Судья Сапогова Т.В. | Дело №33а-1312/2019 | |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«29» июля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н., Добровольской Т.В.,
при секретаре Сухове А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области на решение Островского районного суда Костромской области от 12 апреля 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области о признании незаконными и отмене акта проверки №117 и предписаний б/н от 15 ноября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения специалиста – эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Костромской области ФИО3, полагавшего апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, возражения относительно апелляционной жалобы представителя Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)» ФИО4, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Общероссийская общественная организация «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)» (далее также - СТД РФ) обратилась в суд с тремя административными исковыми заявлениями к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее также - Управление Росреестра по Костромской области) о признании незаконными и отмене акта проверки №117 и предписаний б/н от 15 ноября 2018 года в отношении: земельного участка <данные изъяты> кадастровый номер №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: историко-культурная деятельность; земельного участка <данные изъяты>, кадастровый номер №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: историко-культурная деятельность; земельного участка <данные изъяты>, кадастровый номер №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: историко-культурная деятельность.
Требования мотивированы тем, что 15 ноября 2018 года Управлением Росреестра по Костромской области составлен акт проверки, по результатам которого было установлено, что СТД РФ не устранил выявленное ранее нарушение земельного законодательства, выразившееся в использовании вышеуказанных земельных участков без правоудостоверяющих документов, тем самым нарушил требование статьи 26 Земельного кодекса РФ. Предписаниями Управления Росреестра по Костромской области б/н от 15 ноября 2018 года на СТД РФ возложена обязанность в срок до 01 июня 2019 года оформить в установленном законом порядке документы, удостоверяющие право на земельный участок <данные изъяты> на котором расположен объект: здание (лечебный корпус), земельный участок <данные изъяты>, на котором расположен объект: здание очистных сооружений, земельный участок <данные изъяты>, на котором расположен объект: здание (спальный корпус). Акт проверки и предписания от 15 ноября 2018 года незаконны и необоснованны, поскольку в российском законодательстве отсутствует какая-либо ответственность, в том числе административная, за нарушение статьи 26 Земельного кодекса РФ. Управлением Росреестра по Костромской области нарушены требования п. 58 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года №486. Кроме того, в п. 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02 января 2015 года №1, отсутствуют положения, связанные с обязанностью административного ответчика осуществлять государственный земельный надзор за требованием законодательства о недопущении использования земельного участка без правоудостоверяющего (правоустанавливающего) документа на земельный участок. При проведении проверки и вынесении предписаний административным ответчиком не учтено то обстоятельство, что СТД РФ является собственником зданий, которые расположены на земельных участках <данные изъяты>, которые предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУК «Государственный мемориальный и природный музей А.Н. Островского «Щелыково», а также не учтено то обстоятельство, что нормами действующего земельного законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ). Из анализа статьи 271 Гражданского кодекса РФ и статьи 35 Земельного кодекса РФ следует, что в случае оформления права собственности на здание, находящееся на чужом земельном участке, к собственнику здания переходит право пользования соответствующей частью земельного участка, занятого зданием и необходимого для его использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и у владельца земельного участка, независимо от факта государственной регистрации права. Установлено, что владельцем указанных земельных участков на праве собственности является Российская Федерация. Следовательно СТД РФ, являясь собственником указанных зданий, приобрел в силу закона право на соответствующую часть земельных участков, занятых зданиями и необходимых для использования и эксплуатации зданий на тех же условиях и в том же объеме, что и Российская Федерация. Действующее законодательство не содержит определенно выраженного предписания об обязательном заключении при оформлении объекта недвижимости (здания) в собственность отдельного договора либо оформлении иного документа на право собственности части земельного участка, занятого этим зданием и необходимого для обслуживания и эксплуатации здания, поэтому отсутствие такого договора (документа) не может рассматриваться как нарушение закона, влекущее какую-либо ответственность. Положения статей 25, 26 Земельного кодекса РФ не возлагают на СТД РФ обязанность обратиться за осуществлением кадастрового учета и регистрацией своего права, такие действия производятся по усмотрению заявителя и не ограничены каким-либо сроком, а их невыполнение не является нарушением законодательства.
Определением Островского районного суда Костромской области от 27 марта 2019 года административные исковые заявления Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)» объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФГБУК «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», МТУ Росимущества во Владимирской, Костромской, Ивановской и Ярославской областях.
Решением Островского районного суда Костромской области от 12 апреля 2019 года исковые требования Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)» удовлетворены.
Признаны незаконными и отменены акт проверки от 15 ноября 2018 года №117, предписания заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель муниципального образования Островский муниципальный район ФИО3 в отношении Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)»: от 15 ноября 2018 года об оформлении земельного участка для размещения здания очистных сооружений площадью <данные изъяты>, согласно Земельному кодексу РФ; от 15 ноября 2018 года об оформлении земельного участка для размещения здания спального корпуса площадью <данные изъяты>, согласно Земельному кодексу РФ; от 15 ноября 2018 года об оформлении земельного участка для размещения здания лечебного корпуса, площадью <данные изъяты> согласно Земельному кодексу РФ, в срок до 01 июня 2019 года.
В апелляционной жалобе заместитель руководителя Управления Росреестра по Костромской области ФИО5, полагая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, оставить без удовлетворения административный иск Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)». В обоснование жалобы указывает, что судом признаны незаконными и отменены акт проверки №117 от 15.11.2018 г. и предписания от 15 ноября 2018 года, которые были выданы СТД РФ повторно по результатам внеплановой проверки исполнения ранее выданных предписаний. Требование об отмене указанных ненормативных актов не могло быть удовлетворено судом, поскольку указанный способ защиты не предусмотрен КАС РФ. Отмена актов производится уполномоченным органом (должностным лицом) после принятия судом решения о незаконности данных актов.
Акт проверки не относится к тем актам государственного органа, которые порождают права и обязанности либо нарушают права и законные интересы лиц, в отношении которых проведена проверка, является лишь способом фиксации результатов проверки и выявленных нарушений, связи с чем не подлежал обжалованию в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
Вывод суда о том, что в силу п.п. 5 и 6 ст. 39.20 ЗК РФ любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещения обладает правом, а не обязанностью обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду, несостоятелен и основан на неверном толковании закона. Данное право является исключительным и заключается в том, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не может претендовать на приобретение прав на земельный участок, занятый соответствующим зданием, строением, сооружением. 10 июля 2017 года по результатам проверки установлено, что СТД РФ, являясь собственником зданий, обладает преимущественным правом на земельные участки, расположенные под зданиями, но не оформил данное право в установленном законом порядке, в связи с чем СТД РФ выданы предписания об устранении выявленного нарушения, а именно ст. 26 Земельного кодекса РФ. Предписания, выданные по результатам проверки 10 июля 2017 года, в установленном порядке не обжаловались, незаконными не признаны. По результатам проверок исполнения предписаний, проведенных Управлением 26 марта 2018 года и 12 июля 2018 года, установлено, что нарушение не устранено. СТД РФ повторно вынесены предписания со сроком устранения нарушения до 01 июля 2018 года и 01 ноября 2018 года соответственно. Предписания, выданные по результатам указанных проверок, в установленном порядке не обжаловались, незаконными не признаны. 15 ноября 2018 года по результатам проведения проверки исполнения предписаний установлено, что нарушение не устранено, в связи с чем в отношении юридического лица и законного представителя составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых мировым судьей судебного участка №370 Тверского района г. Москвы СТД РФ и законный представитель признаны виновными в совершении административных правонарушений.
Судом не учтено, что согласно подп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли. Документов, подтверждающих внесение СТД РФ земельного налога либо арендной платы за использование земельных участков, в материалы дела не представлено.
Земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположены здания, принадлежащие на праве собственности СТД РФ, является собственностью Российской Федерации, распорядителем которого является МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях. Судом не учтена позиция МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях о необходимости оформления прав СТД РФ на используемые земельные участки.
Вышеуказанный земельный участок является делимым, СТД РФ рекомендовано рассмотреть вопрос проведения кадастровых работ по формированию земельного участка под объектами. Письмом МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от 28.08.2018 г. №18404-ЕК СТД РФ разъяснен порядок предоставления земельных участков, занятых объектами недвижимости, в аренду путем разделения земельного участка с кадастровым номером № с учетом соблюдения норм и правил, установленных действующим законодательством. Таким образом, судом неправомерно отклонен довод Управления Росреестра по Костромской области о том, что предписания выданы согласно п. 111 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года №486.
В решении суда неверно изложены и приняты во внимание доводы заявителя о применении санкций, предусмотренных ст. 7.1 КоАП РФ, поскольку в рассматриваемом случае выявленное нарушение не предусматривало ответственность, установленную указанной нормой КоАП РФ. Вывод суда о том, что наличие состава административного правонарушения является определяющим для возможности вынесения предписания органом государственного земельного надзора, не состоятелен.
Вывод суда о том, предписание не отвечает критерию исполнимости, поскольку не содержит перечня действий, которые СТД РФ должен совершить или от которых должен воздержаться, чтобы устранить выявленные нарушения, что свидетельствует о несоответствии содержания оспариваемых предписаний требованиям закона ввиду имеющей место неопределенности, не основан на нормах законодательства.
Принятым по настоящему делу решением нарушается принцип преюдициальности, поскольку вывод суда о том, что мировым судьей законность обжалуемых предписаний не проверялась, не соответствует действительности.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)» ФИО4 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Управление Росреестра по Костромской области, ФГБУК «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», МТУ Росимущества во Владимирской, Костромской, Ивановской и Ярославской областях, извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не заявили.
В соответствии со статьей 150 КАС РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, к отмене обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке не имеется.
В соответствии с положениями статьи 71 Земельного кодекса РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности (пункт 1).
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора) (пункт 2).
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (пункт 3).
Должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право, в том числе осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (пп. 1 и 5 пункта 5).
По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 7).
Пунктом 2 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 г. №1 (далее также – Положение о земельном надзоре), в числе органов, полномочных осуществлять государственный земельный надзор, указаны Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.
В соответствии с пунктом 3 Положения о земельном надзоре Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением: требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (пп. «а»); требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений (пп. «з»).
Согласно пункту 6 Положения о земельном надзоре в рамках государственного земельного надзора осуществляются организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 г. №486 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора (далее также - Административный регламент), в соответствии с пунктом 5 которого предметом государственного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (далее - обязательные требования): требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (пп. 1); требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Росреестра и его территориальных органов в рамках компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений (пп. 7).
Согласно подпункту 2 пункта 10 Административного регламента должностные лица при проведении проверок обязаны своевременно и в полном объеме исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Пунктом 15 Административного регламента предусмотрено, что результатом исполнения государственной функции является установление наличия (либо отсутствия) нарушений юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований и пресечение таких нарушений путем применения мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В случае выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации, по форме, утвержденной Приказом об утверждении предписания (пункт 58 Административного регламента).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)» принадлежит на праве собственности:
- здание (лечебный корпус) кадастровый номер <данные изъяты>
- здание очистных сооружений кадастровый номер <данные изъяты>
- здание (спальный корпус) кадастровый номер <данные изъяты>
Право собственности на указанные объекты зарегистрировано в Управлении Росреестра по Костромской области 09 октября 2014 года на основании акта приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством (реконструкцией) здания (сооружения) жилищно-гражданского назначения от 26.06.1982 г., решения исполнительного комитета Островского районного Совета народных депутатов «Об утверждении актов государственной комиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» от 29.06.1982 г. №146.
Указанные здания расположены на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> категория земель: земли охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием: историко-культурная деятельность, находящемся в собственности Российской Федерации и в ведении МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях. Данный земельный участок учтен в реестре федерального имущества и передан на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУК «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково».
Судом также установлено, что 10 июля 2017 года на основании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год и распоряжения Управления Росреестра по Костромской области от 05 мая 2017 года №08-128-р в отношении СТД РФ проведена плановая документарная и выездная проверка соблюдения земельного законодательства.
Из акта проверки от 10 июля 2017 г. №52 следует, что СТД РФ земельные участки под зданиями используются без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю, что является нарушением статьи 26 Земельного кодекса РФ.
Специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Костромской области, заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по муниципальному образованию Островский муниципальный район ФИО3 10.07.2017 г. вынесены предписания об устранении нарушения земельного законодательства со сроком исполнения до 01 марта 2018 года.
По результатам внеплановых документарных проверок исполнения предписаний от 26 марта 2018 года и от 12 июля 2018 года, проведенных Управлением Росреестра по Костромской области, установлено, что выявленные нарушения не устранены, в связи с чем были вынесены повторные предписания со сроками исполнения до 01 июля 2018 года и 01 ноября 2018 года (соответственно).
По распоряжению заместителя руководителя Управления Росреестра по Костромской области от 15 октября 2018 года №08-66-р в целях исполнения предписаний от 12 июля 2018 года в отношении СТД РФ специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Костромской области, заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по муниципальному образованию Островский муниципальный район ФИО3 15 ноября 2018 года проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам данной проверки составлен акт №117, из которого следует, что в ходе проведения проверки выявлены факты невыполнения СТД РФ предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля от 12 июля 2018 года. При этом в акте не приведены выявленные нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
15 ноября 2018 года специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Костромской области, заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по муниципальному образованию Островский муниципальный район вынесены повторные предписания об устранении нарушений земельного законодательства, выразившегося в использовании земельных участков без правоудостоверяющих документов (нарушение требований статьи 26 Земельного кодекса РФ) со сроком устранения до 01 июня 2019 года.
