Судья Дубынин Е.А. Дело 33а-13353/2019
А-3.198
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 сентября 2019 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в
составе:
председательствующего судьи Мирончика И.С.,
судей Корниенко А.Н., Шавриной А.И.,
при секретаре Копейкиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по Красноярскому краю в лице Удаленного рабочего места по Уярскому району Межмуниципального Заозерновского отдела Управления Росреестра по Красноярскому краю о признании незаконными решений государственного регистратора Управления Росреестра по Красноярскому краю от 20.03.2019 года и от 06.06.2019 года о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 19 июня 2019г., решения апелляционной комиссии при Управлении Росреестра по Красноярскому краю № 39 от 14.05.2019 года об обоснованности приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, их отмене, об обязании ответчика осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав
по апелляционной жалобе представителя Управления Росреестра по Красноярскому краю по доверенности ФИО2
на решение Уярского районного суда Красноярского края от 30 июля 2019 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (Управление Росреестра по Красноярскому краю) в лице Удаленного рабочего места по Уярскому району Межмуниципального Заозерновского отдела управления Росреестра по Красноярскому краю удовлетворить.
Признать незаконными решения государственного регистратора Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО3 от 20 марта 2019 года № КУВД-001/2019-2381282/1, от 06 июня 2019 года № КУВД-001/2019-2381282/2 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, государственной регистрации прав и отменить их.
Признать незаконным решение апелляционной комиссии при Управлении Росреестра по Красноярскому краю № 39 от 14.05.2019 г. об обоснованности приостановления осуществления государственного кадастрового учета жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. государственной регистрации прав и отменить его.
Признать незаконным решение государственного регистратора Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО3 от 19 июня 2019 года № КУВД-001/2019-2381282/3 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, и отменить его.
Обязать Управление Росреестра по Красноярскому краю осуществить государственный кадастровый учет жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, д. <адрес>. <адрес> государственную регистрацию права собственности за ФИО1.»
Заслушав доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась с указанным административным иском с уточнениями(л.д.60-64).
Требования мотивированы тем, что на предоставленном на праве постоянного (бессрочного) пользования земельном участке по адресу: <адрес>, д<адрес><адрес>, мать административного истца - ФИО4 в 1958 году построила деревянный одноэтажный жилой дом, инвентарный №, общей площадью 38,9 кв.м., состоящий из одной жилой комнаты. Разрешающих документов на строительство индивидуального жилого дома не сохранилось. На кадастровый учет дом поставлен 27.03.2012г., находится в границах указанного земельного участка и не имеет признаков самовольной застройки. ФИО4 владела и пользовалась земельным участком по приведенному адресу, с кадастровым номером: №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 3400 кв.м. ФИО4 умерла 25 мая 2009 года. Вступившим в законную силу решением Уярского районного суда Красноярского края от 01.09.2014г. ФИО1 признана принявшей наследство в виде земельного участка, оставшегося после ФИО4, и его собственником. Право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законе порядке. Документы для постановки жилого дома на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на жилой дом представлены представителем административного истца в Росреестр 28.02.2019 г., т.е. до окончания т.н. «дачной амнистии». В связи с тем, что уведомление об окончании строительства жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> застройщиком в администрацию Уярского района Красноярского края не направлялось, государственный регистратор Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО3 по результатам рассмотрения заявления представителя ФИО1 по доверенности ФИО5 от 28.02.2019г. о государственном кадастровом учете указанного жилого дома и государственной регистрации права собственности на жилой дом за ФИО1 вынесено решение от 20 марта 2019 года о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, которое обжаловано. Решением апелляционной комиссии № 39 от 14.05.2019 г. приостановление осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 20.03.2019г., принятое государственным регистратором ФИО3, признано обоснованным. 29 мая 2019 года административный истец предоставил в администрацию Уярского района Красноярского края уведомление об окончании строительства индивидуального жилого дома. Отдел имущественных отношений, архитектуры и строительства администрации Уярского района вернул административному истцу уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы без рассмотрения, указав, что уведомление об окончании строительства поступило после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялось строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома со ссылкой на п. 17 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ. По результатам рассмотрения дополнительных документов, представленных на государственную регистрацию, государственный регистратор ФИО3 приняла повторное решение от 06 июня 2019 года о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета жилого дома и государственной регистрации прав. После подачи административного искового заявления административным ответчиком принято решение от 19.06.2019г. об отказе в государственном кадастровом учете спорного объекта недвижимого имущества и в государственной регистрации прав по ранее изложенным мотивам. Решения регистратора Росреестра противоречили Федеральному закону от 30.06.2006 № 93-ФЗ, который действовал до 01.03.2019 года.
ФИО1 просила признать незаконными решения государственного регистратора Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО3 от 20 марта 2019 года, от 6 июня 2019 года о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета жилого дома по адресу: <адрес>, д<адрес>, <адрес>, государственной регистрации прав, решения апелляционной комиссии при Управлении Росреестра по Красноярскому краю № 39 от 14.05.2019 г. об обоснованности приостановления осуществления государственного кадастрового учета жилого дома, государственной регистрации прав, решения государственного регистратора Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО3 от 19 июня 2019 года об отказе в государственном кадастровом учете и в государственной регистрации прав в отношении жилого дома, отменить их, обязать Управление Росреестра по Красноярскому краю осуществить государственный кадастровый учет жилого дома по адресу: <адрес>, д<адрес>, <адрес> государственную регистрацию права собственности за ФИО1.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Красноярскому краю по доверенности ФИО2 просила решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку судом не учтено, что уведомление об окончании строительства жилого дома подано после 01.03.2019г., поэтому должен применяться общий порядок государственного кадастрового учета и регистрации права на жилой дом. Суд отменил решения регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации, которые уже не затрагивали права заявителя с учетом отказа в государственной регистрации от 19.06.2019г. Помимо этого, суд рассмотрел требования к отделу Управления Росреестра по Красноярскому краю, тогда как он не является юридическим лицом.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФИО1 по доверенности ФИО5 просил оставить без изменения решение суда первой инстанции, как постановленное в соответствии с требованиями закона.
Заслушав представителя Управления Росреестра по Красноярскому краю по доверенности ФИО6, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, ФИО1 и ее представителя ФИО5, просивших об оставлении решения без изменения, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия считает, что решение суда не подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 29 ФЗ РФ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
Часть 1 ст. 26 ФЗ РФ "О государственной регистрации недвижимости" содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета. Так, в пункте 5 закреплено, что осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, не представления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ст.27 ФЗ РФ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Согласно п. 7 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 г. N 340-ФЗ( в редакции на момент подачи заявления от 28.02.2019г.) до 01.03.2019 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов.
В соответствии с Письмом Минэкономразвития России от 07.11.2018 N 32363-ВА/Д23 "О применении положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ и Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ в части кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома" в случае, если заявление об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на жилое строение или жилой дом, расположенные на соответствующем земельном участке, было подано до 1 марта 2019 г., у органа регистрации прав отсутствуют основания для приостановления учетно-регистрационных действий по причине непредставления (неиспользования при подготовке технического плана здания) или ненаправления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 является правообладателем земельного участка по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером №. На данном земельном участке в 1958 году построен жилой дом, что подтверждается в техническим паспортом жилого дома, составленным 14.09.2019г. Заозерновским отделением Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ». Разрешающих документов на строительство данного здания не имеется.
28.02.2019 года представитель административного истца ФИО5 обратился в КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (структурное подразделение г. Уяра) с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в отношении задания по адресу: <адрес>, р<адрес>, <адрес>.
В целях осуществления постановки на государственный кадастровый учет здания представителем административного истца были предоставлены технический план от 27.02.2019 года, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок от 08.05.2015 года, квитанция об оплате государственной пошлины.
Согласно уведомлению № КУВД-001/2019-2381282/1 от 20 марта 2019 года осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении здания по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, были приостановлены до 20.06.2019 года в связи с отсутствием уведомления об окончании строительства.
Данное решение о приостановлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав было обжаловано в соответствии со ст. 26.1 ФЗ от 24.07.2017 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Решением апелляционной комиссии Управления Росреестра по Красноярскому краю №39 от 14.05.2019 года решение, принятое государственным регистратором ФИО3 № КУВД-001/2019-2381282/1, от 20 марта 2019 года признано обоснованным.
По результатам рассмотрения дополнительных документов государственный регистратор ФИО3 приняла 06.06.2019 года повторное решение № КУВД -001/2019-2381282/2 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении здания по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> по мотивам отсутствия уведомления об окончании строительства дома, а 19 июня 2019г. приняла решение об отказе в осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Разрешая требования ФИО1 о признании незаконными указанных решений Управления Росреестра по Красноярскому краю, суд первой инстанции, верно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку предоставленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу, что у государственного регистратора отсутствовали основания для приостановления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении здания, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>., поскольку документы были представлены в полном объеме до 01.03.2019 года, т.е. в срок, предусмотренный Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ. Необходимость в истребовании уведомления об окончании строительства отсутствовала.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют положениям законодательства о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, в частности п.7 ст.16 Федерального закона от 03.08.2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"( в редакции на момент подачи заявления от 28.02.2019г.), согласно которым до 1 марта 2019 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости изменения решения суда из-за того, что решения регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации перестали затрагивали права заявителя с учетом отказа в государственной регистрации от 19.06.2019г., как на основание к отмене решения суда, являются несостоятельными, поскольку указанные решения от 20 марта 2019г. и 6 июня 2019г. реально препятствовали осуществлению прав ФИО1 и явились основанием для отказа в совершении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд рассмотрел требования к Управления Росреестра по Красноярскому краю, которое является юридическим лицом, в судебном заседании участвовала ФИО2 - представитель Управления Росреестра по Красноярскому краю по доверенности от 20 декабря 2018г.(л.д.81).
Иная оценка доказательств и иное толкование норм права автором апелляционной жалобы, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Уярского районного суда Красноярского края от 30 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
судьи: