Судья Перченко Н.Л. Дело № 33а-1333/2018
Докладчик Неволина Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 июня 2018 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Крылова Н.А.,
судей Пискуновой Н.В., Неволиной Е.В.,
при секретаре Филипповой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К о признании незаконным отказа Филиала «Распределительные Сети» ПАО «Сахалинэнерго» в согласовании строительства жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № в соответствии со схемой расположения ИЖС, возложении обязанности согласовать строительство в охранной зоне в соответствии со схемой расположения ИЖС на земельном участке
по апелляционной жалобе К на решение Южно-Сахалинского городского суда от 13 февраля 2018 года, которым в удовлетворении заявленных им требований отказано.
Заслушав доклад судьи Неволиной Е.В., объяснения К, поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, мнение представителя ПАО «Сахалинэнерго» Р, полагавшей решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
14 ноября 2017 года К обратился в Южно-Сахалинский городской суд с административным исковым заявлением к ПАО «Сахалинэнерго» Филиал «Распределительные Сети» о признании незаконным отказа в согласовании строительства жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № в соответствии со схемой расположения ИЖС.
В обоснование административного иска К указал, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, планировочный район (п/р) <адрес> кадастровым номером №, который частично находится в охранной зоне линий электропередач (далее – ЛЭП). Данный земельный участок сформирован в 1992 году с разрешенным использованием для строительства индивидуального жилого дома. С целью согласования строительства жилого дома на данном участке в охранной зоне ЛЭП он неоднократно обращался в Филиал «Распределительные Сети» ПАО «Сахалинэнерго» с заявлениями, на которые получил отказ. Ссылаясь на то, что действующее законодательство не содержит безусловных запретов на осуществление индивидуального жилищного строительства в охранных зонах ЛЭП, просил признать незаконным отказ в согласовании строительства жилого дома и возложить на административного ответчика обязанность согласовать строительство в охранной зоне в соответствии со схемой расположения ИЖС на земельном участке с кадастровым номером №
Определением суда от 11 декабря 2017 года к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечено юридическое лицо - ПАО «Сахалинэнерго».
В судебном заседании К заявленные требования поддержал, представитель ПАО «Сахалинэнерго» Р административный иск не признала. Представитель Филиала «Распределительные Сети» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе К просит отменить решение суда и принять новое – об удовлетворении его требований. Обосновывая доводы жалобы, отмечает, что суд в решении не указал нормативные акты, запрещающие строительство в охранной зоне, не учел его объяснения о том, что при строительстве дома не будет допущено нарушения функционирования ЛЭП, необоснованно отклонил ходатайство о назначении по делу строительной экспертизы, а также не дал оценку его доводам о нахождении в охранной зоне ЛЭП других индивидуальных жилых домов.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ПАО «Сахалинэнерго» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений не нее, заслушав объяснение явившихся лиц, судебная коллегия оснований для отмены состоявшегося решения суда не находит по следующим основаниям.
В силу пункта 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее – Правила), в соответствии с пунктом 2 которых в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Подпунктом «б» пункта 8 Правил предусмотрено, что в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
Согласно подпункту «а» пункта 10 Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Отказ в согласовании действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, допускается, если осуществление соответствующих действий нарушает требования, установленные нормативными правовыми актами, и может повлечь нарушение функционирования соответствующих объектов электросетевого хозяйства. Отказ должен быть мотивированным и содержать ссылки на положения нормативных правовых актов, которые будут нарушены вследствие производства заявителем соответствующих работ (осуществления соответствующих действий).
Отказ сетевых организаций в выдаче письменного решения о согласовании осуществления в охранных зонах действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, может быть обжалован в суде.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2.5.217 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 20 мая 2003 года № 187, расстояния по горизонтали от крайних проводов вновь сооружаемых воздушных линий при неотклоненном их положении до границ земельных участков жилых и общественных зданий, а также до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов должны быть не менее расстояний для охранных зон воздушных линий соответствующих напряжений. Для ЛЭП напряжением 220кВ такое расстояние должно составлять не менее 25 м (Приложение к Правилам).
Как следует из материалов дела ПАО «Сахалинэнерго» является сетедержателем ВЛ 220кВ Д7 ПС «Углезаводская» - ПС «Южно-Сахалинская», в отношении которой установлена охранная зона. Сведения о зоне с особыми условиями использования территорий внесены в Единый государственный реестр недвижимости 27 сентября 2013 года.
Судом установлено, что 17 июня 1992 года на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью 2000 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>. Участок относится к категории земель «земли населенных пунктов», его разрешенное использование - строительство индивидуального жилого дома (л.д. 15-17).
На основании договора купли-продажи от 24 марта 2016 года этот земельный участок передан в собственность К Государственная регистрация права собственности К на земельный участок осуществлена 05 апреля 2016 года (л.д. 14).
Указанный земельный участок частично расположен в охранной зоне – территории линий электропередач - ВЛ 220кВ Д7 ПС «Углезаводская» - ПС «Южно-Сахалинская» и ВЛ 35 кВ ПС «Луговая» - ПС «Ново-Александровская».
К неоднократно - 16 июня 2017 года, 26 июля 2017 года обращался в Филиал «Распределительные Сети» ПАО «Сахалинэнерго» с заявлениями о согласовании строительства индивидуального жилого дома в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка, на что письмами от 13 июля 2017 года, 01 августа 2017 года ему было отказано по причине прохождения по земельному участку воздушной ЛЭП ВЛ 220 кВ, с разъяснением о возможности строительства при соблюдении охранной зоны ВЛ-220 кВ - 25 метров в обе стороны (л.д. 19, 22-23).
Не согласившись с мотивами, по которым ему отказано в согласовании строительства дома в планируемом месте, К 04 августа 2017 года вновь обратился с заявлением к административному ответчику.
В ответе от 28 августа 2017 года Филиал «Распределительные Сети» ПАО «Сахалинэнерго», сославшись на статью 1.1.1 главы 1.1 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08 июня 2002 года № 204, на пункт 2.5.217 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 20 мая 2003 года № 187 и указав, что при реконструкции ВЛ 220 кВ, в охранной зоне которой предполагается расположение жилого дома, ПАО «Сахалинэнерго» должно соблюдать требования вышеназванных Правил, согласовало К расположение жилого дома на земельном участке, частично находящемся в охранной зоне высоковольтной линии, при условии, что расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ 220 кВ при неотклоненном их положении до ближайших выступающих частей дома будет составлять не менее 25 метров (л.д. 26-27).
Суд первой инстанции установив, что при расположении индивидуального жилого дома в соответствии с представленной административным истцом схемой, он будет располагаться в охранной зоне ВЛ 220 кВ, руководствуясь Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, пришел к правильному выводу о законности и обоснованности отказа в согласовании строительства.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативных актов, запрещающих строительство жилого дома в охранной зоне, является несостоятельным.
Так, согласно части 1 пункта 1.1.1 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08 июля 2002 года № 204 данные Правила распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе на специальные электроустановки, рассмотренные в разд. 7 настоящих Правил. Вместе с тем, в части 3 этого же пункта определено, что требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.
В силу приведенного выше абзаца 2 пункта 2.5.217 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 20 мая 2003 года № 187, при возведении новой воздушной ЛЭП напряжением 220 кВ или реконструкции существующей, охранная 25-метровая зона при неотклоненном положении проводов должна быть обеспечена в любом случае.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в решении суда имеются ссылки на нормативные акты, определяющие особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон и расстояния, которые необходимы для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования и безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики.
Ссылки в жалобе на то, что при строительстве дома в охранной зоне не будет допущено нарушений функционирования ЛЭП, отклоняются судебной коллегией, поскольку размещение объектов в охранных зонах линий электропередачи не только затрудняет условия эксплуатации линий, но и представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Что касается довода заявителя о нахождении в охранной зоне ЛЭП других индивидуальных жилых домов, то он не может быть принят судебной коллегией во внимание, как не имеющий правового значения для разрешения данного спора.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен правильно, нарушений норм права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 13 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К – без удовлетворения.
Председательствующий Н.А. Крылов
Судьи Н.В. Пискунова
Е.В. Неволина