Удовлетворяя требования административного истца, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые акт проверки №117 и предписания от 15 ноября 2018 года безосновательно возлагают на СТД РФ обязанность по оформлению прав на спорные земельные участки в установленный срок.
Соглашаясь с выводом суда о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных СТД РФ административных исковых требований, судебная коллегия исходит из следующего.
Правомерность возложения на административного истца обязанности по устранению нарушения земельного законодательства и оформлению правоустанавливающих документов на спорные земельные участки на основании актов и предписаний от 10.07.2017 г., 26.03.2018 г., 12.07.2018 г. ранее судом не проверялась.
При таких обстоятельствах административные ответчики в рамках настоящего административного спора в силу пп. 9 п. 10 Административного регламента, ч. 11 ст. 226 КАС РФ должны были доказывать обоснованность своих действий (решений) при их обжаловании юридическим лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов определен пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п. 1 ст. 271 Гражданского кодекса РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Из акта проверки №117 и предписаний от 15 ноября 2018 г. видно, что уполномоченный орган полагал, что СТД РФ обязан оформить земельные участки согласно Земельному кодексу РФ (статья 26). Эта позиция поддержана административными ответчиками и в ходе судебного разбирательства.
Согласно положениям п. 1 ст. 25 и п. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса (в том числе право собственности и право пользования), возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» и удостоверяются документами в порядке, предусмотренном указанным законом.
Из содержания п. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ следует, что право на земельный участок подтверждается государственной регистрацией, между тем данным пунктом не возлагается безусловная обязанность на пользователя земельного участка зарегистрировать это право.
Таким образом, приведенные нормы не возлагают на СТД РФ обязанности обратиться за осуществлением кадастрового учета и регистрацией своего права; такие действия производятся по усмотрению заявителя и не ограничены каким-либо сроком, а их невыполнение не является нарушением законодательства.
Указанные в оспариваемых предписаниях действия (бездействие) административного истца не образуют состава правонарушения, влекущего административную либо иную ответственность, следовательно отсутствовали правовые основания для направления СТД РФ предписаний, которыми фактически на него возложена обязанность оформить правоустанавливающие документы на земельные участки, предоставленные ему в пользование, как собственнику расположенных на участках зданий.
При этом судебная коллегия отмечает, что административными ответчиками не оспаривалось в ходе судебного разбирательства и не оспаривается в апелляционной жалобе, что СТД РФ имеет право пользования земельными участками, возникшее в силу закона.
Действительно, самовольного занятия СТД РФ земельных участков, в том числе использования земельных участков лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанные земельные участки, не произошло.
В суд апелляционной инстанции представителем СТД РФ представлены: акт на право пользования землей, выданный исполнительным комитетом Островского районного Совета депутатов трудящихся Островского района Костромской области 20 января 1959 год, согласно которому в постоянное пользование дому отдыха имени А.Н. Островского ВТО «Щелыково» Островского района Костромской области отведено 215,26 гектаров земли (с учетом внесенных изменений решением Костромского облисполкома от 13 сентября 1967 года №579); государственный акт на право пользования землей, выданный исполнительным комитетом Островского районного Совета народных депутатов 03 января 1985 года в том, что музею-заповеднику им. А.Н. Островского «Щелыково» Островского района Костромской области в бессрочное и бесплатное пользование закреплено 218 гектаров земли.
Как следует из представленной копии приказа Министерства культуры Российской Федерации от 25.01.1995 г. №49 Союз театральных деятелей выделил из структуры мемориального и природного музея-заповедника А.Н. Островского «Щелыково» Дом творчества Союза театральных деятелей, находящийся на территории музея-заповедника, оставив его на финансировании СТД. Финансирование мемориального и природного музея-заповедника А.Н. Островского «Щелыково» осуществлялось из бюджета Министерства культуры Российской Федерации с 1 апреля1995 года.
По акту приема-передачи, подписанному председателем Союза театральных деятелей Российской Федерации ФИО1 02 марта 1995 года и заместителем Министра культуры Российской Федерации ФИО2 06 марта 1995 года Союз театральных деятелей Российской Федерации передал, а Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково» принял мемориальную территорию музея-заповедника (218 га).
Таким образом, до марта 1995 года земельный участок с кадастровым номером № (в целом) находился в постоянном пользовании СТД РФ, в том числе и в период строительства зданий, принадлежащих в настоящее время на праве собственности СТД РФ. Материалами дела подтверждается, что СТД РФ предпринимаются меры, направленные на проведение кадастровых работ в отношении земельных участков с целью оформления правоустанавливающих документов на них. В частности, СТД РФ представлен договор №19-16 от 03 июля 2019 года по проведению кадастровых работ по образованию земельного участка (земельных участков) путем раздела земельного участка с сохранением исходного (кадастровый номер №) в измененных границах и надлежащего оформления земельно-правовых отношений для размещения и эксплуатации существующих и новых объектов частного учреждения «Санаторий «Щелыково» СТД РФ», заключенный с ООО «Областной центр геодезии и землеустройства», и межевой план земельного участка с кадастровым номером № от 21 мая 2019 года.
