ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-13370/2015 от 20.01.2016 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Еременко В.И. Дело № 33а-676/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.,

судей Бакланова Е.А.Ковалюк Л.Ю.,

при секретаре Ж.М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело административному исковому заявлению Благовещенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к краевому автономному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края» о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей по устранению нарушений требований действующего законодательства, принятию мер по организации надлежащего предоставления государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

по апелляционному представлению Благовещенского межрайонного прокурора на решение Благовещенского районного суда Алтайского края от 6 ноября 2015 года.

Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Благовещенский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к краевому автономному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края» о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по устранению нарушений требований действующего законодательства, указанных в представлении прокурора *** от ***., непринятия мер по организации надлежащего предоставления государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; возложению обязанности по принятию мер по устранению нарушений требований действующего законодательства, указанных в представлении прокурора *** от ***., принятию мер по организации надлежащего предоставления государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В обоснование требований указано, что по заданию прокуратуры
Алтайского края *** в июле-августе 2015 года была проведена проверка соблюдения Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.12.2012г. № 1376, в Благовещенском филиале КАУ «МФЦ Алтайского края». Проверкой установлено, что предоставление государственной слуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним организовано ненадлежащим образом.

Так, ***. в Благовещенский филиал КАУ «МФЦ Алтайского края» обратилась А.Т.И. по вопросу государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом. У нее
были приняты все необходимые документы и выдана расписка,
при этом сотрудники филиала пояснили, что о дате
готовности документов А.Т.И. будет оповещена по телефону. 01.07.2015г. в Благовещенский филиал КАУ «МФЦ Алтайского края» из Управления Росреестра по Алтайскому краю поступили документы по государственной регистрации сделки, однако, 10.07.2015г. документы были возвращены в Управление Росреестра по Алтайскому краю. При этом в период с 01.07.2015г. по 10.07.2015г. сотрудниками
филиала А.Т.И. не была предоставлена возможность
получить документы, она не была уведомлена каким-либо образом о
готовности документов и возможности их получения, в том числе, посредством телефонного уведомления, как ей было указано при приеме документов. Такое уведомление, либо готовые документы
также не были направлены А.Т.И. посредством почты. В настоящее время документы находятся в архиве Управления Росреестра по Алтайскому краю, государственная услуга,
предусмотренная федеральным законодательством, Благовещенским филиалом КАУ «МФЦ Алтайского края» А.Т.И. не оказана.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что ненадлежащее
предоставление государственной услуги
обусловлено просчетами в планировании и организации деятельности учреждения.

***. в адрес директора КАУ
«МФЦ Алтайского края» внесено представление *** об устранении нарушений Правил организации деятельности
многофункциональных центров предоставления государственных и
муниципальных услуг. Ответом *** от ***. представление отклонено со ссылкой на то, что соглашением о
взаимодействии между КАУ «МФЦ Алтайского края», Управлением Росреестра по Алтайскому краю, филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю обязанность, предусмотренная п.291 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на МФЦ не
возложена, в связи с чем государственная услуга оказана.

Прокурор полагает, что нормативные правовые акты не предусматривают возложение на КАУ «МФЦ Алтайского края» каких-либо
отдельных положений Административного регламента Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению
государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014г. № 789. Более того, в случае,
если локальные акты МФЦ не содержат требований к каким-либо отдельным
этапам предоставления государственной услуги, применяются соответствующие требования административного регламента.

Решением Благовещенского районного суда Алтайского края от 6 ноября 2015 года в удовлетворении требований отказано.

В апелляционном представлении содержится требование об отмене решения, принятии по делу нового решения. В обоснование прокурор указывает, что действующее законодательство не предусматривает возложение на МФЦ каких-либо отдельных положений административного регламента, напротив, в случае, если локальные акты МФЦ не содержат требований к каким-либо отдельным этапам предоставления государственной услуги, применяются соответствующие требования административного регламента. Соглашение о взаимодействии между Управлением Росреестра по Алтайскому краю и МФЦ содержит положения непосредственно о взаимодействии между данными организациями на всех этапах, но не содержит положений о взаимодействии МФЦ с клиентами, также в нем отсутствуют положения, регламентирующие процедуру выдачи готовых документов клиенту, между тем, согласно ч.3 ст.18 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» соглашение о взаимодействии не может содержать положения, ограничивающие права и законные интересы заявителей или третьих лиц, а также возлагать на них дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, данным доводам оценка в решении не дана. В обоснование решения суд сослался на разъяснения заместителя руководителя Росреестра от 04.09.2015г., письмо Росреестра от 04.09.2015г., однако, названные документы не являются нормативными правовыми актами и не содержат обязательных для исполнения требований. Является необоснованным вывод суда о том, что действия по направлению невостребованных документов заявителям относятся к компетенции органов власти, поскольку Соглашение о взаимодействии таких обязанностей Управления Росреестра по Алтайскому краю не содержит. Вывод суда о том, что при приеме документов сотрудник филиала МФЦ уведомил А.Т.И. о сроках хранения документов в филиале и о последующей их передаче в Управление Росреестра по Алтайскому краю для пересылки заявителю посредством почтовой связи, имеющимися в деле доказательствами не подтвержден.

В возражениях относительно апелляционного представления КАУ «МФЦ Алтайского края» просит оставить решение без изменения, указывает на его законность и необоснованность доводов представления.

Заинтересованное лицо А.Т.И., надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, об отложении не просила, о причинах неявки не сообщила, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие.

Рассмотрев дело в соответствии со ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, выслушав пояснения прокурора С.В.Г., поддержавшего протест, возражения представителя КАУ «МФЦ Алтайского края» М.А.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - организация, уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».

В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.15 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.

Предоставление государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов в многофункциональных центрах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется в соответствии с административными регламентами предоставления указанных услуг на основании соглашений о взаимодействии, заключенных федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов с уполномоченным многофункциональным центром.

Таким образом, стандарт и порядок предоставления государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сроки и последовательность административных процедур и административных действий при предоставлении государственной услуги, а также порядок взаимодействия между КАУ «МФЦ Алтайского края», Управлением Росреестра по Алтайскому краю, филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю определяются Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014г. N 789, а также Соглашением № 10/1 о взаимодействии между КАУ «МФЦ Алтайского края», Управлением Росреестра по Алтайскому краю, филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю от 30.04.2013г. (с изменениями и дополнениями от 16.10.2013г., 02.06.2014г., 31.01.2015г., 30.09.2015г.).

В соответствии с п.п.1, 4, 6, 8 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» многофункциональные центры осуществляют: прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг; информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также консультирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах; выдачу заявителям документов органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; иные функции, установленные нормативными правовыми актами и соглашениями о взаимодействии.

Согласно ч.1.3 ст.16 названного Закона в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (для государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов), нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (для государственных услуг, предоставляемых в рамках осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации), муниципальными правовыми актами (для муниципальных услуг, а также государственных услуг, предоставляемых в рамках осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) на многофункциональные центры может быть возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме, включая принятие решения о предоставлении государственной или муниципальной услуги или об отказе в ее предоставлении, составление и подписание соответствующих документов по результатам предоставления такой услуги либо совершение надписей или иных юридически значимых действий, являющихся результатом предоставления государственной или муниципальной услуги.

В соответствии с ч.5 ст.16 Закона многофункциональный центр, его работники, организации, указанные в части 1.1 настоящей статьи, и их работники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации за своевременную передачу органу, предоставляющему государственную услугу, или органу, предоставляющему муниципальную услугу, запросов, иных документов, принятых от заявителя, а также за своевременную выдачу заявителю документов, переданных в этих целях многофункциональному центру органом, предоставляющим государственную услугу, или органом, предоставляющим муниципальную услугу.

В соответствии с п.37 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним конечным результатом предоставления государственной услуги являются, в частности, государственная регистрация вещного права, перехода вещного права на недвижимое имущество; государственная регистрация сделки с недвижимым имуществом.

В соответствии с п.291 Административного регламента, если в течение тридцати рабочих дней со дня истечения срока предоставления государственной услуги заявитель (его представитель) не явился для получения документа, сотрудник, ответственный за выдачу (направление) документов, направляет такой документ посредством почтового отправления по указанному в заявлении о предоставлении государственной услуги почтовому адресу на второй рабочий день после истечения указанного срока, или, если заявление о предоставлении государственной услуги содержит просьбу о направлении такого документа посредством почтового отправления, не позднее рабочего дня, следующего за первым рабочим днем со дня истечения срока предоставления государственной услуги.

В соответствии с подп.5, 10, 13 п.7.3.10 Соглашения № 10/1 о взаимодействии от 30.04.2013г. (с учетом дополнительных соглашений от 16.10.2013г., 02.06.2014г., 31.01.2015г.) выдача документов заявителю после проведения государственной регистрации в месте их подачи осуществляется в течение 7 календарных дней со дня окончания срока регистрации, указанного в расписке, в случае пропуска указанного в расписке срока получение документов заявителем осуществляется в отделе Учреждения (филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю) по месту нахождения объекта недвижимого имущества; выдача документов заявителю после проведения государственной регистрации по истечении 7 календарных дней со дня окончания срока регистрации, указанного в расписке, осуществляется в пункте приема – выдачи Учреждения по месту нахождения объекта недвижимости; в случае, если заявителем документы в течение 7 календарных дней с момента окончания срока регистрации, указанного в расписке, не получены, то документы, подлежащие выдаче, не позднее следующего рабочего дня передаются из МФЦ в структурное подразделение Управления (Управление Росреестра по Алтайскому краю) по месту проведения государственной регистрации.

Таким образом, Соглашением о взаимодействии не предусмотрена передача МФЦ обязанности по направлению заявителю документов посредством почтового отправления.

Из обстоятельств дела следует, что по результатам проверки Благовещенского филиала КАУ «МФЦ Алтайского края», проведенной по заданию прокуратуры Алтайского края, установлено, что 23.06.2015г. А.Т.И. обратилась в указанный филиал с заявлением о предоставлении государственной услуги по государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, - о чем у нее были приняты соответствующие документы и выдана расписка в получении документов на государственную регистрацию, в которой срок окончания регистрации указан 02.07.2015г. В течение 7 дней по истечении срока государственной регистрации, а также в последующем А.Т.И. за получением документов в Благовещенский филиал КАУ «МФЦ Алтайского края» не обращалась. 10.07.2015г. документы возвращены в Управление Росреестра по Алтайскому краю.

Поскольку в силу ч.3 ст.15 Федерального «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с административными регламентами предоставления указанных услуг на основании соглашений о взаимодействии, сама государственная услуга была оказана, действия Благовещенского филиала КАУ «МФЦ Алтайского края» по предоставлению государственной услуги соответствуют требованиям вышеуказанных документов.

Доводы апелляционного представления основанием к отмене решения не являются.

Так, довод о том, что действующее законодательство не предусматривает возложение на МФЦ каких-либо отдельных положений административного регламента, основан на неверном толковании норм права, поскольку обязанности МФЦ определяются административным регламентом и соглашением о взаимодействии.

Ссылка на ч.3 ст.18 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предусматривающую, что соглашение о взаимодействии не может содержать положения, ограничивающие права и законные интересы заявителей или третьих лиц, а также возлагать на них дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, не свидетельствует о незаконности решения, поскольку отсутствие в соглашении о взаимодействии обязанности МФЦ по направлению документов почтовым отправлением не свидетельствует об ограничении прав и законных интересов заявителей.

Иные доводы представления правового значения не имеют, в связи с чем судебной коллегией не принимаются.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Благовещенского районного суда Алтайского края от 6 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление Благовещенского межрайонного прокурора – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Еременко В.И. Дело № 33а-676/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.,

судей Бакланова Е.А.Ковалюк Л.Ю.,

при секретаре Ж.М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело административному исковому заявлению Благовещенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к краевому автономному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края» о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей по устранению нарушений требований действующего законодательства, принятию мер по организации надлежащего предоставления государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по апелляционному представлению Благовещенского межрайонного прокурора на решение Благовещенского районного суда Алтайского края от 6 ноября 2015 года, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

о п р е д е л и л а:

решение Благовещенского районного суда Алтайского края от 6 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление Благовещенского межрайонного прокурора – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи