Судья: Жукова О.В. 33а-12797/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам М. областного суда в составе:
председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Каландаровой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 мая 2018 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Ногинского городского суда М.<данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» о признании незаконным и об отмене п.2 решения Совета депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>»,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителя ФИО1 – ФИО2, прокурора Ищенко Е.И., представителя Совета депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» - ФИО3,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Совету депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>», просил признать незаконным п. 2 решения Совета депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» от <данные изъяты><данные изъяты> «Об удовлетворении представления Ногинского городского прокурора об устранении нарушений закона о противодействии коррупции», и обязать устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО1 путем отмены указанного пункта.
Решением Ногинского городского суда М.<данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Заслушав пояснения лиц, принимавших участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с положениями ч. 10 ст. 40 Федерального закона <данные изъяты> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу части 7.1 статьи 40 названного Федерального закона депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Судом установлено, что решением избирательной комиссии муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» <данные изъяты> от <данные изъяты> «Об определении результатов выборов депутата Совета депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» по одномандатному избирательному округу <данные изъяты>ФИО1 признан избранным депутатом Совета депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» по одномандатному округу <данные изъяты> (л.д. 27).
Письмом от <данные изъяты> глава муниципального образования обратился к председателю Совета депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» с сообщением о рассмотрении Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих вопроса о непредставлении депутатами ФИО4 и ФИО1 сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, с целью принятия соответствующих решений, а также был направлен протокол заседания указанной Комиссии (л.д. 96-99).
Письмом от <данные изъяты> председатель Совета депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» ФИО5 просил депутата ФИО1 дать объяснения о причинах непредставления им сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательства имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей за 2015 год (л.д. 101).
<данные изъяты> заместитель Ногинского городского прокурора внес представление в адрес Совета депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» <данные изъяты>.01-2016 об устранении нарушений закона о противодействии коррупции в виде привлечения депутата ФИО1 к ответственности за несоблюдение им обязанности по сдаче сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательства имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей за 2015 год (л.д. 86). Данное представление необходимо было рассмотреть с участием представителя прокурора и принять меры к устранению нарушений действующего законодательства.
Представление прокурора <данные изъяты>.01-2016 было рассмотрено <данные изъяты> на заседании регламентной комиссии Совета депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» (л.д. 213-217) и включено в повестку дня заседания Совета депутатов от <данные изъяты> (206-212). Решением Совета депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» <данные изъяты> от <данные изъяты> представление прокурора в части рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов было удовлетворено (открытое голосование), в удовлетворении представления прокурора <данные изъяты>.01-2016 от <данные изъяты> в части досрочного прекращения полномочий депутата ФИО1 отказано.
Ногинский городской прокурор в интересах избирателей по одномандатным избирательным округам <данные изъяты> и <данные изъяты> обратился в суд с административным иском к Совету депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» о признании незаконным решения о результатах рассмотрения представления прокурора, об обязании принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов.
Решением Ногинского городского суда М.<данные изъяты> от <данные изъяты>г. требования были удовлетворены частично: решение Совета депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» <данные изъяты> от <данные изъяты> признано незаконным в части отказа в досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО4 и ФИО1 В удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения о результатах рассмотрения представления прокурора отказано. На Совет депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» возложена обязанность не позднее чем через 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» по одномандатному округу <данные изъяты> - ФИО1 и одномандатному округу <данные изъяты> - ФИО4 (дело <данные изъяты>а-1052/2017 л.д. 175-181).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам М. областного суда от <данные изъяты> по апелляционной жалобе ФИО4 и ФИО1 решение Ногинского городского суда от <данные изъяты> по делу <данные изъяты>а-1052/2017 было отменено с вынесением по делу нового решения, признано незаконным решение Совета депутатов муниципального образования «Город Старая К.» М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, суд обязал Совет депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» рассмотреть в установленном законом порядке повторно представление Ногинского городского прокурора от <данные изъяты><данные изъяты>.01-2016 в срок до <данные изъяты> (дело <данные изъяты>а-1052/2017 л.д. 266-277).
Из протокола заседания Совета депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» от <данные изъяты> следует, что во исполнение названного апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам М. областного суда от <данные изъяты>, первоначально заседание Совета было назначено на <данные изъяты>, т.е. в пределах установленного судебным актом срока. Однако по причине неявки на заседание приглашенного на него прокурора, чье представление подлежало рассмотрению на этом заседании, оно не состоялось, и было перенесено на <данные изъяты>.
Пунктом 2 решения Совета депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» от <данные изъяты><данные изъяты> «Об удовлетворении представления Ногинского городского прокурора об устранении нарушений закона о противодействии коррупции» полномочия депутата Совета депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» ФИО1, избранного по избирательному округу <данные изъяты>, прекращены досрочно (л.д. 102).
Проанализировав положения Регламента Совета депутатов муниципального образования «город Старая К. М.<данные изъяты>», утв. решением от <данные изъяты><данные изъяты>, протокол заседания Совета депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» <данные изъяты> от <данные изъяты>, с учетом того, что из установленного числа депутатов – 15, присутствовали 11, вопрос был включен в повестку дня, по результатам тайного голосования решение принято большинством в количестве 8 голосов, суд обоснованно установил, что при принятии оспариваемого решения нарушения порядка его принятия отсутствуют.
Исследуя основания для принятия оспариваемого решения, суд исходил из того, что в представлении прокурора ставился вопрос о применении к депутатам ФИО4 и ФИО1 мер дисциплинарной ответственности за неисполнение ими обязанности, указанной в ч. 4 п. 12.1. ФЗ от <данные изъяты> № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", что в силу п. 7.1 ст. 40 ФЗ от <данные изъяты> № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является основанием для досрочного прекращения их полномочий.
Частью 4 ст. 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Данная норм распространяет свое действие и на депутатов, поскольку в силу абз. 18 ч.1 ст. 2 Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к «лицам, замещающим муниципальную должность» относятся «депутаты».
Порядок представления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержден Указом Президента Российской Федерации от <данные изъяты> N 558, где установлено, что такие сведения представляются по форме утвержденной Президентом Российской Федерации справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Суд проанализировал Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей М.<данные изъяты>, и лицами, замещающими государственные должности М.<данные изъяты>, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утв. постановлением Губернатора МО от <данные изъяты><данные изъяты>-ПГ с изменениями на <данные изъяты>, Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, лицами, замещающими муниципальные должности, и муниципальными служащими муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", утв. решением Совета от <данные изъяты><данные изъяты> па-2015 от <данные изъяты>, принятый при участии депутата ФИО1, распоряжение главы муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» от <данные изъяты><данные изъяты>-р, исходил из того, что депутат ФИО1 знал об установленном в муниципальном образовании «Город Старая К. М.<данные изъяты>» порядке представления лицами, замещающими муниципальные должности сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и несовершеннолетних детей.
Однако, несмотря на осведомленность депутата ФИО1 о необходимости сдать такие сведения до <данные изъяты> уполномоченному лицу ФИО6, в установленный срок они им сданы не были, что не отрицается им самим, а также подтверждается показаниями свидетеля ФИО6
Судом дана оценка доводам административного истца ФИО1 о том, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 г. им были сданы <данные изъяты>, т.е. в месячный срок после принятия Советом депутатов Решения от <данные изъяты><данные изъяты>па-2016, которым утверждено Положение «О порядке представления депутатами Совета депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга (супруги) и несовершеннолетних детей».
Проанализировав акт приема-передачи справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных депутатами Совета депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» за 2015г. от <данные изъяты>, суд посчитал, что административным истцом не представлено доказательств того, что справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 г. была сдана им именно <данные изъяты>. Из самой справки данный факт не усматривается. Из нее следует лишь факт, что данная справка составлена ФИО1<данные изъяты>, а дата ее сдачи не указана.
Напротив, в материалах дела имеются доказательства, опровергающие довод административного истца о том, что необходимая справка за 2015 г. в 2016г. вообще сдавалась, ввиду отсутствия информации о доходах и имуществе ФИО1 на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>», размещенной в 2016г. за 2015г.; факта размещения на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» в 2017 г. сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера депутата ФИО1 за два года 2015-2016 г., актом от <данные изъяты>, где депутат ФИО7, являющийся лицом, ответственным за прием и хранение таких сведений с августа 2016 г., пояснил, что фактически сведения о доходах за 2015 г. ФИО1 были сданы в апреле 2017 г. одновременно со справкой о доходе за 2016 г.
Частью 5 статьи 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, судом правильно установлен факт нарушения со стороны депутата ФИО1 положений ч. 4 ст. 12.1. Федерального закона от <данные изъяты> № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", выразившийся в несвоевременной сдаче сведений о своих доходах и доходах своей семьи в установленный нормативно правовыми актами срок и сделан верный вывод о том, что у Совета депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» имелись законные основания для удовлетворения представления прокурора № <данные изъяты> от <данные изъяты> и принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1
Согласно п. 11 ст. 40 ФЗ от <данные изъяты> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Суд обоснованно полагал, что срок рассмотрения представления, установленный апелляционным представлением, был нарушен, но по уважительной причине, а также находился в пределах установленного Федерального закона от <данные изъяты> № 131-ФЗ срока в 90 дней, в связи с чем отверг доводы представителя административного истца ФИО1 – ФИО2 о не соблюдении административным ответчиком срока рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1, и в том числе, если моментом возникновения обязанности истца считать дату принятия <данные изъяты> (решение <данные изъяты>па-2016) административным ответчиком Положения, устанавливающего порядок предоставления сведений о доходах и расходах, не нашли своего подтверждения.
Доводы административного истца о незаконности оспариваемого решения ввиду отсутствия в данном решении мотивировки и указания на конкретную норму права, судом отвергнуты, поскольку требование о необходимости отражения в содержании решения Совета депутатов муниципального образования мотивировочной части решения и ссылки на конкретную норму материального права, послужившую основанием для принятия таких решений, отсутствует в Федеральном законе от <данные изъяты> № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральном законе от <данные изъяты> № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в Регламенте Совета депутатов.
Вместе с тем, в оспариваемом решении, как основание для его принятия указаны законы, подлежащие применению при досрочном прекращении полномочий депутата, к которым относятся Федеральный закон от <данные изъяты> № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон от <данные изъяты> № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Аналогия ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ, Трудового кодекса РФ, КАС РФ и иных процессуальных законов, где обозначены требования к решениям органов, на которые указанные акты распространяются, к решениям представительного органа муниципальных образований применена быть не может.
При этом суд также исходит из того, что имеется самостоятельное основание для отказа в удовлетворении административного иска ФИО1 в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд.
Частями 1,5,8 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Как видно из протокола заседания Совета депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> (л.д. 72-77), в котором рассматривалось представление Ногинского городского прокурора об устранении нарушений закона о противодействии коррупции от <данные изъяты><данные изъяты>.01-2016, депутат ФИО1 присутствовал на заседании Совета депутатов. Также, согласно листа регистрации депутатов, видно, что <данные изъяты>ФИО1 расписался о присутствии на очередном заседании Совета депутатов (л.д. 78), из чего следует, что и при рассмотрении представления Ногинского городского прокурора об устранении нарушений закона о противодействии коррупции ФИО1 тоже присутствовал. Решение по вопросу о прекращении полномочия депутата Совета депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» ФИО1, избранного по одномандатному избирательному округу <данные изъяты> было принято в его присутствии, и он участвовал в тайном голосовании. Таким образом, о решении Совета депутатов муниципального образования «город Старая К. М.<данные изъяты>» <данные изъяты> «Об удовлетворении представления Ногинского городского прокурора об устранении нарушений закона о противодействии коррупции», вынесенном <данные изъяты> административному истцу ФИО1 стало известно <данные изъяты>
Никаких обстоятельств, затрудняющих обращение с административным иском в суд в установленный законом срок, у административного истца не имелось, им не указано. Приведенные административным истцом доводы в обоснование ходатайства о восстановлении срока обращения в суд, судом расценены как не свидетельствующие об уважительных причинах пропуска срока.
Как верно указал суд, обратившись в суд <данные изъяты>, ФИО1 пропустил без уважительных причин 3-хмесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении его требования.
Суд, правильно установив обстоятельства дела, проанализировав нормы действующего законодательства, дав правовую оценку доказательствам, представленным каждой из сторон, в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска административного истца ФИО1 Нарушений норм процессуального права не допущено.
Оснований не согласиться с выводами суда у судебной коллегии не имеется. Решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда, однако их не опровергают и оснований к отмене обжалуемого решения суда не содержат.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ногинского городского суда М.<данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи