ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-13432 от 22.11.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33а-13432

Судья Кондратьева И.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 ноября 2017 года город Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Судневой В.Н.,

судей Кустовой И.Ю., Поповой Н.В.,

при секретаре Рогатневой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 07 сентября 2017 года, которым постановлено:

«Требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района от 19.04.2017 г. № 392 об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: ****, кадастровый номер **:2354.

Обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района выдать ФИО1 разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: ****, кадастровый номер **:2354».

Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения представителя административного ответчика ФИО2, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 на основании договора купли-продажи от 24.01.2017 (государственная регистрация 08.02.2017) является собственником земельного участка общей площадью 1432+/-9 кв.м, категория: земли населенных пунктов, целевое использование: под индивидуальную жилую застройку, адрес: ****, кадастровый номер **:2354.

ФИО1 (через МФЦ) 12.04.2017 обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном выше земельном участке, представив схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Письмом уполномоченного органа от 19.04.2017 № 392 заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство на основании ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ). В обоснование отказа указано, что представленные документы не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка: не представлены технические условия на благоустройство прилегающей территории, выданные администрацией Хохловского сельского поселения; не выполнены требования п. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ ввиду расположения земельного участка в водоохраной зоне совмещенной с прибрежной защитной полосой Камского водохранилища. Схема планировочной организации земельного участка с указанием места расположения индивидуального жилого дома должна соответствовать приказу Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 19.02.2015 №117/пр, содержать сведения, необходимые для заполнения формы разрешения на строительство, а именно технико-экономические показатели на жилой дом, на схеме необходимо отобразить границу зоны допустимого размещения объекта, подъезд к индивидуальному жилому дому, инженерно-технические сети.

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, кадастровый номер **:2354, расположенном по адресу: ****, возложении обязанности выдать разрешение на строительство, ссылаясь на обстоятельство того, что все необходимые документы для получения разрешения на строительство уполномоченному органу были представлены, оспариваемое решение является незаконным и нарушает его права на осуществление строительства индивидуального жилого дома.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Жалоба мотивирована тем, что заявителем не был представлен полный пакет документов, необходимых для получения разрешения на строительство. Выводы суда о том, что на стадии выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома отсутствует необходимость представления информации по водоотведению, выбору сооружения, его местоположения, т.е. проведение водоохранных и защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия на водный объект, рассмотрение иных вопросов, не основаны на законе с учетом расположения земельного участка в водоохранной зоне. Схема планировочной организации земельного участка выполняется на основании градостроительного плана земельного участка, что в данном случае соблюдено не было. Суд не может подменять собой органы, наделенные соответствующими полномочиями, в связи с чем надлежащим способом восстановления возможно нарушенного права будет повторное рассмотрение вопроса выдачи разрешения на строительство.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об его отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права (п.п.3,4 ч.2,ч.3 ст. 310 КАС РФ).

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ч.2 ст. 62,ч.1 ст. 218, ч.9 ст. 227 КАС РФ, ч.5 ст.8,ч.ч.1,7,9,10 ст. 51 ГрК РФ, пп.26 п.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 65 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ).

Признавая незаконным решение, суд пришел к выводу о том, что административным истцом в уполномоченный орган были предоставлены все необходимые документы для решения вопроса о выдаче разрешения на строительство, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения жилого дома соответствовала требованиям градостроительного плана.

Суд исходил из того, что порядок выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома регулируется ГрК РФ, которым установлен перечень документов предоставляемых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома и установлено, что требовать иные документы для получения такого разрешения не допускается.

В связи с этим рассмотрение на стадии выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома иных вопросов и необходимость представления информации в отношении водоотведения, выбора сооружения, местоположение данного сооружения, т.е. проведение водоохранных и защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, законом не установлено.

Вместе с тем, выдача разрешения на строительство индивидуального жилого дома не освобождает застройщика от исполнения требований иных федеральных законов, включая ч. 16 ст. 65 ВК РФ, и не исключает обеспечение исполнение таких требований на иных стадиях (выдача разрешения на ввод дома в эксплуатацию) и иными способами (государственный и муниципальный контроль).

Судебная коллегия с выводами суда о незаконности отказа в выдаче разрешения на строительство согласиться не может в силу следующего.

Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован положениями статьи 51 ГрК РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч.2 ст.51).

В силу ч.9 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

В части 13 статьи 51 ГрК РФ приведены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, к которым, в частности относятся отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, имеющейся в материалах дела, земельный участок с кадастровым номером **:2354 в части площади 999 кв.м имеет ограничение прав, предусмотренных ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ, ст. 65 ВК РФ в связи с расположением в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Камского водохранилища (приказ «Об установлении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос Камского водохранилища» № 208 от 25.08.2014), в части площади 203 кв.м земельного участка установлена охранная зона объектов электросетевого хозяйства (охранная зона ВЛ-6кВ ф.11).

В градостроительном плане земельного участка отражена информация о нахождении объекта в водоохранной зоне Камского водохранилища совмещенной с прибрежной защитной полосой и охранной зоне ВЛ-6кВ ф.11, указано на необходимость до получения разрешения на строительство получить технические условия на благоустройство прилегающей территории в администрации Хохловского сельского поселения, при разработке схемы планировочной организации земельного участка выполнить требования ч.16 ст. 65 ВК РФ.

Согласно ч.1 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч.2 ст. 65 ВК РФ).

В границах водоохранных зон запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод (ч.7 ст. 65 ВК РФ).

В силу ч.16 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Возможность установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности, особые условия охраны окружающей среды в охранных зонах предусмотрена также пп.1,2 п.2 ст. 56 ЗК РФ.

Поскольку строительство (реконструкция) объекта капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, для земельного участка, расположенного в границах водоохранной зоны устанавливаются особые условия использования, в частности проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию объектов, расположенных в границах таких зон, возможно только при условии оборудования объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, судебная коллегия приходит к выводу о том, что схема планировочной организации земельного участка должна быть выполнена с учетом требований, установленных в ч.16 ст. 65 ВК РФ.

При таких обстоятельствах при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства не земельном участке, расположенном в водоохранной зоне совмещенной с прибрежной защитной полосой, административный ответчик обоснованно учел особые условия использования земельного участка, установленные законом и закрепленные в градостроительном плане, и отсутствие в представленной схеме планировочной организации необходимых сведений, в связи с чем правомерно отказал в выдаче разрешения на строительство.

Вывод суда о том, что исполнение требований ч.16 ст. 65 ВК РФ возможно на иных стадиях, в частности при выдаче разрешения на ввод дома в эксплуатацию или в порядке государственного и муниципального контроля, не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа.

В силу ч.4 ст.8 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 01.03.2018 не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта, в связи с чем осуществление административным истцом строительства индивидуального жилого дома и постановка его на кадастровый учет в отсутствие ввода его в эксплуатацию до 01.03.2018 не исключается.

Ссылка в возражениях административного истца на обстоятельство того, что земельный участок частично расположен в водоохранной зоне, в связи с чем осуществление строительства возможно на части земельного участка, которая не входит в границы данной зоны, не может быть принята во внимание судебной коллегий, поскольку бесспорных, достаточных и объективных доказательств подтверждающих, что объект капитального строительства и его коммуникации (водоснабжение, водоотведение, канализация) не будут пересекать часть земельного участка, расположенного в границах водоохранной зоны, им не представлено.

В части указания в качестве основания отказа в выдаче разрешения на строительство на непредставление технических условий на благоустройство прилегающей территории, не соответствия схемы планировочной организации Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19.02.2015 № 117\пр, судебная коллегия полагает отметить следующее.

Форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.16 ст. 51 Кодекса).

Во исполнение положений приведенной выше нормы, Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.02.2015г. № 117\пр утверждены «Форма разрешения на строительство и форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».

Раздел 4 Формы разрешения на строительство содержит краткие характеристики для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта. В которых, в частности указывается: общая площадь (кв.м); площадь участка (кв.м); объем (куб.м), в том числе подземной части (куб.м); количество этажей (шт.); высота (м); количество подземных этажей (шт.); площадь застройки (кв.м); иные показатели (дополнительные характеристики, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета объекта капитального строительства.

Таким образом, схема панировочной организации земельного участка с указанием места расположения индивидуального жилого дома применительно к положениям п.3 ч.9, ч.16 ст.51 ГрК РФ должна соответствовать положениям названного выше Приказа, т.е. содержать сведения, необходимые для заполнения формы разрешения на строительство, но с учетом специфики объекта индивидуального жилищного строительства, при строительстве которого не требуется осуществление подготовки проектной документации и получение положительного заключения экспертизы проектной документации, что прямо предусмотрено ч.3 ст. 48, п.2 ч.2 ст. 50 ГрК РФ.

В связи с чем наличие в схеме планировочной организации земельного участка описания решений по благоустройству территории, иных сведений, необходимость отражения которых установлена в разделе 2 Положения о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, в данном случае не требуется.

Вместе с тем, поскольку отказ в выдаче разрешения на строительство по основанию несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, расположенного в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе, является правомерным, а выводы суда в данной части являются ошибочными.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Мотовилихинского районного суда города Перми от 07 сентября 2017 отменить, принять по делу новое решение.

ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления к Управлению архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района о признании незаконным решение об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома от 19 апреля 2017 года № 392, возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома, отказать.

Председательствующий

Судьи