Судья – Аветян Г.Н. Дело № 33а-13043/2021 А- 21а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 октября 2021 года Красноярский краевой суд в составе судьи судебной коллегии по административным делам Данцевой Т.Н.,
рассмотрев материал по административному иску ООО «Байкал» к Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконным и отмене отказа в утверждении материалов таксации лесов на территории, переданной в аренду, возложении обязанности рассмотреть представленные материалы таксации
по частной жалобе директора ООО «Байкал» - Устюговой Д.Н.
на определение Богучанского районного суда Красноярского края от 9 сентября 2021 года, которым постановлено:
«Возвратить административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Байкал» к Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконным и отмене отказа от 04.03.2021 года в утверждении материалов таксации лесов на территории, переданной в аренду, обязании рассмотреть материалы таксации лесов на территории в связи с неподсудностью».
УСТАНОВИЛ:
ООО «Байкал» обратилось в суд с административным иском к Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконным и отмене отказа от 4 марта 2021 года в утверждении материалов таксации лесов на территории, переданной в аренду, возложении обязанности рассмотреть материалы таксации лесов.
В обоснование своих требований сослалось на то, что устаревшие материалы лесоустройства, недостоверная информация о состоянии лесов снижают эффективность лесопользования, тем самым нарушая права и законные интересы Общества как арендатора участка.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше определение.
В частной жалобе директор ООО «Байкал» - Устюгова Д.Н. просит данный судебный акт отменить как незаконный и необоснованный.
В соответствии с ч.ч. 2, 2.1 ст. 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется судьями соответствующих судов единолично по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания.
Проверив исковой материал, изучив доводы частной жалобы, суд не находит оснований к отмене оспариваемого судебного акта.
Согласно статьям 46 и 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды (далее – КАС РФ) в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном указанным Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции (ч. 4 ст. 1 КАС РФ).
Пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
Из содержания предъявленных ООО «Байкал» требований прослеживается, что оспариваются действия Министерства лесного хозяйства Красноярского края по отказу в утверждении материалов таксации лесов на территории, переданной в аренду, вследствие чего создаются препятствия к осуществлению заявителем деятельности как арендатора.
В силу ч. 1 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 3 ЛК РФ).
Статьей 12 ЛК РФ предусмотрено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Согласно п. 2 ч. 1, ч. 4 ст. 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Из представленных материалов усматривается, что ООО «Байкал» является арендатором лесного участка в соответствии с договором аренды от 26 августа 2008 года № 45-з, предоставленного для заготовки древесины.
В силу ч. 9 ст. 29 ЛК РФ правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение названной нормы Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 декабря 2020 года № 993 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 ЛК РФ (далее - Правила), согласно п. 17 которых в целях заготовки древесины проводится отвод лесосеки а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке. Отвод и таксация лесосек осуществляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (п. 18 Правил).
Таксация лесов является составной частью лесоустройства, правила проведения которого устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.ст. 67, 68 ЛК РФ).
В соответствии с положениями ст. 69.1 ЛК РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. По результатам проведения таксации лесов оформляются карточки таксации, составляются таксационные описания и картографические материалы по лесным участкам. В частности при таксации лесов определяются основные характеристики лесных ресурсов, например, преобладающие и сопутствующие древесные породы, диаметр, высота и объем древесины, лесорастительные условия.
Таким образом, оспариваемый отказ Министерства лесного хозяйства Красноярского края в утверждении материалов таксации препятствует юридическому лицу в целевом использовании переданного в аренду лесного участка.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, исходя из субъектного состава возникших правоотношений и их характера, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, обоснованно возвратил административное исковое заявление его подателю в связи с неподсудностью суду общей юрисдикции.
Доводы же частной жалобы об обратном являются несостоятельными, основанными на неверном толковании положений действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 316 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Богучанского районного суда Красноярского края от 9 сентября 2021 года оставить без изменения, частную жалобу директора ООО «Байкал» - Устюговой Д.Н. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, находящийся в г. Кемерово.
Судья Т.Н.Данцева