Исходя из изложенного, вынесенные должностным лицом Управления Росреестра по Костромской области предписания от 15 ноября 2019 года законными признать нельзя, поскольку оснований, предусмотренных земельным законодательством, для возложения на СТД РФ обязанности осуществить регистрацию права на спорные земельные участки, не имеется. Доводы апелляционной жалобы о законности предписаний, основанные на ином толковании действующего законодательства, регулирующего осуществление земельного надзора, применительно к положениям ч. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ, отклоняются судебной коллегией.
Пунктом 57 Административного регламента предусмотрено, что в акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и лицах, допустивших указанные нарушения, а также:
- сведения о правоустанавливающих и иных документах;
- нормы законодательства Российской Федерации, которые нарушены;
- статьи КоАП, которыми предусмотрена административная ответственность в случае выявления нарушений, за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность (пп. 7).
В соответствии с пунктом 101 Административного регламента юридическим фактом - основанием для принятия решения о мерах по результатам проверки - является акт проверки, в котором в том числе должны быть отмечены выявленные нарушения обязательных требований.
С учетом приведенных норм вопреки доводам апелляционной жалобы наличие у оспариваемого акта проверки №117 от 15 ноября 2018 года признаков несоответствия требованиям пп. 7 пункта 57 Административного регламента (в акте не приведены сведения о выявленных нарушениях обязательных требований) в совокупности с установлением данным актом нарушения со стороны СТД РФ являлись достаточными основаниями для признания такого акта незаконным.
По мнению судебной коллегии, указание судом первой инстанции в резолютивной части решения об отмене оспоренных акта и предписаний, как последствие признания их незаконными, не может в рассматриваемом случае являться основанием для отмены судебного решения, поскольку оно не нарушает права Управления Росреестра по Костромской области. Согласно пункту 113 Административного регламента предписание об устранении выявленного нарушения законодательства не выдается, а выданное предписание отменяется вышестоящим должностным лицом при наличии достаточных оснований (отсутствие события административного правонарушения, вступившее в силу решение суда и другие) по заявлению лица, которому было выдано предписание.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не учтен при разрешении спора принцип платности использования земли, не ставят под сомнение правильность оспариваемого судебного решения. На запрос суда апелляционной инстанции ФГБУК «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково» в ответе от 26 июля 2019 г. №55 сообщено, что музей-заповедник «Щелыково» ежегодно представляет в ФНС налоговую декларацию по земельному налогу на единый земельный участок (кадастровый номер №) с кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб. и производит оплату налога в бюджет. Аналогичная информация 19.07.2019 г. №08-34/12283 представлена МИФНС России №7 по Костромской области по запросу Управления Росреестра по Костромской области. Следовательно вопрос возмещения затрат на уплату земельного налога за используемые СТД РФ земельные участки может быть разрешен по требованиям ФГБУК «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково» к данному лицу.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не учтена позиция МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях о необходимости оформления прав СТД РФ на используемые земельные участки, также отклоняется судебной коллегией, поскольку в силу п. 8 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган не лишен возможности на обращение с иском о понуждении собственника объектов недвижимости заключить договор аренды земельных участков, на которых расположены такие объекты недвижимости.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на то, что по результатам проверки от 15 ноября 2018 года в отношении юридического лица СТД РФ и его законного представителя были составлены протоколы об административном нарушении по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, постановлениями мирового судьи судебного участка №370 Тверского района г. Москвы от 31 января 2019 года СТД РФ и его председатель привлечены к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа, имеющими преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, не могут быть признаны состоятельными, поскольку, как правильно указано судом первой инстанции, законность обжалуемых предписаний от 15 ноября 2018 года мировым судьей не проверялась. Предметом оценки в мотивировочной части постановлений являлись предписания от 12 июля 2018 года, которые, как установил мировой судья, не обжаловались, не признавались судом незаконными и не отменены, а СТД РФ и его председателем не приняты все зависящие от них меры по исполнению этих предписаний.
В остальном доводы апелляционной жалобы о наличии предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены обжалуемого решения не свидетельствуют.
Несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой имеющихся доказательств, а также толкованием судом норм законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права и предусмотренных Кодексом административного судопроизводства РФ процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Островского районного суда Костромской области от 12 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: