Судья: Евангелевская Л.В. Дело №33а-1320/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 февраля 2020 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе председательствующего: Ушникова М.П.
судей: Утемишевой А.Р., Сачкова А.Н.,
при секретаре Тхаговой И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Прокурора города Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону о признании недействующим пункта 4.4 Положения о едином городском банке данных безнадзорных несовершеннолетних, утвержденного постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 30.12.2011г. № 1001, по апелляционной жалобе Администрации г. Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Утемишевой А.Р., судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском (с учетом уточненных требований) к Администрации г. Ростова-на-Дону о признании недействующим пункта 4.4 Положения о едином городском банке данных безнадзорных несовершеннолетних, утвержденного постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 30.12.2011г. № 1001 как противоречащего требованиям действующего законодательства.
В обоснование требований указано, что постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 30.12.2011г. № 1001 утверждено Положение о едином городском банке данных безнадзорных несовершеннолетних.
Постановление от 30.12.2011г. № 1001 опубликовано в официальном печатном издании «Ростов официальный» №3 от 18.01.2012г.
Оспариваемым пунктом 4.4 Положения о едином городском банке данных безнадзорных несовершеннолетних определено, что районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, получившие карту учета, в 7-дневный срок со дня поступления сведений о таких детях: информируют органы опеки и попечительства и иные заинтересованные органы и учреждения системы профилактики для организации и проведения профилактических, реабилитационных и иных мероприятий в пределах своей компетенции; принимают постановление о постановке на учет в банк данных несовершеннолетнего либо решение об отказе в постановке на учет, если в ходе дополнительной проверки по поступившей информации о безнадзорном, беспризорном несовершеннолетнем установлено, что несовершеннолетний не относится к категории граждан, указанных в разделе II настоящего Положения; утверждают подготовленный, с учетом предложений органов опеки и попечительства и иных заинтересованных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, план мероприятий, включающий профилактические и реабилитационные меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям; направляют постановление о постановке на учет в банк данных и план мероприятий - в УСЗН района, к которому по территориальности относится комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, принявшая постановление о постановке на учет в банк данных несовершеннолетнего, для внесения информации в банк данных; направляют в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних план мероприятий для реализации в пределах своей компетенции.
Однако, по мнению прокурора, данный пункт не соответствует п. 5.2 утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 02.03.2012г. № 136 Положения о едином областном банке данных безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, которым предусмотрено, что муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в 7-дневный срок со дня поступления сведений о таких несовершеннолетних передают документированную информацию на карте учета в органы социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов, а также информируют органы опеки и попечительства и иные заинтересованные органы и учреждения системы профилактики для организации и проведения профилактических, реабилитационных и иных мероприятий в пределах своей компетенции.
Таким образом, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав направляют документированную информацию на карте учета в органы социальной защиты населения, которые являются операторами банка данных. При этом региональным законодательством не предусмотрено принятие комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав постановления о постановке на учет в банк данных безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.
Кроме того, на основании ч. 1 ст.1 и ч. 6 ст. 10 Закона № 425-ЗС комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области являются постоянно действующими коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, решения комиссии оформляются постановлениями.
В этой связи, для принятия постановления о постановке на учет в банк данных безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних требуется проведение в установленный 7-дневный срок заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и направление карты учета в органы защиты населения.
В силу п. 8 ст. 6 Закона № 425-ЗС комиссии при защите и восстановлении прав и законных интересов несовершеннолетних утверждают подготовленный органом опеки и попечительства план по защите прав ребенка в отношении несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, и контролируют его исполнение.
Вместе с тем, в п. 4.4 Положения указано, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждают подготовленный, с учётом предложений органов опеки и попечительства и иных заинтересованных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, план мероприятий, включающий профилактические и реабилитационные меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям.
Таким образом, функция подготовки такого плана относится к полномочиям органа опеки и попечительства, а не комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Прокурором г. Ростова-на-Дону 25.07.2016 в администрацию города вынесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако до настоящего времени, по истечении 3-х лет с даты вынесения представления, соответствующий проект в прокуратуру г. Ростова-на-Дону не поступил, изменения в оспариваемый нормативный правовой акт не внесены.
Ссылаясь на изложенное, а также положения Федерального закона от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в интересах несовершеннолетних, круг которых определить невозможно, прокурор г. Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим иском.
Решением Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 11 ноября 2019 года требования административного искового заявления Прокурора г. Ростова-на-Дону удовлетворены.
Суд признал недействующим пункт 4.4. Положения о едином городском банке данных безнадзорных несовершеннолетних, утвержденного постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 30.12.2011г. № 1001, как противоречащего требованиям действующего законодательства, утвержденного постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 30.12.2011 № 1001 со дня его принятия.
В апелляционной жалобе Администрация г.Ростова-на-Дону ставит вопрос об отмене решения Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 11 ноября 2019 года и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура г.Ростова-на-Дону просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В апелляционной инстанции представитель административного истца – старший прокурор прокуратуры Ростовской области Емелина Е.А. просила решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 ноября 2019 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Представитель Администрации г.Ростова-на-Дону Галкина А.Е. просила решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав явившихся в судебное заседание суда апелляционной инстанции участников процесса, судебная коллегия по административным делам приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных ст.310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
В отношении неявившегося представителя заинтересованного лица: Департамента социальной защиты населения г.Ростова-на-Дону дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС Российской Федерации, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Удовлетворяя требования прокурора г.Ростова-на-Дону, районный суд исходил из того, что оспариваемый пункт Положения о едином городском банке данных безнадзорных несовершеннолетних в соответствии с п. 2 ч.2 ст. 1, п. 3 ст. 208 КАС Российской Федерации, ст. 13 ГК Российской Федерации подлежит признанию недействующим со дня принятия как противоречащий требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласиться не может ввиду следующего.
