ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1369/19 от 25.03.2019 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик Смирнова Е.Д. Апел. дело № 33а-1369/2019

Судья Софронова С.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 марта 2019 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карлинова С.В.,

судей Смирновой Е.Д., Орловой И.Н.,

при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Среднекибечского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

поступившее по апелляционной жалобе администрации Среднекибечского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 09 января 2019 года, которым постановлено административный иск Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Среднекибечского сельского поселения Канашского района удовлетворить.

Признать бездействие администрации Среднекибечского сельского поселения Канашского района, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет гидротехнического сооружения – плотины на притоке реки Малый Цивиль севернее д. Челкумаги Канашского района Чувашской Республики, незаконным.

Возложить на администрацию Среднекибечского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения – плотины на притоке реки Малый Цивиль севернее д. Челкумаги Канашского района Чувашской Республики, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., судебная коллегия

установила:

Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Среднекибечского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, в котором просил признать незаконным бездействие по непринятию мер по постановке на учет гидротехнического сооружения – плотины на притоке реки Малый Цивиль севернее д. Челкумаги Канашского района Чувашской Республики, возложить на администрацию поселения обязанность принять меры по постановке на учет указанного гидротехнического сооружения в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивировал тем, что гидротехническое сооружение – плотина на притоке реки Малый Цивиль севернее д. Челкумаги Канашского района Чувашской Республики, находящееся на территории Среднекибечского сельского поселения, является бесхозяйным имуществом. В то же время, администрацией сельского поселения не принимается мер, направленных на постановку гидротехнического сооружения на учет в качестве бесхозяйного в соответствии с п.п. 3,4 ст. 225 ГК РФ, п. 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 22 ноября 2013 года № 701. Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни, здоровью граждан, угрозу причинения вреда их имуществу.

В судебном заседании помощник Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Лушников И.Н. требования поддержал по приведенным основаниям.

Представители административного ответчика администрации Среднекибечского сельского поселения Канашского района Максимов В.М., Хайнус В.И. административные исковые требования не признали ввиду необоснованности.

Судом постановлено указанное выше решение, которое обжаловано администрацией Среднекибечского сельского поселения по мотивам незаконности и необоснованности.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Овчинниковой Н.А., представителей административного ответчика администрации Среднекибечского сельского поселения Канашского района Максимова В.М., Хайнус В.И., проверив решение суда в соответствии со ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон о безопасности гидротехнических сооружений) под гидротехническими сооружениями понимаются, в частности, плотины, иные сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Из материалов дела следует, что на территории Среднекибечского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики находится гидротехническое сооружение – плотина на притоке реки Малый Цивиль севернее д. Челкумаги, которое не имеет ни собственника, ни эксплуатирующей организации.

Отсутствие собственника данного гидротехнического сооружения подтверждается письмом администрации Среднекибечского сельского поселения Канашского района и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.

Вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной в соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, прокурор исходил из того, что отсутствие собственника гидротехнического сооружения создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни, здоровью граждан, угрозу причинения вреда их имуществу, при этом согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ единственным органом, обладающим полномочиями по принятию на учет данного имущества как бесхозяйного, является орган местного самоуправления.

Выражая несогласие с удовлетворением судом требований прокурора, администрация сельского поселения со ссылкой на ст. 5 Закона о безопасности гидротехнических сооружений указывает об отсутствии у поселения полномочий по обеспечению безопасности данного сооружения.

Судебная коллегия находит данные доводы заслуживающими внимания.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, регулируются Законом о безопасности гидротехнических сооружений, который устанавливает также обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения в соответствии со статьями 3 и 9 Закона о безопасности гидротехнических сооружений.

Статьей 5 названного Закона на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений возложены разработка и реализация региональных программ обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в том числе гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации; обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также капитальный ремонт, консервация и ликвидация гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в силу прямого указания Закона о безопасности гидротехнических сооружений обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, в том числе и бесхозяйных, отнесено к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится сооружение, а не органа местного самоуправления.

Во исполнение указанного положения Закона о безопасности гидротехнических сооружений в Чувашской Республике постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 октября 2013 года № 439 была утверждена Государственная программа Чувашской Республики «Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности» на 2014 - 2020 годы», действовавшая до 01 января 2019 года.

Целью данной Государственной программы являлось в числе прочего обеспечение безопасности гидротехнических сооружений – ГТС (п. 7 целей программы). Достижению поставленных в Государственной программе целей способствует решение приоритетных задач, в том числе обеспечение безаварийной эксплуатации гидротехнических сооружений за счет проведения ремонтно-восстановительных мероприятий. Согласно данной Государственной программе повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, осуществлялось путем выделения субсидий на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных гидротехнических сооружений, что согласно Государственной программе является целевой статьей расходов республиканского бюджета Чувашской Республики. В рамках реализации настоящей Государственной программы запланированы обследование и капитальный ремонт находящихся в муниципальной собственности и бесхозяйных ГТС и уточнение перечня ГТС, подлежащих декларированию на территории Чувашской Республики, с целью проведения их полной инвентаризации. Сведения о ГТС вносятся в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, что не может быть признано равнозначным разработке и осуществлению мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения, то есть осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.

При этом Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).

Следовательно, предусмотренные п. 23 вопросы по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с ч. 3 указанной статьи не могут быть отнесены к полномочиям сельского поселения.

Законом Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» и Уставом Среднекибесчкого сельского поселения Канашского района Чувашской Республики осуществление мероприятий по обеспечению безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера также не предусмотрено.

При изложенных обстоятельствах, исходя из того, что статьей 225 ГК РФ предусмотрено право, а не обязанность органа местного самоуправления обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, отсутствие собственника в данном случае не приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду с учетом возложения законом обязанности по обеспечению безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится сооружение, судебная коллегия приходит к выводам об отсутствии оснований для признания бездействия администрации Среднекибечского поселения Канашского района незаконным, следовательно, об отсутствии оснований для возложения на нее обязанности по обращению с заявлением о признании данного сооружения бесхозяйным имуществом.

С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным. Оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в настоящем определении.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 09 января 2019 года отменить и принять по делу новое решение.

Отказать в удовлетворении административного иска Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Среднекибечского сельского поселения о признании бездействия администрации Среднекибечского сельского поселения Канашского района, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет гидротехнического сооружения – плотины на притоке реки Малый Цивиль севернее д. Челкумаги Канашского района Чувашской Республики, незаконным, возложении на администрацию Среднекибечского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения – плотины на притоке реки Малый Цивиль севернее д. Челкумаги Канашского района Чувашской Республики, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Председательствующий С.В. Карлинов

Судьи: Е.Д. Смирнова

И.Н. Орлова