ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-127/2017 от 31.01.2017 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Копия

Дело № 33а-127/2017 Председательствующий в

Категория 090а первой инстанции Бабич В.В.

докладчик в апелляционной

инстанции Кондрак Н.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего Кондрак Н.И.,

судей Артамоновой Т.А., Дудкиной Т.Н.,

при секретаре Дубравской А.И.,

с участием представителей:

административного истца ФИО3,

административного ответчика Севреестра ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Акционерного общества «Муссон-Тур» к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя /далее Севреестр/, Правительству Севастополя об оспаривании нормативной цены земельных участков,

по апелляционной жалобе Генерального директора Акционерного общества «Муссон-Тур» на решение Севастопольского городского суда от 01.11.2016 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Кондрак Н.И., выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия, -

УСТАНОВИЛА:

АО «Муссон-Тур» обратилось в суд с административным иском в котором просил возложить обязанность на Севреестр установить нормативную цену земельного участка площадью <данные изъяты>.м., расположенного по <адрес> в г. Севастополе, предоставленного для обслуживания зданий и сооружений детского оздоровительного лагеря «Радость», на уровне 75% от уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения, в размере <данные изъяты> рублей, а также установить нормативную цену земельного участка площадью <данные изъяты>.м., расположенного по <адрес> в г. Севастополе, предоставленного для обслуживания пляжа, на уровне 75% от уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения, в размере <данные изъяты> рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что АО «Муссон-Тур» на праве постоянного пользования принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу <адрес> в г. Севастополе, предназначенный для обслуживания строений и сооружений детского оздоровительного лагеря «Радость» и обслуживания сооружений пляжа с отнесением этих земель к землям населенных пунктов рекреационного назначения, что подтверждается государственным актом от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Севастопольской городской государственной администрацией.

ДД.ММ.ГГГГ Севреестром выданы справки о нормативной цене земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми нормативная цена земельного участка общей площадью <данные изъяты>.м., предназначенного для обслуживания зданий и сооружений детского оздоровительного лагеря «Радость» составляет <данные изъяты> рублей, земельного участка общей площадью <данные изъяты>.м., предназначенного для обслуживания пляжа – <данные изъяты> рублей.

Административный истец считает вышеуказанную нормативную цену завышенной, не соответствующей 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки, как это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации №319 от 15.03.1991 года «О порядке определения нормативной цены земли», в связи с чем нарушаются его права, так как он обязан уплачивать земельный налог, рассчитанный исходя из завышенной нормативной цены земельных участков.

Решением Севастопольского городского суда от 01.11.2016 года в удовлетворении вышеуказанного административного иска отказано.

Не согласившись с решением, генеральный директор АО «Муссон-Тур» подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права при неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и разрешить вопрос по существу.

Апеллянт указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что особенности применения нормативной цены земли в г. Севастополе установлены нормативно-правовыми актами г. Севастополя, исключающими действие Постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 года №319 «О порядке определения нормативной цены земли», поскольку хотя Закон города Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» по своему смыслу и определяет размер нормативной цены земли до ее переоценки в установленном порядке, однако названный закон не может ограничивать или исключать применение Постановления №319, подлежащее применению при определении нормативной цены земли органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из преамбулы постановления Правительства Севастополя №515 от 29.11.2014 года «Об утверждении нормативной цены земли», видно, что последнее принято в соответствии с Законом 6-ФКЗ, ст.3 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации №319 от 15.03.1997 года «О порядке определения нормативной цены земли».

Поскольку п.5 ст.65 ЗК РФ установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, а согласно ч.8 ст.391 НК РФ до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя, несостоятельны выводы суда о том, что понятия «кадастровая стоимость земельного участка» и «нормативная стоимость земли» не являются сходными.

Указывает, что при установлении нормативной стоимости земли в размере 75% ее рыночной стоимости, изменяется база налогообложения для субъекта хозяйствования, что влияет на права и законные интересы административного истца.

Представитель административного истца в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам. Указал, что истец не согласен с размером установленной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нормативной ценой земли, так как необоснованно завышается налог на землю.

Представители Севреестра и Правительства Севастополя против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.

Заслушав судью-докладчика, пояснения явившихся лиц, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что в пользовании АО «Муссон-Тур» находится земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный в г. Севастополе, <адрес> для обслуживания строений и сооружений детского оздоровительного лагеря «Радость» и обслуживания сооружений пляжа с отнесением этих земель к землям населенных пунктов рекреационного назначения. Названный земельный участок состоит из двух участков:

- участок , площадью <данные изъяты> под детский оздоровительный лагерь «Радость»;

- участок , площадью <данные изъяты> под пляж детского оздоровительного лагеря «Радость».

Данные обстоятельства подтверждаются государственным актом на право постоянного пользования землей серии от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Севастопольской городской государственной администрацией.

По заявлению АО «Муссон-Тур» административным ответчиком Севреестром ДД.ММ.ГГГГ выданы справки 1 согласно которых нормативная цена земельного участка общей площадью <данные изъяты>., предназначенного для обслуживания зданий и сооружений детского оздоровительного лагеря «Радость» определена в размере <данные изъяты> рублей, земельного участка общей площадью <данные изъяты>. предназначенного для обслуживания пляжа – <данные изъяты> рублей.

Указанная цена определена в соответствии с положениями постановления Правительства Севастополя от №515 от 28.11.2014 года «Об утверждении нормативной цены земли».

Не согласившись с указанной в справках нормативной ценой земельных участков, полагая ее существенно завышенной и не соответствующей требованиям законодательства, АО «Муссон-Тур» обратилось в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из правомерности действий Севреестра, который полномочиями по установлению нормативной цены земли не наделен и определил нормативную цену земли в соответствии с положениями постановления Правительства Севастополя №515 от 28.11.2014 года «Об утверждении нормативной цены земли».

С таким выводами суда первой инстанции соглашается коллегия судей Севастопольского городского суда, указывая следующее.

Частью 1 статьи 65 ЗК РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Пунктами 1, 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации №319 от 15.03.1997 года «О порядке определения нормативной цены земли» установлено, что нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов.

В силу ч.1 ст.12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 01.01.2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Согласно ч.ч.1, 3 ст.10 Закона города Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» нормативная денежная оценка земель, установленная на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона, применяется для целей налогообложения и определения размера арендной платы в отношении земельных участков до проведения ее переоценки.

Пунктом 2 постановления Правительства Севастополя №515 от 28.11.2014 года Севреестр определен исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функцию по предоставлению сведений о нормативной цене земельных участков.

Согласно п. 8 ст. 391 НК РФ до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов РФ, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и Севастополя. То есть налоговая база за 2015 г. определяется на основе нормативной цены земли, установленной органами власти на 1 января 2015 г.

Спор возник вследствие несогласия истца с установленным размером органами власти на 1 января 2015 г. размером нормативной цены земли, так как по мнению истца существенно завышается размер земельного налога за 2015 год.

Судебная коллегия так же отмечает, что согласно положений статьи 7 Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" нормативные правовые акты Республики Крым и города федерального значения Севастополя об утверждении нормативной цены земли, принятые и опубликованные до 31 декабря 2014 года, применяются для целей определения налоговой базы по земельному налогу за налоговый период 2015 года.

Соответственно, применять для целей налогообложения постановление Правительства Севастополя от №515 от 28.11.2014 года «Об утверждении нормативной цены земли» (принято и опубликовано до 31 декабря 2014 г.) надлежит в силу прямого указания Закона.

Исходя из вышеприведенных норм законодательства следует, что хотя постановлением Правительства Российской Федерации №319 от 15.03.1997 года утвержден порядок определения нормативной цены земли и ее предельные размеры, в силу ч.1 ст.12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ до 01.01.2019 года на территории г. Севастополя названное постановление подлежит применению с учетом особенностей, установленных законом города Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014 года.

Суд первой инстанции надлежащим образом оценил изложенное и сделал правильный вывод о том, что нормативная цена земельных участков на территории г. Севастополя устанавливается исключительно органами исполнительной власти субъекта федерации и применяется для определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности и для целей налогообложения, при этом Севреестр полномочиями по установлению нормативной цены земли не наделен, а является органом, предоставляющим сведения об установленной нормативной цене земельных участков и, выдавая истцу справку о нормативной цене земельного участка, правильно руководствовался сведениями, приведенными в постановлении Правительства Севастополя №515 от 28.11.2014 года «Об утверждении нормативной цены земли».

Также суд первой инстанции правильно указал, что действующим законодательством с учетом особенностей применения на территории города Севастополя не предусмотрено возможности пересмотра нормативной цены земли исходя из рыночной стоимости земельного участка.

Доводы административного истца о том, что в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» может быть оспорена кадастровая стоимость земельного участка, несостоятельны, поскольку кадастровая стоимость определяется в отношении конкретных земельных участков в результате государственной кадастровой оценки земель, осуществляемой в соответствии с требованиями ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и может быть пересмотрена, в том числе судом. Установление же нормативной цены земли производится нормативным правовым актом органа исполнительной власти города Севастополя без проведения оценки конкретных земельных участков.

Также верно отмечено судом первой инстанции, что установление платы за использование земли на территории города Севастополя исходя из нормативной цены земли имеет временный характер, до утверждения результатов массовой кадастровой оценки земельных участков.

Иные доводы жалобы основанием для отмены правильного по существу судебного постановления не являются, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, не содержат фактов, имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления либо опровергающих выводы суда первой инстанции.

Все доводы жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, исследованы им и подробно изложены в постановленном решении.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил и дал оценку всем доводам и возражениям сторон, правильно применил нормы материального права. Выводы суда обоснованы, соответствуют требованиям закона, подтверждены доказательствами, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ на основе их полного и всестороннего исследования, считать которую неправильной у судебной коллегии оснований не имеется.

С учетом изложенного оснований для отмены законного и обоснованного решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Севастопольского городского суда от 01.11.2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий /подпись/ Н.И. Кондрак

судьи /подпись/ Т.А. Артамонова

/подпись/ Т.Н. Дудкина

Копия верна

судья Н.И. Кондрак