Согласно положениям ст. 39, ч. 3 ст. 208 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, полагая, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Частью 8 ст. 213 КАС Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания вышеуказанных обстоятельств, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ст. 213 ч. 9 КАС Российской Федерации).
В соответствии со ст. 62 ч. 2 КАС Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Таким образом, действующее процессуальное законодательство при разрешении административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, возлагает на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой, представить доказательства, подтверждающие его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, при этом, суду предписано установить обстоятельства, изложенные в ч. 8 ст. 213 КАС Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят, в том числе, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 11 № 120-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 3 Областного закона Ростовской области от 26.12.2005г. № 425-ЗС «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области», комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются главой местной администрации городского округа, имеющего районное деление, при территориальных органах исполнительно-распорядительного органа городского округа.
Согласно Уставу города Ростова-на-Дону (ст. 1) в соответствии с Областным законом Ростовской области «О местном самоуправлении в Ростовской области» от 28.12.2005г. № 436-ЗС город Ростов-на-Дону является муниципальным образованием – городским округом, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.
Оспариваемое Положение о едином городском банке данных безнадзорных несовершеннолетних, утвержденного постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 30.12.2011г. № 1001 принято надлежаще уполномоченным представительным органом местного самоуправления, надлежаще опубликовано.
Процедура принятия данного нормативного правового акта административным истцом не оспаривалась.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации г.Ростова-на-Дону утверждено Положение о едином городском банке данных безнадзорных несовершеннолетних № 1001 от 30.12.2011г.
Пунктом 4.4 указанного Положения определено, что районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, получившие карту учета, в 7-дневный срок со дня поступления сведений о таких детях информируют органы опеки и попечительства и иные заинтересованные органы, учреждения системы профилактики для организации и проведения профилактических, реабилитационных и иных мероприятий в пределах своей компетенции; направляют постановление о постановке на учет в банк данных и план мероприятий – в УСЗН района, к которому по территориальности относится комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, принявшая постановление о постановке на учет в банк данных несовершеннолетнего, для внесения информации в банк данных.
При этом п. 5.2 Положения о едином областном банке данных безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 02.03.2012 № 136, предусмотрено, что муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в 7-дневный срок со дня поступления сведений о таких несовершеннолетних передают документированную информацию на карте учета в органы социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов, а также информируют органы опеки и попечительства и иные заинтересованные органы и учреждения системы профилактики для организации и проведения профилактических, реабилитационных и иных мероприятий в пределах своей компетенции.
Таким образом, следует, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав направляют документированную информацию на карте учета в органы социальной защиты населения, которые являются операторами банка данных. Однако региональным законодательством не предусмотрено принятие комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав постановления о постановке на учет в банк данных безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.
Однако, на основании ч. 1 ст. 1 и ч. 6 ст. 10 Закона № 425-ЗС комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области являются постоянно действующими коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, решения комиссии оформляются постановлениями.
В этой связи, для принятия постановления о постановке на учет в банк данных безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних требуется проведение в установленный 7-дневный срок заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и направление карты учета в органы защиты населения.
В соответствии с п. 8 ст. 6 Закона № 425-ЗС комиссии при защите и восстановлении прав и законных интересов несовершеннолетних утверждают подготовленный органом опеки и попечительства план по защите прав ребенка в отношении несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, и контролируют его исполнение.
При этом из пункта 4.4 Положения усматривается, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждают подготовленный, с учётом предложений органов опеки и попечительства и иных заинтересованных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, план мероприятий, включающий профилактические и реабилитационные меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям.
На основании анализа приведенных норм, судебная коллегия полагает, что функция подготовки такого плана относится к полномочиям органа опеки и попечительства, а не комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в связи с чем оспариваемый Прокурором г. Ростова-на-Дону пункт 4.4 Положения о едином городском банке данных безнадзорных несовершеннолетних, утвержденного постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 30.12.2011г. №1001 противоречит положению пункта 5.2 Положения о едином областном банке данных безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 02.03.2012 № 136, имеющего большую юридическую силу.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для признания пункта 4.4 указанного Положения недействующим.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ если по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, то оспариваемый нормативный правовой признается недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить.
Определяя момент, с которого нормативный правовой акт в оспариваемой части подлежит признанию недействующим, судебная коллегия, учитывая положения ст. 215 КАС Российской Федерации и разъяснения, изложенные в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50, считает необходимым признать пункт 4.4 указанного Положения недействующим со дня принятия постановления Правительства Ростовской области об утверждении положения о едином областном банке данных безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних №136, а именно с 02.03.2012г.
Поскольку указанные обстоятельства согласно п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11.11.2019г. подлежит отмене с вынесением нового решения.
Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 11 ноября 2019 года отменить, принять по административному делу новое решение.
Признать недействующим п.4.4 Положения о едином городском банке данных безнадзорных несовершеннолетних, утвержденного постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 30.12.2011 №1001 недействующим со дня принятия Постановления Правительства Ростовской области об утверждении положения о едином областном банке данных безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних от 02.03.2012г. №136.
Обязать Администрацию города Ростова-на-Дону в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать сообщение о его принятии (резолютивную часть решения суда) в официальном печатном издании, в котором опубликован указанный нормативный правовой акт (информационный бюллетень местного самоуправления «Ростов официальный»).
Председательствующий
Судьи: