ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1286/19 от 30.05.2019 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Симонович М.Н.

Дело № 33а-1286/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

Гончаровой Н.В., ФИО2,

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 30 мая 2019 года административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» на решение Тигильского районного суда Камчатского края от 5 марта 2019 года, которым постановлено:

административное исковое заявление заместителя прокурора Тигильского района Камчатского края удовлетворить.

Признать постановление администрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» от 28 декабря 2018 года № 54 «Об установлении тарифов на услуги по сбору и вывозу твердых (коммунальных – ТБО, ТКО) и жидких бытовых (ЖБО) отходов на территории муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» в 2019 году» недействующим полностью со дня официального обнародования.

Заслушав доклад судьи Гончаровой Н.В., возражения на апелляционную жалобу представителя административного истца заместителя прокурора Тигильского района - старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Камчатского края Федорук И.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

заместитель прокурора Тигильского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» о признании недействующим постановленияадминистрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» от 28 декабря 2018 года № 54 «Об установлении тарифов на услуги по сбору и вывозу твердых (коммунальных – ТБО, ТКО) и жидких бытовых (ЖБО) отходов на территории муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» в 2019 году» со дня официального обнародования.

В обоснование требований указал, что постановлениеадминистрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» от 28 декабря 2018 года № 54 принято административным ответчиком за пределами компетенции, поскольку утверждение нормативов накопления твердых бытовых отходов и тарифов на услуги по сбору и вывозу бытовых отходов относится исключительно к полномочиям органов государственной власти субъекта. Сельскому поселению такие полномочия не предоставлены.

По мнению административного истца, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции администрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» является коррупциогенным фактором и нарушает права неопределенного круга лиц на достоверность ценообразования.

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Тигильского района Ермолайчик А.А. требования поддержал.

Административный ответчик администрация муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» и заинтересованные лица Агентство по обращению с отходами Камчатского края и Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края своих представителей в суд не направили.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что постановлениеадминистрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» от 28 декабря 2018 года № 54 «Об установлении тарифов на услуги по сбору и вывозу твердых (коммунальных – ТБО, ТКО) и жидких бытовых (ЖБО) отходов на территории муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» в 2019 году» не является нормативным правовым актом, поскольку не является обязательным для неопределенного круга лиц. Издание постановления обусловлено недопущением создания на территории сельского поселения чрезвычайной ситуации, которая могла бы наступить в поселении в связи с неприступлением регионального оператора ГУП «Спецтранс» к оказанию коммунальной услуги – вывоза твердых коммунальных отходов от их мест накопления на полигон-свалку и откачке жидких бытовых отходов в септиках тридцати двух многоквартирных домов и шестидесяти семи выгребных ям от частных домовладений. АО «Корякэнерго» является единственной организацией, согласившейся предоставлять такие услуги населению сельского поселения «село Усть-Хайрюзово». Расчеты на услуги произведены с учетом затрат АО «Корякэнерго» на вывоз накапливаемых твердых коммунальных (бытовых) отходов от мест их накопления на полигон-свалку и на откачку септиков в МКД, откачку выгребных ям от частных домовладений в поселении. Также в расчет включены затраты АО «Корякэнерго» на содержание муниципальной коммунальной техники, переданной юридическому лицу в аренду для оказания подобного вида услуг.

Выслушав представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Согласно пункту 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований к отмене решения суда и необходимости направления дела на новое рассмотрение ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, прокурором оспаривается постановление администрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» от 28 декабря 2018 года № 54 «Об установлении тарифов на услуги по сбору и вывозу твердых (коммунальных – ТБО, ТКО) и жидких бытовых (ЖБО) отходов на территории муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» в 2019 году».

Данным постановлением утверждены и введены в действие тарифы на услуги по сбору и вывозу твердых (коммунальных) и жидких бытовых отходов в составе услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирных домов, оказываемых АО «Корякэнерго» в сельском поселении «село Усть-Хайрюзово» (п. 1); нормативы накопления и тарифы на услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов для населения, проживающего в частных жилых домах и прочих потребителей, оказываемые АО «Корякэнерго» в сельском поселении «село Усть-Хайрюзово» (п. 2); тарифы на услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов для населения, проживающего в частных жилых домах и прочих потребителей, предоставляемых АО «Корякэнерго» в сельском поселении «село Усть-Хайрюзово» (п. 3).

В соответствии с преамбулой к постановлению настоящее постановление принято в связи с отсутствием управляющей компании по управлению многоквартирными домами на территории сельского поселения «село Усть-Хайрюзово», отсутствием ТСЖ, ТОСов, иных ООО, ИП, способных осуществлять услуги сбора-вывоза ТБО (ТКО) и ЖБО на территории муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» в 2019 году на основании расчета АО «Корякэнерго» от 2 декабря 2018 года № 3332/03.

Таким образом, АО «Корякэнерго» на территории муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» осуществляет деятельность по сбору и вывозу твердых (коммунальных) и жидких бытовых отходов по ценам, определенным постановлением администрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» от 28 декабря 2018 года № 54.

Вместе с тем судом первой инстанции дело рассмотрено без привлечения к участию в нем АО «Корякэнерго», тогда как обжалуемое решение безусловно затрагивает права и обязанности данного юридического лица.

При таких обстоятельствах, поскольку принятое судом первой инстанции решение разрешает вопрос о правах и обязанностях АО «Корякэнерго», не привлеченного к участию в административном деле, оно подлежит отмене с направлением дела в Тигильский районный суд Камчатского края на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо определить состав лиц, участвующих в деле, чтобы разрешение спора не повлекло нарушения прав либо освобождения от обязанности лиц, к участию в деле не привлеченных, запросить в материалы дела договор по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов и жидких бытовых отходов, заключенный с АО «Корякэнерго», на который имеются ссылки в материалах дела, обосновать недействительность нормативного акта в части утверждения нормативов и тарифов по сбору и вывозу жидких бытовых отходов, а также причины признания нормативного правового акта недействующим с момента его обнародования, поскольку в судебном решении эти обстоятельства не отражены.

Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тигильского районного суда Камчатского края от 5 марта 2019 годаотменить.

Административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Тигильского района к администрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» о признании недействующим постановленияадминистрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» от 28 декабря 2018 года № 54 «Об установлении тарифов на услуги по сбору и вывозу твердых (коммунальных – ТБО, ТКО) и жидких бытовых (ЖБО) отходов на территории муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» в 2019 году» направить в Тигильский районный суд Камчатского края на новое рассмотрение.

Председательствующий

Судьи