ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-13228/20 от 21.12.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Василькова И.М. Дело № 33а-13228/2020

УИД 24RS0036-01-2020-000240-39

А3.201

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 декабря 2020 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Малякина А.В.,

судей Корниенко А.Н., Мирончика И.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Новоангарского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края к прокуратуре Мотыгинского района Красноярского края, и.о. прокурора Мотыгинского района Красноярского края Келлерман Людмиле Александровне о признании незаконными решения о проведении проверки и акта о результатах проверки

по апелляционной жалобе представителя Администрации Новоангарского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края по доверенности ФИО1

на решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 20 октября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.

Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Представитель Администрации Новоангарского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края по доверенности ФИО1 обратился с указанным административным исковым заявлением.

Требования мотивированы тем, что на основании решения и.о. прокурора Мотыгинского района Красноярского края Келлерман Л.А. № 34 от 05.03.2020 г. проведена проверка Администрации Новоангарского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края по заключенному муниципальному контракту № 0819300041617000117 на капитальный ремонт улично-дорожной сети п. Новоангарск от 18.09.2017 г. По результатам проверки вынесен акт от 10.04.2020 г.

Действия прокурора являются незаконными, поскольку проверка этого муниципального контракта проводилась с 12.01.2018г., что подтверждается запросом от 26.04.2018 г., согласно которому группой ОБЭиПК ОМВД России по Мотыгинскому району по заданию прокуратуры проводилась проверка контракта в порядке ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». 12.01.2018 г. информация и документы по инициированной проверке были предоставлены старшему оперуполномоченному ГЭБиПК лично в здании администрации. По результатам проверки никаких нарушений не выявлено.

Прокуратурой Мотыгинского района направлялось требование о явке в прокуратуру от 17.05.2019 г., то есть срок проверки составил более 11 месяцев.

Прокурор не является специалистом и не обладает познаниями в области финансовой или экономической деятельности, выводы по акту о причинении ущерба главой Новоангарского сельсовета ФИО2 на сумму восемь миллионов рублей Новоангарскому сельсовету Мотыгинского района являются необоснованными.

Представитель Администрации Новоангарского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края просил признать незаконным решение и.о. прокурора Мотыгинского района Красноярского края - заместителя прокурора района Келлерман Л.А. о проведении проверки от 05.03.2020 г. и акт о результатах проведения проверки от 10.04.2020г.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Администрации Новоангарского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края по доверенности ФИО1 просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на доводы и позицию, изложенные в адимнистративном исковом зявлении, которым судом не была дана надлежащая оценка.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Мотыгинского района Красноярского края Калугина Н.В. просила оставить без изменения решение суда, как постановленное в соответствии с требованиями закона.

Заслушав представителя Администрации Новоангарского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края по доверенности ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных сторон, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не сообщивших об уважительных причинах неявки в судебное заседание и не заявивших ходатайств об отложении слушания, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия полагает, что решение не подлежит изменению по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.21 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» предметом прокурорского надзора являются, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. (п. 2 ст. 21 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ»)

Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки (пункт 3 ст.21 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ»).

Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.03.2020 г. и.о. прокурора Мотыгинского района Красноярского края Келлерман Л.А. принято решение № 34 о проведении проверки в Администрации Новоангарского сельсовета Мотыгинского района на предмет соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иных подзаконных актов, регулирующих правоотношения в указанной сфере. Срок проведения проверки установлен с 10.03.2020 г. по 10.04.2020 г.

Согласно акту проверки от 10.04.2020г. прокурор установил, что в 2017 году по результатам конкурсного отбора на участие в государственной программе Правительства Красноярского края в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 26.01.2015г. № 25-п «Об утверждении распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на реализацию мероприятий подпрограммы «Дороги Красноярья» государственной программы Красноярского края «Развитие транспортной системы», муниципальное образование Мотыгинский район участвовало в Программе.

Постановлением Правительства Красноярского края от 26.06.2017г. № 370-п в приложении № 7 к разделу «Механизм реализации подпрограммы» подпрограммы «Дороги Красноярья» определены порядок и условия предоставления субсидии.

Согласно п. 12 Приложения № 7 субсидии предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством транспорта Красноярского края и администрацией муниципального образования. Для заключения Соглашения администрации муниципального образования в соответствии с п. 3 указанного Порядка, необходимо соблюсти порядок софинансирования мероприятий из местного бюджета, установленного с учетом уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, в размере не менее установленного п. 3 приложения. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности Мотыгинского района в 2017 году составлял 1,02%. Софинансирование мероприятий в размере 40 928 руб. в местном бюджете п. Новоангарск было предусмотрено.

11.08.2017 г. подписано соглашение № 196/с о предоставлении в 2017 году субсидии из краевого бюджета бюджету Мотыгинского района на осуществление дорожной деятельности с привлечением внебюджетных источников за счет средств дорожного фонда Красноярского края.

Согласно приложениям № 1 и 2 к соглашению финансирование мероприятий определено в размере 4 133 728 рублей, из них средств бюджета п. Новоангарск – 40 928 рублей и финансирование за счет средств краевого бюджета – 4 092 800 рублей.

С целью выполнения условий предоставления субсидии 20.06.2017 г. заключено соглашение между Администрацией п. Новоангарск в лице главы Новоангарского сельсовета ФИО2 и генеральным директором ОАО «Горевский горно-обогатительный комбинат» в лице исполнительного директора ФИО3 о совместном финансировании.

Условием соглашения являлось принятое обязательство ОАО «Горевский горно-обогатительный комбинат» по безвозмездному финансированию ремонта улично-дорожной сети п. Новоангарск путем предоставления и поставки строительных материалов (щебень, гравий, песок, песчано-щебеночная смесь, песчано-гравийная смесь и другое), спецтехники, оборудования для выполнения работ, размер предполагаемого финансирования согласно соглашению был определен 50% от сметной стоимости работ в размере 8 267 456 рублей (п.п. в п. 14 Приложения № 7 к краевой программе).

Министерством транспорта Красноярского края 28.06.2017 г. Администрации Мотыгинского района доведены лимиты бюджетных ассигнований в размере 4 092 800 рублей, которые в свою очередь 30.06.2017 г. доведены до администрации Новоангарского сельсовета в полном объеме.

Несмотря на размер доведенных бюджетных ассигнований и условий краевой программы главой Новоангарского сельсовета МКУ «Служба единого заказа Мотыгинского района» дано поручение о размещении на портале zakupki.gov.ru конкурсной документации на общую сумму 8 267 456 рублей.

18.09.2017 г. по результатам протокола подведения итогов электронного аукциона 0819300041617000117 от 04.09.2017 г. между ООО Дорожно-строительная компания «Регион» и Администрацией Новоангарского сельсовета в соответствии с положением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключен муниципальный контракт № 0819300041617000117 на капитальный ремонт улично-дорожной сети п. Новоангарск.

В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 контракта подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту дорожного полотна из асфальтобетона в п. Новоангарск в соответствии с условиями настоящего контракта и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Место выполнения работ: <...>

Цена подлежащей выполнению работы по контракту определяется локальным сметным расчетом и составляет 8 267 456 руб.

В пункте 2.2 контракта указаны источники финансирования: внебюджетные средства - 50% от цены контракта, средства бюджета Мотыгинского района - 50% от цены контракта.

Работы по контракту выполнены на сумму 8 267 456 руб., о чем сторонами составлены акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 № 1 от 17.10.2017 г. и справка о стоимости выполненных работ и затрат № 1 от 17.10.2017 г.

Принятые работы частично оплачены заказчиком на основании платежного поручения №860469 от 16.11.2017 г. на сумму 40 928 рублей, задолженность за выполненные работы перед подрядчиком составила 8 226 528 руб.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 06.04.2018 г. по делу № А33-34981/2017 с Администрации Новоангарского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края в пользу ООО «Дорожно-строительная компания «Регион» задолженность по муниципальному контракту в размере 8226528 руб., пени в размере 258450,09 руб. и судебные расходы по оплате государственной полшины в размере 52022 руб., о чем выдан исполнительный лист, который исполнен в принудительном порядке через УФК Министерства финансов по Красноярскому краю.

По результатам проверки и.о. прокурора Мотыгинского района сделан вывод о нарушении Администрацией Новоангарского сельсовета условий участия в государственной программе Правительства Красноярского края в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 26.01.2015 г. № 25-п «Об утверждении распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на реализацию мероприятий подпрограммы «Дороги Красноярья» государственной программы Красноярского края «Развитие транспортной системы», нарушения требований постановления Правительства Красноярского края от 26.06.2017 г. № 370-п и ст. 72 Бюджетного кодекса РФ.

Материалы проверки направлены 08.06.2020г. прокурором в СО по Мотыгинскому району ГСУ СК РФ по Красноярскому краю и Республики Хакасия для проведения проверки в порядке ст.144 УПК РФ.

08.07.2020 г. по результатам проверки, проведенной следователем по ОВД СО по Мотыгинскому району ГСУ СК РФ по Красноярскому краю и Республики Хакасия ФИО4 принято постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Главы администрации Новоангарского сельсовета ФИО2 в связи с отсутствием составов преступлений, предусмотренных ст. 285, 286 УК РФ, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (л.д. 86-89).

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, проанализировав предоставленные доказательства, применив законодательство, регулирующее спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия и.о. прокурора Мотыгинского района Красноярского края - заместителя прокурора района Келлерман Л.А. по принятию решения о проведении проверки от 05.03.2020 г. и составлению акта результатов проверки от 10.04.2020г. совершены в порядке ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» в соответствии с указанием прокуратуры Красноярского края № 561/7/1 от 02.10.2013 г. обязывающего прокуроров районов края осуществлять постоянный надзор за исполнением бюджетного законодательства, в том числе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на всех стадиях, как бюджетного процесса, так и закупочной деятельности.

Решение о проведении проверки и акт составленный по ее результатам не нарушают прав Администрации Новоангарского сельсовета Красноярского края.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что ранее в отношении администрации Новоангарского сельсовета Красноярского края проводились проверки правоохранительными органами и прокуратурой Мотыгинского района Красноярского края, касающиеся размещения и заключения муниципального контракта, однако данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что эти проверки проводились в рамках одной и той же проверки. Дата начала проведения проверки - 10.03.2020г. отражена в решении и.о. прокурора Келлерман Л.А. от 05.03.2020 г. и оснований полагать, что проверка была начата ранее, нет.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, подтверждены материалами дела.

И.о. прокурора Мотыгинского района Красноярского края - заместитель прокурора Келлерман Л.А. действовала в пределах предоставленных ей Федеральным законом «О прокуратуре РФ» полномочий, проверка проводилась с 10.03.2020 г. по 10.04.2020 г. в сфере бюджетного законодательства. При выявлении нарушений закона в сфере бюджетного законодательства прокурор составил акт, который направил в компетентные органы для проведения проверки, предусмотренной ст. 144-145 УПК РФ.

В соответствии со статьями 1, 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями на осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением действующих на ее территории законов. Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона.

Доводы административного иска и апелляционной жалобы о том, что прокурор при проведении проверки должен был руководствоваться положениями ст.20 ФЗ РФ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ признаются судебной коллегией несостоятельными поскольку в силу п.3 ч.3 ст.1 данного нормативного акта положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.

Судебная коллегия считает, что проводя проверку и направляя ее материалы в подразделение СК РФ, прокурор никоим образом не нарушил права Администрации Новоангарского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Наличия ни одного из таких условий в рассматриваемой ситуации не установлено.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 20 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

судьи: