№...а-535/2020
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33а-13341/2020
09 сентября 2020 г. г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Каримовой Ф.М.,
судей Портновой Л.В., Фархутдиновой Г.Р.,
при секретаре Даминовой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 29 по Республике Башкортостан к Карамову И.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций
по апелляционной жалобе Карамова И.Н. на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 26 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи Каримовой Ф.М., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 29 по Республике Башкортостан (далее - ИФНС №29) обратилась в суд с административным иском к Карамову И.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование заявленных требований указано, что Карамов И.Н. с 05 июля 2004 г. по 02 октября 2018 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. За Карамовым И.Н. числится задолженность в размере 70 541,46 руб., в том числе пени по налогу на доходы физических лиц в размере 32 755,27 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г., в сумме 94,20 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г., в сумме 25,62 рублей, пени по налогу на добавленную стоимость на реализуемые товары в размере 33 891,35 рублей, пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 3 394,90 рублей. Проведена выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01 января 2013 г. по 31 декабря 2014 г., по результатам которой составлен акт от 28 декабря 2016 г. № 45 и вынесено решение от 04 июля 2017 г. № 15 о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения. По итогам рассмотрения жалобы Карамова И.Н. вышестоящий налоговый орган отменил решение ИФНС №29 и вынес решение № 341/17 от 10 октября 2017 г., которым индивидуальному предпринимателю доначислен налог на доходы физических лиц в сумме 4 997 505 руб., штраф 599 751 руб., пени 1 582 031,04 руб., налог на добавленную стоимость за 1, 2, 3, 4 квартал 2014 г. в сумме 5 835 041 руб., штраф 468 113 руб., пени 2 031 951,25 руб. Требование об уплате налога № 22878 налогоплательщик в установленный срок не исполнил. Определением мирового судьи судебного участка № 2 по г. Нефтекамск Республики Башкортостан от 09 декабря 2019 г. отменен судебный приказ № 2а-1795/2019 от 22 ноября 2019 г. о взыскании начисленных пени.
Административный истец просил взыскать с Карамова И.Н. задолженность по обязательным платежам и санкциям в размере 70 541,46 руб., из них:
пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст.227 НК РФ в размере 32 755,27 рублей;
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г. в сумме 94,20 рублей;
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г. в сумме 25,62 рублей,
пени по налогу на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, в размере 33 891,35 рублей;
пени по налогу, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 3 394,90 рублей.
Решением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 26 июня 2020 г. административное исковое заявление ИФНС № 29 удовлетворено. Постановлено взыскать с Карамова И.Н. задолженность в размере 70 541,46 рублей, в том числе: по пени по налогу на доходы физических лиц в размере 32755,27 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г. в сумме 94,20 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г. в сумме 25,62 рублей; пени по НДС в размере 33 891,35 рублей; пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 3394,90 рублей, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 316,24 рублей.
В апелляционной жалобе Карамов И.Н. просит отменить решение суда, в обоснование указывает, что определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11 декабря 2018 г. принято к производству его заявление о признании несостоятельным (банкротом), решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27 февраля 2019 г. он признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина. Указанная в иске задолженность, подлежащая включению в реестр требования кредиторов, должна рассматриваться в рамках дела о банкротстве гражданина.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного Кодекса судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 г. №243-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее Закон) и от 03 июля 2016 г. №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01 января 2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов возлагаются на налоговые органы.
В силу части 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Частью 1 статьи 23 указанного Кодекса обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента (пункт 2 статьи 52 НК РФ). В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу пункта 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Согласно пункту 1 статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
В соответствии со статьей 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно статье 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики:
физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;
нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
В случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.
Статьей 419 НК РФ предусмотрено, что плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании. Указанное заявление подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если общая сумма задолженности, подлежащей взысканию, превышает 3 000 руб. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов сумма задолженности не превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы (ст. 48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
По материалам дела установлено, что Карамов И.Н. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 05 июля 2004 г. по 02 октября 2018 г. и осуществлял предпринимательскую деятельность.
04 июля 2019 г. Карамову И.Н. направлено требование № 22878 по состоянию на 02 июля 2019 г. об уплате в срок до 12 августа 2019 г. пени в сумме 70 541,46 руб., начисленных на следующую недоимку:
пени в размере 33 891,35 руб. начислены за период с 01 января 2019 г. по 02 июля 2019 г. на недоимку в размере 5 834 951,84 руб. по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
пени в размере 32 755,27 руб. начислены за период с 01 января 2019 г. по 02 июля 2019 г. на недоимку в размере 5 639 357,51 руб. по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности в качестве индивидуальных предпринимателя;
пени в размере 3 394,90 руб. начислены на недоимку в размере 236 716 руб. по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения, доходы, уменьшенные на величину расходов;
пени в размере 380,12 руб. начислены за период с 01 января 2019 г. по 02 июля 2019 г. на недоимку в размере 65 443,51 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г.;
пени в размере 94,20 руб. начислены за период с 01 января 2019 г. по 02 июля 2019 г. на недоимку в размере 16 218,76 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г.;
пени в размере 25,62 руб. начислены за период с 24 декабря 2018 г. по 01 июля 2019 г. на недоимку в размере 4 411,40 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 2 по г. Нефтекамску Республики Башкортостан от 22 ноября 2019 г. по заявлению ИФНС №29 с Карамова И.Н. взысканы пени на общую сумму 70 541,46 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 по г. Нефтекамску Республики Башкортостан от 09 декабря 2019 г. судебный приказ № 2а-1795/2019 от 22 ноября 2019 г. отменен в связи с поступлением возражений относительно его исполнения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходя из того, что Карамов И.Н. не исполнил обязанность по уплате обязательных платежей и санкций, налоговым органом принимались меры по взысканию налоговой задолженности, срок обращения в суд с настоящим иском административным истцом не пропущен, пришел к выводу об обоснованности требования о взыскании задолженности в сумме 70 541,46 руб.
Между тем судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что кредиторы по текущим платежам не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве, и их требования подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
Исходя из положений абзаца 5 пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве в редакции Закона N 296-ФЗ, пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве.
В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения, не являются текущими ни в какой процедуре.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено, что 15 ноября 2018 г. Карамов И.Н. обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27 февраля 2019 г. по делу №А07-34170/2018 Карамов И.Н. признан несостоятельным (банкротом) и введена процедура реализации имущества гражданина.
Сообщение о признании Карамова И.Н. несостоятельным (банкротом) опубликовано 26 марта 2019 г. в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве.
Из определения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 апреля 2019 г. следует, что 26 декабря 2018 г. поступило заявление Межрайонной ИФНС России № 29 по Республике Башкортостан о включении требования в реестр требований кредиторов Карамова И.Н. задолженности в размере 17 721 100,09 руб. Постановлено включить в реестр требований кредиторов Карамова И.Н. требование ФНС России в лице МИФНС России №29 по РБ в размере 17 721 100,09 руб., в том числе: во вторую очередь – 5 917 161,02 руб., из них: НДФЛ – 5 639 357,51 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 277 803,51 руб., в третью очередь - 11 803 939,07 руб., из них: налоги, сборы – 5 855 582 руб., пени – 4 906 396,70 руб., штрафы – 1 041 960,37 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 01 июня 2020 г. (№ 33а-5441/2020) отменено решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 17 января 2020 г. Принято по делу новое решение. В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 29 по Республике Башкортостан к Карамову И.Н. о взыскании задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации), в размере 236 716 рублей; пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) в размере 286,91 рублей, отказано.
Административным истцом представлена копия решения Управления ФНС России по Республике Башкортостан № 341/17 от 10 октября 2017 г. по апелляционной жалобе ИП Карамова И.Н., которым решение Межрайонной ИФНС России № 29 по Республике Башкортостан №15 от 04 июля 2017 г. отменено, по результатам выездной налоговой проверки принято новое решение о привлечении ИП Карамова И.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также начислить пени по состоянию на 10 октября 2017 г., всего в сумме 16 514 392,29 руб., в том числе: по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности в качестве индивидуальных предпринимателя за 2014 г., сроком уплаты 15 июля 2015 г., недоимка в размере 5 997 505 руб., штраф в размере 599 751 руб., пени в размере 1 582 751 руб.; по НДС за
1 – 4 кварталы 2014 г. в размере 5 835 041 руб., штраф в размере 468 113 руб., пени в размере 2 031 951,25 руб.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления ИФНС № 29.
Из представленного ИФНС № 29 расчета заявленных требований, приведенных выше судебных постановлений, установлено следующее.
Пени в размере 33 891,35 руб. исчислены из недоимки в размере 5 835 041 руб., начисленной на основании решения Управления ФНС России по Республике Башкортостан № 341/17 от 10 октября 2017 г. по НДС за 1 – 4 кварталы 2014 г.
Пени в размере 32 755,27 руб. исчислены из недоимки в сумме 5 997 505 руб., начисленной на основании решения Управления ФНС России по Республике Башкортостан № 341/17 от 10 октября 2017 г., с учетом частичной уплаты из суммы недоимки 5 639 357,51 руб.
Пени в размере 380,12 руб. исчислены из недоимки в размере 65 443,51 руб. по срокам уплаты страховых взносом на обязательное пенсионное страхование 16 августа 2018 г., 16 сентября 2018 г., 16 октября 2018 г.
Пени в размере 94,20 руб. исчислены из недоимки в размере 16 218,76 руб. по срокам уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование 16 августа 2018 г., 16 сентября 2018 г., 16 октября 2018 г.
Пени в размере 25,62 руб. исчислены из недоимки в размере 4 411,40 руб. по срокам уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере 17 октября 2018 г.
Указанные суммы недоимки, на которые налоговым органом начислены пени, включены в реестр требований кредиторов.
Пени в размере 3 394,90 руб. исчислены из недоимки в размере 236 716 руб., данная сумма задолженности не отнесена к текущим платежам, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан 01 июня 2020 г.
(№ 33а-5441/2020) в удовлетворении требований о взыскании задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 236 716 рублей и пени отказано.
Согласно пункту 6 Обзора судебной практики «По вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемым в этих делах процедурах банкротства», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 г., вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до дня принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.
При решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), надлежит также учитывать следующее.
Если окончание отчетного периода соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то такой авансовый платеж не является текущим.
При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом влечет за собой квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, в качестве текущего, за исключением авансовых платежей, исчисленных за периоды, предшествующие возбуждению дела о банкротстве. Таким образом, в этом случае налоговый орган имеет право на удовлетворение своих требований в режиме текущих платежей в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансовых платежей, требования об уплате которых не являются текущими.
Если исчисленная по итогам налогового периода сумма налога окажется меньше авансового платежа и авансовый платеж ранее не был включен в реестр требований кредиторов, суд, рассматривая заявление уполномоченного органа, включает задолженность по налогу в реестр в сумме, не превышающей сумму налога.
Если же требование об уплате авансового платежа было установлено судом до истечения налогового периода и окончательного определения суммы налога, а исчисленная по итогам налогового периода сумма налога оказалась меньше авансового платежа, суд по заявлению должника, арбитражного управляющего или иного лица, имеющего право в соответствии со статьями 71, 100 Закона о банкротстве заявлять возражения относительно требований кредиторов, на основании пункта 6 статьи 16 Закона исключает требование уполномоченного органа в соответствующей части из реестра требований кредиторов.
Указанный подход применяется при квалификации требований, касающихся таможенных пошлин и страховых взносов.
Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 НК РФ, статья 151 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.
Требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами. По смыслу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве эти требования учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Данные требования, в силу пункта 3 статьи 12 Закона о банкротстве, не учитываются для целей определения числа голосов на собрании кредиторов, и именно на них распространяются правила о прекращении начисления финансовых санкций с момента введения соответствующей процедуры банкротства (абзац десятый пункта 1 статьи 63, абзац десятый пункта 1 статьи 81, абзац третий пункта 2 статьи 95, абзац третий пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве).
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что в соответствии со статьей 63 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» заявленные требования могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» порядка предъявления требований к должнику.
Учитывая изложенное, решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 26 июня 2020 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 26 июня 2020 г. отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 29 по Республике Башкортостан к Карамову И.Н. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям в размере 70 541,46 рублей отказать.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий Ф.М. Каримова
Судьи Л.В. Портнова
Г.Р. Фархутдинова
Справка: судья Проскурякова Е.Н.