ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1285/20 от 03.11.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Старовойтова Н.Г. Дело № 33а-1285/2020

УИД 26RS0001-01-2019-010757-56

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 3 ноября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Строчкиной Е.А.,

судей Кострицкого В.А. и Пшеничной Ж.А.,

при секретаре судебного заседания Стасенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Аполонского Николая Васильевича на решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 10 марта 2020 года

по административному исковому заявлению Аполонского Николая Васильевича к заместителю руководителя Управления ФНС России по Ставропольскому краю Богомоловой Елене Николаевне, Управлению ФНС России по Ставропольскому краю на бездействия должностного лица по рассмотрению жалобы на действия (бездействия) должностных лиц Межрайонной ИФНС России №12 по СК, о признании незаконным п.4 решения от 19.04.2019г. № 08-21/012241,

заслушав доклад судьи Кострицкого В.А., объяснения административного истца Аполонского Н.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика Управления ФНС России по Ставропольского краю Троцкой И.И., возражавшей на неё,

установила:

Аполонский Н.В. обратился суд с административным исковым заявлением к заместителю руководителя Управления ФНС России по Ставропольскому краю Богомоловой Елене Николаевне, Управлению ФНС России по Ставропольскому краю на бездействия должностного лица по рассмотрению жалобы на действия (бездействия) должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 12 по СК, о признании незаконным п.4 решения от 19.04.2019г. № 08-21/012241.

Свои требования обосновал тем, что 27.03.2019 в Управление ФНС России по Ставропольскому краю через межрайонную инспекцию ФНС России № 12 по Ставропольскому краю им была подана жалоба на нарушение должностными лицами межрайонной инспекции ФНС России №12 по Ставропольскому краю порядка предоставления государственных услуг и принципов профессиональной служебной этики и правил служебного поведения. В жалобе он также просил провести проверку межрайонной инспекции ФНС России №12 по Ставропольскому краю по вопросам соблюдения организации и порядка предоставления государственных услуг и их качества, соблюдения сотрудниками Межрайонной инспекции требований к служебному поведению гражданских служащих, установленных ст.18 Федерального закона №79-ФЗ; принципов профессиональной служебной этики и правил служебного поведения, определенных Указом Президента РФ от 12.08.2002 №885, Административным регламентом и «Кодексом этики и служебного поведения»; провести проверку межрайонной инспекции ФНС России № 12 по СК по вопросам эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных на осуществление деятельности и функций инспекции с 17.04.2017 по текущую дату, а именно на организацию предоставления государственных услуг в части обеспечения функционирования комплексов и программных продуктов, обеспечивающих работу электронных услуг в Межрайонной инспекции; инициировать проведение служебной проверки в отношении государственного гражданского служащего - начальника отдела работы с налогоплательщиками межрайонной инспекции ФНС России № 12 по Ставропольскому краю Маркарян А.К. по вопросу ненадлежащего исполнения возложенных на нее служебных обязанностей, выразившегося в нарушении порядка и правил, установленных для обслуживания и приема налогоплательщиков, организации и качества предоставления государственных услуг, а также нарушения Маркарян А.К. норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения; инициировать привлечение к дисциплинарной ответственности начальника отдела работы с налогоплательщиками межрайонной инспекции ФНС России № 12 по Ставропольскому краю Маркарян А.К. за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на нее служебных обязанностей, выразившееся в нарушении порядка и правил, установленных для обслуживания и приема налогоплательщиков, организации и качества предоставления государственных услуг, нарушения Маркарян А.К. норм профессиональной служебной этики и правил служебного поведения, а также рассмотрение вопроса о соответствии занимаемой должности государственной гражданской службы Маркарян А.К. - начальника отдела работы с налогоплательщиками в Межрайонной инспекции; нарушение государственным служащим - начальником отдела работы с налогоплательщиками межрайонной инспекции ФНС России № 12 по Ставропольскому краю Маркарян А.К. принципов профессиональной служебной этики и правил служебного поведения, установленных положениями «Кодекса этики и служебного поведения», выразившееся в проявлении грубости, пренебрежительного тона, некорректного и невнимательного отношения к налогоплательщику, отсутствие терпимости в общении с гражданами, а также проявлений пренебрежительного тона и заносчивости должностными лицам - подчиненным Маркарян А.К. в присутствии налогоплательщиков, подвергнуть моральному осуждению на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих межрайонной инспекции ФНС России №12 по Ставропольскому краю; инициировать проведение служебной проверки в отношении государственного гражданского служащего - начальника межрайонной инспекции ФНС России № 12 по Ставропольскому краю Кузнецова А.В. перед представителем нанимателя руководителем Федеральной налоговой службы по вопросу неисполнения Кузнецовым А.В. возложенных на него служебных обязанностей, выразившегося в ненадлежащей организации работы Инспекции и отсутствием действенного контроля за деятельностью Инспекции в сфере предоставления государственных услуг, а также ненадлежащем контроле за соблюдением подчиненными сотрудниками принципов этики и правил служебного поведения, обеспечения нравственно-этической нормы поведения по отношению к налогоплательщикам, а также между сотрудниками Межрайонной инспекции; представить руководителю Федеральной налоговой службы предложение о применении к начальнику межрайонной инспекции ФНС России № 12 по Ставропольскому краю Кузнецову А.В. дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него служебных обязанностей, выразившееся в ненадлежащей организации работы Инспекции и отсутствии действенного контроля за деятельностью Инспекции в сфере предоставления государственных услуг, а также ненадлежащем контроле за соблюдением подчиненными сотрудниками принципов этики и правил служебного поведения, обеспечения нравственно-этической нормы поведения по отношению к налогоплательщикам, а также между сотрудниками Межрайонной инспекции.

Просил:

признать незаконным п. 4 решения от 19.04.2019 г. № 08-21/012241 об оставлении его жалобы заместителем руководителя Управления ФНС России по Ставропольскому краю Богомоловой Е.Н. без удовлетворения по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, как нарушающий нормы действующего законодательства и конституционные права заявителя;

признать незаконным бездействие заместителя руководителя Управления ФНС России по Ставропольскому краю Богомоловой Е.Н. по результатам рассмотрения жалобы Аполонского Н.В. от 27.03.2019, выразившееся в отказе предоставить ему информацию о назначении служебных проверок и привлечении к дисциплинарной ответственности Кузнецова А.В., Маркарян А.К., либо иных виновных должностных лиц Межрайонной инспекции, либо об отсутствии в действиях указанных должностных лиц дисциплинарных правонарушений;

в отказе сообщить заявителю сведения о результатах проверки эффективности и целевом использовании бюджетных средств, выделенных на осуществление деятельности и функций Межрайонной инспекции с 17.04.2017 года по дату подачи жалобы от 27.03.2019г., а именно на организацию предоставления государственных услуг в части обеспечения функционирования комплексов и программных продуктов, обеспечивающих работу электронных услуг в Межрайонной инспекции;

обязать заместителя руководителя Управления Богомолову Е.Н. выполнить требования, указанные заявителем в жалобе от 27.03.2019г., и сообщить о принятых мерах по результатам рассмотрения жалобы от 27.03.2019г. о назначении служебных проверок и привлечения к дисциплинарной ответственности Кузнецова А.В.. Маркарян А.К., либо иных виновных должностных лиц межрайонной инспекции, либо об отсутствии в действиях указанных должностных лиц дисциплинарных правонарушений; о результатах проверки эффективности и целевом использовании бюджетных средств, выделенных на осуществление деятельности и функций Межрайонной инспекции с 17.04.2017 года по дату подачи жалобы от 27.03.2019г., а именно на организацию предоставления государственных услуг в части обеспечения функционирования комплексов и программных продуктов, обеспечивающих работу электронных услуг в Межрайонной инспекции.

Обжалуемым решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 10 марта 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе Аполонский Н.В. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить. Указывает, что судом не учтены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно истолкованы нормы закона и нарушены нормы процессуального права, выводы суда, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам административного дела. Отказ заместителя руководителя Управления ФНС России по Ставропольскому краю Богомоловой Е.Н. в предоставлении информации о проведении служебных проверок и привлечении к ответственности должностных лиц, нарушивших Закон и сообщить заявителю сведения о результатах эффективности и целевом использовании бюджетных средств, выделенных на осуществление деятельности и функций Межрайонной инспекции, является нарушением конституционного права гражданина на получение информации, нарушением права на защиту его нарушенных прав, а также возможности получения компенсации - в качестве привлечения к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц. Приводит также и доводы, аналогично приведенным в административном исковом заявлении в обоснование заявленных им требований.

В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик – заместитель руководителя Управления ФНС России по Ставропольскому краю Богомолова Е.Н. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является препятствием для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Согласно ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном этим Кодексом.

В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 3 статьи 138 НК РФ в случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса.

Материалами дела установлено, что 27.03.2019 года в Управление ФНС России по Ставропольскому краю через межрайонную инспекцию ФНС России № 12 по Ставропольскому краю Аполонским Н.В. была подана жалоба на нарушение должностными лицами межрайонной инспекции ФНС России №12 по Ставропольскому краю порядка предоставления государственных услуг и принципов профессиональной служебной этики и правил служебного поведения, привлечения виновных лиц к ответственности, установленной действующим законодательством.

12.04.2019 с участием Аполонского Н.В. было проведено заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в Межрайонной ИФНС России №12 по СК, на рассмотрение которой был вынесен вопрос о соблюдении требований к служебному поведению государственного служащего Маркарян А.К. по факту некорректного ее поведения.

По результатам заседания комиссии было принято решение признать, что государственный служащий не соблюдала требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов; рекомендовано руководителю Инспекции указать государственному служащему А.К. Маркарян на недопустимость нарушения требований к служебному поведению.

Письмом от 17.04.2019г. № 0365/013619 Аполонскому Н.В. сообщено о результатах заседания комиссии.

По результатам рассмотрения жалобы Аполонского Н.В. заместителем руководителя Управления ФНС России по Ставропольскому краю Богомоловой Е.Н. приято решение от 19.04.2019г. № 08-21/012241, которым решено:

1. Признать незаконными действия должностного лица Межрайонной ИФНС России № 12 по Ставропольскому краю Маркарян А.К., выразившиеся в нарушении общих принципов профессиональной служебной этики, требований и основных правил служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы;

2. Начальнику Межрайонной ИФНС России № 12 по Ставропольскому краю в кратчайший срок принять меры в соответствии с решением (рекомендациями) комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в Межрайонной инспекции, состоявшейся 12.04.2019г.;

3. С целью исключения аналогичных жалоб на неправомерные действия (бездействие) должностных лиц налогового органа и недопущения формирования негативного общественного резонанса по имиджевой составляющей системы налоговых органов. Межрайонной ИФНС России № 12 по СК необходимо исключить нарушения общих принципов профессиональной служебной этики, требований и основных правил служебного поведения государственных гражданских служащих в дальнейшей работе, усилить контроль за соблюдением указанных принципов, требований и правил, а также принять своевременные меры, направленные на исключение причин и условий, способствующих совершению данных нарушений;

4. В остальной части оставить жалобу Аполонского Н.В. от 27.03.2019г. б\н (вх. № 024186 от 01.04.2019г.) на действия (бездействие) должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 12 по СК. с учетом уточнения в данной жалобе от 29.03.2019г. б\н (вх. № 025196 от 03.04.2019г.) без удовлетворения.

22.04.2019 года Аполонскому Н.В. направлена копия принятого по его жалобе решения, которую он получил 26.04.2019 года.

Статьей 12 Федерального закона №943-1 "О налоговых органах в Российской Федерации" установлено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Оспаривая п.4 решения от 19.04.2019г. № 08-21/012241, Аполонский Н.В. фактически не согласен с тем, что в отношении должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 12 по СК не принято решение о привлечении их к дисциплинарной ответственности, а также ссылается на нарушение его конституционного права на получение информации, нарушением права на защиту его нарушенных прав, а также возможности получения компенсации - в качестве привлечения к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц..

Статьей 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон №79-ФЗ) на должностное лицо, в том числе и налогового органа, за совершение дисциплинарного проступка может быть наложено дисциплинарное взыскание. К дисциплинарному проступку этим Законом отнесено неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим возложенных на него должностных обязанностей. При этом правом применения дисциплинарного взыскания наделен представитель нанимателя.

В силу ст. 59 Закона № 79-ФЗ правом на ознакомление по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, обладает гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка.

Применяя данные положения Закона при разрешении настоящего спора, суд пришел к обоснованному выводу о том, что обжалуемым решением права Аполонского Н.В. не нарушены, поскольку рассмотрение вопроса о привлечении государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности отнесено к исключительной компетенции представителя нанимателя, а правом на ознакомление с результатами служебных проверок обладает лишь гражданский служащий, в отношении которого проведена проверка.

Не может не согласиться судебная коллегия и с выводами суда, основанными на положениях ст. 265 Бюджетного кодекса РФ о том, что заявитель Аполонский Н.В. не относится к должностным лицам органов финансового контроля, в связи с чем у административного ответчика - налогового органа при рассмотрении его жалобы отсутствовала обязанность сообщать сведения о результатах проверки эффективности и целевом использовании бюджетных средств, предусмотренных на осуществление деятельности и функций Межрайонной ИФНС № 12 по Ставропольскому краю.

Судебная коллегия также отмечает, что жалоба Аполонского Н.В. рассмотрена в предусмотренном ст.140 НК РФ порядке, в установленный срок заместителем руководителя Управления ФНС по Ставропольскому краю, о результатах жалобы Аполонский Н.В. был извещен надлежащим образом. Всем доводам его жалобы дана соответствующая оценка.

Доводы апелляционной жалобы Аполонского Н.В. о незаконности решений налоговых органов, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, данные доводы суд проверял полно и всесторонне, дал им соответствующую правовую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного решения.

Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих изменение либо отмену принятого решения, предусмотренных ст.310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 10 марта 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи: