ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1278/2016 от 11.04.2016 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Стех Н.Э. Дело № 33а – 1278/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кричкер Е.В.,

судей Захарчука О.В., Багаутдиновой Г.Р.,

при секретаре Пенькиной Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 11 апреля 2016 года административное дело

по апелляционным жалобам Т.М.В., Т.А.В.,

на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 21 января 2016 года, которым

административные исковые заявления Т.А.В., Т.М.В. к Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики и Квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам о признании незаконным и отмене решения Квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, от 20 августа 2015 года об аннулировании квалификационных аттестатов кадастровых инженеров Т.А.В. и Т.М.В. оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдиновой Г.Р., выслушав объяснения Т.М.В., Т.А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы; объяснения К.С.В. - представителя административных ответчиков Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики (доверенность от 30 декабря 2015 года №65 сроком по 31 декабря 2016 года, л.д.50), Квалификационной комиссией для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам (доверенность от 20 января 2016 года сроком по 31 декабря 2016 года, л.д.52), полагавшего апелляционные жалобы необоснованными, судебная коллегия по административным делам

у с т а н о в и л а:

Т.М.В. и Т.А.В. (далее по тексту – административные истцы) обратились в суд с административными исковыми заявлениями к Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики (далее по тексту – Министерство имущественных отношений, административный ответчик) об оспаривании решения Квалификационной комиссии от 20 августа 2015 года, указывая следующее.

17 июля 2013 года на основании протокола заседания Квалификационной комиссии Удмуртской Республики для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям (далее – Квалификационная комиссия) от 11 июля 2013 года № 18-2013-166-Э им выданы квалификационные аттестаты кадастровых инженеров № 18-13-285 Т.М.В. и № 18-13-284 Т.А.В.

01 декабря 2015 года в сети «Интернет», на официальном сайте Росреестра истцы обнаружили, что в государственный реестр кадастровых инженеров 09 октября 2015 года внесены сведения об аннулировании их квалификационных аттестатов кадастровых инженеров по причине непредставления кадастровым инженером в орган кадастрового учета или соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомления в установленном частью 6 статьи 30 или частью 3 статьи 31 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» порядке (пункт 5 части 7 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту – Федеральный закон №221-ФЗ)). С решением Квалификационной комиссии об аннулировании аттестатов, административные истцы не согласны.

На заседании Квалификационной комиссии административные истцы не присутствовали, решения об аннулировании квалификационного аттестата ни истцам, ни в орган кадастрового учета не высланы. Извещения о заседании Квалификационной комиссии на 20 августа 2015 года административным истцам вручено позднее, чем за 20 календарных дней до даты заседания комиссии.

Определением судьи Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года на основании статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Квалификационная комиссия (Квалификационная комиссия Удмуртской Республики для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам). Тем же определением дела по указанным административным искам соединены в отдельное производство для совместного рассмотрения (л.д.22).

Административные истцы просили суд признать незаконным и отменить решение Квалификационной комиссии от 20 августа 2015 года, об аннулировании аттестатов кадастровых инженеров Т.М.В. номер квалификационного аттестата 18-13-285 выдан 17 июля 2013 года Министерством имущественных отношений УР и Т.А.В., номер квалификационного аттестата 18-13-284 выдан 17 июля 2013 года Министерством имущественных отношений УР (далее по тексту – решение от 20 августа 2015 года, оспариваемое решение).

В судебном заседании:

Административные истцы требования административных исков поддержали, просили их удовлетворить. Дополнительно пояснили, что были уведомлены о заседании Квалификационной комиссии 10 августа 2015 года. Заседание Квалификационной комиссии о рассмотрении обстоятельств, являющихся основанием для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера, проведено в нарушение тридцатидневного срока с даты поступления в комиссию документов, подтверждающих наличие оснований для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера. Выписку из протокола заседания квалификационной комиссии они не получали. В порядке части 1 статьи 65 КАС РФ признали факт того, что не представили в период с 01 января 2014 года по 01 апреля 2014 года в орган кадастрового учета уведомление, содержащее состав сведений, установленных частью 2 статьи 30 Федерального закона № 221-ФЗ.

Представитель административных ответчиков - Квалификационной комиссии и Министерства имущественных отношений, Ким С.В., требования административного иска не признал.

Суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административные истцы просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. При этом указывают, что судом не учтено, что заседание Квалификационной комиссии от 20 августа 2015 года проведено с нарушением требований Положения о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации, т.к. заседание комиссии проведено в нарушение тридцатидневного срока с даты поступления в комиссию документов, подтверждающих наличие оснований для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера. Кроме того, Положение не предусматривает возможность отложения заседания комиссии о рассмотрении обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера. Также ссылаются на нарушение порядка, способа и сроков извещения кадастровых инженеров на заседание комиссии.

Министерством имущественных отношений представлены в суд письменные возражения на апелляционные жалобы, в которых административный ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Изучив и проанализировав материалы дела, выслушав участников апелляционного процесса, судебная коллегия по административным делам считает, что основания для отмены решения суда отсутствуют.

Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, административные иски поданы с соблюдением срока обращения в суд; факт непредставления в срок административными истцами соответствующего уведомления установлен судом и признан Т.М.В., Т.А.В.; оспариваемое решение принято правомочным составом Квалификационной комиссии при наличии кворума; основанием для аннулирования квалификационных аттестатов кадастровых инженеров явилось непредставление кадастровыми инженерами в орган кадастрового учете уведомлений о внесении сведений о кадастровых инженерах в Государственный реестр кадастровых инженеров в установленный срок; нарушен тридцатидневный срок вынесения решения комиссии об аннулировании квалификационных аттестатов кадастровых инженеров; нарушен порядок извещения кадастровых инженеров о месте и времени заседания комиссии; отступления от предусмотренной Положением процедуры рассмотрения и извещения не повлекли нарушения прав административных истцов.

Судебная коллегия по административным делам соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, мотивированы в судебном решении и подтверждаются представленными по делу доказательствами.

При рассмотрении дела судом установлено, что Т.М.В. является кадастровым инженером на основании квалификационного аттестата №18-13-285 от 17 июля 2013 года, выданного Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики (л.д.9), Т.А.В. является кадастровым инженером на основании квалификационного аттестата №18-13-284 от 17 июля 2013 года, выданного Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики (л.д.20).

В соответствии с частями 1,2,3 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера. Квалификационные аттестаты выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам. Квалификационный аттестат выдается без ограничения срока, территории его действия и является документом единого федерального образца. При этом квалификационный аттестат признается действующим со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров в соответствии с установленными статьей 30 настоящего Федерального закона правилами.

Государственный реестр кадастровых инженеров ведется органом кадастрового учета. В государственный реестр кадастровых инженеров вносятся сведения, предусмотренные частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона.

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости", с 01 января 2014 года по 01 апреля 2014 года кадастровые инженеры обязаны представить в орган кадастрового учета уведомление, содержащее сведения, предусмотренные частью 2 статьи 30 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона). Положения пункта 5 части 7 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" также подлежат применению при непредставлении указанного в настоящей части уведомления.

Согласно пункту 2.1 части 2 статьи 30 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ в государственный реестр кадастровых инженеров вносятся следующие сведения о кадастровом инженере: страховой номер индивидуального лицевого счета кадастрового инженера в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.

Факт непредставления в срок административными истцами соответствующего уведомления признан административными истцами. Признание факта оформлено письменными заявлениями административных истцов. Признание факта принято судом в порядке статьи 65 КАС РФ.

В силу пункта 5 части 7 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", квалификационный аттестат аннулируется в случае непредставления кадастровым инженером в орган кадастрового учета или соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомления в установленном частью 6 статьи 30 или частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона порядке.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата принимается квалификационной комиссией. В данном решении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 7 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение об аннулировании квалификационного аттестата в судебном порядке.

В силу Положения о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, о перечне документов, необходимых для получения квалификационного аттестата кадастрового инженера, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.01.2010 N 23 (далее Положение) квалификационная комиссия принимает решение об аннулировании (отсутствии оснований для аннулирования) квалификационного аттестата кадастрового инженера, в состав комиссии входят восемь членов комиссии, включая председателя комиссии, заместителя председателя комиссии и секретаря комиссии (пункты 4,10). Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее пяти членов утвержденного состава комиссии (пункт 16). Обращения, поступающие в комиссию (за исключением заявлений о получении квалификационных аттестатов), рассматриваются комиссией в течение 30 календарных дней (пункт 22). Решения комиссии могут быть обжалованы в судебном порядке (пункт 23). Заседание комиссии о рассмотрении обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера, проводится в течение тридцати календарных дней с даты поступления в комиссию документов, подтверждающих наличие оснований для аннулирования квалификационного аттестата. Решение комиссии об аннулировании (об отсутствии оснований для аннулирования) квалификационного аттестата кадастрового инженера должно быть вынесено не позднее тридцати календарных дней с даты проведения первого заседания комиссии (пункт 53). Комиссия рассматривает обстоятельства, которые могут быть признаны основаниями для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера, с участием соответствующего кадастрового инженера или его уполномоченного представителя. Кадастровый инженер считается извещенным в надлежащей форме, если не менее чем за двадцать календарных дней до даты заседания комиссии извещение, подписанное секретарем комиссии, и электронный образ такого извещения направлены соответственно почтовым отправлением с уведомлением о вручении по почтовому адресу и электронным сообщением по адресу электронной почты, указанным в государственном реестре кадастровых инженеров. Секретарь комиссии также уведомляет кадастрового инженера о заседании комиссии по номеру контактного телефона, указанному в государственном реестре кадастровых инженеров (пункт 55).

Персональный состав квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, установлен Распоряжением Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 20.10.2010 года № 43-рз (в редакции распоряжения от 30 марта 2012 года № 18-рз).

Судом первой инстанции установлено, что 01 июля 2015 года в Министерство имущественных отношений поступило письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) Министерства экономического развития Российской Федерации о лицах, не представивших в орган кадастрового учета в период с 01 января 2014 года по 01 апреля 2014 года уведомления, содержащего новый состав сведений, установленных ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Среди этих лиц указаны Т.М.В. и Т.А.В., не представившие уведомление по состоянию на 22 июня 2015 года.

09 июля 2015 года состоялось заседание Квалификационной комиссии Удмуртской Республики для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, оформленное протоколом № 18-2015-230. Квалификационная комиссия пришла к заключению о необходимости проведения заседания квалификационной комиссии по рассмотрению обстоятельств, являющихся основанием для аннулирования квалификационных аттестатов кадастровых инженеров в присутствии кадастровых инженеров. По итогам заседания квалификационной комиссии принято решение о проведении заседания Квалификационной комиссии по рассмотрению обстоятельств, являющихся основанием для аннулирования квалификационных аттестатов кадастровых инженеров в присутствии кадастровых инженеров 06 августа 2015 года.

06 августа 2015 года состоялось заседание квалификационной комиссии Удмуртской Республики для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, оформленное протоколом № 18-2015-231/А/Н.

Ввиду неявки кадастровых инженеров на заседание комиссии, дата принятия решения об (не) аннулировании квалификационных аттестатов кадастровых инженеров перенесена на 20 августа 2015 года.

10 августа 2015 года Т.А.В. и Т.М.В. получили выписки из протокола заседания Квалификационной комиссии по Удмуртской Республике для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, от 06 августа 2015 года № 18-2015-231/А/Н и были приглашены на заседание квалификационной комиссии Удмуртской Республики на 20 августа 2015 года в 13 час. 50 мин. и в 14 час. 00 мин., соответственно, о чем свидетельствуют их личные подписи.

20 августа 2015 года, в отсутствие Т.М.В., Т.А.В. состоялось заседание Квалификационной комиссии Удмуртской Республики для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, оформленное протоколом № 18-2015- 232/А/Н.

Единогласно, семью членами квалификационной комиссии (в том числе председателем Квалификационной комиссии, секретарем Квалификационной комиссии) принято решение аннулировать квалификационные аттестаты кадастровых инженеров Т.А.В. и Т.М.В. по причине непредставления указанными кадастровыми инженерами в орган кадастрового учета уведомлений о внесении сведений о кадастровом инженере в Государственный реестр кадастровых инженеров в установленный срок.

Таким образом, оспариваемое решение принято правомочным составом комиссии при наличии кворума.

Оценивая доводы апелляционных жалоб о нарушении срока принятия решения Квалификационной комиссией 20 августа 2015 года, а также срока и порядка извещения кадастровых инженеров, предусмотренного Положением, судебная коллегия приходит к следующему.

Пункт 22 Положения, указывает, что обращения, поступающие в комиссию (за исключением заявлений о получении квалификационных аттестатов), рассматриваются комиссией в течение 30 календарных дней.

Согласно пункту 53 Положения заседание комиссии о рассмотрении обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера, проводится в течение тридцати календарных дней с даты поступления в комиссию документов, подтверждающих наличие оснований для аннулирования квалификационного аттестата. Решение комиссии об аннулировании (об отсутствии оснований для аннулирования) квалификационного аттестата кадастрового инженера должно быть вынесено не позднее тридцати календарных дней с даты проведения первого заседания комиссии.

Поскольку первое заседание Квалификационной комиссии состоялось 09 июля 2015 года, а решение Квалификационной комиссии принято 20 августа 2015 года, то судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о нарушении сроков, установленных пунктами 22 и 53 Положения, в части вынесения решения комиссии об аннулировании квалификационных аттестатов.

Кроме того, нарушен порядок и срок извещения кадастровых инженеров о месте и времени заседания комиссии.

Так, согласно пункту 55 Положения, кадастровый инженер считается извещенным в надлежащей форме, если не менее чем за двадцать календарных дней до даты заседания комиссии извещение, подписанное секретарем комиссии, и электронный образ такого извещения направлены соответственно почтовым отправлением с уведомлением о вручении по почтовому адресу и электронным сообщением по адресу электронной почты, указанным в государственном реестре кадастровых инженеров. Секретарь комиссии также уведомляет кадастрового инженера о заседании комиссии по номеру контактного телефона, указанному в государственном реестре кадастровых инженеров.

Данные положения законодательства направлены на надлежащее и своевременное извещение заинтересованных лиц в надлежащей защите своих прав при рассмотрении вопроса об аннулировании квалификационного аттестата кадастрового инженера.

По мнению судебной коллегии, Квалификационная комиссия выполнила соответствующую обязанность по надлежащему и заблаговременному уведомлению кадастровых инженеров о заседании Комиссии, вручив лично соответствующее уведомление за десять дней до его начала.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, что времени со дня извещения (10 дней) для подготовки к заседанию у кадастровых инженеров было достаточно. В связи с чем, несоблюдение срока, указанного в Положении, не является основанием для признания решения комиссии недействительным, так как уведомление было направлено заблаговременно с учетом разумных сроков для подготовки кадастрового инженера к заседанию Комиссии.

Согласно статье 227 КАС РФ, требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными могут быть удовлетворены при установлении совокупности обстоятельств: если оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Вопреки доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия считает, что права административных истцов не нарушены, поскольку в рассматриваемом случае отступления от предусмотренной Положением процедуры допущены исключительно с целью заблаговременного извещения и обеспечения личного участия административных истцов в заседании Комиссии.

Конкретных возражений, по которым допущенные административными истцами нарушения не могут быть отнесены к грубым нарушениям ни квалификационной комиссии, ни суду, как первой, так и апелляционной инстанции административные истцы не представили.

Доводов об отсутствии оснований для аннулирования квалификационных аттестатов Т.А.В. и Т.М.В., в апелляционных жалобах не изложено.

Кроме того, административные истцы в суде первой инстанции письменно признали факт того, что с их стороны было допущено нарушение требований пункта 5 части 7 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Судебная коллегия находит, что каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших заявителям в установленный срок направить в орган кадастрового учета соответствующее уведомление, не представлено.

Законодателем предусмотрена императивная норма о неотвратимости аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера вследствие непредставления им уведомления, содержащего новый состав сведений. Федеральным законом от 23.07.2013 г. №250-ФЗ не предусмотрена возможность устанавливать причины непредставления таких сведений, определять приоритет одних документов над другими и значимость сведений.

Иные, приведенные в жалобе доводы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушении норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Указания административных истцов о несогласии с выводами суда на оценку законности состоявшегося судебного постановления не влияют, отмену судебного акта не влекут.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам

определила:

Решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 21 января 2016 года оставить без изменения,

Апелляционные жалобы Т.М.В., Т.А.В. оставить без удовлетворения.

Председательствующий судья Кричкер Е.В.

Судьи Захарчук О.В.

Багаутдинова Г.Р.