ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33а-13132/2019
г. Уфа 08 июля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Турумтаевой Г.Я.,
судей Александровой Н.А. и Портновой Л.В.,
при секретаре РИИ
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми к ЛФФ о взыскании задолженности по транспортному налогу
по апелляционной жалобе ЛФФ на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Александровой Н.А., выслушав объяснения ЛФФ, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми (далее - ИФНС по Ленинскому району г.Перми) обратилась в суд с административным иском к ЛФФ о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу. В обоснование иска указано на то, что ЛФФ, являясь собственником транспортного средства- судна, Ф.Ф. регистрационный номер К-01-1856, не оплатил недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 5 270 руб., в связи с чем ему были начислены пени в размере 100,75 руб.
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата постановлено:
административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Перми к ЛФФ о взыскании задолженности по транспортному налогу - удовлетворить.
Взыскать с ЛФФ в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 5 270 руб., пени по транспортному налогу за период с 02.12.2017г. по 12.02.2018г. в размере 100,75 руб.
Взыскать с ЛФФ в доход федерального бюджета госпошлину в размере 400 руб.
В апелляционной жалобе ЛФФ просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объеме, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения не имеется.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы Ф.Ф. власти, иные Ф.Ф. органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ЛФФ в 2016 году имел в собственности транспортное средство: разъездной теплоход, Ф.Ф. регистрационный номер №... («К-№...»).
Свидетельство о праве собственности на судно («К-№...») серии РТ-II №... от дата выдано ФИО1 речной судоходной инспекцией по Камскому БУГН на ВВТ.
Налоговым уведомлением №... от дата произведен расчет налога за данное транспортное средство за 12 месяцев 2016 года в размере 5 270 руб., указанный налог подлежал уплате до дата
Требованием №... от дата срок исполнения и уплаты недоимки по транспортному налогу установлен до дата.
Сведений об исполнении требований и уплате образовавшей недоимки ответчиком не представлены.
дата мировым судьей судебного участка №... по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан вынесен судебный приказ о взыскании с ЛФФ в пользу ИФНС по Ленинскому району г. Перми суммы недоимки по транспортному налогу с физических лиц в размере 5270,00 руб. и пени за период с дата по дата в размере 100,75 руб.
дата определением мирового судьи судебного участка №... по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан судебный приказ от дата отменен по заявлению ЛФФ
дата налоговый орган обратился в Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к ЛФФ о взыскании недоимки по налогу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, проверив правильность расчета задолженности по налогам и пени, а также соблюдение налоговым органом порядка обращения в суд, процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости погасить задолженность, предшествующую обращению в суд, и обоснованно сделал вывод о необходимости взыскания с ЛФФ недоимки в заявленном налоговым органом размере.
Судебная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции правильным.
Доводы апелляционной жалобы ЛФФ об отсутствии оснований для взыскания недоимки по налогу в связи с отчуждением объекта налогообложения в 2011 году являются несостоятельными по следующим основаниям.
Так, согласно пункту 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст.362 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Как следует из п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования транспортного средства, и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (статья 44 НК РФ), в том числе в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.
В соответствии со статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) судно подлежит государственной регистрации Государственном судовом реестре.
Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Статьей 3 КВВТ определено, что судно – это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Исходя из ч.ч. 1, 2 ст.17 КВВТ государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре, реестре строящихся судов и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.
Государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом.
Из материалов дела следует, что на момент оформления права собственности транспортное средство – теплоход №... не являлся маломерным судном и был зарегистрирован в Государственном судовом реестре - Государственной речной судоходной инспекцией по Камскому БУГН на ВВТ.
Администрацией бассейна внутренних водных путей, имеющего право снятия транспортного средства (теплохода) с учета, для Камского бассейна является ФБУ «Администрация Камводпуть».
Камский филиал Российского Речного Регистра, вопреки доводам апелляционной жалобы, является органом, осуществляющим классифицированный учет судов и не осуществляет государственную регистрацию возникновения, изменения или прекращения прав собственности и иных прав на судно, о чем ЛФФ также было разъяснено в письме №№... от дата директора Камского филиала Российского Речного Регистра ФИО2.
Согласно отзыву Федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр», в соответствии с Уставом, утвержденным распоряжением Минтранса России от дата№..., зарегистрированном в Минюсте России дата, регистрационный №..., Регистр является некоммерческой организацией, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов подлежащих государственной регистрации (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях) и плавучих объектов. Нормативное регулирование классификации и освидетельствование судов и плавучих объектов осуществляется в соответствии со статьёй 35 Федерального закона от 07 марта 2001 года № 24-ФЗ КВВТ, приказом Минтранса России от 25 сентября 2012 года № 355, зарегистрированном в Минюсте России дата, регистрационный №..., пунктом 1 и 12 Устава, «Положением о классификации и об освидетельствовании судов», утвержденным приказом Минтранса России дата№..., зарегистрированном в Минюсте России дата, регистрационный №....
Пункт 3 Положения устанавливает, что целью классификации и освидетельствования является выполнение работ (оказание услуг) по оценке соответствия судов, материалов и изделий для установки на судах, правилам освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилам технического наблюдения за постройкой судов, правилам технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилам предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилам классификации и постройки судов, утверждаемых Регистром в соответствии с пунктом 2 статьи 35 КВВТ.
Регистр, в соответствии с учредительными документами, осуществляет классификацию предъявляемых ему к освидетельствованию судов и плавучих объектов судовладельцами, которые могут быть как собственниками, так и арендаторами или фрахтователями (статья 3 КВВТ «Судовладелец (далее также - владелец судна) - гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, эксплуатирующие судно под Государственным флагом Российской Федерации от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании»), с присвоением им класса и выдачей соответствующих документов Регистра.
В соответствии с нормами статей 15, 16, 17 КВВТ и учредительными документами Регистра, регистрация судов, ведение официального Государственного судового реестра Российской Федерации и подтверждение прав собственности и иных законных прав на суда и иные плавучие сооружения на Регистр не возложено.
Классификационный учет, осуществляемый Регистром, связан с внутренним учетом объектов классификации и не подтверждает государственную регистрацию судов и плавучих объектов, а также возникновение, изменение или прекращение прав собственности и иных законных прав.
Таким образом, как правильно отметил суд первой инстанции, представленный административным ответчиком в обоснование своей позиции судовой билет серии «Д» №... на имя ШАА выдан на маломерное судно №... и не подтверждает переход права собственности на объект налогообложения- теплоход К-1856, принадлежащий ЛФФ
Выставление ЛФФ счета на оплату для снятия №... с учета от ФГУ «Российский Речной Регистр» Камский филиал РРР не подтверждает переход права собственности на данное судно, поскольку Администрацией бассейна внутренних водных путей данное транспортное средство с учета не снято и в Государственном судовом реестре числится за ЛФФ
В связи с указанными обстоятельствами суд пришел к обоснованному выводу о том, что налогоплательщиком транспортного налога за теплоход К-1856 в 2016 году является ЛФФ
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица ШАА также отклоняется.
Согласно части 1 статьи 47 КАС РФ под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.
Между тем, учитывая, что административные исковые требования правомерно заявлены к ЛФФ, права и обязанности ШАА при разрешении дела не затрагиваются, то оснований для привлечения к участию в деле указанного лица у суда первой инстанции не имелось.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся, по сути, к иной правовой оценке собранных по делу доказательств и к повторному изложению обстоятельств; основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут повлиять на содержание постановленного судом решения. Оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ЛФФ - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи Н.А. Александрова
Л.В. Портнова
Справка: судья ФИО