Судья: Минеева И.А. Дело № 33а-13365/2015
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 16 декабря 2015 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Дороднова Г.И.
судей Бушминой А.Е., Ворониной Т.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО12,
с участием: ФИО6 <данные изъяты>, ФИО4 <данные изъяты>, ФИО8 <данные изъяты>, ФИО4 <данные изъяты>,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО14 в порядке апелляционного производства
апелляционную жалобу ФИО6 <данные изъяты>, ФИО4 <данные изъяты>, ФИО8 <данные изъяты> на решение Павловского городского суда Нижегородской области от 31 июля 2015 года
по делу по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании разрешения (ордера) № от ДД.ММ.ГГГГ на производство земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных, ремонтных работ и работ по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций на территории муниципального образования <адрес> муниципального района Нижегородской области, выданного на право проведения земляных работ для газоснабжения индивидуального жилого дома, недействительным,
УСТАНОВИЛА:
ФИО6, ФИО7, ФИО8 обратились в Павловский городской суд с заявлением о признании разрешения (ордера) № от ДД.ММ.ГГГГ на производство земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных, ремонтных работ и работ по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций на территории муниципального образования города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области, выданного на право проведения земляных работ для газоснабжения индивидуального жилого дома, недействительным.
В обоснование заявленных требований заявители указали, что Администрацией муниципального образования <адрес> муниципального района Нижегородской области ФИО13 выдано разрешение (ордер) № от ДД.ММ.ГГГГ на производство земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных, ремонтных работ и работ по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций на территории муниципального образования <адрес> муниципального района ФИО5<адрес>, на право проведения ею земляных работ для газоснабжения индивидуального жилого дома по <адрес> в <адрес>, ФИО5<адрес> (далее разрешение на производство земляных работ). На основании данного разрешения предполагается произвести строительство подземного газопровода низкого давления длиной 243,5 метров, через всю улицу, так как дом ФИО13 расположен в конце улицы, замыкая ее и образуя тупик. Разрешение выдано на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Данное разрешение, по мнению заявителей, не соответствует закону и нарушает права заявителей, проживающих на данной улице на право безопасного и комфортного проживания, пользования дорогой и на безопасные условия жизни. Выдавая ордер на производство земляных работ, Администрация МО г. Павлово не осуществила выход на место, не выяснила наличие и расположение уличных сетей, и фактическую ширину улицы, наличие обустроенного дорожного полотна.
В разрешении на производство земляных работ №3 от 11.06.2015 года указано, что работы не предполагают ограничения движения по улице. Предполагаемая площадь благоустройства, нарушаемая в процессе работ - 97,4 м., вид покрытия: травяной газон. Предусмотрено восстановление газона после выполненных работ. Однако прокладка газопровода по газону невозможна, в связи с наличием под ним уличного водопровода. Разметка газопровода, проводимая работниками подрядчика ООО «СпецГазМонтаж» показала, что реальное расположение газопровода с учетом соблюдения охранной зоны водопроводных сетей и ширине улицы будет проходить по середине дороги, и речи о размещении газопровода на газоне быть не может.
Администрация муниципального образования Павловского муниципального района данным разрешением лишает заявителей права пользоваться дорогой, которую жители самостоятельно обустроили.
По мнению заявителей, оспариваемое разрешение на производство земельных работ не отвечает критериям определенности, который является необходимым для любой разрешительной документации. Адрес производства земляных работ указан <адрес>, в то время, как таковой дом по улице отсутствует, также в разрешении не предусматривается ограничение проезда и прохода, работа по вскрытию дорожного полотна и его восстановлению, в то время, как в установленном ордером месте для производства работ (раскопки траншеи по газону), эти работы производиться не могут, в силу нарушения охранной зоны водопровода.
Оспариваемое разрешение на производство земляных работ от ДД.ММ.ГГГГ ограничивает права заявителей на достойные, безопасные и комфортные условия проживания, права на беспрепятственное пользование своим имуществом и беспрепятственного доступа к нему.
Заявители просили суд признать разрешение (ордер) № от ДД.ММ.ГГГГ на производство земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных, ремонтных работ и работ по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций на территории муниципального образования города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области, выданное администрацией муниципального образования <адрес>ФИО13 на право проведения земляных работ для газоснабжения индивидуального жилого дома по <адрес> в <адрес> муниципального района Нижегородской области, недействительным.
Решением Павловского городского суда Нижегородской области от 31 июля 2015 года в удовлетворениизаявления ФИО6, ФИО7, ФИО8 о признании разрешения (ордера) №3 от 11.06.2015 года на производство земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных, ремонтных работ и работ по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций на территории муниципального образования г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области, выданного на право проведения земляных работ для газоснабжения индивидуального жилого дома, недействительным - отказано.
В апелляционной жалобе ФИО6, ФИО7, ФИО8 просили решение Павловского городского суда Нижегородской области от 31 июля 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 доводы апелляционной жалобы подержали.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, своих представителей, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном ст.ст.55-57 КАС РФ, в суд не направили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08.03.2015 года N 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» установлено, что не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные жалобы разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб.
В силу ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании ст.46 Конституции Российской Федерации, главы 25 ГПК РФ, главы 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ст.7 Земельного Кодекса РФ, земли населенных пунктов должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Положениями п.3 ст.11.2 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п.12 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственного пользуются неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
На основании ст.39.33 Земельного Кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в указанных целях осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в пункты 1, 6 которого включены подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Частью 8 ст.17 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» установлено, что вскрытие дорожных покрытий, тротуаров, газонов, а также разрытие других территорий общего пользования при строительстве или ремонте подземных сетей и надземных сооружений осуществляется в соответствии с требованиями, установленными органами местного самоуправления, в границах и в сроки, указанные в разрешении на производство работ.
Решением городской Думы г.Павлово Павловского района Нижегородской области от 30.12.2013 N 29 утверждены Правила благоустройства и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области, статья 21 которых регулирует правоотношения, связанные с обеспечением чистоты и порядка в местах производства земляных, строительных и ремонтных работ, работ по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций, на прилегающих к ним территориях, которые осуществляются в соответствии с требованиями, установленными настоящим разделом, к уборке и обеспечению надлежащего состояния территорий и иных объектов.
Статьей 21 указанных Правил предусмотрено:
1. Застройщик и лица, производящие земляные и ремонтные работы, работы по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций, выполняют требования настоящего раздела Правил за счет собственных средств самостоятельно или путем возложения соответствующих обязанностей на подрядчика либо на специализированную организацию на основании договора.
Все организации, ведущие строительные и земляные работы, должны обеспечивать:
2.2. Наличие у них письменного разрешения (ордера), выданного Администрацией на проведение земляных работ, связанных с разрытием грунта или вскрытием дорожных покрытий (прокладка, реконструкция или ремонт подземных коммуникаций, забивка свай и шпунта, планировка грунта, буровые работы).
Указанное выше разрешение на производство работ по строительству, реконструкции, ремонту коммуникаций выдается Администрацией при предъявлении:
- проекта проведения работ, согласованного с заинтересованными службами, отвечающими за сохранность инженерных коммуникаций;
- схемы движения транспорта и пешеходов, согласованной с государственной инспекцией по безопасности дорожного движения;
- условий производства работ, согласованных с местной администрацией муниципального образования;
- календарного графика производства работ, а также письменного соглашения с собственником либо уполномоченным им лицом о порядке восстановления благоустройства земельного участка, на территории которого будут проводиться работы по строительству, реконструкции, ремонту коммуникаций.
При производстве работ, связанных с необходимостью восстановления покрытия дорог, тротуаров или газонов, разрешение на производство земляных работ выдается только по согласованию со специализированной организацией, обслуживающей дорожное покрытие, тротуары, газоны.
2.3. До начала земляных работ согласование с представителями эксплуатационных служб местоположения находящихся в их ведении коммуникаций с указанием в документе (акте) согласования особых условий производства соответствующих работ.
2.8. Производство земляных работ при наличии ордеров, оформленных в надлежащем порядке, наличие лицензии, разрешающей осуществление соответствующей строительной деятельности, или договора подряда с организацией, имеющей соответствующую лицензию.
2.9. Приведение в первоначальное состояние и восстановление в полном объеме:
- всех разрушенных и поврежденных дорожных покрытий, озеленения и элементов благоустройства, возникших в результате производства работ по прокладке подземных коммуникаций или других видов строительных работ, организациями, получившими разрешение на производство работ, в сроки, согласованные с администрацией муниципального образования г. Павлово.
Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения (ордера) на производство земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных, ремонтных работ и работ по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций на территории муниципального образования города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области», утвержденным постановлением администрации муниципального образования г. Павлово от 02.06.2015 года №44, установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения данной муниципальной услуги, порядок их представления (п.2.6), исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги (п.2.10).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО13 на основании договора купли-продажи объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ и договора продажи земельного участка под объектом незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ за № (кадастровые №) является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ФИО5<адрес>. Право собственности в, установленном законом, порядке зарегистрировано в УФСГР, кадастра и картографии по ФИО5<адрес>.
