ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-13029/2023 от 13.12.2023 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД 59RS0042-01-2023-000269-68

Дело № 33а-13029/2023

Судья Янаева О.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Поповой Н.В.,

судей Алексеева А.А., Котельниковой Е.Р.,

при секретаре Липилиной А.С.,

рассмотрела 13 декабря 2023 г. в г. Перми в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Чернушинского городского округа Пермского края на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 11 сентября 2023 г. по административному исковому заявлению прокурора Чернушинского района о признании незаконным бездействия администрации Чернушинского городского округа Пермского края.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Алексеева А.А., объяснения представителя административного истцаФИО1, судебная коллегия

установила:

прокурор Чернушинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Чернушинского городского округа Пермского края, выразившегося в непринятии мер по надлежащему содержанию защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия по адресу: ****, понуждении администрации Чернушинского городского округа принять меры к приведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. №583, СП 88.13330.2022 «СНиП II-11-77* Защитные сооружения гражданской обороны» в срок до 31 декабря 2025 г.

В обоснование требований ссылается на то, что прокурором Чернушинского района совместно с территориальным органом МЧС проведена проверка сооружений гражданской обороны на территории муниципального образования. Установлено, что противорадиационное укрытие инвентарный номер **, площадью 194,8 кв.м, расположенное по адресу: ****, находящееся в муниципальной собственности, не оснащено запасом лекарственных препаратов и медицинских изделий; фактически используется под мастерскую; на входе отсутствует защитно-герметичная дверь; воздуховоды системы вентиляции, трубы системы отопления и системы водопровода окрашены в неправильный цвет; не проводится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем и комплексная оценка технического состояния сооружения; отсутствуют годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций, планы внешних и внутренних инженерных сетей, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации, электроснабжения, эвакуации укрываемых; маршруты движения к сооружению не обозначены указателями; внутреннее оборудование не имеет маркировки; в помещениях не предусмотрены местные источники освещения; на трубах системы водоснабжения отсутствует обратный клапан.

Решением Чернушинского районного суда Пермского края от 11 сентября 2023 г. административное исковое заявление прокурора Чернушинского района удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации Чернушинского городского округа Пермского края, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия, инвентарный номер **, площадью 194,8 кв.м, по адресу: ****. На администрацию Чернушинского городского округа возложена обязанность принять меры к приведению защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия, инвентарный номер **, площадью 194,8 кв.м, по адресу: ****, в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. №583, СП 88.13330.2022 «СНиП II-11-77* Защитные сооружения гражданской обороны» в срок до 31 декабря 2025 г.

В апелляционной жалобе администрация Чернушинского городского округа просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что сооружение передано на праве оперативного управления МКУ «ЭХС», которое обязалось обеспечить его содержание и восстановление. Администрация организует проведение мероприятий по надлежащему содержанию защитного сооружения, что подтверждается отказом прокурора от части требований. МКУ «ЭХС» подготовлены сметы на содержание защитного сооружения в 2023 - 2025 годах, бюджетом округа предусмотрены необходимые ассигнования. До 17 июля 2023 г. проведены работы по ремонту защитного сооружения. Подготовлена смета на ремонт кровли сооружения. Считает, что администрация не бездействовала, принимала и принимает меры к приведению защитного сооружения в соответствие нормативным требованиям.

Представителем административного истца поданы письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение – без изменения.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании не согласилась с доводами апелляционной жалобы.

Административный ответчик администрация Чернушинского городского округа Пермского края направила ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы административного дела, выслушав представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции установил, что защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие, инвентарный номер **, площадью 194,8 кв.м, по адресу: **** находится в муниципальной собственности, его состояние не соответствует требованиям действующего законодательства в области обеспечения гражданской обороны, административным ответчиком предпринимаются меры, направленные на устранение нарушений требований законодательства, на дату разрешения спора защитное сооружение в нормативное состояние не приведено, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора и возложении на администрацию Чернушинского городского округа обязанности по устранению допущенных нарушений.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны.

Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Согласно статье 8 Федерального закона "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Согласно пункту 3.2.1 Правил, при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В ходе проверки, проведенной 10 декабря 2021 г. 18 ОНД и ПР по Чернушинскому городскому округу и Куединскому муниципальному округ ГУ МЧС России по Пермскому краю в рамках осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, установлено, что противорадиационное укрытие по адресу: **** находится в собственности муниципального образования «Чернушинский городской округ», передано 24 декабря 2012 г. в оперативное управление МКУ «Эксплуатационно-хозяйственная служба». На основании муниципального контракта на возмещение коммунальных услуг и эксплуатационных расходов от 9 января 2023 г., заключенного между МКУ «Эксплуатационно-хозяйственная служба» и индивидуальным предпринимателем З,, защитное сооружение гражданской обороны передано последнему в пользование на срок до 31 декабря 2024 г., фактически используется как мастерская и склад. Выявлены нарушения Правил №583, СП 88.13330.2014: объект не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию объекта гражданской обороны.

Административным ответчиком в материалы дела представлены доказательства принятия мер к устранению нарушений законодательства о гражданской обороне: постановление от 3 июня 2022 г. №684-261-01-04 «О создании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Чернушинского городского округа» (т. 1 л.д. 42-48), постановление от 10 июня 2022 г. №742-261-01-04 «О создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в Чернушинском городском округе (т. 1 л.д. 49-55), копия журнала учета мероприятий по контролю (т. 1 л.д. 56), локально-сметные расчеты на проведение ремонтных работ (т. 1 л.д. 64-93), фотографии помещения, содержащую размещение необходимой документации (т. 1 л.д. 94-105), акт проверки содержания и использования защитного сооружения от 13 июля 2022 г. (т. 1 л.д. 115-116), перспективный план проведения оценок технического состояния защитных сооружений гражданской обороны (т. 1 л.д. 117).

В 2022 - 2023 годах администрацией Чернушинского городского округа Пермского края, МКУ «Эксплуатационно - хозяйственная служба» организовано проведение ремонта защитного сооружения, в результате которого устранены нарушения, выражавшиеся в отсутствии обозначений маршрутов движения к защитному сооружению, непроведении проверки герметичности убежища, несоблюдении сроков технического обслуживания и ремонта, а также отсутствии указателей порядкового номера, маркировки запорной арматуры, запасов лекарственных препаратов и медицинских изделий, годовых планов ремонтов, актов оценки технического состояния защитного сооружения, схемы эвакуации из очага поражения.

Несмотря на это, доводы апелляционной жалобы об отсутствии бездействия Администрации в связи с проведением мероприятий по надлежащему содержанию защитного сооружения, не дают оснований для отмены решения районного суда. Реализованные мероприятия, направленные на приведение защитного сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, являются неполными.

7 сентября 2023 г. на основании определения Чернушинского районного суда Пермского края от 28 августа 2023 г. (т. 1 л.д. 242) сотрудником 18 ОНД и ПР по Чернушинскому городскому округу и Куединскому муниципальному округу совместно с представителем собственника проведено обследование защитного сооружения. Установлено, что требования в области гражданской обороны в полной мере не соблюдаются, ранее выданное предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны исполнено не в полном объеме (т. 2 л.д.1).

Таким образом, на момент рассмотрения дела не устранены нарушения в виде отсутствия защитной двери, окраски воздуховодов, труб отопления и водопровода, планов сетей, что не оспаривается представителем административного ответчика.

Учитывая, что исследованными доказательствами подтверждается наличие нарушений требований приказа МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583 и СП 88.13330.2022 к устройству защитного сооружения по адресу: ****, судебная коллегия приходит к выводу, что администрация Чернушинского городского округа Пермского края незаконно бездействует, не принимая мер к надлежащему содержанию защитного сооружения гражданской обороны.

Установив факт незаконного бездействия административного ответчика, суд обоснованно возложил на него обязанность принять меры к приведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583, и СП 88.13330.2022 «СНиП II-11-77* Защитные сооружения гражданской обороны» в срок до 31 декабря 2025 г.

Установленный судом первой инстанции срок для устранения нарушений прав граждан является разумным, учитывает время необходимое для составления проектов работ, выделения бюджетных средств, проведения конкурсных процедур по определению подрядчика.

Доводы апелляционной жалобы о том, что сооружение передано на праве оперативного управления МКУ «ЭХС», которое обязалось обеспечить его содержание и восстановление, судебной коллегией отклоняются.

В соответствии с пунктом 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Таким образом, подпунктом 28 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 8 Федерального закона "О гражданской обороне", а также пунктом 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления сохранять существующие объекты гражданской обороны и поддерживать их в состоянии постоянной готовности к использованию. Передача органом местного самоуправления соответствующих полномочий подчиненным учреждениям правового значения для рассматриваемого дела не имеет, поскольку порядок организации мероприятий по ремонту защитного сооружения решением суда не устанавливался.

Факты подготовки сметы на содержание защитного сооружения в 2023 - 2025 годах, сметы на ремонт кровли сооружения, а также включения в бюджет округа необходимых ассигнований, не влекут отмену обжалуемого решения, поскольку на момент рассмотрения настоящего дела готовность защитного сооружения гражданской обороны к приему граждан не обеспечена. Частичное устранение недостатков не освобождает орган местного самоуправлении от исполнения возложенной на него судом первой инстанции обязанности.

Иные доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда не являются, поскольку не опровергают выводы суда первой инстанции, а, по существу, сводятся к субъективной переоценке обстоятельств и доказательств, которые исследовались судом первой инстанции и получили в решении суда оценку по правилам статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судебная коллегия считает выводы суда правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанному выводу, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия нарушений норм процессуального права, повлиявших на правильность решения суда, не усматривает.

В случаях отсутствия оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции суд апелляционной инстанции вправе в соответствии с пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба административного ответчика - без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Чернушинского районного суда Пермского края от 11 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика администрации Чернушинского городского округа Пермского края - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.

Председательствующий: /подпись/

Судьи: /подписи/