и приусадебных земельных участках, на земельных участках, занятых ботаническими садами, питомниками для выращивания посадочного материала зеленых насаждений, индивидуальными жилыми застройками, личными подсобными хозяйствами, на территории городских лесов, а также при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае необходимости осуществления уничтожения или повреждения зеленых насаждений при проведении аварийно-спасательных или аварийно-восстановительных работ.

Пункт 3.2 Регламента, в части оформления разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений при осуществлении работ по строительству, реконструкции, ремонту транспортных магистралей и инженерных коммуникаций без предоставления схемы компенсационного озеленения и (или) пересадки зеленых насаждений, согласованной комитетом по охране окружающей среды Администрации г. Ростова-на-Дону, противоречит подп. 5 п. 7 Правил охраны зеленых насаждений №239.

Пункт 3.2.1.3 Регламента, пункт 7 Стандарта, предусматривающие в качестве результата муниципальной услуги мотивированный отказ либо выдачу разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений, противоречат п. 2.5 Порядка № 819, абз. 2 п. 3 раздела 6 Правил охраны зеленых насаждений № 219, в связи с тем, что в случае принятия решения о выдаче соответствующего разрешения, предусмотрена выдача только разрешения без приложений, несмотря на то, что, с учетом указанных положений Порядка № 819 и Правил охраны зеленых насаждений № 219, к разрешению в обязательном порядке должны прилагаться акт оценки состояния зеленых насаждений и план-схема территории, на которой планируется пересадка, вырубка или обрезка деревьев.

Также, пункт 3.2.2.3 Регламента не соответствует п. 2.13, 2.14, 2.15, 2.16, 2.17 Порядка № 819, в связи с тем, что не предусматривает составление заключения о возможности и условиях пересадки деревьев, которое подготавливается экспертной группой, созданной органами местного самоуправления. В силу п. 2.13 Порядка № 819, заключение о возможности и условиях пересадки деревьев в обязательном порядке прилагается к акту оценки состояния зеленых насаждений. Кроме того, комиссионное подписание акта оценки состояния зеленых насаждений предусмотрено только при необходимости повреждения и (или) уничтожения зеленых насаждений в процессе эксплуатации существующих линейных объектов (п. 2.21 Порядка № 819), в иных случаях, комиссионное подписание акта оценки состояния зеленых насаждений, не требуется.

Пункты 3.2.2.5, 3.2.3.4, 3.2.4.4 Регламента противоречат п. 2.5 Порядка № 819, абз. 2 п. 3 Правил охраны зеленых насаждений № 239, в связи с тем, что в качестве результата административной процедуры указано только на утвержденное заместителем главы администрации г. Ростова-на-Дону разрешение на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений без акта оценки состояния зеленых насаждений и план-схемы территории, которые, вместе с тем, являются обязательными.

В силу пункта 3.2.4.2 Регламента, в случаях необходимости оформления разрешения на снос (обрезку) и пересадку зеленых насаждений, произрастающих с нарушением установленных норм и правил, а также при проведении их реконструкции, предусмотрено комиссионное обследование зеленых насаждений с фотофиксацией.

Вместе с тем, данный пункт Регламента противоречит п.п. 3 п. 8 раздела 6 Правил охраны зеленых насаждений № 239, в связи с тем, что при комиссионном обследовании зеленых насаждений в случае их реконструкции, не предусмотрено участие представителя комитета по охране окружающей среды Администрации г. Ростова-на-Дону.

Пункт 14 Стандарта противоречит п. 7, 8, 10 раздела 6 Правил охраны зеленых насаждений № 239, поскольку предусматривает возможность приостановления предоставления муниципальной услуги до получения заявителем заключения специализированной организации (экспертной группы) о возможности и условиях пересадки зеленых насаждений (подпункт 2); получения заявителем заключения специализированной организации о необходимости сноса зеленых насаждений, высаженных с нарушением установленных норм и правил (подпункт 3).

Так, в силу п. 7, 8, 10 раздела 6 Правил охраны зеленых насаждений №239, в случае размещения объектов капитального строительства на предоставленных в установленном порядке земельных участках, реконструкции и капитальном ремонте существующих объектов и инженерных коммуникаций; реконструкции зеленых насаждений; сноса зеленых насаждений, произрастающих с нарушением установленных норм и правил) для получения разрешения требуется заключение специализированной организации (экспертной группы) о возможности и условиях пересадки деревьев и кустарников, о необходимости сноса зеленых насаждений.

Таким образом, заключение специализированной организации (экспертной группы) о возможности и условиях пересадки зеленых насаждений; заключение специализированной организации о необходимости сноса зеленых насаждений, высаженных с нарушением установленных норм и правил, являются необходимыми для получения разрешения и должны быть получены (представлены) при обращении за предоставлением муниципальной услуги. В связи с чем, отсутствие данных заключений не может являться основанием для приостановления предоставления муниципальной услуги.

Подпункты 11.1.5, 11.2.5, 11.3.5, 11.4.5 пункта 11 Стандарта противоречат п.п. 2 ч. 1 ст.7 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», распоряжению Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2016 года №2326-р «Об утверждении перечня документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления», в связи с тем, что возлагают на заявителей обязанность предоставления сведений, которые находятся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления и могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия (приказ о назначении руководителя юридического лица, сведения о котором содержатся в выписке из ЕГРЮЛ и могут быть получены из налоговых органов).

Подпункт 11.4.7 Стандарта противоречит п.п. 3 п. 8 раздела 6 Правил охраны зеленых насаждений № 239, поскольку предусматривает, что при подаче заявления о выдаче разрешения на снос (обрезку) и пересадку зеленых насаждений при проведении их реконструкции получатель услуги заполняет заявление и прилагает к нему согласованный в установленном порядке проект реконструкции зеленых насаждений. Однако, в силу пп. 3 п. 8 Правил охраны зеленых насаждений № 239, при проведении мероприятий по реконструкции зеленых насаждений (в том числе по замене породного состава, ландшафтной перепланировке) комиссионное обследование проводится УБ района, Департаментом ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону, комитетом по охране окружающей среды, по результатам которого и согласовывается проект реконструкции зеленых насаждений.

Подпункт 11.2.12 Стандарта противоречит п. 2.13, 2.14 Порядка № 819, п.п. 6 п. 7 Правил охраны зеленых насаждений № 239 в части, предусматривающей, что необходимость предоставления заключения специализированной организации (экспертной группы) о возможности и условиях пересадки зеленых насаждений определяется после принятия комиссией соответствующего решения по результатам обследования зеленых насаждений для деревьев и кустарников, находящихся в жизнеспособном состоянии. Так, в силу п. 2.14 Порядка № 819, в ходе оценки состояния зеленых насаждений составляется соответствующий акт оценки состояния зеленых насаждений, к которому прилагается заключение о возможности и условиях пересадки деревьев. Таким образом, акт оценки состояния зеленых насаждений составляется вместе с заключением о возможности и условиях пересадки.

Согласно пункту 1.14 Регламента, в случаях, предусмотренных федеральными законами, универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим личность гражданина, права застрахованного лица в системах обязательного страхования, иные права гражданина. Также, установлено, что она является документом, удостоверяющим право гражданина на получение государственных и муниципальных услуг.

Данные положения не соответствуют требованиям Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», поскольку положения, касающиеся организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт, с 1 января 2017 года утратили силу.

С целью устранения выявленных нарушений, 7 мая 2019 года в адрес И.о. главы Администрации г. Ростова-на-Дону Логвиненко А.В. был принесен протест №7-8-2019 на отдельные положения постановления Администрации г.Ростова-на-Дону от 28 августа 2014 года №960 «Об утверждении административного регламента №АР-067-01 муниципальной услуги «Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений».

Вместе с тем, до настоящего момента соответствующие изменения в нормативный правовой акт не внесены.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, заместитель прокурора г.Ростова-на-Дону просил суд признать не действующими, в части противоречащей требованиям законодательства, пункты 1.1, 1.1.2, 1.2, 1.2.3, 1.14, абзац 2 пункта 1.18, пункты 3.1, 3.2, абзац 1 пункта 3.2.1, абзац 4 пункта 3.2.1.2, абзацы 1, 11 пункта 3.2.1.3, пункты 3.2.2, 3.2.2.3, 3.2.2.4, 3.2.2.5, 3.2.3,3.2.3.4, 3.2.4, 3.2.4.2, 3.2.4.4, 3.4.1, 3.5.3 Административного регламента №АР-067-01 муниципальной услуги «Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений», утвержденного постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 28 августа 2014 года №960, пункты 1, 7, подпункты 11.1.5, 11.2.5, 11.3.5, 11.4.5, 11.4.7 пункта 11, подпункт 11.2.12 пункта 11, подпункты 2, 3 пункта 14 Стандарта №СТ-067-01-3.2 муниципальной услуги «Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений», являющегося приложением №1 к административному регламенту №АР-067-01 муниципальной услуги «Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений», утвержденному постановлением Администрации г.Ростова-на-Дону от 28 августа 2014 года № 960.

Решением Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 20 августа 2020 года требования административного искового заявления заместителя прокурора г. Ростова-на-Дону удовлетворены.

Суд признал не действующими, в части противоречащей требованиям законодательства, пункты 1.1, 1.1.2, 1.2, 1.2.3, 1.14, абзац 2 пункта 1.18, пункты 3.1, 3.2, абзац 1 пункта 3.2.1, абзац 4 пункта 3.2.1.2, абзацы 1, 11 пункта 3.2.1.3, пункты 3.2.2, 3.2.2.3, 3.2.2.4, 3.2.2.5, 3.2.3,3.2.3.4, 3.2.4, 3.2.4.2, 3.2.4.4,3.4.1,3.5.3 административного регламента №АР-067-01 муниципальной услуги «Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений», утвержденного постановлением администрации г.Ростова-на-Дону от 28 августа 2014 года №960, пункты 1, 7, подпункты 11.1.5, 11.2.5, 11.3.5, 11.4.5, 11.4.7 пункта 11, подпункт 11.2.12 пункта 11, подпункты 2 и 3 пункта 14 Стандарта №СТ-067-01-3.2 муниципальной услуги «Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений», являющегося приложением №1 к административному регламенту №АР-067-01 муниципальной услуги «Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений», утвержденному постановлением администрации г.Ростова-на-Дону от 28 августа 2014 года №960, как противоречащие требованиям Областного закона от 3 августа 2007 года (в редакции от 1 января 2019 года) № 747-ЗС «Об охране земельных насаждений в населенных пунктах Ростовской области», со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд постановил, что по вступлении решения в законную силу сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в средстве массовой информации - издании «Ростов Официальный», в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Об исполнении решения суда необходимо сообщить административному истцу и суду в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе Департамент ЖКХ и Энергетики г.Ростова-на-Дону считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и прекратить производство по административному делу.

