ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1314 от 02.03.2017 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Бжезовская И.В. № 33а-1314

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 марта 2017 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А.,

судей Литвиновой М.В., Поляниной О.А.,

при секретаре Дагаевой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горгаева Г.Г. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности выдать разрешение на строительство по апелляционной жалобе Горгаева Г.Г. на решение Волжского районного суда города Саратова от 15 ноября 2016 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения представителя Горгаева Г.Г. - Горгаева В.Г., поддержавшего апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Горгаев Г.Г. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивировав требования тем, что подал в администрацию муниципального образования «Город Саратов» (далее - Администрация) заявление о выдаче разрешения на строительство объекта на принадлежащем административному истцу на праве собственности земельном участке с кадастровым номером площадью 1398 кв. м, приложив соответствующую документацию в порядке части 7 статьи 51 ГрК РФ. Уведомлением от 28 июля 2016 года № 01-02-20/745 Горгаеву Г.Г. отказано в выдаче разрешения на строительство на основании части 13 статьи 51 ГрК РФ, подпункта 30.4 пункта 30 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». Полагал, что оспариваемый отказ ограничивает права собственника земельного участка по его использованию и распоряжению, осуществлению нового строительства. Указал, что в соответствии с градостроительным планом земельного участка проектирование необходимо вести с учетом определения условий зрительного восприятия объектов культурного наследия и визуально взаимодействующих с ними новых зданий, обеспечения сохранности расположенных в непосредственной близости объектов культурного наследия в их историко-культурной среде, сохранения сложившихся условий визуального восприятия объектов культурного наследия в их историко-градостроительной среде, в том числе комплекса зданий «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, конец XIX в.». Согласно разделу «Информация об ограничениях в использовании земельного участка» градостроительного плана земельный участок расположен в непосредственной близости выявленного объекта культурного наследия - жилой дом конец XIX века по адресу: город Саратов, улица имени Горького А.М., 63. Пунктом 2.2.2 градостроительного плана установлены предельные параметры проектируемого объекта строительства, иных ограничений с использованием не установлено. Данные решения предусматриваются «Дополнением к разделу обеспечения сохранности и объема культурного наследия», разработанным ООО «Идеи пространства» по заданию Горгаева Г.Г. и прошедшим государственную экспертизу. Из акта государственно историко-культурной экспертизы от 27 июня 2016 года следует, что проектная документация «Дополнение к разделу обеспечения сохранности и объема культурного наследия - жилой дом конец XIX в. по адресу: город Саратов, улица им Горького А.М., дом 63, в составе проектной документации «Определение условий зрительного восприятия объекте культурного наследия - «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, конец XIX в.» по адресу: город Саратов, улица им Горького А.М., дом 85», соответствует требованиям законодательства РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия и рекомендован для согласования в составе разделов проекта. Согласно положительному заключению негосударственной экспертизы № 4-1-1-0037-15 от 02 ноября 2015 года, проектирование осуществляется на основании градостроительного плана земельного участка № RU64304000-399, выданного Администрацией 04 августа 2015 года на земельный участок площадью 1398 кв. метров с кадастровым номером 64:48:030451:13; местом допустимого размещения объекта капитального строительства является весь земельный участок за пределами красных линий; проектируемый объект соответствует градостроительному регламенту отведенной территории; проектом предусмотрено обеспечение сохранности расположенных в непосредственной близости объектов культурного наследия, сохранение сложившихся условий визуального восприятия объектов культурного наследия в их историко-градостроительной среде, в том числе комплекса зданий «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, конец XIX в.» по адресу: город Саратов, улица им Горького А.М., дом 85»; при разработке проекта были созданы условия для полноценной жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения. По мнению Горгаева Г.Г., административный ответчик немотивированно утверждает, что строящееся здание не соответствует требованиям визуального восприятия; административным ответчиком не конкретизировано, какие именно требования градостроительного плана и СНиП нарушены; план разработан с учетом требований технических условий организаций; все разделы проекта выполнены в соответствии с действующими нормативными документами; приняты меры по обеспечению сложившихся условий зрительного восприятия нового объекта и объектов культурного наследия в их историко-градостроительной среде с учетом подзоны И3 территориальной зоны ОД-1.

Решением Волжского районного суда города Саратова от 15 ноября 2016 года в удовлетворении административного исковых требований Горгаеву Г.Г. отказано.

В апелляционной жалобе Горгаев Г.Г. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ее автор ссылается на обстоятельства, аналогичные тем, которые истец указывал в суде первой инстанции. Считает, что проектная документация, выполненная проектными организациями, подготовлена на основании выданного ответчиком градостроительного плана и с учетом требований законодательства. Вывод суда о том, что автором жалобы не оспаривался градостроительный план, не имеет отношения к данному спору, поскольку никаких норм, требований градостроительный план не устанавливает, а лишь является частным актом - выпиской из градостроительного плана городской территории. Внесение изменений в градостроительный план, не является обязанностью автора жалобы, поскольку такие изменения должны вносить органы, осуществляющие градостроительное регулирование. Ссылается, что относительно зрительного восприятия нового объекта в условиях существующей застройки и с учетом существующего объекта культурного наследия, градостроительный план устанавливает требования по высотности и расположению нового объекта в линиях градостроительного регулирования с сохранением зрительного коридора восприятия объекта культурного наследия, которые при проектировании были соблюдены. Полагает, что суд необоснованно принял доводы административного ответчика о снижении этажности объекта и увеличении отступа от красных линий по лицевой линии границы земельного участка, учел мнение архитектурно-градостроительного совета (протокол № 10 от 27 сентября 2016 года), составленного после выдачи административному истцу отказа в выдаче разрешения на строительство объекта, о несоблюдении расстояний от фасада объекта до линий инженерных коммуникаций, о несоблюдении процента озеленения земельного участка, необходимости обустройства парковочных мест для маломобильных групп населения, в том числе на территории общего пользования, наличие (отсутствие) мест размещения складов, бытовок, кранов на земельном участке, принадлежащем административному истцу, перечня мероприятий по организации мониторинга за смежными зданиями. Указал, что в проекте предусмотрен перечень мероприятий, который должен осуществить застройщик при проведении строительства. Полагает неправильным вывод суда о том, что в проекте подробно не отражены этапы мониторинга.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.

Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), -соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, районный суд исходил из того, что правовых оснований для признания незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство не имеется. Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 ГрК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.

Данный порядок, установленный ГрК РФ, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.

В силу положений статьи 51 ГрК РФ и статьи 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, и иные предусмотренные статьей 51 ГрК РФ документы.

Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Подготовка проектной документации осуществляется, в частности, на основании результатов инженерно-технических изысканий и градостроительного плана земельного участка (пункт 11 статьи 48 ГрК РФ).

Состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, определен пунктом 12 статьи 48 ГрК РФ.

Пунктом 1, 2 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 года № 243-ФЗ).

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (пункт 4 в редакции Федеральных законов от 18 июля 2011 года № 243-ФЗ, от 22 октября 2014 года № 315-ФЗ).

Пунктом 11 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления уполномочен на проведение проверки наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проведение проверки соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка; выдачу разрешения на строительство или отказ в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

При этом в силу пункта 13 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка (часть 13 в редакции ФЗ 13 июля 2015 года № 216-ФЗ).

Как следует из материалов дела, Горгаев Г.Г. является собственником земельного участка площадью 1398 кв. м с кадастровым номером из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным видом использования - нежилые помещения, здания и сооружения.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 (в редакции решения от 19 февраля 2015 года № 43-482) данный земельный участок расположен в границах территориальной зоны ОД1 - зона многофункциональной общественно-деловой застройки историко-культурного центра города, в пределах исторической зоны И3 - исторический центр.

Распоряжением Администрации № 676-р от 18 сентября 2015 года утвержден градостроительный план № RU64304000-399 земельного участка. Из данного градостроительного плана (пункт 3 примечания) следует, что проектирование необходимо вести с учетом определения условий зрительного восприятия объектов культурного наследия и визуально взаимодействующих с ними новых зданий, обеспечения сохранности расположенных в непосредственной близости объектов культурного наследия в их историко-культурной среде, сохранения сложившихся условий визуального восприятия объектов культурного наследия в их историко-градостроительной среде, в том числе комплекса зданий «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, конец XIX в.», расположенного по адресу: город Саратов, улица имени Горького А.М., 85.

Градостроительный план земельного участка утвержден, при этом сведений о его оспаривании, признании недействительным по каким-либо основаниям материалы административного дела не содержат.

18 июля 2016 года Горгаев Г.Г. обратился в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство отдельно стоящего офисного здания делового и коммерческого назначения на указанном земельном участке, приложив к заявлению пакет документов.

В уведомлении Администрации от 28 июля 2016 года № 01-02-20/745 Горгаеву Г.Г. на основании пункта 13 статьи 51 ГрК РФ, подпункта 30.4 пункта 30 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», пункта 2.3 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов», отказано в выдаче разрешения на строительство по тем основаниям, что земельный участок с кадастровым номером 64:48:030451:13 расположен в границах территориальной зоны историко-культурного центра города в пределах исторической подзоны И-3 - исторический центр.

Из представленной в Администрацию визуализации следует, что с точки пересечения улицы имени Горького А.М. и улицы Московская перекрывается вид на верхний ярус колокольни и две малые дальние от красной линии главы «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, конец XIX в.»; с точки на пересечении улицы имени Горького А.М. и улицы Кутякова И.С. полностью перекрывается вид на колокольню. Визуальный материал, иллюстрирующий влияние предполагаемого к строительству здания офисного центра на зрительное восприятие «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, конец XIX в.» с пересечения улиц имени Горького А.М. и улицы имени Челюскинцев отсутствует. Представлены два варианта изображения с улицы Московской и улицы Кутякова с двумя вариантами архитектурного решения фасадов, которые невозможно соотнести между собой. Не представлены (отсутствуют) двухмерные изображения - чертежи в составе проектной документации. Представленная в проектной документации фотофиксация частично устарела, в связи с изменением архитектурной среды. Из представленных материалов следует, что строительство отдельно стоящего офисного здания делового и коммерческого назначения в предполагаемых архитектурных решениях с данными технико-экономическими показателями (высота объекта) негативно повлияет на восприятие объекта культурного наследия регионального значения.

При разработке раздела проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» не учтены требования градостроительного плана земельного участка в части соблюдения расстояний от инженерных сетей до зданий, сооружений; в представленном проекте не предусмотрены специализированные парковочные места для маломобильных групп населения, указанные места запроектированы с нарушением пункта 1 статьи 48 ГрК РФ за границами земельного участка; невозможно определить соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана в части показателя по озеленению территории, так как данный показатель приведен с учетом озеленения прилегающей к земельному участку территории; в границах рассматриваемого земельного участка расположено двухэтажное кирпичное здание, однако по информации, имеющейся в комитете по градостроительной политике, в границах рассматриваемого земельного участка отсутствуют недвижимые объекты; в разделе «Проект организации строительства» не указаны места размещения площадок и складов временного складирования, установки кранов и путей их передвижения, инженерных сетей обеспечения строительной площадки, что противоречит требованиям подпункта «ц» пункта 23 постановления Правительства РФ № 87 от 16 февраля 2008 года. Отсутствует перечень мероприятий по организации мониторинга за состоянием зданий и сооружений, расположенной в непосредственной близости от строящегося объекта, строительные работы на котором могут повлиять на их надежность.

Как следует из материалов дела, к заявлению от 18 июля 2016 года приложена проектная документация, выполненная обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Проектная мастерская «Мегаполис», положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, выполненное ООО «Спецстройэкспертиза», «Дополнение к разделу по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия - жилой дом конец XIX века по адресу: город Саратов, улица имени Горького А.М., дом 63, в составе проектной документации «Определение условий зрительного восприятия объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, конец XIX в.» по адресу: город Саратов, улица Горького, дом 85», выполненное ООО «Идеи пространства», согласно которым проектирование осуществлено, в том числе с соблюдением сложившихся условий визуального восприятия объектов культурного наследия регионального значения в их историко-градостроительной среде (в том числе комплекса зданий «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, конец XIX в.»); проектная документация соответствует (положительное заключение) требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия и рекомендуется для согласования в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно положительному заключению негосударственной экспертизы, проектная документация (без смет на строительство) и результаты инженерных изысканий по объекту «Отдельно стоящее офисное здание делового и коммерческого назначения по адресу: Саратовская область, муниципальное образование «Город Саратов», улица имени Горького А.М., дом 65» соответствует требованиям технических регламентов, национальным стандартам, градостроительным регламентам, заданию на проектирование, и рекомендована к утверждению.

Судом первой инстанции установлено, что 25 июля 2016 года на заседании архитектурно-градостроительного совета принято единогласное решение о том, что строительство офисного здания делового и коммерческого назначения по адресу: город Саратов, улица Горького А.М., дом 65, повлечет за собой изменение, в данном случае ухудшающее зрительное восприятие объекта культурного наследия регионального значения - Церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

Материалы, определяющие условия зрительного восприятия объекта культурного наследия и визуальное взаимодействие с ним, представлены на 2 листах в приложении № 7 «Визуализация с вариантами фасада» в разделе «Дополнение к разделу обеспечения сохранности» (листы 55, 56). При этом на листе 55 отражен рекламный шит, данная конструкция отсутствует на листах 25 и 56 того же раздела и в разделе «Архитектурные решения» лист 1 «Общий вид». На листе 56 отображен объект с иным архитектурным решением, чем указанный на листе 55, а также в разделе «Архитектурные решения» лист 1 «Общий вид».

Согласно разбивочному плану раздела «Схема планировочной организации земельного участка», не учитывает расположение и наличие подземных сетей, отображенных на градостроительном плане «П2» и указанных в примечании 5, что противоречит минимальным расстояниям от подземных (наземных с обвалованием) сетей до зданий и сооружений, установленных «Сводом правил СП 42.13330.2011 СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.

При разработке раздела проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» не учтены требования градостроительного плана земельного участка в части соблюдения расстояний от инженерных сетей до зданий, сооружений.

Согласно представленной проектной документации, в границах рассматриваемого земельного участка расположено двухэтажное кирпичное здание, однако в настоящее время земельный участок свободен от застройки.

Кроме того, подпунктом «ц» пункта 23 постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» в графической части раздела проектной документации «Проект организации строительства» предусмотрено, что должно быть указано место размещения площадок и складов временного складирования конструкций, изделий, материалов и оборудования, мест установки стационарных кранов и путей перемещения кранов большой грузоподъемности, инженерных сетей и источников обеспечения строительной площадки водой, электроэнергией, связью, а также трасс сетей с указанием точек их подключения и мест расположения знаков закрепления разбивочных осей.

В пункте 9 раздела «Проект организации строительства» (лист 17) для организации строительства предусмотрено наличие открытого склада стройматериалов площадью 156 кв. м. Место размещения данного склада на строительном генеральном плане раздела «Проект организации строительства» не указано, а экспликация временных бытовых зданий, приведенных в таблице 7 данного раздела (лист 17), не соответствует приведенным расчетам в таблице 6 того же раздела.

В соответствии с требованиями проектной документации раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» (лист 3); раздела 6 «Проект организации строительства» часть 18 «Перечень мероприятий по организации мониторинга за состоянием зданий и сооружений, расположенных в непосредственной близости от строящегося объекта, земляные, строительные, монтажные и иные работы на котором могут повлиять на техническое состояние таких зданий и сооружений» в процессе производства работ по устройству свайных фундаментов необходимо вести постоянный контроль за состоянием зданий, находящихся в непосредственной близости от площадки строительства; мониторинг необходим для определения осадок здания, возникающих в результате происходящих в непосредственной от него близости строительно-монтажных работ и своевременного предотвращения недопустимых последствий, вызванных этими осадками. Согласно пункту 4.1 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации (часть 4 статьи 53 ГрК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 утверждено Положение «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», применяемое при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства; при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Из Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» следует, что раздел 6 «Проект организации строительства» должен содержать в текстовой части, в том числе, перечень мероприятий по организации мониторинга за состоянием зданий и сооружений, расположенных в непосредственной близости от строящегося объекта, земляные, строительные, монтажные и иные работы на котором могут повлиять на техническое состояние и надежность таких зданий и сооружений (подпункт ф пункта 23).

Мониторинг включает в себя подготовительный этап (разработка программы ведения работ, определение предельных кренов на основании отчетов по обследованию здания, фотофиксация основных несущих конструкций и имеющихся дефектов, имеющихся на период начала строительства здания, установка маячков и датчиков раскрытия на трещины и дефекты в стенах зданий, определение кренов стен и осадок здания, установка марок и привязка к реперной сети), а также рабочий этап (визуальный контроль состояния здания, новых трещин, геодезические измерения деформаций зданий, тахеометрические измерения кренов и горизонтальных смещений стен по установленным маркам, контроль параметров колебаний фундаментов зданий при производстве работ, контроль за соблюдением технологического регламента работ, формирование ежемесячного отчета о состоянии наблюдаемых зданий с содержанием рекомендаций, в случае их необходимости).

В соответствии с пунктом 6.4.2 ГОСТ 31937-2011 «Правила обследования и мониторинга технического состояния» мониторинг технического состояния зданий (сооружений), попадающих в зону влияния нового строительства и природно-техногенных воздействий, планируют до начала строительства или ожидаемого природно-техногенного воздействия.

Согласно пункту 7 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», раздел 6 проектной документации («Проект организации строительства»), требования к содержанию которого устанавливаются пунктом 23 указанного Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историке- культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и поименованным Федеральным законом.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление границ территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования.

Отсутствие в учетных документах описания границ территории объекта культурного значения, а равно, отсутствие установленных в соответствии с законом, охранных зон памятников культурного значения само по себе не означает их отсутствие.

В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения экспертизы проектной документации (пункт 3 статьи 36 Федерального закона РФ от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

В представленной административным истцом проектной документации отсутствует перечень мероприятий по организации мониторинга за состоянием зданий и сооружений, расположенных в непосредственной близости от строящегося объекта, земляные, строительные, монтажные и иные работы, которые могут повлиять на техническое состояние и надежность таких зданий и сооружений.

При таких обстоятельствах, учитывая, что представленная Горгаевым Г.Г. документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии оспариваемого отказа требованиям действующего градостроительного законодательства.

При этом судебная коллегия учитывает, что оспариваемое решение об отказе в выдаче разрешения на строительство принято в пределах предоставленных полномочий в порядке, установленном Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача и продление разрешения на строительство», утвержденным постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09 июня 2010 года № 1488 (далее - Административный регламент).

Довод автора жалобы относительно несогласия с тем, что в разделе проекта «Проект организации строительства» не указаны места размещения площадок и складов временного складирования, установки кранов и путей их передвижения, инженерных сетей обеспечения строительной площадки, что противоречит требованиям подпункта «ц» пункта 23 постановления Правительства РФ № 87 от 16 февраля 2008 года, является необоснованным.

Так, Административным регламентом определено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства заявитель представляет в комитет заявление о выдаче разрешения на строительство (Приложение № 1 к регламенту) (пункт 2.6.1).

Согласно пункту 2.6.2 Административного регламента к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей.

Положением о составе разделов проектной документации и требованиях по их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 (далее - постановление № 87), предусмотрено, что Раздел 6 «Проект организации строительства» должен содержать в графической части строительный генеральный план подготовительного периода строительства (при необходимости) и основного периода строительства с определением мест расположения постоянных и временных зданий и сооружений, мест размещения площадок и складов временного складирования конструкций, изделий, материалов и оборудования, мест установки стационарных кранов и путей перемещения кранов большой грузоподъемности, инженерных сетей и источников обеспечения строительной площадки водой, электроэнергией, связью, а также трасс сетей с указанием точек их подключения и мест расположения знаков закрепления разбивочных осей (подпункт «ц» пункта 23 постановления № 87).

Как следует из проектной документации, в представленном разделе проектной документации «Проект организации строительства» данная информация отсутствует, несмотря на то, что существует потребность во временных зданиях и сооружениях.

Согласно пункту 4.1.3 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605 (в редакции от 21 октября 2015 года), в проектной документации должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения МГН по участку к доступному входу в здание с учетом требований СП 42.13330. Эти пути должны стыковаться с внешними по отношению к участку транспортными и пешеходными коммуникациями, специализированными парковочными местами, остановками общественного транспорта. Система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на все время (в течение суток) эксплуатации учреждения или предприятия в соответствии с ГОСТ Р 51256 и ГОСТ Р 52875.

Таким образом, в проектной документации должны быть предусмотрены специализированные парковочные места, что в представленном проекте не предусмотрено, указанные места запроектированы с нарушением пункта 1 статьи 48 ГрК РФ, за границами земельного участка.

Доводы апелляционной жалобы о том, что градостроительный план устанавливает требования по высотности и расположению нового объекта в линиях градостроительного регулирования с сохранением зрительного коридора восприятия объекта культурного наследия, которые при проектировании были соблюдены, были предметом проверки суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.

Доводы Горгаева Г.Г. о возложении на него судом первой инстанции обязанности по внесению изменений в градостроительный план земельного участка являются несостоятельными, поскольку суд первой инстанции такую обязанность на Горгаева Г.Г. не возлагал, так как вопросы относительно внесения изменений в градостроительный план отнесены к полномочиям соответствующего органа, а суд лишь правильно указал на то обстоятельство, что Горгаев Г.Г., в случае возникновения необходимости, не проявил инициативу для обращения в компетентный орган для решения вопроса о внесении изменений в градостроительный план земельного участка.

Таким образом, Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав, свобод и законных интересов административного истца в данном случае отсутствует.

Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющимися основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда города Саратова от 15 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Горгаева Г.Г. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: