Судья - Сержанова Е.Г. Дело № 33а-13412/2021 А-21а
24RS0055-01-2021-000194-59
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 октября 2021 года Красноярский краевой суд в составе судьи судебной коллегии по административным делам Данцевой Т.Н.,
рассмотрев административное дело по административному иску ФИО1 к административной комиссии администрации г. Уяра Красноярского края о признании незаконным и отмене предписания
по частной жалобе ФИО1
на определение Уярского районного суда Красноярского края от 9 сентября 2021 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявленных ФИО1 требований о взыскании с административной комиссии администрации г. Уяра Красноярского края судебных расходов по административному делу по административному иску ФИО1 к административной комиссии администрации г. Уяра Красноярского края о признании незаконным и отмене предписания от 26 октября 2020 года отказать».
УСТАНОВИЛ:
Решением Уярского районного суда Красноярского края от 18 июня 2021 года удовлетворены исковые требования ФИО1 о признании незаконным и отмене предписания административной комиссии администрации г. Уяра от 26 октября 2020 года.
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о возмещении судебных расходов, связанных с оплатой юридических услуг, в размере 20 000 рублей.
В обоснование своих требований сослалась на то, что при рассмотрении настоящего дела она нуждалась в помощи представителя, работа которого оценена в указанную сумму.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше определение
В частной жалобе ФИО1 просит данный судебный акт отменить как незаконный, принятый без учета правомерности ее требований как стороны, в пользу которой состоялось решение суда, о взыскании понесенных судебных издержек.
В соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 ст. 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции осуществляется судьей соответствующего суда единолично, по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции находит определение суда подлежащим отмене ввиду следующего.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с учредительными документами административная комиссия администрации г. Уяра не является юридическим лицом и органом местного самоуправления, а потому на нее не может быть возложена обязанность по возмещению судебных издержек.
С таким выводом суда согласиться нельзя.
Понятие, состав и порядок взыскания судебных расходов регламентированы главой 10 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Из разъяснений, данных в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», от 21 января 2016 года № 1, следует, что в случаях, когда законом либо договором предусмотрен претензионный или иной обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на направление претензии контрагенту, на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом, на обжалование в вышестоящий налоговый орган актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц), в том числе расходы по оплате юридических услуг, признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек.
Однако судом первой инстанции не были учтены указанные предписания законодательства, в связи с чем являются обоснованными доводы частной жалобы о том, что оспариваемым определением, которым было отказано в удовлетворении требований во взыскании судебных расходов, ФИО1 была лишена права на возмещение судебных издержек, несмотря на то, что решение состоялось в ее пользу.
Кроме того, суд апелляционной полагает необходимым отметить следующее.
В силу ст. 1 Закона Красноярского края «Об административных комиссиях в Красноярском крае» от 23 апреля 2009 года № 8-3168 административные комиссии – постоянно действующие коллегиальные органы, создаваемые для рассмотрения дел об административных правонарушениях и составления протоколов об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Законом края «Об административных правонарушениях». Административные комиссии создаются в городских округах, муниципальных округах, поселениях края и Северо-Енисейском районе и действуют в пределах границ соответствующих муниципальных образований.
Административная комиссия имеет круглую печать, содержащую ее полное наименование, и бланки со своим наименованием. Административная комиссия не является юридическим лицом.
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности административных комиссий осуществляется в порядке, установленном Законом края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований края государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий» (ст. 8 Закона Красноярского края «Об административных комиссиях в Красноярском крае»).
Так, согласно ст. 5 Закона Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований края государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий» от 23 апреля 2009 года № 8-3170 финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом края о краевом бюджете в форме субвенций местным бюджетам.
Общий объем субвенций на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий определяется в соответствии с порядком определения общего объема субвенций бюджетам муниципальных образований края на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий, а также по расчету и предоставлению субвенций бюджетам поселений на осуществление государственных полномочий по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий согласно приложению к настоящему Закону.
Финансирование органов местного самоуправления для осуществления государственных полномочий производится уполномоченным органом исполнительной власти края путем ежемесячного предоставления местным бюджетам необходимых для осуществления государственных полномочий субвенций в соответствии с законом края о краевом бюджете.
Вместе с тем администрация г. Уяра как распорядитель денежных средств, получаемых в качестве субвенций для финансового и материально-технического обеспечения деятельности административной комиссии г. Уяра, к участию в разрешении заявления ФИО1 о возмещении судебных расходов привлечена не была, в то время как по результатам рассмотрения данного заявления могут быть затронуты ее права и обязанности.
Эти обстоятельства не были приняты во внимание судом первой инстанции.
В соответствии с п. 3 ст. 309, п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ решение (а соответственно и определение) суда первой инстанции подлежат безусловной отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Суд апелляционной инстанции, установив, что допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного акта, считает необходимым отменить определение суда, возвратить дело в Уярский районный суд Красноярского края на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 316 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Уярского районного суда Красноярского края от 9 сентября 2021 года отменить. Направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, находящийся в г. Кемерово.
Судья: Т.Н.Данцева