ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1303 от 13.03.2018 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Дело № 33а-1303

Судья Бычихина Л.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 марта 2018 г. г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РД в составе: председательствующего Джарулаева А.-Н.К., судей Гомленко Н.К. и Хираева Ш.М.

при секретаре судебного заседания Абакаровой Р.А.

при рассмотрении апелляционной жалобы главы администрации сельского поселения « сельсовет Крайновский» Кизлярского района Клименко В.Г. на решение Кизлярского районного суда от 30 ноября 2017 г., которым постановлено:

«Административное исковое заявление ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Кизляре к администрации сельского поселения «сельсовет Крайновский» Кизлярского района Республики Дагестан и администрации MP «Кизлярский район» Республики Дагестан об устранении нарушений требований санитарного законодательства удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации СП «сельсовет Крайновский» Кизлярского района Республики Дагестан и Администрации MP «Кизлярский район» Республики Дагестан, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ст. 18, ст. 19 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.6, ст. 12, ст.23, ст.25, ст.40 ст.41 ФЗ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СП 1.1.1058-01/ СП 1.1.2193-07 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно в не разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения в населенных пунктах СП «сельсовет Крайновский» Кизлярского района Республики Дагестан (с. Крайновка, СРТС, с. ¦Мангул-аул, <адрес> рыбак, <адрес>), не организации проведения производственного лабораторного контроля качества и безопасности питьевой воды, отсутствии санитарно-эпидемиологических заключений на деятельность, связанную с использованием водных объектов в качестве хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Обязать Администрацию СП «сельсовет Крайновский» Кизлярского района Республики Дагестан и Администрацию MP «Кизлярский район» Республики Дагестан устранить нарушения санитарного законодательства, а именно: разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения водопроводов питьевого водоснабжения в населенных пунктах СП «сельсовет Крайновский» Кизлярского района Республики Дагестан (с. Крайновка, СРТС, с. Мангул-аул, с. Старо-Теречное, с. Лопуховка, с. Ново-Теречное, с. Красный рыбак, <адрес>) и получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты в срок до 01.07.2018 года; разработать программу производственного контроля качества питьевой воды и согласовать её с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Кизляре в срок до 31.12.2017 года; обеспечить проведение производственного лабораторного контроля качества и безопасности питьевой воды в срок до 31.12.2017 года; получить санитарно-эпидемиологические заключения на деятельность связанную с использованием водных объектов в качестве хозяйственно-питьевого водоснабжения в срок до 01.07.2018 года».

Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Гомленко Н.К., объяснения представителя ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Кизляре Дибировой Б.А. ( доверенность в деле), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Начальник ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Кизляре Каяев Т.Р. обратился в суд с административным иском к Администрации сельского поселения «сельсовет Крайновский» Кизлярского района Республики Дагестан и Администрации MP «Кизлярский район» Республики Дагестан об устранении нарушений требований санитарного законодательства.

В обоснование иска ссылался на то, что в соответствии с п.2.3 ст. 77 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на основании плана плановых проверок один раз в 2 ( два) года проводятся плановые мероприятия по контролю за соблюдением требований санитарного законодательства в Администрациях муниципальных образований, в том числе в Администрации СП «сельсовет Крайновский» Кизлярского района Республики Дагестан.

Согласно части 3 ст. 14 ФЗ №131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация водоснабжения населения, водоотведения не относится к вопросам местного значения сельского поселения, согласно части 4 ст. 14 ФЗ №131-Ф3 от 06.10.2003г. эта обязанность закреплена за органами местного самоуправления муниципального района.

Однако установлено, что между Администрацией MP «Кизлярский район» и Администрацией СП «сельсовет Крайновский» Кизлярского района заключено Соглашение о передаче полномочий в части организации водоснабжения населения сельскому поселению «сельсовет Крайновский» Кизлярского района.

Из докладной записки от главного врача ФБУЗ «ЦГиЭ в РД в г. Кизляре» Магомедова Р.А. №22/532-17 от 03.10.2017г. следует, из анализа отчетной формы №18, утвержденной приказом Росстата №770 от 08.12.2016г. «О санитарном состоянии субъекта РФ» следует, что имеются грубейшие нарушения действующих законов Российской Федерации, санитарных норм и правил в части обеспечения населения доброкачественной питьевой водой (ст. 18, ст. 19 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.6, ст. 12, ст. ст.25, ст.40 ст.41 ФЗ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПин 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СП 1.1.1058-01/ СП 1.1.2193-07 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно: отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на деятельность, связанную с использованием водных объектов в качестве хозяйстве питьевого водоснабжения, не разработаны проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения СП «сельсовет Крайновский» Кизлярского района, не организованы зоны санитарной охраны (ЗСО) вокруг арт. скважин (отсутствует ограждение ЗСО строгого режима вокруг водоисточников); хотя разработана программа производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению, однако не организован производственный лабораторный контроль качества и безопасности питьевой воды (не представлены результаты производственного лабораторного контроля). Все это создает крайне неблагоприятные условия для обеспечения населения доброкачественной питьевой водой и может послужить причиной создания неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в населенных пунктах «сельсовет Крайновский» Кизлярского района Республики Дагестан и угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения Кизлярского района.

Согласно нормам ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Соответственно законодателем в целях защиты конституционных прав на благоприятную природную среду и условия проживания населения, определена обязанность юридических лиц строго исполнять требования санитарного законодательства как составной части осуществляемой ими деятельности.

Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В статье 1 вышеназванного Федерального закона определено понятие «государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Согласно п.2. ч. 1 ст.51 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В соответствии с нормами ст.40 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

Просит суд признать незаконным бездействие Администрации СП «сельсовет Крайновский» Кизлярского района Республики Дагестан, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ст.18, ст.19 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.6, ст. 12, ст.23, ст.25, ст.40 ст.41 ФЗ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СП 1.1.1058-01/ СП 1.1.2193-07 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно в не разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения в населенных пунктах СП «сельсовет Крайновский» Кизлярского района Республики Дагестан, не организации проведения производственного лабораторного контроля качества и безопасности питьевой воды, отсутствии санитарно-эпидемиологических заключений на деятельность, связанную с использованием водных объектов в качестве хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Обязать Администрацию СП «сельсовет Крайновский» Кизлярского района Республики Дагестан до конца 2017 года устранить нарушения санитарного законодательства, а именно: - разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения водопроводов питьевого водоснабжения в населенных пунктах СП «сельсовет Крайновский» Кизлярского района Республики Дагестан и получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты; - разработать программу производственного контроля качества питьевой воды и согласовать её с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Кизляре; - обеспечить проведение производственного лабораторного контроля качества и безопасности питьевой воды; -получить санитарно-эпидемиологические заключения на деятельность связанную с использованием водных объектов в качестве хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Определением Кизлярского районного суда от 30.10.2017 года к участию в деле по настоящему административному иску в качестве административного соответчика привлечен - MP «Кизлярский район» РД /л.д. 86/.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе глава администрации сельского поселения « сельсовет Крайновский» Клименко В.Г. просит решение суда отемнить, ссылаясь на то, что в границах сельского поселения « Сельсовет Крайновский» источников питьевой воды не имеется, водоснабжение населения питьевой водой долгое время не организовано, население самостоятельно решают этот вопрос и подключается к системам водоснабжения. Не учтено, что в границах сельского поселения не имеется источников и объектов водоснабжения питьевой водой, поэтому администрация сельского поселения не является надлежащим ответчиком.

В возражениях на жалобу и на заседании судебной коллегии представитель Управления Роспотребнадзора по РД в г. Кизляре Дибирова Д.А. просит решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Как следует из ч. 2 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.

Как усматривается из материалов дела, между Администрацией муниципального района «Кизлярский район», в лице Главы муниципального района «Кизлярский район» Погорелова А.М., действующего на основании Устава, и Администрацией сельского поселения «сельсовет Крайновский» в лице Главы администрации сельского поселения «сельсовет Крайновский» В.Г.Клименко, действующего на основании Устава, заключено соглашение от 21 июля 2017 года о передаче полномочий в части организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ (п. 1.2.1 Соглашения) /л.д. 4-7/.

Из п. 3.5 вышеуказанного Соглашения следует, что выполнение части полномочий переданных из бюджета Администрации района в бюджет Администрации поселения, осуществляется в пределах 10 000,00 рублей дотаций поселений /л.д. 6/.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21,28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В силу ст. 19 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года № 10, утверждены Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее Правила).

Эти Правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".

Постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации и Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001г. N 24 (с изм. от 28.06.2010г.) утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01".

Согласно п. 4.2. СанПиН 2.1.4.1074-01, производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.

Согласно п. 4.7. СанПиН 2.1.4.1074-0 производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы; водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды. Порядок составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды определен Разделом 2 Приложения 1 к СанПиН 2.1.4.1074-01.

Рабочая программа представляется в центр Роспотребнадзора в городе (районе) для согласования и последующего утверждения в установленном порядке.

В соответствии с п.п.5. п.4 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных ч.2 настоящей статьи обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта России.

Согласно п.1 ст.37 указанного Федерального закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов России.

Согласно Устава сельского поселения «сельсовет Крайновский» Кизлярского района Республики Дагестан, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления сельского поселения, осуществляется только за счет предоставляемых бюджету сельского поселения субвенций из соответствующих бюджетов (п. 3 ст. 9 Устава). Органы местного самоуправления сельского поселения несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных сельскому поселению на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (п. 7 ст. 9 Устава), органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (п. 8 ст. 9 Устава). Органы местного самоуправления сельского поселения вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета сельского поселения (за исключением финансовых средств, передаваемых бюджету сельского поселения на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003г. 131-ФЗ, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Органы местного самоуправления сельского поселения вправе устанавливать за счет средств бюджета сельского поселения (за исключением финансовых средств, передаваемых бюджету сельского поселения на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью сельского поселения, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п. 10 ст. 9 Устава).

Судом установлено, что администрацией сельского поселения «сельсовет Крайновский» Кизлярского района Республики Дагестан и Администрацией MP «Кизлярский район» Республики Дагестан нарушаются требования указанного выше санитарного законодательства, производственный контроль за качеством питьевой воды в сельском поселении не проводится, рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды для объектов водоснабжения не разработана, соответствующие меры не приняты, в результате населения «сельсовет Крайновский» не обеспечено качественной питьевой водой, создана угроза здоровью человека и возможно возникновение чрезвычайной ситуации.

Судом также установлено, что между администрацией муниципального района «Кизлярский район» в лице Главы муниципального района «Кизлярский район» Погорелова А.М., и администрацией сельского поселения «сельсовет Крайновский» в лице Главы администрации сельского поселения «сельсовет Крайновский» В.Г.Клименко заключено соглашение от 21 июля 2017 года о передаче полномочий в части организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ (п. 1.2.1 Соглашения). Из п. 3.5 вышеуказанного Соглашения следует, что выполнение части полномочий переданных из бюджета Администрации района в бюджет Администрации поселения, осуществляется в пределах 10 000,00 рублей дотаций поселений /л.д. 6, 4-7).

С учетом изложенного судом правильно определены ответчики по иску прокурора и обязанность по устранению недостатков по водоснабжению населения питьевой водой возложена на администрацию МР « Кизлярский район» и администрацию СП « Сельсовет Крайновский».

Доводы главы администрации сельского поселения «сельсовет Крайновский» об отсутствии в границах сельского поселения источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, не убедительны, поскольку из Схемы водоснабжения и водоотведения МО «Сельсовет Крайновский» Кизлярского района от 2014 г. следует, что в границах этого сельского поселения имеется 9 задействованных артезианский скважин: с. Крайновка № 36/55, с. Мангулаул № 104/90, с. Коллективизатор № 39/69, с.Судоремонтная Техническая станция № 102/01, с.Новотеречное № 190/58, с Красный рыбак №234/90, с.Новый Бахтемир № 39 К, с. Старо- Теречное № 21/73 и №223 (л.д. 121-136). В этой схеме указано, что организацией водоснабжения и водоотведения в МО «Сельсовет Крайновский» занимается казенное учреждение «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» сельсовета Крайновка. Из объяснений начальника Управления Роспотребнадзора по РД в г. Кизляре Каяева Т.Р. следует, что из 11 артезианских скважин, указанных в схеме водоснабжения, исключены две скважины в связи с ликвидацией одной из них и термальной водой в другой скважине, 2 скважины, принадлежащие ООО «Геоэкопром», вообще не включены в исковое заявление прокурора, к тому независимо от того, кому именно принадлежит объект водоснабжения, в обязанности органа местного самоуправления входит организация водоснабжения населения качественной питьевой водой.

Доводы жалобы о том, что население сельского поселения «сельсовет Крайновский» самостоятельно подключается к некачественной питьевой воде из источников водоснабжения, принадлежащим другим собственникам, не убедительны, поскольку при наличии в границах сельского поселения источников водоснабжения с качественной питьевой водой, необходимость в использовании некачественной питьевой водой не имелась.

Доводы об отсутствие в бюджете сельского поселения денежных средств для устранения недостатков в обеспечении населения качественной питьевой водой, также не состоятельны, поскольку проблема с отсутствием качественной питьевой воды существует в течение длительного времени, однако ни администрация МР « Кизлярский район», ни администрация СП « сельсовет Крайновский» достаточных мер для ее разрешения не принимает.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 306-309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Кизлярского районного суда от 30 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации СП «Сельсовет Крайновский» - без удовлетворения.

Председательствующий Джарулаев А.-Н.К.

Судьи Гомленко Н.К.

Хираев Ш.М.