Заявитель жалобы указывает на то, что после принесения Прокуратурой г.Ростова-на-Дону протеста начат процесс приведения положений Регламента в соответствие с требованиями федерального и регионального законодательства.

В настоящее время подготовлены изменения в постановление Администрации г.Ростова-на-Дону от 28 августа 2014 года №960 «Об утверждении административного регламента №АР-067-01 муниципальной услуги «Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений», однако, процесс изменения нормативных правовых актов органа местного самоуправления требует длительной процедуры согласования и экспертизы проекта, которые и производятся в установленном порядке.

Также апеллянт обращает внимание на то, что в силу принципа действия нормативных актов по юридической силе в настоящее время положения оспариваемого Регламента применяются с учетом действующего федерального и областного законодательства, имеющего высшую юридическую силу.

Податель жалобы полагает, что поскольку протест прокурора г.Ростова-на-Дону исполняется добровольно, необходимости в судебном признании недействующими положений Регламента не имеется.

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокуратура г.Ростова-на-Дону Толченникова Л.Ю. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента ЖКХ и Энергетики г. Ростова-на-Дону – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица - Департамента ЖКХ и Энергетики г. Ростова-на-Дону Макарова А.Г. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила удовлетворит, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Представить заинтересованного лица указала, что, поскольку изменению подлежит значительная часть пунктов оспариваемого Регламента, принято решение о разработке и утверждении нового административного регламента муниципальной услуги, связанной с оформлением разрешений на уничтожение и (или) повреждение зеленых насаждений в г.Ростове-на-Дону.

Также, представитель апеллянта просила обратить внимание на то, что в настоящее время указанная выше муниципальная услуга оказывается заявителям в полном объеме, с учетом положений действующего федерального и регионального законодательства, при этом, права и охраняемые законом интересы граждан, не нарушаются, таких доказательств административным истцом не представлено.

Представитель административного ответчика – Администрации г.Ростова-на-Дону Тареев С.П. поддержал апелляционную жалобу Департамента ЖКХ и Энергетики г. Ростова-на-Дону, просил удовлетворить.

В суде апелляционной инстанции представитель административного истца – старший помощник прокурора г.Ростова-на-Дону Толченникова Л.Ю. просила решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента ЖКХ и Энергетики г. Ростова-на-Дону – без удовлетворения.

Представитель административного истца Толченникова Л.Ю. обратила внимание судебной коллегии на то, что факт несоответствия указанных в административном исковом заявлении пунктов оспариваемого Регламента положениям действующего законодательства нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. При этом, административным ответчиком и после принесения Прокуратурой г.Ростова-на-Дону протеста на отдельные положения постановления Администрации г.Ростова-на-Дону от 28 августа 2014 года № 960, которым утвержден административный регламент №АР-067-01 муниципальной услуги «Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений», уже в течении, более чем полутора лет, не внесены в него соответствующие изменения.

Представитель административного истца - старший прокурор отдела прокуратуры Ростовской области Емелина Е.А. полагала решение подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу Департамента ЖКХ и Энергетики г. Ростова-на-Дону – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав явившихся в судебное заседание суда апелляционной инстанции участников процесса, судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.

Удовлетворяя требования заместителя прокурора г.Ростова-на-Дону, районный суд исходил из того, что оспариваемые пункты Административного регламента и Стандарта подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу, как противоречащие требованиям Областного закона от 3 августа 2007 года (в редакции 1 января 2019 года) №747-ЗС «Об охране земельных насаждений в населенных пунктах Ростовской области».

Судебная коллегия с такими выводами районного суда соглашается, исходя при этом из следующего.

Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 КАС Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 39, ч. 3 ст. 208 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, полагая, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

В соответствии с п. 2 и 3 ч. 8 ст. 213 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания указанных выше обстоятельств, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ст. 213 ч. 9 КАС Российской Федерации).

Также, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (п.1 ч.8 ст. 213 КАС Российской Федерации).

Как предусмотрено п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В соответствии с ч.2 ст. 62 КАС Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Таким образом, действующее процессуальное законодательство при разрешении административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, возлагает на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой, обязанность представить доказательства, подтверждающие его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, при этом, суду предписано установить обстоятельства, изложенные в ч. 8 ст. 213 КАС Российской Федерации.

В силу п. 1 ч.1 ст. 6 и ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон №210-ФЗ) органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В соответствии с ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Согласно п.п.11, 25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятии оспариваемого постановления Администрации г. Ростова-на-Дону от 28 августа 2014 года № 960) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация благоустройства территории городского округа, в том озеленение территории.

Указанные же вопросы отнесены к полномочиям муниципального образования город Ростов-на-Дону п.п. 12, 25 ч.1.ст. 21 Устава города Ростова-на-Дону, утвержденного Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 9 апреля 1996 года № 211.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Устава города Ростова-на-Дону, глава Администрации города издает в пределах своей компетенции постановления и распоряжения Администрации города, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования государственными и муниципальными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и населением.

Частью 2 ст. 48 Устава города Ростова-на-Дону установлено, что правовые акты главы Администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами, издаются в форме постановлений Администрации города.

Согласно ч. 4 статьи 48 Устава города Ростова-на-Дону правовые акты главы Администрации города нормативного характера вступают в силу со дня их официального опубликования в газете «Ростов официальный», ненормативные правовые акты - со дня их подписания, если иное не указано в самих правовых актах.

Постановлением Администрации г.Ростова-на-Дону от 28 августа 2014 года №960 утвержден Административный регламент №АР-067-01 муниципальной услуги «Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений», устанавливающий порядок, сроки и последовательность выполнения сотрудниками МКУ «Управление благоустройства» районов города действий при оформлении разрешений на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений.

Постановление № 960 от 28 августа 2014 года вступает в силу со дня его официального опубликования в городской газете «Ростов официальный».

Текст указанного нормативно-правового акта был опубликован в официальном издании «Ростов Официальный» №37 от 10 сентября 2014 года.

Таким образом, порядок и процедура принятия Постановления Администрации г.Ростова-на-Дону от 28 августа 2014 года №960, являющегося нормативным правовым актом, была соблюдена.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными административным ответчиком в материалы дела доказательствами.

Совокупность перечисленных выше положений действующего федерального законодательства, с учетом установленных обстоятельств, позволяет судебной коллегии сделать вывод о том, что постановление Администрации г.Ростова-на-Дону от 28 августа 2014 года №960 об утверждении Административного регламента №АР-067-01 муниципальной услуги «Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений», пункты которого оспаривается административным истцом, издано уполномоченным органом местного самоуправления – Администрацией г.Ростова-на-Дону, в пределах предоставленной законодательством Российской Федерации компетенции с соблюдением установленного порядка принятия, опубликования и введения его в действие.

Проверяя, соответствуют ли отдельные положения оспариваемого Регламента нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судом первой инстанции было установлено, что в целях защиты конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и нормализации экологической обстановки в населенных пунктах Ростовской области Законодательным Собранием Ростовской области принят Областной закон от 3 августа 2007 года №747-ЗС «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области» (далее по тексту - Областной закон).

Согласно ч. 6 ст. 3 Областного закона, порядок охраны зеленых насаждений, в том числе сноса зеленых насаждений, устанавливается Правительством Ростовской области.

Постановлением Правительства Ростовской области от 30 августа 2012 года № 819 «Об утверждении порядка охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области» утвержден Порядок охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области (далее – Порядок № 819). Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21 февраля 2012 года № 239 «О принятии «Правил охраны зеленых насаждений в городе Ростове-на-Дону» утверждены Правила охраны зеленых насаждений в городе Ростове-на-Дону (далее – Правила охраны зеленых насаждений № 239).

Пунктом 2.2 Порядка № 819 определено, что при реализации мероприятий, связанных с санитарной и другими видами обрезки деревьев и кустарников, вырубкой аварийно-опасных, сухостойных деревьев и кустарников, органами местного самоуправления оформляются разрешения на уничтожение и (или) повреждение зеленых насаждений по форме согласно приложению №1 к Порядку № 819 (далее - разрешения).

В соответствии с пунктом 2 раздела 6 Правил охраны зеленых насаждений № 239, снос, обрезка и пересадка зеленых насаждений осуществляются только при наличии разрешения на уничтожение и (или) повреждение зеленых насаждений по форме согласно приложению №1 к Порядку № 819.

Таким образом, после внесения в Порядок № 819 соответствующих изменений, форма и наименование разрешения, на основании которого выполняются мероприятия, связанные с санитарной и другими видами обрезки деревьев и кустарников, вырубкой аварийно-опасных, сухостойных деревьев и кустарников, определены Правительством Ростовской области как – «разрешение на уничтожение и (или) повреждение зеленых насаждений».

Вместе с тем, согласно пункту 1.1.2 Регламента, целью получения муниципальной услуги является получение разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений.

Пунктом 1.18 Регламента предусмотрено, что результатом предоставления муниципальной услуги является утвержденное заместителем главы Администрации города Ростова-на-Дону (по вопросам ЖКХ) разрешение на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений.

Судом первой инстанции установлено, что в пунктах 1.1, 1.1.2, 1.2, 3.1, 3.2.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3, 3.2.2, 3.2.2.4, 3.2.3, 3.2.4, 3.4.1, 3.4.2, 3.5.3 Регламента, в пунктах 1, 7 Стандарта №СТ-067-01-3.2 муниципальной услуги «Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений», являющегося приложением к Регламенту, также используется термин «разрешение на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений», что не соответствует Порядку № 819 и Правилам охраны зеленых насаждений № 239.

Также, в соответствии с изменениями, внесенными в ч. 2 ст. 1 Областного закона, определяющую земельные участки, в отношении которых не применяются положения настоящего Областного закона, связанные с охраной расположенных на них зеленых насаждений, вступившими в силу с 1 января 2019 года, исключены слова «дачные и приусадебные земельные участки».

Вместе с тем, в пункт 1.2.3 Регламента, предусматривающий, что не требуется оформления разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений, в том числе на дачных и приусадебных земельных участках, соответствующие изменения не внесены, в связи с чем, он не соответствует ч. 2 ст. 1 Областного закона.

Подпунктом 5 п.7 Правил охраны зеленых насаждений № 239 определен перечень документов, при наличии которых оформляется разрешение на снос и пересадку зеленых насаждений при осуществлении работ по строительству, реконструкции, ремонту транспортных магистралей и инженерных коммуникаций.

Так, в соответствии с указанным подп. 5 п.7 Правил охраны зеленых насаждений №239, разрешение на снос и пересадку зеленых насаждений при осуществлении работ по строительству, реконструкции, ремонту транспортных магистралей и инженерных коммуникаций оформляется на основании: акта оценки, составленного с учетом заключения специализированной организации (экспертной группы) о возможности и условиях пересадки деревьев и кустарников из зоны производства работ и предоставляемого комитетом по охране окружающей среды по запросу Управления благоустройства района; схемы компенсационного озеленения и (или) пересадки зеленых насаждений, согласованной комитетом по охране окружающей среды; правового акта администрации города Ростова-на-Дону.

В разделе 3 Регламента определена последовательность выполнения административных процедур при выдаче разрешений на снос и (или) обрезку зеленых насаждений в случаях: обеспечения условий для размещения объектов капитального строительства на предоставленных в установленном порядке земельных участках, а также при реконструкции и капитальном ремонте существующих объектов и инженерных коммуникаций; реконструкции зеленых насаждений; осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; произрастания зеленых насаждений с нарушением установленных норм и правил.

При этом, исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на снос и (или) пересадку зеленых насаждений, определен в п. 11 Стандарта.

Так, в силу п.п. 3.2.1.1, 3.2.1.2 Регламента, п. 11.1 Стандарта решение о выдаче разрешения в указанных выше случаях оформляется без схемы компенсационного озеленения и (или) пересадки зеленых насаждений, что не соответствует пп.5 п. 7 Раздела 6 Правил охраны зеленых насаждений № 239.

Таким образом, в нарушение п.п. 5 п. 7 Правил охраны зеленых насаждений №239, пункт 3.2.1 Регламента (п.п. 3.2.1.1 - 3.2.1.3), п. 11 (подпункты 11.1-11.1.12) Стандарта не предусматривают необходимость предоставления схемы компенсационного озеленения и (или) пересадки зеленых насаждений, согласованной комитетом по охране окружающей среды Администрации г. Ростова-на-Дону для оформления разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений при осуществлении работ по строительству, реконструкции, ремонту транспортных магистралей и инженерных коммуникаций.

В соответствии с п. 3.2.1.3 Регламента, результатом предоставления административной процедуры - «оформление, регистрация и выдача разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений при строительстве, реконструкции, ремонте инженерных коммуникаций и транспортных магистралей» является утвержденное заместителем главы администрации города (по вопросам ЖКХ) разрешение на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений либо мотивированный отказ.

Однако, в силу пункта 2.5 Порядка №819, к разрешению на уничтожение и (или) повреждение зеленых насаждений прилагаются: акт оценки состояния зеленых насаждений по форме согласно приложению №2 к Порядку и план-схема территории, на которой планируется пересадка, вырубка или обрезка деревьев. План-схема составляется органами местного самоуправления. На плане-схеме указываются зеленые насаждения, которые планируется пересадить, уничтожить или обрезать, а также сохраняемые зеленые насаждения.

Аналогичные положения содержатся в абз. 2 п. 3 Правил охраны зеленых насаждений №219.

Вместе с тем, в нарушение приведенных выше положений пунктом 3.2.1.3 Регламента, пунктом 7 Стандарта предусмотрено, что результатом предоставления муниципальной услуги является только разрешение либо мотивированный отказ без соответствующих приложений.

Согласно пункту 3.2.2 Регламента, в случае необходимости оформить разрешение при строительстве, реконструкции зданий и сооружений, в рамках выполнения административных процедур осуществляется: консультирование, прием, проверка и регистрация заявления и приложенных к нему документов; комиссионное обследование зеленых насаждений с фотофиксацией; составление и согласование акта оценки (обследования) зеленых насаждений и плана-схемы проведения работ; подготовка правового акта администрации города Ростова-на-Дону, на основании которого оформляется разрешение на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений; оформление, регистрация и выдача разрешения.

В соответствии с пунктом 3.2.2.2 Регламента комиссионное обследование зеленых насаждений с фотофиксацией предусматривает организацию специалистом отдела благоустройства УБ района комиссионного обследования зеленых насаждений: оповещение представителей администрации района города, в составе специалистов, утвержденном распоряжением главы администрации соответствующего района, комитета по охране окружающей среды Администрации города Ростова-на-Дону и заявителя по телефону о необходимости выезда на место, указанное в заявлении, и назначение даты обследования зеленых насаждений; фотофиксацию при проведении обследования; составление специалистом отдела благоустройства УБ плана-схемы проведения работ. Результатом административной процедуры является проведенное комиссионное обследование с целью качественной и количественной оценки состояния зеленых насаждений, попадающих в зону производства работ.

В силу пункта 3.2.2.3 Регламента, административная процедура - «составление и согласование акта оценки (обследования) зеленых насаждений и план-схемы проведения работ» включает: составление акта оценки специалистом отдела благоустройства УБ района (в количестве из расчета по одному экземпляру для организации, участвующей в обследовании, и один экземпляр заявителю); согласование акта заявителем и представителями организаций (членами комиссии), участвовавшими в обследовании; согласование плана-схемы проведения работ с комитетом по охране окружающей среды администрации г. Ростова-на-Дону. Результатом административной процедуры является согласованный заявителем и участниками комиссии акт обследования (оценки) зеленых насаждений, попавших в зону производства работ.

Вместе с тем, данные положения Регламента не соответствуют пунктам 2.15, 2.16, 2.17 Порядка № 819.

Так, в соответствии с пунктами 2.13, 2.14 Порядка № 819, при размещении объектов капитального строительства, в случае невозможности их размещения на иных земельных участках, допускаются пересадка деревьев и компенсационное озеленение кустарниковой и травянистой растительностью. Для осуществления пересадки деревьев и уничтожения кустарниковой и травянистой растительности в случае, указанном в пункте 2.13 Порядка №819, производится оценка состояния зеленых насаждений, составляется соответствующий акт оценки состояния зеленых насаждений, к которому прилагается заключение о возможности и условиях пересадки деревьев.

Согласно пункту 2.15 Порядка № 819, для подготовки заключения о возможности и условиях пересадки деревьев (далее - заключение) органом местного самоуправления формируется экспертная группа. В экспертную группу должны быть включены представители органа местного самоуправления, представитель специализированной организации, а также по согласованию включаются специалисты-экологи муниципальных районов и представители общественности. К специализированным организациям относятся организации, уставная деятельность которых связана с ведением лесного хозяйства, с проведением уходных работ за зелеными насаждениями.

В силу пункта 2.16 Порядка № 819 заключение должно содержать обоснование выводов о возможности или невозможности пересадки деревьев. Положения заключения должны исключать возможность их двоякого толкования. Заключение оформляется на официальном бланке специализированной организации, подписывается всеми членами экспертной группы и утверждается руководителем или заместителем руководителя специализированной организации.

Пунктом 2.17 Порядка № 819 предусмотрено, что на основании документов, указанных в пунктах 2.14 - 2.16 Порядка № 819, принимается соответствующее решение, которое оформляется муниципальным правовым актом. На основании муниципального правового акта оформляется разрешение.

В случае невозможности пересадки деревьев по заключению экспертной группы допускается их уничтожение при проведении компенсационного озеленения (п. 2.18 Порядка № 819).

Кроме того, в силу пункта 2.5 Порядка № 819 требования к акту оценки состояния зеленых насаждений определены в приложении №2 Порядка, и комиссионное подписание акта оценки членами комиссии, в состав которой входят представители органа местного самоуправления и представители хозяйствующих субъектов, обеспечивающих эксплуатацию линейных объектов, предусмотрено, только в случае необходимости повреждения и (или) уничтожения зеленых насаждений в процессе эксплуатации существующих линейных объектов,.

В тоже время, в соответствии с пп. 11.2.12 Стандарта, необходимость предоставления заключения специализированной организации (экспертной группы) о возможности и условиях пересадки зеленых насаждений определяется после принятия комиссией соответствующего решения по результатам обследования зеленых насаждений для деревьев и кустарников, находящихся в жизнеспособном состоянии (для сухостойных и аварийноопасных деревьев и кустарников получение заключений не требуется), что не соответствует п. 2.14 Порядка № 819, п.п. 6 п. 7 Правил охраны зеленых насаждений № 239.

Так, пп. 6 п. 7 Раздела 6 Правил охраны зеленых насаждений № 239 определено, что разрешение на снос и пересадку зеленых насаждений при осуществлении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту зданий, сооружений на предоставленных в установленном порядке или находящихся в собственности земельных участках оформляется на основании: акта комиссионного обследования зеленых насаждений с участием комитета по охране окружающей среды; заключения специализированной организации (экспертной группы); разрешения на строительство Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону; правового акта Администрации города Ростова-на-Дону; договора (контракта), заключенного заказчиком со специализированной организацией на выполнение работ по компенсационным посадкам и (или) пересадке зеленых насаждений с последующими уходными работами до полной приживаемости растений не менее 3 лет.

При этом, пунктом 11.2 Стандарта предоставление заявителем такого документа, как договора (контракта), заключенного заказчиком со специализированной организацией на выполнение работ по компенсационным посадкам и (или) пересадке зеленых насаждений с последующими уходными работами до полной приживаемости растений не менее 3 лет, не предусмотрено, также как и получение его в рамках межведомственного взаимодействия.

Согласно пункту 3.2.2.5 Регламента результатом административной процедуры является утвержденное заместителем главы администрации города (по вопросам ЖКХ) разрешение на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений либо мотивированный отказ, то есть, без акта оценки и плана-схемы территории, что не соответствует пункту 2.5 Порядка № 819, абз. 2 п. 3 Правил охраны зеленых насаждений № 239.

Аналогичные положения содержатся в пунктах 3.2.3.4, 3.2.4.4 Регламента, предусматривающих, что результатом административной процедуры при оформлении разрешения на снос и (или) обрезку сухих и (или) аварийных зеленых насаждений, зеленых насаждений, произрастающих с нарушением установленных норм и правил, а также при проведении их реконструкции, является утвержденное заместителем главы администрации города (по вопросам ЖКХ) разрешение на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений либо мотивированный отказ.

Кроме того, в соответствии с пп. 3 п. 8 Раздела 6 Правил охраны зеленых насаждений № 239, согласование сноса зеленых насаждений, в случае их реконструкции, предусматривает, что УБ района организовывает комиссионное обследование с участием специалистов Департамента ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону, комитета по охране окружающей среды. По результатам комиссионного обследования УБ района, Департамент ЖКХ и энергетики, комитет по охране окружающей среды согласовывают проект реконструкции зеленых насаждений.

В силу пункта 3.2.4 Регламента в случае необходимости оформления разрешения на снос (обрезку) и пересадку зеленых насаждений, произрастающих с нарушением установленных норм и правил, а также при проведении их реконструкции, предусмотрено проведение комиссионного обследования зеленых насаждений с фотофиксацией.

Абзацем 4 п. 3.2.4.2 Регламента установлено, что специалист отдела благоустройства УБ района организует комиссионное обследование зеленых насаждений, в том числе оповещает представителей администрации района города в составе специалистов, утвержденных распоряжением главы администрации соответствующего района, Департамента ЖКХ и энергетики и заявителя по телефону о необходимости выезда на место, указанное в заявлении, и назначает дату обследования зеленых насаждений.

Таким образом, в нарушение приведенных выше положений Правил охраны зеленых насаждений № 239, абз. 4 п. 3.2.4.2 Регламента не предусматривает обязательного участия представителя комитета по охране окружающей среды Администрации г.Ростова-на-Дону в комиссионном обследовании.

Пунктом 14 Стандарта предусмотрены основания для приостановления предоставления муниципальной услуги, к которым также относится: необходимость получения заявителем заключения специализированной организации (экспертной группы) о возможности и условиях пересадки зеленых насаждений (пп. 2); необходимость получения заявителем заключения специализированной организации о необходимости сноса зеленых насаждений, высаженных с нарушением установленных норм и правил (пп.3).

Однако, в силу п.п. 7, 8, 10 раздела 6 Правил охраны зеленых насаждений №239, при необходимости размещения объектов капитального строительства на предоставленных в установленном порядке земельных участках, реконструкции и капитальном ремонте существующих объектов и инженерных коммуникаций; реконструкции зеленых насаждений; сноса зеленых насаждений, произрастающих с нарушением установленных норм и прави, требуется заключение специализированной организации (экспертной группы) о возможности и условиях пересадки деревьев и кустарников, о необходимости сноса зеленых насаждений.

Кроме того, п.п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 июлям 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон №210) предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя: представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2016 года №2326-р «Об утверждении перечня документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления» сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, индивидуальных предпринимателей предоставляются по межведомственным запросам исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Однако, в нарушение приведенных выше положений Федерального закона №210, в п. 11 Стандарта предусмотрено предоставление заявителями, которыми являются юридические лица, излишних документов, таких, как приказ о назначении руководителя (п.п. 11.1.5, 11.2.5, 11.3.5, 11.4.5 п. 11 Стандарта), сведения о которых, содержатся в выписке из единого государственного реестра юридических лиц и могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия.

Кроме того, пп. 11.4.7 п. 11 Стандарта предусмотрено, что при подаче заявления о выдаче разрешения на снос (обрезку) и пересадку зеленых насаждений при проведении их реконструкции получатель услуги заполняет заявление и прилагает к нему согласованный в установленном порядке проект реконструкции зеленых насаждений.

Однако, в силу пп. 3 пункта 8 Раздела 6 Правил охраны зеленых насаждений №239 при проведении мероприятий по реконструкции зеленых насаждений (в том числе по замене породного состава, ландшафтной перепланировке) проводится комиссионное обследование УБ района, Департаментом ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону, комитетом по охране окружающей среды. По результатам комиссионного обследования УБ района, Департамент ЖКХ и энергетики, комитет по охране окружающей среды согласовывают проект реконструкции зеленых насаждений.

Таким образом, данный документ подготавливается по результатам комиссионного обследования, проводимого уже при оказании муниципальной услуги, в связи с чем, предоставление заявителем согласованного в установленном порядке проекта реконструкции зеленых насаждений вместе с заявлением и иными документами, до проведения комиссионного обследования, является обременительным и трудновыполнимым требованием.

Соответственно, возложение муниципальным правовым актом обязанности на заявителей, которыми, в том числе являются хозяйствующие субъекты, по предоставлению документов и сведений, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, не соответствует, не только требованиям действующего законодательства, но и основным целям государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, закрепленным в статье 6 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Пунктом 1.14 Регламента установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим личность гражданина, права застрахованного лица в системах обязательного страхования, иные права гражданина. Также, в случаях, предусмотренных федеральными законами, постановлением Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим право гражданина на получение государственных и муниципальных услуг, что не соответствует требованиям Федерального закона.

Так, в соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона №210 (в редакции, действовавшей до 01.01.2017 г.) предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме предусматривало предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, а также использование универсальной электронной карты, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

Глава 6 Федерального закона №210 (в редакции, действовавшей до 01.01.2017 г.) определяла организацию деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт.

В связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2016 года №471-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», положения, касающиеся использования универсальной электронной карты, утратили силу с 1 января 2017 года, в связи с чем, пункт 1.14 Регламента не соответствует требованиям Федерального закона.

Таким образом, судом первой инстанции установлено, что оспариваемые административным истцом положения Административного Регламента №АР-067-01 и Стандарта №СТ-067-01-3.2 муниципальной услуги «Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений», являющегося приложением №1 к указанному административному регламенту, противоречат положениям Областного закона от 3 августа 2007 года (в редакции от 1 января 2019 года) №747-ЗС «Об охране земельных насаждений в населенных пунктах Ростовской области».

Материалами дела подтверждается, что Прокуратурой г.Ростова-на-Дону 7 мая 2019 года в адрес И.о. главы Администрации г.Ростова-на-Дону Логвиненко А.В. принесен протест №7-8-2019 на отдельные положения постановления Администрации г. Ростова-на-Дону от 28 августа 2014 года №960 «Об утверждении административного регламента №АР-067-01 муниципальной услуги «Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений».

Как установлено судом первой инстанции, на момент рассмотрения настоящего административного дела, Администрацией г.Ростова-на-Дону соответствующие изменения в Административный регламент №АР-067-01 и Стандарт №СТ-067-01-3.2 муниципальной услуги «Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений», внесены не были.

В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить.

Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

С учетом изложенного выше, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции имелись основания для признания пунктов 1.1, 1.1.2, 1.2, 1.2.3, 1.14, абзаца 2 пункта 1.18, пунктов 3.1, 3.2, абзаца 1 пункта 3.2.1, абзаца 4 пункта 3.2.1.2, абзацев 1, 11 пункта 3.2.1.3, пунктов 3.2.2, 3.2.2.3, 3.2.2.4, 3.2.2.5, 3.2.3,3.2.3.4, 3.2.4, 3.2.4.2, 3.2.4.4, 3.4.1, 3.5.3 Административного регламента №АР-067-01, пунктов 1, 7, подпунктов11.1.5, 11.2.5, 11.3.5, 11.4.5, 11.4.7 пункта 11, подпункта 11.2.12 пункта 11, подпунктов 2 и 3 пункта 14 Стандарта №СТ-067-01-3.2 не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Ссылок на обстоятельства, позволяющие прийти к иному выводу, материалы дела не содержат, в ходе судебного разбирательства по делу в суде апелляционной инстанции такие обстоятельства не установлены.

Доводы представителя Департамента ЖКХ и Энергетики г. Ростова-на-Дону в апелляционной жалобе и в ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции о том, что, несмотря на несоответствие некоторых положений Административного регламента №АР-067-01 и Стандарта №СТ-067-01-3.2 муниципальной услуги «Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений», указанная муниципальная услуга предоставляется и нарушений прав неопределенного круга лиц не имеется, судебной коллегией отклоняются, ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, ряд оспариваемых пунктов Административного регламента №АР-067-01 и Стандарта №СТ-067-01-3.2, несоответствующих положениям Областного закона Ростовской области от 3 августа 2007 года №747-ЗС «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области», которыми до настоящего времени руководствуются заявители, устанавливают их обязанность по предоставлению, еще на этапе обращения с заявлением о выдаче соответствующего заявления, определенных документов и сведений, которые, с учетом внесенных изменений в нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу, либо не должны представляться заявителями, либо подлежат составлению и оформлению уже в ходе оказания самой муниципальной услуги.

По мнению судебной коллегии, данные обстоятельства, безусловно, свидетельствуют о нарушении прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Иные доводы апелляционной жалобы, в том числе о разработке в настоящее время новой редакции административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по оформлению разрешений на уничтожение и (или) повреждение зеленных насаждений, на основании которых выполняются мероприятия, связанные с санитарной обработкой и другими видами обрезки деревьев и кустарников, вырубкой аварийно-опасных, сухостойных деревьев и кустарников, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения районного суда и сводятся к выражению Департаментом ЖКХ и Энергетики г. Ростова-на-Дону несогласия с вынесенным решением.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели либо могли привести к вынесению незаконного решения, судом не допущено. Основания для отмены решения от 13 августа 2020 года, отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента ЖКХ и Энергетики г. Ростова-на-Дону – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: М.П. Ушников

Судьи: А.И. Вервекин

О.П. Богатых

Мотивированное апелляционное определение составлено 02.12.2020 г.