ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1300 от 20.03.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33а-1300 судья Трусов Р.Ю. 2019 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 марта 2019 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Сергуненко П.А. и Сиротиной Е.С.,

при секретаре Соловьевой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сергуненко П.А.

дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Зубцовского районного суда Тверской области от 18 января 2019 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Тверской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 года в сумме 21 953 (двадцать одна тысяча девятьсот пятьдесят три) рубля 23 копейки, пени за несвоевременную оплату страховых взносов в сумме 365 (триста шестьдесят пять) рублей 52 копейки; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год в сумме 4 306 (четыре тысячи триста шесть) рублей 21 копейка, пени за несвоевременную оплату страховых взносов в сумме 71 (семьдесят один) рубль 70 копеек, а всего на общую сумму 26 696 (двадцать шесть тысяч шестьсот девяносто шесть) рублей 66 копеек

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей 90 копеек».

Судебная коллегия

установила:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Тверской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 7 по Тверской области, налоговая инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.

В обоснование заявленных требований указано, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 была зарегистрирована в Межрайонной ИФНС России № 7 Тверской области как индивидуальный предприниматель с 19.04.2007, прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на оснований собственного решения 08.12.2017.

В соответствии с п. 1 ст. 430 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ) ФИО1 за 2017 год начислены:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 21 953 руб. 23 коп.;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 4 306 руб. 21 коп.

Согласно справке о расчетах с бюджетом, с учетом пропорциональности срока нахождения в статусе индивидуального предпринимателя, страховые взносы за 2017 год в сумме 26 259 руб. 44 коп. плательщиком по настоящее время не оплачены.

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности но уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату страховых взносов за 2017 год начислены пени в сумме 437 руб. 22 коп.

ФИО1 18.12.2017, 11.01.2018, 30.03.2018 направлялись требования об уплате страховых взносов, пени <данные изъяты>

17.08.2018 мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-638/2018 о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам, пени. 31.08.2018 по возражениям ФИО1 судебный приказ отменен.

Налоговая инспекция просила взыскать с ФИО1 задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в сумме 21 953 руб. 23 коп., пени за несвоевременную оплату страховых взносов в сумме 365 руб. 52 коп.; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год в сумме 4 306 руб. 21 коп., пени за несвоевременную оплату страховых взносов в сумме 71 руб. 70 коп., всего на общую сумму 26 696 руб. 66 коп.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие надлежащим образом извещенных участников процесса.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме. Полагает, что при вынесении решения судом не учтены нормы действующего законодательства Российской Федерации, в частности п.1.1 ст.78 НК РФ, в соответствии с которой сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в которой эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Факт переплаты в соответствующие бюджеты подтвержден административным ответчиком соответствующими документами и истцом не оспаривается. Таким образом налоговым органом должны были быть учтены данные переплаты и приняты к зачету.

В суде апелляционной инстанции представитель Межрайонной ИФНС России №7 по Тверской области ФИО2 возражала против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, полагала решение суда законным и обоснованным, ссылалась на письменные возражения налоговой инспекции, согласно которым п. 1 ст. 18.1 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

В силу п. 14 ст. 78 НК РФ правила, установленные ст. 78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Федеральным законом № 243-ФЗ и Федеральным законом № 250-ФЗ не предусмотрен зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов, которые были установлены Федеральным законом № 212-ФЗ по отчетным (расчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, в счет предстоящих платежей по страховым взносам, установленных гл. 34 НК РФ.

Ст. 21 Федерального закона № 250-ФЗ предусмотрен возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 и по решению органов ПФР и ФСС РФ.

Порядок возврата переплаты по страховым взносам, начисленным за периоды до 01.01.2017, неоднократно разъяснялся ответчику, ФИО1 рекомендовано обратиться в ГУ - ПФР в Ржевском районе Тверской области (межрайонное) с соответствующим заявлением.

В связи с изложенным, обжалуемое решение отмене или изменению, не подлежит.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, в связи с чем, на основании ч.7 ст.150, ч.1 ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствие со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

В соответствие с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 2 указанной статьи административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по сведениям единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 19 апреля 2007 года по 08 декабря 2017 года с основным видом деятельности - торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках.

В соответствии с п. 1 ст. 430 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ) ФИО1 за 2017 год начислены:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 21 953 руб. 23 коп.;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 4 306 руб. 21 коп.

Согласно справке о расчетах с бюджетом, с учетом пропорциональности срока нахождения в статусе индивидуального предпринимателя, страховые взносы за 2017 год в сумме 26 259 руб. 44 коп. плательщиком по настоящее время не оплачены.

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности но уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату страховых взносов за 2017 год начислены пени в сумме 437 руб. 22 коп.

18 декабря 2017 года заказным письмом ФИО1 направлено требование <данные изъяты> года задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 19 356 руб. 48 коп, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3796 руб. 85 коп., а всего 23 153 руб. 33 коп, пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 2560 руб. 36 коп., пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 502 руб. 23 коп., а всего в размере 3062 руб. 59 коп.

Направление требования подтверждается списком <данные изъяты> внутренних почтовых отправлений от 18 декабря 2017 года, номер почтового идентификатора <данные изъяты>

11 января 2018 года заказным письмом ФИО1 направлено требование № <данные изъяты> об уплате в срок 29 апреля 2018 года задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 21 953 руб. 23 коп, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4306 руб. 21 коп., а всего 26259 руб. 44 коп.

Направление требования подтверждается списком № 9 внутренних почтовых отправлений от 11 января 2018 года, номер почтового идентификатора <данные изъяты>

30 марта 2018 года заказным письмом ФИО1 направлено требование № <данные изъяты> об уплате в срок 13 мая 2018 года задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 21 953 руб. 23 коп, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4306 руб. 21 коп., пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 365 руб. 52 коп., пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 71 руб. 70 коп.

Направление требования подтверждается списком № <данные изъяты> внутренних почтовых отправлений от 30 марта 2018 года.

В связи с тем, что требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование не исполнены, административный истец обратился к мировому судье судебного участка Зубцовского района с заявлениями о вынесении судебного приказа.

17 августа 2018 года мировым судьей судебного участка Старицкого района Тверской области и.о. мирового судьи судебного участка Зубцовского района Тверской области вынесен судебный приказ № 2а - 638/2018 о взыскании с ФИО1 в пользу взыскателя Межрайонной ИФНС № 7 по Тверской области задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на общую сумму 52 703 руб. 05 коп.

31 августа 2018 года, в связи с поступившими возражениями ФИО1 судебный приказ № 2-1075/2018 отменен.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, исходил из того, что действия административного истца не противоречили нормам действующего законодательства.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с таким выводом суда, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и не противоречит положениям закона, регулирующим спорные правоотношения.

С расчетом задолженности по страховым взносам и пени суд первой инстанции согласился, оснований для иной оценки представленного расчета судебная коллегия не усматривает. Доказательств своевременной оплаты задолженности по страховым взносам и пени, в суд не представлено.

Довод ФИО1 о необходимости проведения налоговой инспекции взаимозачета ранее уплаченных страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, судебной коллегией отклоняется в силу следующего.

Согласно Федерального закона № 243-ФЗ с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование от Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) переданы налоговым органам.

В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), с 01.01.2017 между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разграничены полномочия администраторов доходов бюджета в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) этих страховых взносов, проверки расчетов (уточненных расчетов), представленных за истекшие до 01.01.2017 отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон № 250-ФЗ) решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ПФР, ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 статьи 21 Федерального закона №250-ФЗ срок исчисляется со дня завершения органами ПФР, ФСС РФ камеральной проверки указанного расчета.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов органами ПФР, ФСС РФ направляют его в соответствующий налоговый орган, то есть по месту нахождения организаций (их обособленных подразделений).

Согласно пункту 1 статьи 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в Российской Федерации Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 243-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса (в редакции Федерального закона № 243-ФЗ).

В силу пункта 14 статьи 78 Кодекса правила, установленные статьей 78 Кодекса, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (в редакции Федерального закона № 243-ФЗ).

На основании изложенного, Федеральным законом № 243-ФЗ и Федеральным законом № 250-ФЗ не предусмотрен зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов, которые были установлены Федеральным законом № 212-ФЗ по отчетным (расчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, в счет предстоящих платежей по страховым взносам, установленных главой 34 Кодекса.

Статьей 21 Федерального закона № 250-ФЗ предусмотрен специальный порядок возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 и по решению органов ПФР и ФСС РФ.

В данном случае, административный истец не имел оснований для учета излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих уплат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, поскольку излишне уплаченные страховые взносы возникли за отчетный период, истекший до 01.01.2017.

При этом решение суда прав административного ответчика не нарушает, поскольку ФИО1 не лишена возможности обратиться в установленном законом порядке с заявлением о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, повторяют правовую позицию административного ответчика, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования, им дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в решении суда.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Зубцовского районного суда Тверской области от 18 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи