ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-12758/17 от 20.12.2017 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Пчёлкина Н.Ю. Дело № 33а-12758/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.,

судей Копцевой Г.В., Ковалюк Л.Ю.,

при секретаре Ждановой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» на решение Центрального районного суда города Барнаула от 19 сентября 2017 года

по делу по административному исковому заявлению Коломейца Е. А. к федеральному государственному бюджетному учреждению «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», начальнику Алтайского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Люцигеру А. О. об оспаривании отказа в предоставлении информации.

Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Коломеец Е.А. обратился в суд с административным иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС»), начальнику Алтайского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее Алтайский ЦГМС) Люцигеру А.О. о признании незаконным отказа в предоставлении информации о погодных условиях и среднесуточной температуре воздуха бесплатно (с учетом уточнения административного иска).

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГ Коломеец Е.А. на основании п.1 ст.6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в связи с рассмотрением уголовного дела в отношении Гагарина М.П. обратился с запросом к начальнику Алтайского ЦГМС о выдаче справки о погодных условиях в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ с указанием выпавших осадков. ДД.ММ.ГГ начальник Алтайского ЦГМС Люцигер А.О. отказал в выдаче справки, пояснив, что для ее предоставления необходимо уплатить 9 239,58 руб. Между тем, действующее законодательство не предусматривает выполнение адвокатского запроса на платной основе. Информация по среднесуточной температуре воздуха и количеству выпавших осадков не может относиться к специализированной информации, так как она находится в свободном доступе. Ограничение прав адвоката нарушает принцип состязательности сторон в уголовном процессе и ограничивает возможности предоставления доказательств по защите интересов доверителей.

Решением Центрального районного суда города Барнаула от 19 сентября 2017 года административный иск удовлетворен. Признан незаконным отказ начальника Алтайского ЦГМС – филиала ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» Люцигера А.О. в предоставлении бесплатно информации о погодных условиях и среднесуточной температуре воздуха на адвокатский запрос Коломейца Е.А. С ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» в пользу Коломейца Е.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» просит отменить решение, в обоснование указывает, что в соответствии с Федеральным законом «О гидрометеорологической службе» информация о состоянии окружающей среды предоставляется бесплатно, а также на основе договоров. При этом в названном Законе, а также Положении об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425, адвокаты не указаны как получатели бесплатной информации.

Люцигер О.А. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, в судебное заседание не явился, об отложении не просил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Рассмотрев дело в соответствии со ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, выслушав пояснения представителя ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» Базильчук Е.В., поддержавшей жалобу, пояснения Коломейца Е.А., возражавшего против жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.2 ст.310 КАС РФ).

Разрешая заявленные требования, суд установил, что Коломеец Е.А., имеющий статус адвоката, ДД.ММ.ГГ в связи с рассмотрением Заринским районном судом Алтайского края уголовного дела в отношении Гагарина М.П. направил на имя начальника Алтайского ЦГМС запрос о предоставлении информации о погодных условиях в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ с указанием выпавших осадков в мм, сославшись на п.1 ст.6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

В ответе от ДД.ММ.ГГ начальник Алтайского ЦГМС указал на то, что запрашиваемая информация является специализированной и предоставляется на платной основе. Информация может быть предоставлена в течение трех дней после оплаты 9239,58 руб. в соответствии с действующим прейскурантом цен.

Удовлетворяя административный иск, суд исходил из того, что Коломеец Е.А. обратился в Алтайский ЦГМС не как потребитель (пользователь) информации в рамках договорных отношений, а в рамках Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», который предоставляет право адвокату получать от органов государственной власти бесплатно любую информацию, не отнесенную законом к информации с ограниченным доступом, в рамках их компетенции. Права административного истца нарушены, поскольку ответ начальника Алтайского ЦГМС – филиала ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» Люцигера А.О. по сути является отказом в предоставлении запрашиваемой информации, что ограничивает возможности адвоката в оказании квалифицированной юридической помощи.

С такими выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.

Федеральный закон 19.07.1998 N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» устанавливает правовые основы деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (деятельности гидрометеорологической службы) и направлен на обеспечение потребностей государства, физических и юридических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

В соответствии с ч.2 ст.2 названного Закона отношения, возникающие при сборе, обработке, хранении, предоставлении и распространении информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и при использовании их гидрометеорологической службой, регулируются законодательством Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, а также законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.

В соответствии с ч.ч.2, 8 ст.8 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Предоставляется бесплатно информация: о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях; затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица; иная установленная законом информация.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «О гидрометеорологической службе» информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении - сведения (данные), полученные в результате мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

информационная продукция - полученная в результате обработки сведений (данных) обобщенная информация, предназначенная для распространения или реализации;

информация общего назначения - полученная и обработанная в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, предоставляемая пользователям (потребителям) бесплатно информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении;

специализированная информация - информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств.

В соответствии со ст.14 названного Закона информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

Информация общего назначения относится к федеральным информационным ресурсам в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

В соответствии с п.п.1, 4 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 N 372, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с подпунктами 5.4.12, п.5.8 названного Положения Росгидромет осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: обеспечение органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации, а также населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении; организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Вопросы предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды информационных услуг получателям информации независимо от их организационно-правовой формы регулируются Положением об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 N 1425.

Согласно п.п.2-4 Положения к информационным услугам в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды относится предоставление организациями Росгидромета оперативно-прогностической, аналитической, режимно-справочной информации общего назначения и специализированной информации.

Информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды общего назначения, указанная в Приложении к настоящему Положению, предоставляется получателям информации бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на эти услуги.

Бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Другим получателям информации информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по информационно-телекоммуникационным сетям, включая сеть Интернет, и сетям почтовой связи.

В соответствии с пп.1 п.3 ст.6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии.

В соответствии с п.п.1, 2 ст.6.1 названного Федерального закона адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее - адвокатский запрос).

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

Из обстоятельств дела следует, что запрошенная Коломейцем Е.А. информация является специализированной, поскольку предоставляется по запросу пользователя. Вышеприведенные нормы права в их взаимной связи не предполагают, что адвокат имеет право на бесплатное предоставление специализированной информации о погодных условиях и среднесуточной температуре воздуха. При этом ответ на адвокатский запрос дан в установленный законом срок и не является отказом в предоставлении информации. В то же время адвокат не лишен возможности заявить соответствующее ходатайство в рамках рассмотрения уголовного дела в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, начальник Алтайского ЦГМС, отвечая за адвокатский запрос, действовал в пределах предоставленных полномочий, ответ на запрос положениям законодательства не противоречит, в связи с чем права Коломейца Е.А. не являются нарушенными.

С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Барнаула от 19 сентября 2017 года отменить, принять по делу новое решение.

Коломейцу Е. А. в удовлетворении административного искового заявления к федеральному государственному бюджетному учреждению «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», начальнику Алтайского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Люцигеру А. О. об оспаривании отказа в предоставлении бесплатно информации о погодных условиях и среднесуточной температуре воздуха отказать.

Председательствующий

Судьи

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>