Дело № 33а-1334 судья Булыгина Н.В. 2017 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 марта 2017 года г.Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.
судей Акатьевой Т.Я. и Сиротиной Е.С.
при секретаре судебного заседания Коршуновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Сиротиной Е.С.
дело по апелляционным жалобам Правительства Тверской области и Министерства лесного хозяйства Тверской области на решение Центрального районного суда г.Твери от 29 ноября 2016 года, которым постановлено:
«Требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц к Министерству лесного хозяйства Тверской области о возложении обязанности по организации проведения мероприятий по очистке лесного фонда от отходов производства и потребления удовлетворить.
Обязать Министерство лесного хозяйства Тверской области в целях охраны лесов фонда организовать мероприятия по очистке участков лесного фонда от отходов производства и потребления, а именно:
- вблизи дачного кооператива «Первомайский сад» Черногубовского сельского поселения <адрес> в выделе 25, 39, 40 квартала 40 Савватьевского участкового лесничества Тверского лесничества <адрес> (поворот с автодороги Тверь-Черногубово, за деревней Сакулино):
- по левой стороне дороги (поворот налево с автодороги Тверь-Черногубово, за деревней Сакулино) в лесу у развилки к линии электропередач, частично размещенных в искусственно вырытом котловане общей площадью 14 м2 (бытовой мусор, пластиковые бутылки, пакеты, пищевые продукты, ветки деревьев).
- по обе стороны дороги, проходящей вдоль линии электропередач (после поворота) в искусственно вырытых котлованах на почве общей площадью 49 м2 и 6 м2 (бытовой мусор, пластиковые бутылки, пакеты, пищевые продукты, сухие ветки, доски, картонные коробки).
- через 10 м от навала на правой стороне дороги, проходящей вдоль линии электропередач, общей площадью 4 м2 (бытовой мусор, пластиковые бутылки, пакеты, обломки шифера).
- через 30 м от навала по левой стороне дороги, проходящей вдоль линии электропередач общей площадью 3 м2 (бытовой мусор, пластиковые бутылки, пакеты, сухие ветки, резиновая покрышка).
- через 40 м от навала по левой стороне дороги, проходящей вдоль линии электропередач, общей площадью 50 м2 (оконные блоки, пластиковые бутылки, пакеты, доски), в границах населенного пункта <адрес> справа от грунтовой лесной дороги, ведущей от д. Дмитровское в <адрес> на землях государственного лесного фонда бытовые отходы общей площадью 10 м х 2 м х 1 м (пластиковая тара, пакеты и т.д.) в выделе 10 квартале 79 Медновского участкового лесничества Тверского лесничества <адрес>. В выделе 4 квартала 113 Калининского участкового лесничества Тверского лесничества <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № произведено несанкционированное размещение бытовых отходов площадью 3м х 3м х 0,5м ; 5 м х 2м х 0,5 м; 2м х 2м х 0,5м; 3мх3мх 0,5м; 2,5м х 2,5м х 0,5м.».
Судебная коллегия
установила:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился с административным иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Министерству лесного хозяйства Тверской области о возложении обязанности по организации проведения мероприятий по очистке лесного фонда от отходов производства и потребления.
Требования мотивированы тем, что при проведении прокурорской проверки были выявлены нарушения законодательства в деятельности Министерства лесного хозяйства <адрес> – установлено, что вблизи дачного кооператива «Первомайский сад» Черногубовского сельского поселения <адрес> в выделе 25, 39, 40 квартала 40 Савватьевского участкового лесничества Тверского лесничества <адрес> (поворот с автодороги Тверь-Черногубово, за деревней Сакулино) на землях государственного лесного фонда размещены отходы производства и потребления:
- по левой стороне дороги (поворот налево с автодороги Тверь-Черногубово, за деревней Сакулино) в лесу у развилки к линии электропередач, частично размещенные в искусственно вырытом котловане общей площадью 14 м2 (бытовой мусор, пластиковые бутылки, пакеты, пищевые продукты, ветки деревьев).
- по обе стороны дороги, проходящей вдоль линии электропередач (после поворота) в искусственно вырытых котлованах на почве общей площадью 49 м2 и 6 м2 (бытовой мусор, пластиковые бутылки, пакеты, пищевые продукты, сухие ветки, доски, картонные коробки).
- через 10 м от навала на правой стороне дороги, проходящей вдоль линии электропередач, общей площадью 4 м2 (бытовой мусор, пластиковые бутылки, пакеты, обломки шифера).
- через 30 м от навала по левой стороне дороги, проходящей вдоль линии электропередач общей площадью 3 м2 (бытовой мусор, пластиковые бутылки, пакеты, сухие ветки, резиновая покрышка).
- через 40 м от навала по левой стороне дороги, проходящей вдоль линии электропередач, общей площадью 50 м2 (оконные блоки, пластиковые бутылки, пакеты, доски), в границах населенного пункта <адрес> справа от грунтовой лесной дороги, ведущей от д. Дмитровское в <адрес> на землях государственного лесного фонда бытовые отходы общей площадью 10 м х 2 м х 1 м (пластиковая тара, пакеты и т.д.) в выделе 10 квартале 79 Медновского участкового лесничества Тверского лесничества <адрес>. В выделе 4 квартала 113 Калининского участкового лесничества Тверского лесничества <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № произведено несанкционированное размещение бытовых отходов площадью 3м х 3м х 0,5м ; 5 м х 2м х 0,5 м; 2м х 2м х 0,5м; 3мх3мх 0,5м; 2,5м х 2,5м х 0,5м. По результатам выявленных нарушений Тверским межрайонным природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ Министру лесного хозяйства Тверской области внесено представление № о принятии мер к устранению выявленных нарушений закона, организации проведения санитарно-оздоровительных мероприятий путем очистки участков лесного фонда от отходов производства и потребления в квартале 40 выдел 25, 39, 40 Савватьевского участкового лесничества Тверского лесничества <адрес>, которое до настоящего времени не исполнено.
В ходе рассмотрения к участию в деле привлечены в качестве соответчиков: Правительство Тверской области, Черногубовское сельское поселение <адрес>, Заволжское сельское поселение <адрес>, Территориальное управление Федерального Агентства по управлению имуществом по <адрес>, Администрация муниципального образования <адрес> «<адрес>», Федеральное агентство лесного хозяйства, ГКУ Тверское лесничество <адрес>, в качестве заинтересованного лица привлечено ПАО «МРСК Центра». Впоследствии Территориальное управление Федерального Агентства по управлению имуществом по <адрес>, Администрация муниципального образования <адрес> «<адрес>», ПАО «МРСК Центра» исключены из числа лиц, участвующих в деле, Правительство Тверской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, ГКУ Тверское лесничество <адрес> исключены из числа ответчиков, привлечены в качестве заинтересованных лиц.
В судебном заседании представитель Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО1 поддержал заявленные требования к Министерству лесного хозяйства <адрес> в полном объёме. Судом принят отказа от иска прокурора к Администрации муниципального образования «Черногубовское сельское поселение» <адрес> и к Администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» <адрес>.
Представители Министерства лесного хозяйства ФИО2, Правительства Тверской области - ФИО3 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований прокурора, ссылаясь на наделение органов местного самоуправления городских и сельских поселений государственными полномочиями по организации деятельности по сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора, мотивируя тем, что обязанность по организации очистки земельных участков лесного фонда от бытовых отходов возложена на органы местного самоуправления.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах Правительства Тверской области и Министерства лесного хозяйства Тверской области ставится вопрос об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку судом неправильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неверно применены нормы материального права. Судом не учтено, что правовые акты не содержат требований о проведении мероприятий по очистке лесного фонда от отходов производства органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Подлежащий очистке от захламления земельный участок находится в границах муниципального образования Черногубовское сельское поселение, в связи с чем органы местного самоуправления данного поселения обязаны принимать меры, направленные на защиту земельного участка от захламления. Причинами возникновения свалок являются недостаточная организация мест, предназначенных для сбора бытовых отходов на территории сельского поселения, и непринятие органами местного самоуправления надлежащих мер для профилактики и пресечения правонарушений в сфере загрязнения окружающей среды. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 26-п не подлежит применению судом в связи с утратой силы с 01.10.2016 года статьями 54 -56 Лесного кодекса Российской Федерации и прекращением действия Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 года №414. Под захламленностью в лесном законодательстве понимается лишь наличие валежника (стволов омертвевших деревьев или их частей, находящихся на земле). Понятия бытового мусора, отходов производства и потребления Лесной Кодекс Российской Федерации не содержит.
На апелляционные жалобы поступили возражения Федерального агентства лесного хозяйства, согласно которым Министерство лесного хозяйства Тверской области является уполномоченным органом, осуществляющим организацию проведения на территории Тверской области единой политики в области развития лесного комплекса. Федеральным законом от 01.12.2014 года №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и Федеральным законом от 14.12.2015 года №359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» Тверской области на 2015 и 2016 годы на исполнение переданных Российской Федерацией в области лесных отношений утвержден объем финансирования за счет средств субвенций из федерального бюджета в размере <данные изъяты>. на 2015 год и <данные изъяты> на 2016 год.
Представители Министерства лесного хозяйства ФИО2, Правительства Тверской области - ФИО3 в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме.
Прокурор Олейник А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционных жалоб, ссылаясь на отсутствие оснований для этого.
Представители Федерального агентства лесного хозяйства, Черногубовского сельского поселения <адрес>, Заволжского сельского поселения <адрес>, Территориального управления Федерального Агентства по управлению имуществом по <адрес>, Администрации муниципального образования <адрес> «<адрес>», ГКУ Тверское лесничество <адрес>, ПАО «МРСК Центра» в судебное заседание не явились, будучи извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Из материалов дела усматривается, что вблизи дачного кооператива «Первомайский сад» Черногубовского сельского поселения <адрес> в выделе 25, 39, 40 квартала 40 Савватьевского участкового лесничества Тверского лесничества <адрес> (поворот с автодороги Тверь-Черногубово, за деревней Сакулино) на землях государственного лесного фонда размещены отходы производства и потребления:
- по левой стороне дороги (поворот налево с автодороги Тверь-Черногубово, за деревней Сакулино) в лесу у развилки к линии электропередач, частично размещенные в искусственно вырытом котловане общей площадью 14 м2 (бытовой мусор, пластиковые бутылки, пакеты, пищевые продукты, ветки деревьев).
- по обе стороны дороги, проходящей вдоль линии электропередач (после поворота) в искусственно вырытых котлованах на почве общей площадью 49 м2 и 6 м2 (бытовой мусор, пластиковые бутылки, пакеты, пищевые продукты, сухие ветки, доски, картонные коробки).
- через 10 м от навала на правой стороне дороги, проходящей вдоль линии электропередач, общей площадью 4 м2 (бытовой мусор, пластиковые бутылки, пакеты, обломки шифера).
- через 30 м от навала по левой стороне дороги, проходящей вдоль линии электропередач общей площадью 3 м2 (бытовой мусор, пластиковые бутылки, пакеты, сухие ветки, резиновая покрышка).
- через 40 м от навала по левой стороне дороги, проходящей вдоль линии электропередач, общей площадью 50 м2 (оконные блоки, пластиковые бутылки, пакеты, доски), в границах населенного пункта <адрес> справа от грунтовой лесной дороги, ведущей от д. Дмитровское в <адрес> на землях государственного лесного фонда бытовые отходы общей площадью 10 м х 2 м х 1 м (пластиковая тара, пакеты и т.д.) в выделе 10 квартале 79 Медновского участкового лесничества Тверского лесничества <адрес>. В выделе 4 квартала 113 Калининского участкового лесничества Тверского лесничества <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № произведено несанкционированное размещение бытовых отходов площадью 3м х 3м х 0,5м ; 5 м х 2м х 0,5 м; 2м х 2м х 0,5м; 3мх3мх 0,5м; 2,5м х 2,5м х 0,5м.
Тверским межрайонным природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ Министру лесного хозяйства Тверской области внесено представление № о принятии мер к устранению выявленных нарушений закона, организации проведения санитарно-оздоровительных мероприятий путем очистки участков лесного фонда от отходов производства и потребления в квартале 40 выдел 25, 39, 40 Савватьевского участкового лесничества Тверского лесничества <адрес>.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствие со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
На основании статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, могут передаваться законами субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствие с частью 4 статьи 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны, защиты лесов на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты лесов на указанных землях.
В силу пунктов 3, 4 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве лесного хозяйства Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 17.10.2011 № 72-пп, Министерство лесного хозяйства Тверской области является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере лесных отношений.
Согласно пункту 4 указанного Положения Министерство обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, имущество, являющееся собственностью Тверской области и закрепленное за ним на праве оперативного управления, счета, открытые в соответствии с законодательством, печать с изображением герба Тверской области и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы, бланки со своим наименованием.
В силу пункта 5 данного Положения финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области и субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 9 данного положения задачами Министерства является, в том числе, организация проведения на территории Тверской области единой политики в области развития лесного комплекса.
В соответствие с подпунктом «д» пункта 10 данного Положения Министерство лесного хозяйства Тверской области организует использование лесов, их охрану, защиту, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях; проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в отношении лесных участков, находящихся в собственности Тверской области, и лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти Тверской области.
В соответствии с постановлениями Конституционного суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 26-п, от 26.04.2016 № 13-П пункт 18 части 1 статьи 14 и пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по своему конституционно - правовому смыслу в системе правового регулирования - не предполагали и не предполагают возложения на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципальных образований, если органы местного самоуправления таких муниципальных образований не были наделены соответствующими государственными полномочиями.
Конституционный суд Российской Федерации указал, что лесное законодательство строится на основе использования единообразного, не дифференцированного по видам муниципальных образований подхода к их определению, предполагающего принятие органами местного самоуправления мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Осуществление же охраны и защиты лесов, расположенных на землях находящегося в федеральной собственности лесного фонда, без каких-либо специальных оговорок в отношении расположения соответствующих лесных участков на территории муниципального образования того или иного вида закреплено за органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 4, 6 и 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации), исключая случаи, когда такие полномочия Российской Федерации в силу части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации не передаются для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации требование проведения организационных мероприятий по очистке расположенных на территории муниципального образования лесных участков, входящих в состав земель лесного фонда, от загрязнения отходами производства и потребления и осуществления соответствующих материально-финансовых затрат может быть обращено к органам местного самоуправления данного муниципального образования при условии передачи им в установленном порядке отдельных государственных полномочий в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, имея, в частности, в виду полномочия Российской Федерации, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что в силу статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации должно сопровождаться предоставлением необходимых для реализации этих полномочий материально-финансовых средств.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами, что земельные участки, на которых несанкционированно размещены отходы потребления, относятся к землям государственного лесного фонда.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что осуществление охраны и защиты лесов, расположенных на землях находящегося в федеральной собственности лесного фонда без каких-либо специальных оговорок о передаче законом субъекта Российской Федерации полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления, закреплено за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере лесных отношений является Министерство лесного хозяйства Тверской области, то обязанность по организации мероприятий по очистке участков лесного фонда от отходов производства и потребления в целях охраны лесов должна быть возложена Министерство лесного хозяйства Тверской области.
Суд первой инстанции обоснованно не согласился с доводами ответчика о том, что вопросы проведения санитарно - оздоровительных мероприятий путем очистки земельных участков лесного фонда от бытовых отходов производства и потребления к полномочиям Министерства лесного хозяйства Тверской области не отнесены, отдельные государственные полномочия Тверской области по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию твердых коммунальных отходов переданы органам местного самоуправления.
Закон Тверской области от 07.04.2016 № 22-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов» предусматривает наделение органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Суд первой инстанции правильно расценил данные полномочия как не относящиеся к лесным правоотношениям и пришел к обоснованному выводу о том, что отдельные государственные полномочия в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов органам местного самоуправления Тверской области не передавались.
Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 29.03.2011 № 2-П, реализуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации свои дискреционные полномочия в сфере правового регулирования общих принципов организации местного самоуправления, включая установление правовых основ компетенции муниципальных образований, в рамках которой органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия самостоятельно, законодатель не может действовать произвольно. Принимаемые им в этой сфере решения должны сообразовываться с конституционными основами разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, учитывать конституционную природу местного самоуправления как наиболее приближенного к населению территориального уровня публичной власти и вместе с тем соответствовать вытекающему из конституционного принципа равенства всех перед законом требованию формальной определенности, что предполагает ясное, четкое и непротиворечивое определение компетенции муниципальных образований, последовательное разграничение вопросов местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросов государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности.
Соблюдение этих требований является необходимым условием для обеспечения на законодательном уровне принципа равенства прав муниципальных образований как территориальных сообществ граждан, коллективно реализующих на основании Конституции Российской Федерации право на осуществление местного самоуправления, что в сфере финансово-бюджетных правоотношений предполагает, в частности, юридическое равенство между муниципальными образованиями в их взаимоотношениях с органами государственной власти, являющееся в конечном счете одной из гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2003 года № 16-П).
Иное означало бы, что законодатель вправе закрепить за местным самоуправлением неопределенные по объему полномочия, а органы местного самоуправления - реализовать их произвольным образом, что приводило бы к нарушению принципа разграничения полномочий между территориальными уровнями публичной власти, ставило бы под сомнение надлежащее финансово-экономическое обеспечение местного самоуправления соразмерно его полномочиям, а в результате создавало бы угрозу невыполнения или ненадлежащего выполнения органами местного самоуправления их конституционных обязанностей, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом, а также подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований Тверского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц к Министерству лесного хозяйства Тверской области о возложении обязанности по организации проведения мероприятий по очистке лесного фонда от отходов производства и потребления.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
Доводы апелляционных жалоб о том, что органы местного самоуправления сельского поселения были обязаны принимать меры, направленные на защиту леса от захламления, а причинами возникновения свалок являются недостаточная организация мест, предназначенных для сбора бытовых отходов на территории сельского поселения, и непринятие органами местного самоуправления надлежащих мер для профилактики и пресечения правонарушений в сфере загрязнения окружающей среды, не свидетельствуют о незаконности и необоснованности выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционных жалоб о том, что Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 26-п не подлежит применению судом в связи с утратой силы с 01.10.2016 года статьями 54 -56 Лесного кодекса Российской Федерации и прекращением действия Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 года №414, основаны на неправильном толковании правовых норм.
Исключение Федеральным законом от 30.12.2015 года № 455-ФЗ с 01.10.2016 года статей 54-56 из Лесного кодекса Российской Федерации не изменяет порядок передачи субъектом Российской Федерации полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционных жалоб о том, что под захламленностью в лесном законодательстве понимается лишь наличие валежника (стволов омертвевших деревьев или их частей, находящихся на земле), понятие бытового мусора, отходов производства и потребления Лесной Кодекс Российской Федерации не содержит.
Согласно части 1 статьи 60.2. Лесного кодекса Российской Федерации защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
В силу части 1 статьи 60.3. Лесного кодекса Российской Федерации меры санитарной безопасности в лесах включают в себя лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414 утверждены «Правила санитарной безопасности в лесах», устанавливающие единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.
В соответствие с подпунктом «г» пункта 2 указанных Правил в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
В силу пункта 28 указанных Правил санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Вопреки доводам апелляционных жалоб о том, что судом неверно применены нормы материального права, неправильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, не дана оценка представленных доказательств, судом первой инстанции в соответствие со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оценены доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, оценены относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, оснований для переоценки доказательств не имеется.
Иные доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, повторяют правовую позицию административного ответчика и заинтересованного лица, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, им дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в решении суда. Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Твери от 29 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Тверской области и Министерства лесного хозяйства Тверской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи