ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1298/2022 от 10.06.2022 Томского областного суда (Томская область)

Судья Шишкина С.С. № 33а-1298/2022

УИД 70RS0003-01-2021-008425-58

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе

председательствующего Бондаревой Н.А.,

судей Кущ Н.Г., Куцабовой А.А.

при секретарях Волкове А.В., Кирпичниковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 2а-291/2022 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску к Евдокимовой Ольге Николаевне о взыскании задолженности по земельному и транспортному налогам, пени

по апелляционной жалобе Евдокимовой Ольги Николаевны на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 17 января 2022 года,

заслушав доклад судьи Бондаревой Н.А., объяснения административного ответчика Евдокимовой О.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Томску (сокращенное наименование – ИФНС России по г. Томску) обратилась в Октябрьский районный суд г. Томска с административным иском к Евдокимовой О.Н. о взыскании в пользу соответствующего бюджета задолженности в размере 33 178 рублей 99 копеек, в том числе: земельного налога за 2019 год в сумме 820 рублей, пени в сумме 1 рубль 51 копейка за период со 2 декабря 2020 г. по 14 декабря 2020 г.; транспортного налога за 2019 год в размере 32298 рублей, пени в сумме 59 рублей 45 копеек за период со 2 декабря 2020 г. по 14 декабря 2020 г.

В обоснование заявленных требований указано, что Евдокимова О.Н. с 20 января 2010 г. является собственником земельного участка по адресу: /__/. На основании пункта 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации ей был исчислен земельный налог за 2019 год в размере 820 рублей. Поскольку в установленный срок земельный налог уплачен не был, на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислена пеня в сумме 1 рубль 51 копейка.

По сведениям органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств, на имя Евдокимовой О.Н. зарегистрированы транспортные средства: легковой автомобиль Инфинити FX 35, государственный регистрационный знак /__/, VIN/__/; легковой автомобиль Ниссан Альмера, государственный регистрационный знак /__/, VIN/__/. Евдокимовой О.Н. исчислен транспортный налог, подлежащий уплате за 2019 год, в сумме 32 298 рублей. В установленный срок транспортный налог не уплачен, в связи с чем в соответствии со статьёй 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислена пеня за просрочку его уплаты.

Евдокимовой О.Н. направлено требование от 15 декабря 2020 г. № 99646. 23 марта 2021 г. вынесен судебный приказ о взыскании данной задолженности с Евдокимовой О.Н., однако определением мирового судьи от 23 апреля 2021 г. судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями. До настоящего времени задолженность налогоплательщиком не погашена.

На основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца, при подаче административного искового заявления просившего рассмотреть дело в свое отсутствие, и административного ответчика.

Решением Октябрьского районного суда г. Томска от 17 января 2022 г. административный иск удовлетворен, с Евдокимовой О.Н. в пользу соответствующего бюджета взыскана задолженость в размере 33178,99 руб., из которых 820 руб. – земельный налог за 2019 год, 32298 руб. – транспортный налог за 2019 год, 1,51 руб. – пени по земельному налогу за период со 2 декабря 2020 г. по 14 декабря 2020 г., 59,48 руб. – пени по транспортному налогу за период с 2 декабря 2020 г. по 14 декабря 2020 г., а также в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» государственная пошлина в размере 1195,37 руб.

В апелляционной жалобе Евдокимова О.Н. просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении административного иска. Ссылается на то, что автомобиль Инфинити FX 35, государственный регистрационный знак /__/, VIN/__/, выбыл из ее фактического владения в 2019 году. Кроме того, суд первой инстанции не проинформировал ее о назначенных судебных заседаниях, не известил надлежащим образом о них, в связи с чем она была лишена возможности участвовать в них и представлять возражения относительно заявленных требований.

На основании части 1 статьи 307, части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца ИФНС России по г. Томску, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представителем административного истца ИФНС России по г. Томску подано заявление об отказе от административного иска в части требований о взыскании земельного налога за 2019 год в размере 820 рублей, пени, начисленной за неуплату данного налога, в размере 1 рубля 51 копейки.

Изучив материалы дела, заявление административного истца об отказе от иска в части, исследовав новые доказательства, приобщенные на основании статьи 63, части 1 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в суде апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 46, статьей 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказ от административного иска полностью или в части является правом административного истца, которым данное лицо может воспользоваться до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой или апелляционной инстанции.

Согласно части 2 статьи 304 Кодекса административного производства Российской Федерации порядок и последствия рассмотрения заявления об административного истца от иска в суде апелляционной инстанции установлены статьей 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае принятия судом отказа от административного иска суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.

При принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу (часть 2 статьи 304 названного Кодекса).

Отказ административного истца ИФНС России по г. Томску от административного иска в части заявлен в поданном в письменной форме в суд апелляционной инстанции заявлении, из которого усматривается выраженное однозначно волеизъявление административного истца на отказ от иска в соответствующей части, предусмотренные законом последствия отказа от иска административному истцу известны и понятны. Заявление подписано представителем, которому предоставлены соответствующие полномочия, выраженные в доверенности.

Отказ истца от административного иска в части в данном случае не противоречит действующему законодательству и не влечет нарушений прав иных лиц.

В силу части 1 статьи 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия принимает отказ административного истца от административных исковых требований в части взыскания земельного налога за 2019 год в размере 820 рублей, пени, начисленной за неуплату названного налога за период со 2 декабря 2020 г. по 14 декабря 2020 г., в размере 1 рубля 51 копейки, в связи с чем решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене с прекращением в данной части производства по делу.

Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции о взыскании с Евдокимовой О.Н. налоговой задолженности по транспортному налогу за 2019 год и пени, судебная коллегия исходит из следующего.

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статья 357 названного Кодекса).

Согласно статье 358 указанного Кодекса объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками-физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 2). Статьей 363 приведенного Кодекса предусмотрен порядок и сроки уплаты транспортного налога, в соответствии с пунктом 1 которой налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 3).

Из обстоятельств дела следует и подтверждается, в том числе учетными данными Федеральной информационной системы Госавтоинспекции МВД России, что за Евдокимова О.Н. зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения: автомобиль Инфинити FX 35, государственный регистрационный знак /__/, VIN/__/, дата регистрации 2 сентября 2017 г., дата снятия с учета 12 января 2022 г.; Ниссан Альмера, государственный регистрационный знак /__/, VIN/__/, дата регистрации 14 января 2015 г., дата снятия с учета 21 февраля 2020 г.

Налоговый орган начислил налогоплательщику транспортный налог за 2019 год в размере 32298 руб. и выставил к уплате в налоговом уведомлении от 3 августа 2020 г. № 4396232 по сроку уплаты 1 декабря 2020 г.

В связи с возникновением недоимки по транспортному налогу начислены пени в размере 59 рублей 48 копеек, сформировано требование от 15 декабря 2020 г. № 99646 со сроком добровольного исполнения до 26 января 2021 г.

Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования ИФНС России по г. Томску, суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом сроков направления уведомления, требования, правильность исчисления размера налога и пени, сроки на обращение в суд, и пришел к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате транспортного налога за указанный период, взыскал задолженность по налогу и пени в заявленном размере.

Вместе с тем судом оставлены без внимания следующие обстоятельства.

Согласно статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В силу стати 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 приведенного Кодекса).

На основании пункта 4 статьи 52, пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление, требование об уплате налога могут быть переданы физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления, требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии со статьей 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.

Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

В силу пунктов 18 и 23 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного приказом ФНС России от 22 августа 2017 г. № ММВ-7-17/617 @, зарегистрированного в Минюсте России 15 декабря 2017 г. № 49257, физическое лицо, получившее доступ к личному кабинету налогоплательщика, получает от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждении даты отправки.

Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.

Названный Порядок предусматривает получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика, а также порядок прекращение доступа к нему, в том числе путем выбора физическим лицом в личном кабинете налогоплательщика опции «отказаться от пользования личным кабинетом налогоплательщика» (подпункт «а» пункта 15.1 Порядка).

При прекращении доступа физического лица к личному кабинету налогоплательщика в случаях, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 15.1 настоящего Порядка, налоговые органы направляют документы (информацию), сведения физическому лицу на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи по истечении 3 рабочих дней со дня прекращения доступа физического лица к личному кабинету налогоплательщика.

Согласно части 3 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налогового органа обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Аналогичные порядок и срок обращения налогового органа в суд предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из указанных норм права в их взаимосвязи следует, что налоговое законодательство устанавливает прямую зависимость между реализацией налоговыми органами права обратиться с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц, в том числе транспортного налога, и соблюдением обязательной досудебной процедуры, а именно: направления налогового уведомления и требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. При отсутствии соблюдения названных правовых предписаний, отсутствуют основания для возникновения налоговой обязанности, а равно права требования взыскания недоимки в судебном порядке.

При этом предъявление требования расценивается в качестве необходимого условия для последующего принудительного взыскания налоговой задолженности, так как в требовании устанавливается срок его исполнения в добровольном порядке, с истечением которого Налоговый кодекс Российской Федерации связывает возникновение у налогового органа права на принудительное взыскание в судебном порядке указанной в требовании задолженности.

С целью проверки соблюдения налоговым органом указанного порядка судом апелляционной инстанции у административного истца истребованы документы, подтверждающие факт направления Едокимовой О.Н. налогового уведомления № 4396232 от 3 августа 2020 г. и требования об уплате налога № 99646 от 15 декабря 2020 г.

Из представленного ответа, а также скриншота личного кабинета налогоплательщика следует, что Евдокимова О.Н. 28 апреля 2018 г. была зарегистрирована в сервисе «Личный кабинет для физических лиц» (далее - «ЛК ФЛ») на основании заявления на получение доступа к «ЛК ФЛ». Вход в «ЛК ФЛ» произведен 12 декабря 2019 г. через Единый портал госуслуги с помощью учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), после чего Евдокимова О.Н. являлась активным пользователем ресурса «ЛК ФЛ». При этом 25 сентября 2020 г. налоговым органом административному ответчику в личный кабинет налогоплательщика выгружено налоговое уведомление № 4396232, которое считается полученным Евдокимовой О.Н.

Вместе с тем из скриншота личного кабинета налогоплательщика Евдокимовой О.В., а также из ответа налогового органа следует, что требование об уплате налога № 99646 от 15 декабря 2020 г. о задолженности по транспортному налогу в размере 32298 руб. и пени в размере 59,48 руб. отсутствует среди направленных в адрес налогоплательщика через его личный кабинет.

В связи с чем налоговым органом не подтверждено соблюдение порядка направление требования через личный кабинет налогоплательщика в соответствии со статьей статей 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также выполнение обязанности по направлению требования в соответствии со статьей 69 приведенного Кодекса.

Доказательств направления названого требования в адрес налогоплательщика иным способом в материалы дела не представлено и налоговый орган на них не ссылался.

Исходя из общих требований, установленных статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, возможность принудительного взыскания налоговым органом сумм налогов, сборов и пеней связана с моментом исполнения обязанности по направлению налогоплательщику соответствующего требования об уплате налога.

Поэтому, неполучение налогоплательщиком налогового требования через сервис «Личный кабинет» при отсутствии доказательств его направления иным способом, предусмотренным статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации, лишает инспекцию возможности взыскания задолженности по транспортному налогу и пени в принудительном порядке.

Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел (пункт 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

С учетом того, что федеральным законодателем в отношении транспортного налога, уплачиваемого физическими лицами, установлен предшествующий обращению в суд порядок взыскания путем последовательного направления налогового уведомления, требования об уплате налога, то есть досудебный порядок урегулирования данного вида административного спора, который, с учетом приведенных выше законоположений, в данном случае нельзя признать соблюденным, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для рассмотрения и удовлетворения требований административного иска о взыскании с Евдокимовой О.Н. транспортного налога за 2019 год в размере 32298 руб. и пени за период с 2 по 14 декабря 2020 г. в размере 59,48 руб., в связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене, а административное исковое заявление в указанной части - оставлению без рассмотрения на оснований пункта 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 4 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

принять отказ Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску от требований о взыскании с Евдокимовой Ольги Николаевны задолженности по земельному налогу за 2019 год в размере 820 рублей, пени в размере 1 рубля 51 копейки за период со 2 декабря 2020 г. по 14 декабря 2020 г.,

решение Октябрьского районного суда г. Томска от 17 января 2022 г. в части взыскания с Евдокимовой Ольги Николаевны указанной суммы задолженности по земельному налогу и пени отменить, производство по административному делу в данной части прекратить;

в остальной части решение Октябрьского районного суда г. Томска от 17 января 2022 г. о взыскании с Евдокимовой Ольги Николаевны задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 32298 рублей, пени в размере 59 рублей 45 копеек за период со 2 декабря 2020 г. по 14 декабря 2020 г. и государственной пошлины в размере 1195,37 рублей отменить,

административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску о взыскании с Евдокимовой Ольги Николаевны задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 32298 рублей, пени в размере 59 рублей 45 копеек за период со 2 декабря 2020 г. по 14 декабря 2020 г. оставить без рассмотрения.

Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Октябрьский районный суд г. Томска.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение принято 17 июня 2022 года.