УИД 34RS0007-01-2021-004696-02 № М-2384/2021
Судья Коцубняк А.Е. дело № 33а-13427/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 8 декабря 2021 г.
Судья судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда Камышникова Н.М., рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства частную жалобу административного истца Плешакова В.В. на определение судьи Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 31 августа 2021 г. об оставлении без движения административного иска Плешакова В.В. к начальнику Тракторозаводскому РОСП г. Волгограда УФССП России по Волгоградской области Соловьевой О.В., УФССП России по Волгоградской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности
УСТАНОВИЛА:
Плешаков В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия начальника Тракторозаводского РОСП г. Волгограда УФССП России по Волгоградской области Соловьевой О.В., выразившиеся в не вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства, не направлении в адрес административного истца копии постановления о возбуждении исполнительного производства; обязании устранить допущенные нарушения.
Судом постановлено вышеуказанное определение.
В частной жалобе административный истец Плешаков В.В. выражает несогласие с судебным актом, полагает его вынесенным с нарушением норм материального права, а также указывает на то, что ему созданы препятствия в доступе к правосудию.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы частной жалобы, нахожу определение судьи Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 31 августа 2021 г. подлежащим отмене, как постановленного с существенным нарушением норм процессуального права.
В части 7 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства РФ к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.
В части 8 статьи 125 КАС РФ определено, что административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом копии административного искового заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, могут быть представлены в суд в электронной форме (часть 2 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Порядок подачи документов в электронном виде в суды общей юрисдикции разъяснен в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов» и в Порядке подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденным Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 251.
Из приведенных процессуальных норм с учетом указанных актов следует, что при подаче в суд административного иска в общем порядке административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями вправе либо приложить к административному иску его копии и копии приложенных документов либо приложить к административному иску уведомление о направлении иным лицам, участвующим в деле, копии административного иска с копиями приложенных к нему документов (часть 7 статьи 125, пункт 1 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Равно как административный истец, не обладающий государственными и иными публичными полномочиями, при обращении в суд с административным иском в порядке части 8 статьи 125 КАС РФ вправе либо представить в суд копии уведомлений о направлении копий административного иска с приложенными документами лицам, участвующим в деле (в том числе посредством официального сайта) либо представить копии документов в электронном виде (в том числе вправе представить электронные образы документов).
Соответственно, предоставление уведомления о вручении иным лицам, участвующим в деле, копии административного иска с приложенными документами, является правом, а не обязанностью административного истца, не обладающего государственными и иными публичными полномочиями независимо от того, в каком порядке названный административный истец обратился в суд (в общем порядке или через сайт суда в сети "Интернет").
Поэтому, указание в обжалуемом определении на невыполнение административным истцом Плешаковым В.В. обязанности по предоставлению уведомления или иного документа, подтверждающего факт вручения административного искового заявления и приложенных к нему документов, лицам, участвующим в деле, как на одно из оснований для оставления без движения административного иска, не может быть признано правильным.
При таких обстоятельствах суд, оставив административный иск без движения, необоснованно создал препятствия в рассмотрении спора по существу заявленных требований, а потому определение суда подлежит отмене с направлением материалов в тот же суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 31 августа 2021 г. отменить, направить материалы в суд первой инстанции для рассмотрения административного иска со стадии принятия.
Судья Н.М. Камышникова