ДД.ММ.ГГГГФИО13 обратилась в администрацию МО <адрес> с гарантийной заявкой на получение разрешение (ордера) на производство земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных, ремонтных работ и работ по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций на территории муниципального образования <адрес> муниципального района Нижегородской области, предоставив пакет документов необходимых для выдачи разрешения на производство земляных работ был предоставлен в полном объеме
Проект №.14-Ч-2А согласован с МУП «Водоканал» <адрес> и ОГИБД МО МВД России «Павловский».
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального образования г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области ФИО13 выдано разрешение (ордер) № на производство земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных, ремонтных работ и работ по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций на территории муниципального образования города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области, на право проведения ею земляных работ для газоснабжения индивидуального жилого дома по <адрес> в <адрес>, ФИО5<адрес> (далее разрешение на производство земляных работ).
Из справки ООО «ПАВЛОВОПРОЕКТ» за № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что трасса газопровода низкого давления к жилому дому № «а» по <адрес>ФИО5<адрес> разработана с учетом имеющихся на данном участке систем водоснабжения. На плане данная система указана зеленой линией и буквой «В». Привязка трассы газопровода к существующему водопроводу по <адрес> см. проект лист 3 с указанными размерами согласно СНИП ДД.ММ.ГГГГ-89. На представленной топографической съемке по <адрес> дорога не указана.
ДД.ММ.ГГГГ МУП «Водоканал» выдана справка, из которой следует, что выбор трассы газопровода, расположенного по адресу: <адрес>, в зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не входит.
Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ№ МУП «Водоканал» на запрос Павловского городского суда Нижегородской области, следует, что снабжение питьевой водой жилых домов по <адрес> происходит от <адрес> по стальному водопроводу, построенному на средства жителей и находящемуся в их эксплуатационной ответственности. Проект газопровода с изыскательными работами по нанесению инженерных коммуникаций выполнен организацией ООО «ПАВЛОВОПРОЕКТ» в соответствии с требованиями СниП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утв. постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 года за №78), согласно, которым, расстояние в свету между водопроводными сетями и газопроводом должно быть не менее 1 метра, что предусмотрено проектом №.14-ч-2А от января 2015 года.
Судом первой инстанции установлено, и подтверждается материалами дела, что ФИО13 представила в администрацию в полном объеме все документы, необходимые для выдачи разрешения на производство земляных работ. При этом проект №.14-Ч-2А в установленном порядке согласован с МУП «Водоканал» <адрес> и ОГИБД МО МВД России «Павловский».
При этом у администрации МО <адрес> не имелось оснований для отказа в выдаче ФИО13 оспариваемого разрешения (ордера).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое разрешение (ордер) № от ДД.ММ.ГГГГ на производство земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных, ремонтных работ и работ по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций на территории муниципального образования города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области, согласно которому ФИО13 разрешается проведение земляных работ для газоснабжения индивидуального жилого дома по <адрес> в г. Павлово, Нижегородской области, выдано законно и в соответствии с установленным порядком, при предоставлении ФИО13 всех необходимых документов.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции пришел к правильным выводам, что срок действия оспариваемого разрешения истек ДД.ММ.ГГГГ, при этом, ФИО13 работы по указанному разрешению (ордеру) № от ДД.ММ.ГГГГ не производились, что подтверждается актом приема-сдачи планируемого благоустройства места производства земляных работ, строительных, мелиоративных, хозяйственных, ремонтных работ и работ по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций на территории муниципального образования г. Павлово Павловского муниципального района ФИО5<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом того, что срок действия оспариваемого разрешения истек ДД.ММ.ГГГГ, при этом, ФИО13 работы по указанному разрешению (ордеру) № от ДД.ММ.ГГГГ не производились, то оспариваемым разрешением (ордером) на производство земляных работ права заявителей не нарушены. Данное обстоятельство в судебном заседании суда апелляционной инстанции заявители подтвердили.
Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства дела, и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку данный вывод не противоречит нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основаниями для отмены или изменения решения суда.
Выводы суда первой инстанции мотивированы и доводами апелляционной жалобы не опровергнуты.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.309, ст.310, ст.311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Павловского городского суда Нижегородской области от 31 июля 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО6 <данные изъяты>, ФИО4 <данные изъяты>, ФИО8 <данные изъяты> - оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: