Судья Быченко С.И. УИД 61RS0004-01-2022-002388-24
№ 33а-13123/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 августа 2022 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего: Авиловой Е.О.,
судей Сачкова А.Н., Вервекина А.И.,
при секретаре Симонян А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Свейда Мохамада Хузайфа к ГУ МВД России по Ростовской области об оспаривании решения об отказе в признании носителем русского языка,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 28 апреля 2022 года,
заслушав доклад судьи Сачкова А.Н.,
установила:
ФИО1 Хузайфа обратился в суд с настоящим административным иском к ГУ МВД России по Ростовской области об оспаривании решения об отказе в признании носителем русского языка от 11.02.2022г.
В обоснование требований административный истец указал, что в 2012 году он окончил среднюю общеобразовательную школу в Сирийской Арабской Республике. Впоследствии он переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и до настоящего времени он не покидал пределы этого государства и получил образование, создавал семьи и имел постоянное место работы в этой стране.
Административный истец указывал на то, что в 2016 году он окончил обучение в ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», получив специальность - дизайнер. С 21.07.2018г. он состоял в браке с ФИО15 В 2019г. он прошел профессиональную переподготовку по программе «Педагогика в области физической культуры и спорта».
Кроме того, 05.02.2020г. ГУ МВД России по Ростовской области ему выдало вид на жительство в Российской Федерации. С 2021 года по настоящее время ФИО1 проживает в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и в настоящее время работает тренером в «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА».
07.02.2022г. ФИО1 подал в ГУ МВД России по Ростовской области (в отдел по вопросам гражданства) заявление о признании его носителем русского языка и русской культуры.
11.02.2022г. состоялось заседание комиссии по признанию иностранных граждан и лиц без гражданства носителями русского языка. На собеседовании ему было задано несколько вопросов бытового характера, на которые ФИО1 ответил на русском языке. Собеседование длилось не более двух минут, вопросы членов комиссии были предвзятыми и необъективными. Например, одним из членов комиссии ему был задан вопрос: «Почему Вы не разговариваете, как я?». Смысл данного вопроса ФИО1 не понял и не смог на него ответить. По завершении собеседования комиссия УВМ ГУ МВД России по Ростовской области отказала ему в признании носителем русского языка.
ФИО1, полагая, что решение комиссии являлось незаконным и нарушало его права, просил признать незаконным и отменить решение комиссии от 11.02.2022г. об отказе в признании Свейда Мохамада Хузайфа, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, носителем русского языка; обязать ГУ МВД России по Ростовской области вынести решение о признании его носителем русского языка.
Решением Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 28.04.2022г. суд отказал ФИО1 к ГУ МВД России по Ростовской области в удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФИО1, в лице представителя ФИО2, ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, а также о принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении его требований. Заявитель указывает на то, что был нарушен порядок собеседования, к нему относились предвзято, что подтверждается видеозаписью заседания комиссии. Заявитель обращает внимание на то, что именно в России он получил образование на русском языке, живет и работает на протяжении многих лет только с использованием этого языка, но разговаривает с акцентом. ФИО1 отмечает, что признание его носителем русского языка позволяет ему получить гражданство Российской Федерации.
В суде апелляционной инстанции ФИО1 и его представитель ФИО2 поддержали требования административного иска и доводы апелляционной жалобы.
Представитель ГУ МВД России по Ростовской области ФИО3 просила решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, дополнительные доказательства, истребованные у административного ответчика по инициативе суда (видеозапись заседания комиссии от 11.02.2022г. в отношении ФИО1, копию протокола заседания комиссии от 11.02.2022г., перечень вопросов, позволяющих определить уровень сформированности у иностранного гражданина коммуникативно-речевой компетенции по русскому языку, используемых комиссией на региональном уровне по признанию иностранного гражданина носителем русского языка, при проведении собеседования; Структура и содержание перечня вопросов, позволяющих определить уровень сформированности у иностранного гражданина коммуникативно-речевой компетенции по русскому языку (далее – КИМ); памятка иностранному гражданину при подготовке к собеседованию; состав постоянно действующей Комиссии (приложение к Приказу ГУ МВД России по Ростовской области № 897 от 30.06.2020г.), выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, допросив свидетеля – секретаря Комиссии ГУ МВД России по Ростовской области ФИО16, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда подлежит отмене, а административные исковые требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных КАС РФ (ч.1 ст. 307 настоящего Закона).
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч.1 ст. 308 настоящего Закона).
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по подобной категории административных дел (ч.3 ст. 62 настоящего Закона).
По смыслу положений ст. 227 КАС Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления и должностных лиц необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий, их решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо.
При отсутствии указанной выше совокупности условий судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, 07.02.2022г. ФИО1 Хузайфа обратился в ГУ МВД России по Ростовской области с заявлением о признании его носителем русского языка в соответствии с ч. 2 ст. 33.1 Федерального закона от 31.05.2002г. N 62-ФЗ (ред. от 30.12.2020г.) «О гражданстве Российской Федерации».
В указанном заявлении ФИО1 указал, что основанием подачи заявления является постоянное проживание в Российской Федерации по виду на жительство иностранного гражданина; родился ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, гражданство – Сирийская Арабская Республика; профессия – фитнес-тренер; род занятий – тренер; образование – высшее, диплом от 23.08.2019г., выдан ЧОУ ДПО «Учебный комбинат «Фаворит»; документы, подтверждающие изучение русского языка и (или) владение им, при их наличии: диплом от 04.07.2016г. ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М. Бербекова» г. Нальчик, а также диплом от 23.08..2019г., выдан ЧОУ ДПО «Учебный комбинат «Фаворит»; трудовая деятельность: с 2019г. – по настоящее время – тренер в фитнес-центре; сведения о близких родственниках: отец – умер в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.; мать – место проживания: Саудовская Аравия; дата прибытия в Россию – октябрь 2011г.; к административной или уголовной ответственности – не привлекался; вид на жительство – срок действия - бессрочно (л.д.37).
Решением постоянно действующей Комиссии ГУ МВД России по Ростовской области (далее – Комиссия) по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от 11.02.2022г. по результатам собеседования ФИО1 не признан носителем русского языка.
ФИО1, обращаясь за судебной защитой и лично участвуя в рассмотрении его административного иска, полагает, что оспариваемое решение Комиссии является неправомерным, необоснованным и нарушает его права, поскольку создает ему препятствия в реализации права на приобретение гражданства Российской Федерации.
Судебная коллегия приходит к выводу, что доводы административного истца заслуживают внимания.
Решение Комиссии от 11.02.2022г. в отношении гражданина Сирийской Арабской Республики ФИО1 нельзя признать законным как по процессуальным, так и по материально-правовым основаниям. Оспариваемое решение Комиссии фактически нарушает права и законные интересы ФИО1
Данный вывод подтверждается достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела.
В силу ч.2.1 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации и признанные носителями русского языка, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Согласно ч.1 ст. 33.1 Федеральный закон от 31.05.2002г. N 62-ФЗ (ред. от 30.12.2020г.) «О гражданстве Российской Федерации» иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.
Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальными органами. Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (ч. 2).
В силу ч. 5 ст.33.1 Федерального закона от 31.05.2002г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Закон № 62-ФЗ), комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка по результатам собеседования с иностранным гражданином.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые не признаны носителями русского языка, вправе вновь обратиться с заявлением о признании носителем русского языка не ранее чем по истечении одного года после принятия в отношении данного иностранного гражданина или лица без гражданства предыдущего решения о непризнании носителем русского языка (ч.9 ч. 5 ст.33.1 Закона № 62-ФЗ).
Во исполнение частей 1 и 2 статьи 33.1 Закона N 62-ФЗ в целях регламентирования порядка формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка был издан Приказ МВД России от 16.04.2020г. N 227 «Об организации работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка» (далее - Приказ N 227).
В связи с этим Приказом N 227 были утверждены несколько документов, определяющих формирование и работу комиссий, в том числе:
Порядок формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - Порядок) (приложение N 1 к Приказу N 227);
Правила проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства (далее - Правила) (приложение N 3 к Приказу N 227);
Как следует из пункта 16 Порядка при поступлении заявления, председатель комиссии назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее пяти рабочих дней со дня поступления заявления.
Из системного толкования и смысла пунктов 3.15, 3.16 Требований, пунктов 4.1.1 - 4.1.4, 16 Порядка следует вывод о том, что проверка заявления на его соответствие Требованиям осуществляется секретарем комиссии при принятии заявления. Кроме того, пунктом 7 Правил предусмотрено право иностранного гражданина получить консультацию по вопросам проведения собеседования путем направления письменного обращения в ГУВМ МВД России или территориальный орган МВД России.
Таким образом, вопрос о признании иностранного гражданина носителем русского языка разрешается в порядке особой административной процедуры специально созданной комиссией.
Согласно Порядку формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка:
- п. 5: Комиссии состоят из председателя, его заместителя, членов и секретаря. Число членов комиссий, включая председателя, заместителя председателя и секретаря (с правом голоса), должно быть нечетным, не менее семи человек;
-п. 10: Состав территориальной комиссии МВД России формируется из сотрудников, гражданских служащих, работников соответствующего территориального органа МВД России и представителей образовательных организаций в соответствии с Требованиями к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (приложение N 2 к приказу);
- п. 11: Персональные составы комиссий утверждаются приказами МВД России и территориального органа МВД России соответственно.
- п.13: Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют не менее двух третей от общего числа членов комиссии.
-п.18: Решения комиссии оформляются протоколом, который подписывается членами комиссии и утверждается председателем комиссии.
В рамках настоящего дела установлено, что согласно Приказу ГУ МВД Российской Федерации по Ростовской области № 897 от 30.06.2020г. в субъекте РФ утвержден состав постоянно действующей Комиссии ГУ МВД России по Ростовской области (далее – Комиссия) по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка в составе 12 человек.
Согласно указанному Порядку, Комиссия уполномочена:
- на принятие заявления о признании иностранного гражданина носителем русского языка;
- проверку соответствия заявления и приложенных к нему документов требованиям законодательства;
- на принятие решения о признании либо непризнании этого иностранного гражданина носителем русского языка по результатам собеседования с иностранным гражданином.
Согласно п.4 Правил для участия в собеседовании иностранные граждане подают в Комиссию МВД России или в территориальную комиссию МВД России, расположенную в субъекте Российской Федерации по месту пребывания (проживания) иностранного гражданина, заявление о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - заявление).
В рассматриваемом случае заявление было подано ФИО1 07.02.2022г. и принято к рассмотрению комиссией по существу 11.02.2022г. (л.д.37).
Как следует из материалов настоящего дела и показаний свидетеля – секретаря комиссии ФИО17 иностранному гражданину под роспись была вручена памятка для подготовки к собеседованию (п. 8 Приложения N 3 к Приказу).
Как уже указано выше работа Комиссии определяется Правилами проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Согласно п. 2 Правил, собеседование с иностранным гражданином проводится в целях подтверждения соответствия его Единым критериям признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (приложение N 4 к приказу).
Продолжительность собеседования не может составлять более 30 минут на одного иностранного гражданина. Процедура собеседования оформляется протоколом. При собеседовании в протоколе фиксируются все вопросы членов комиссии (п.5 Правил).
Во время собеседования используются контрольные измерительные материалы в соответствии с Порядком разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов(п.9 Правил).
По настоящему делу установлено, что оспариваемое заседание Комиссии от 11.02.2022г. являлось правомочным, состав комиссии составлял 7 человек, что подтверждается копией протокола. Продолжительность собеседования с ФИО1 составляла не более 30 минут (до 5 мин.).
Также из полного текста протокола заседания Комиссии от 11.02.2022г., с учетом показаний свидетеля секретаря комиссии и просмотренной видеосъемки собеседования от 11.02.2022г., установлено, что при собеседовании:
- фактически не использовались контрольные измерительные материалы в соответствии с Порядком разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов, которые разработаны и имеются в наличии для проведения собеседования;
- один из членов комиссии сообщил о своих выводах до окончания собеседования и оглашения результатов, что, по мнению суда, явно повлияло на ответы иностранного гражданина;
- в протоколе не фиксировались вопросы членов комиссии, которые задавались иностранному гражданину.
При таких обстоятельствах судебная коллегия делает вывод, что порядок проведения комиссией собеседования с иностранным гражданином не был соблюден. Допущенные нарушения являются существенными для административного истца и влияют на исход дела.
Поскольку собеседование с иностранным гражданином проводится в целях подтверждения соответствия его Единым критериям признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка допущенные нарушения порядка нельзя признать как носящие формальный характер.
При этом судебная коллегия учитывает, что согласно Федеральному закону от 31.05.2002г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и Приказу МВД России от 16.04.2020г. N 227 «Об организации работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка» строгая регламентация порядка проведения комиссией собеседования с иностранным гражданином определена правовыми задачами института гражданства в Российской Федерации, обязанностью государства создать для указанных лиц равные, формально закрепленные условия собеседования, исключающие явный субъективизм в работе уполномоченной комиссии.
В ходе просмотра видеосъемки собеседования усматривается, что непосредственно в ходе собеседования в ряде высказываний отдельных членов комиссии уже была высказана в категорической форме оценка понимания ФИО1 русского языка (общий смысл суждений сводился к фразе: Вы должны говорить как члены комиссии и когда будете готовы – приходите) и было высказано свое личное отношение к той социально-политической обстановке, в которой оказался сам иностранный гражданин и его родственники.
В этой ситуации у ФИО1 имелись основания усомниться в объективности и непредвзятости членов комиссии.
Суд первой инстанции эти фактические обстоятельства не принял, не применил нормы права, подлежащие применению, что привело к принятию решения, подлежащему отмене.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12 июля 2007 года N 10-П, от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N 6-П, от 11 февраля 2019 года N 9-П).
При таких обстоятельствах в суде апелляционной инстанции установлены условия, предусмотренные ст. 227 КАС РФ, для частичного удовлетворения требований административного истца. Решение Комиссии от 11.02.2022г. следует признать незаконным и в судебном порядке целесообразно обязать ГУ МВД России по Ростовской области повторно организовать заседание Комиссии по признанию иностранного гражданина ФИО1 носителем русского языка.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 28 апреля 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение Комиссии ГУ МВД России по Ростовской области по признанию иностранных граждан и лиц без гражданства носителями русского языка от 11 февраля 2022 года в части отказа в признании Свейда Мохамада Хузайфа, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, место рождения: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, носителем русского языка.
Обязать ГУ МВД России по Ростовской области повторно организовать заседание Комиссии ГУ МВД России по Ростовской области по рассмотрению заявления Свейда Мохамада Хузайфа от 07 февраля 2022 года о признании иностранного гражданина носителем русского языка в соответствии с действующим законодательством.
В остальной части административных исковых требований Свейду Мохамаду Хузайфу отказать.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Е.О. Авилова
Судья А.Н. Сачков
Судья А.И. Вервекин
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 30 августа 2022г.