Председательствующий по делу Дело № 33а-1286/2018
судья Добрынин В.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.
и судей краевого суда Пичуева В.В., Бурака М.Н.,
при секретаре Гайгул И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 28 марта 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Читинского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Большереченское» о признании действия незаконным, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на судно, классификацию и освидетельствование судна,
по апелляционной жалобе главы сельского поселения «Большереченское» Капустиной С.П.
на решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 26 декабря 2017 года, которым постановлено:
«административное исковое заявление Читинского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Большереченское» удовлетворить.
Признать незаконным действие администрации сельского поселения «Большереченское» по эксплуатации парома в отсутствие государственной регистрации права собственности на судно, проведении классификации и освидетельствования судна, а так же государственной регистрации судна в реестрах судов РФ.
Обязать администрацию сельского поселения «Большереченское» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить государственную регистрацию права собственности на судно, осуществить классификацию и освидетельствование судна, а так же государственную регистрацию судна в судовых реестрах РФ в соответствии с установленным порядком».
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Цыдендамбаевой О.Ч., судебная коллегия
установила:
Читинский транспортный прокурор обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что в результате проведенной проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о безопасности плавания при эксплуатации паромной переправы на территории сельского поселения «Большереченское» установлено, что администрацией сельского поселения «Большереченское» используется паромная переправа катамаранного типа через реку Чикой для транспортного сообщения с с. Большая речка в отсутствие государственной регистрации права собственности на судно, государственной регистрации в реестре судов, пройденной в установленном порядке классификации и освидетельствования судна. Паром передан ИП ФИО во временное владение и пользование на основании договора аренды с целью оказания услуг населению по перевозке физических лиц, имущества физических и юридических лиц. Решением совета сельского поселения утверждены тарифы на паромную переправу.
Вместе с тем данный паром на учете в Восточно-Сибирском филиале федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» не состоит, с учета реестра маломерных судов ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Забайкальскому краю» снят 25 мая 2012 года. В иных реестрах судов Российской Федерации, определенных частью 1 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, паром также не состоит.
Таким образом, судно эксплуатируется с нарушением требований федерального законодательства о безопасности плавания, чем создает реальную опасность причинения вреда и здоровью неопределенному кругу лиц.
На основании вышеизложенного, ссылаясь на нормы Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Правила государственной регистрации судов, утвержденные приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 года № 144, на то, что организацией, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов, является федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр», административный истец с учетом уточнений просил:
признать действие администрации сельского поселения «Большереченское» по эксплуатации парома в отсутствие государственной регистрации права собственности на судно, проведения классификации и освидетельствования судна, а также государственной регистрации судна в реестрах судов РФ незаконным;
обязать администрацию сельского поселения «Большереченское» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить государственную регистрацию права собственности на судно, осуществить классификацию и освидетельствование судна, а также государственную регистрацию судна в судовых реестрах РФ в соответствии с установленным порядком (л.д. 5-8, 46-47, 94-96).
Определением суда от 4 декабря 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Восточно-Сибирский филиал федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» (л.д. 80-83).
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. 106-117).
В апелляционной жалобе административный ответчик – глава сельского поселения «Большереченское» Капустина С.П. просит решение отменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать. Указывает, что паром в сельском поселении «Большереченское» осуществляет переправу пассажиров через реку Чикой, не включенную в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 года № 1800-р. Деятельность парома не является коммерческой, так как осуществляется с целью переправы людей, поскольку иное сообщение через реку Чикой отсутствует. Полагает, что поскольку река Чикой не включена в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации, получение лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров на водном транспорте для работы паромов не требуется, и работа парома не относится к полномочиям Российского Речного Регистра, осуществляющего деятельность в области судов, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, осуществить государственную регистрацию права собственности на судно, классификацию и освидетельствование судна, а также государственную регистрацию судна в судовых реестрах Российской Федерации в соответствии с установленным порядком не представляется возможным (л.д. 123-125).
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Читинский транспортный прокурор Мартыненко Р.С. просит решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 26 декабря 2017 года оставить без изменения, жалобу представителя ответчика без удовлетворения, указывая, что паром используется в коммерческих целях, в связи с чем его классификация и освидетельствование производится в соответствии с Положением о классификации и об освидетельствовании судов, утвержденным приказом Минтранса России от 14 апреля 2016 года № 102. Определение конкретного реестра, в котором судно должно быть зарегистрировано, возможно лишь после определения технических характеристик судна и признания его пригодным к плаванию. Факт отсутствия реки Чикой в утвержденном реестре внутренних водных путей Российской Федерации не препятствует ответчику провести необходимые процедуры по надлежащему документарному оформлению прав на эксплуатируемое маломерное судно (л.д. 132-133).
В суде апелляционной инстанции помощник Читинского транспортного прокурора Гаврилова Г.В. в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать, указав, что решение суда является законным и обоснованным, поддержав письменные возражения на апелляционную жалобу.
Представители административного ответчика администрации сельского поселения «Большереченское», заинтересованного лица Восточно-Сибирского филиала федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» в суд апелляционной инстанции не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Глава сельского поселения «Большереченское» Капустина С.П. направила письменное заявление о невозможности прибытия в судебное заседание, решение оставила на усмотрение суда.
На основании статей 306, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя административного истца, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение должно быть законным и обоснованным.
В силу пункту 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Судебная коллегия полагает, что такие основания для отмены решения суда первой инстанции по настоящему делу имеются.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ РФ) суда могут находиться в любой собственности. Право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 16 КВВТ РФ).
Согласно пункту 1 статьи 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации (далее также - реестры судов): Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.
Как установлено в пунктах 1, 2 статьи 17 КВВТ РФ, государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре, реестре строящихся судов и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.
Государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом.
Согласно статье 3 КВВТ РФ маломерное судно – это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором, не должно превышать двенадцать; администрация бассейна внутренних водных путей – это организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом.
Как установлено судом первой инстанции, администрации сельского поселения «Большереченское» принадлежит маломерное судно «Катамаран» № ЧТ 10-52, 2007 года выпуска, длиной 18 м, пассажировместимостью 12 человек.
На основании постановления администрации сельского поселения «Большереченское» от 28 апреля 2017 года № 30 с 30 апреля 2017 года силами администрации сельского поселения «Большереченское» и ИП ФИО организована паромная переправа через реку Чикой в районе 4 км юго-западнее н.п. Прииск Большая Речка с использованием указанного маломерного судна.
В ходе проведенной в августе-сентябре 2017 года прокурорской проверки выявлено, что маломерное судно «Катамаран» № ЧТ 10-52 не прошло в установленном порядке классификацию и освидетельствование судна, право собственности на него не зарегистрировано, в реестре судов оно не значится.
В соответствии с заключением эксперта эксплуатационно-технической экспертизы № 2/17 от 9 июля 2017 года, проведенной первым заместителем руководителя – капитаном Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей ФИО, маломерное судно «Катамаран» № ЧТ 10-52 по виду (типу) использования относится к парому, техническое состояние на 21 июня 2017 года было непригодным для перевозки пассажиров и техники, судно не соответствовало требованиям, предъявляемым к аналогичным судам по безопасности плавания, обеспечения безопасности пассажиров (л.д. 23-32).
Ранее, 22 мая 2007 года, маломерное судно «Катамаран» № ЧТ 10-52 было зарегистрировано в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Забайкальскому краю»; 25 мая 2012 года судно снято с учета на основании заявления администрации сельского поселения «Большереченское» в связи с его передачей в аренду индивидуальному предпринимателю (л.д. 15, 16).
Согласно сообщению ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Забайкальскому краю» от 19 декабря 2017 года государственная регистрация права собственности маломерного судна «Катамаран», бортовой номер ЧТ 10-52, используемого в коммерческих целях, в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Забайкальскому краю» невозможна (л.д. 67).
Статьей 35 КВВТ РФ предусмотрено, что подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов (пункт 1).
Маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 3).
На основании Приказа Минтранса России от 25 сентября 2012 года № 355 полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, наделено федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 835 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в соответствии с которым Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет: в установленном порядке классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда; ведение реестра маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании.
Между тем ни администрация бассейна внутренних водных путей, осуществляющая государственную регистрацию маломерных судов, используемых в коммерческих целях, ни ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Забайкальскому краю», осуществляющее государственную регистрацию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию не привлекались, их мнение относительно правомерности регистрации судна в том или ином судовом реестре не выяснялось. При этом глава сельского поселения «Большереченское» Капустина С.П. в ходе судебного разбирательства поясняла, что они пытались поставить судно на учет, провести освидетельствование и классификацию, однако сделать это не удалось.
Кроме того, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что паром используется в коммерческих целях, поскольку передан по договору аренды индивидуальному предпринимателю ФИО Вместе с тем данное лицо к участию в деле также не привлекалось, учитывая, что в соответствии с пунктом 4 статьи 63 КВВТ РФ договор аренды судна без экипажа вступает в силу после регистрации этого договора органом государственной регистрации судна. При этом согласно имеющемуся в материалах дела договору № 1 аренды имущества от 28 апреля 2017 года, заключенному между администрацией сельского поселения «Большереченское» и ИП ФИО., срок аренды установлен с 28 апреля 2017 года по 10 ноября 2017 года (л.д. 18-20).
Помимо изложенного следует отметить, что в соответствии с пунктом 7 части 1, частями 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» такие вопросы местного значения, как создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Таким образом, в нарушение статьи 47 КАС РФ суд первой инстанции не привлек вышеперечисленных лиц к участию в деле в качестве заинтересованных лиц и принял решение без учета их позиции по делу.
Согласно пункту 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в тот же суд.
Поскольку дело подлежит возвращению на новое рассмотрение и суд апелляционной инстанции не вправе предрешить существо решения, которое должно быть принято судом первой инстанции, доводы апелляционной жалобы не подлежат оценке.
При новом рассмотрении дела суду следует определить круг участников, принять меры к надлежащему извещению лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, дать оценку всем доводам административного истца и возражениям административного ответчика, выяснить мнение заинтересованных лиц относительно заявленных требований, проверить законность оспариваемых действий.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 26 декабря 2017 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий О.Ч. Цыдендамбаева
Судьи В.В. Пичуев
М.Н. Бурак