ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-13515/2021 от 11.08.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Нестеренко И.П. Дело № 33а-13515/2021

УИД 61RS0009-01-2021-001401-85

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 августа 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Авиловой Е.О.,

судей: Вервекина А.И., Медведева С.Ф.,

при секретаре Асташеве Р.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Азовского района Ростовской области об обязании подготовить уведомление о соответствии объекта индивидуального жилищного строительства,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Азовского городского суда Ростовской области от 23 апреля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Вервекина А.И., судебная коллегия по административным делам,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Азовского района Ростовской области об обязании подготовить уведомление о соответствии объекта индивидуального жилищного строительства.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что он, являясь собственником земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН 18 июля 2019 года направил в отдел Архитектуры и градостроительства администрации Азовского района Ростовской области уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального строительства или садового дома, в котором сообщал о планируемом строительстве.

Данное уведомление подано им лично в уполномоченный орган. При этом в уведомлении заявителем был выбран способ направления ему ответа – по электронной почте, по адресу, указанному в уведомлении.

Поскольку по истечении 7 рабочих дней на указанную электронную почту писем от уполномоченного органа не поступило, ФИО1, полагая, что в соответствии с п.13 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о планируемом строительстве считается согласованным, приступил к строительству.

По завершению строительства, 7 октября 2020 года истцом было подготовлено уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

В связи с тем, что, с учетом введенных ограничений, отсутствовал доступ в Отдел архитектуры и градостроительства администрации Азовского района, указанное уведомление и прилагаемые документы, необходимые для государственной регистрации права в Управлении Росреестра по Ростовской области, были направлены в уполномоченный орган 14 декабря 2020 года почтовым отправлением с описью вложения. Согласно отчету об отслеживании почтовое отправление получено адресатом 5 января 2021 года.

Истец ссылался на то, что до настоящего времени уведомление о завершении строительства ему возвращено не было, ответ на уведомление на адрес электронной почты не поступал.

Также согласно публичной кадастровой карте, дом, в отношении которого подавалось уведомление, не поставлен на кадастровый учет и соответственно право на него не зарегистрировано.

Истец указал, что параметры возведенного объекта недвижимости соответствуют указанным в уведомлениях о планируемом строительстве и о завершении строительства, строение полностью возведено в соответствии с описанием.

Также истцом при осуществлении строительства были соблюдены положения Правил землепользования и застройки территории в части соблюдения установленных отступов, этажности объектов и необходимой площади застройки.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил суд обязать Отдел Архитектуры и градостроительства администрации Азовского района в установленный законом срок подготовить уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности и направить его вместе с предоставленным ранее пакетом документов в Управление Росреестра по Ростовской области для государственной регистрации права собственности на возведенное строение.

Определением судьи Азовского городского суда Ростовской области от 22 марта 2021 года указанные исковые требования ФИО1, в соответствии с ч.3 ст. 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приняты к производству суда по правилам административного судопроизводства.

Решением Азовского городского суда Ростовской области от 23 апреля 2021 года в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.

Заявитель апелляционной жалобы полагает, что судом первой инстанции не было учтено, что согласно ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченным органом ответ на поданное уведомление должен быть направлен застройщику способом, определенным им в уведомлении, а не каким-либо иным способом. При этом, административным ответчиком не направлялся ему ответ на адрес электронной почты, указанный в уведомлении, а письменный ответ административным истцом получен не был.

Апеллянт обращает внимание на то, что, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, фактически, исходил из того, что административным истцом, в отсутствие разрешения на строительство, индивидуальный жилой дом возведен самовольно. При этом судом не дана оценка законности представленного органом местного самоуправления ответа, а также не выяснены обстоятельства о наличии или отсутствии нарушений Правил землепользования и застройки.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация Азовского района Ростовской области просит оставить решение Азовского городского суда Ростовской области без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец ФИО1 участвовал, просил удовлетворить апелляционную жалобу, решение Азовского городского суда Ростовской области от 23 апреля 2021 года отменить.

Административный истец просил судебную коллегию обратить внимание на то, что, фактически, направленное им уведомление о соответствии возведенного объекта не было по существу рассмотрено административным ответчиком, что свидетельствует о допущенном органом местного самоуправления незаконном бездействии.

Дело рассмотрено в порядке ст.150 КАС Российской Федерации в отсутствие представителя административного ответчика - администрации Азовского района Ростовской области, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, заслушав объяснения административного истца, судебная коллегия по административным делам приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.

Право оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрено положениями ст.218 КАС Российской Федерации.

Признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина, что следует из анализа положений ст.ст. 218, 227 КАС Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 18 июля 2019 года ФИО1 в Отдел Архитектуры и градостроительства администрации Азовского района Ростовской области подано уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального строительства или садового дома на принадлежащем ему земельном участке, расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН

В уведомлении административный истец просил направить уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам по адресу электронной почты АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

22 июля 2019 года на данное уведомление Главным архитектором Азовского района Ростовской области заявителю был дан ответ № 1776, в котором указывалось о том, что проектируемый индивидуальный жилой дом с северной и южной сторон расположен на расстоянии менее 3 метров от границ земельного участка, в связи с чем, уведомление может быть повторно рассмотрено после корректировки отступов от границ земельного участка.

Указанный ответ направлен ФИО1 простой почтовой корреспонденцией по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (л.д. 34).

Ввиду неполучения ФИО1 ответа, им произведены строительные работы и после завершения строительства в адрес Отдела архитектуры и градостроительства администрации Азовского района Ростовской области направлено уведомление от 7 октября 2020 года об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в котором для связи также указан адрес электронной почты АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, а также номер телефона.

Данное уведомление направлено в Отдел архитектуры и градостроительства администрации Азовского района Ростовской области 14 декабря 2020 года заказным письмом и согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором получено адресатом 5 января 2021 года.

Как следует из материалов дела уведомление или какой-либо ответ органом местного самоуправления административному истцу направлен не был.

Отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что на уведомление административного истца о планируемом строительстве индивидуального жилого дома органом местного самоуправления был направлен ответ от 22 июля 2019 года о необходимости корректировки отступов от границ земельного участка.

Суд пришел к выводу о том, что, поскольку откорректированное уведомление административным истцом повторно не было направлено в Отдел архитектуры и градостроительства администрации Азовского района Ростовской области, в данном случае, индивидуальный жилой дом возведен им самовольно и узаконение данного объекта возможно в порядке, установленном положениями ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами городского суда, по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);

2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;

4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);

6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;

7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;

8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;

9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

В соответствии с п.1 ч.7 ст.51.1 настоящего Кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 ч.7 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Согласно ч. 13 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ненаправление указанными уполномоченными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

Судебная коллегия отмечает, что, в данном случае, административным истцом в соответствии с положениями п.9 ч.1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в направленном уведомлении о планируемом строительстве от 18 июля 2019 года был выбран способ направления ему уполномоченным органом уведомления – по электронной почте.

Вместе с тем, как следует, административным ответчиком предусмотренные ч. 2 ст. 51.1 настоящего Кодекса уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, в установленные сроки и указанным заявителем способом, направлено не было.

Кроме того, как видно из ответа Главного архитектора Азовского района Ростовской области от 22 июля 2019 года № 1776, на который ссылался административный ответчик, указанный ответ был направлен по неверному адресу ФИО1: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, вместо правильного адреса, указанного в уведомлении: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. При этом, сведений о его получении ФИО1 материалы дела не содержат и суду апелляционной инстанции не представлены.

Также судебная коллегия отмечает, что, фактически, уведомление ФИО1 об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства от 7 октября 2020 года, полученное административным ответчиком, по существу им рассмотрено не было, ответ на него в адрес административного истца не направлялся.

Таким образом, поскольку указанные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения о признании незаконным бездействия администрации Азовского района Ростовской области, выразившегося в нерассмотрении направленного ФИО1 уведомления от 7 октября 2020 года об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН с возложением на административного ответчика обязанности, в соответствии с положениями статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, провести в установленные законом сроки проверку соответствия указанных в уведомлении ФИО1 от 7 октября 2020 года об окончании строительства или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и направить в адрес ФИО1 соответствующее уведомление.

Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,

определила:

решение Азовского городского суда Ростовской области от 23 апреля 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать незаконным бездействие администрации Азовского района Ростовской области, выразившееся в нерассмотрении направленного ФИО1 Уведомления от 7 октября 2020 года об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН

Обязать администрацию Азовского района Ростовской области, в соответствии с положениями статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, провести в установленные законом сроки проверку соответствия указанных в Уведомлении ФИО1 от 7 октября 2020 года об окончании строительства или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и направить в адрес ФИО1 соответствующее уведомление.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: Е.О. Авилова

Судьи: А.И. Вервекин

С.Ф. Медведев

Мотивированное апелляционное определение составлено 25.08.2021г.