АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 мая 2019 года город Самара
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего – Яицкого Р.А.,
судей: Усманова А.У.,
Сафонова К.С.,
при секретаре Немове А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителя федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Центррегионжилье») Алексеевой Т.Г. и начальника отделения (территориальное, г. Ульяновск) ФГКУ «Центррегионжилье» Фроловой О.С. на решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 5 марта 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части № Райкова Дмитрия Александровича об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, г. Ульяновск) ФГКУ «Центррегионжилье», связанных с отказом во включении административного истца в список на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Сафонова К.С., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, доводы апелляционных жалоб и возражений на них, окружной военный суд
у с т а н о в и л :
7 августа 2018 года Райков, проходящий военную службу по контракту в войсковой части №, обратился в отделение (территориальное, г. Ульяновск) ФГКУ «Центррегионжилье» с заявлением о его включении в список на предоставление служебных жилых помещений. Решением начальника названного отделения от ДД.ММ.ГГГГ№ Райкову в этом отказано как лицу, не имеющему права на обеспечение служебным жилым помещением. Решение обосновано тем, что Райков согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в ранее действовавшей редакции относится к категории военнослужащих, поступивших на военную службу до 1 января 1998 года, обеспечиваемых на первые пять лет военной службы служебными жилыми помещениями, а после - жилыми помещениями на общих основаниях.
Считая свои права нарушенными, Райков обратился в Ульяновский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил данное решение признать незаконным, подлежащим отмене, и обязать начальника отделения (территориальное, г. Ульяновск) ФГКУ «Центррегионжилье» повторно рассмотреть вопрос о его включении в список на предоставление служебных жилых помещений.
Ульяновский гарнизонный военный суд решением от 5 марта 2019 года требования Райкова удовлетворил.
Не согласившись с таким решением суда, начальник отделения (территориальное, г. Ульяновск) ФГКУ «Центррегионжилье» Фролова О.С. и представитель ФГКУ «Центррегионжилье», также привлеченного к участию в деле в качестве административного ответчика, Алексеева Т.Г. подали идентичные по своему содержанию апелляционные жалобы, в которых просят его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об отказе Райкову в удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционных жалоб их авторы, приводя собственный анализ положений ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в ранее действовавшей редакции, выражают мнение, что Райков, исходя из времени заключения им первого контракта, относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на первые пять лет военной службы служебными жилыми помещениями, а после - жилыми помещениями на общих основаниях. С учетом этого, и принимая во внимание, что ранее административный истец реализовал свое право на получение жилья по договору социального найма на общих основаниях по прежнему месту службы в городе Омске, права на обеспечение служебным жилым помещением он не имеет, однако суд пришел к необоснованному выводу об обратном.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, окружной военный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Вопреки мнению административных ответчиков, решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 5 марта 2019 года является правильным по существу и соответствует требованиям ст. 176 – 180 КАС Российской Федерации. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом на основе анализа и оценки совокупности представленных сторонами доказательств, достаточных для правильного разрешения заявленных требований, все доводы сторон получили надлежащую оценку в решении. При этом существенных нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определяются Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно разъяснениям п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса (далее – ЖК) Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК Российской Федерации другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Исходя из положений ст. 92, 93, 99 ЖК Российской Федерации служебные жилые помещения, как один из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда, предназначены для временного проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органами, предприятиями и учреждениями, в том числе в связи с прохождением службы, которые предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Проанализировав приведенные нормы закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основным препятствием для обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями является их обеспеченность жильем в соответствующем населенном пункте по месту прохождения службы, а в случае отсутствия такого препятствия командование (орган жилищного обеспечения) обязаны рассмотреть вопрос о предоставлении таких жилых помещений военнослужащим.
Иных препятствий к обеспечению военнослужащего служебным жилым помещением не предусматривает и Инструкция о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280.
Из содержания оспариваемого решения усматривается, что начальник отделения (территориальное, г. Ульяновск) ФГКУ «Центррегионжилье» фактически уклонился от рассмотрения заявления Райкова о включении его в список на предоставление служебных жилых помещений, мотивируя такое решение утверждением об отсутствии у административного истца права на обеспечение служебным жильем с учетом времени его поступления на военную службу по контракту (до 1 января 1998 года) и наличия у него жилого помещения по договору социального найма по прежнему месту службы.
Однако такая позиция руководителя органа жилищного обеспечения не основана на законе, о чем к правильному выводу пришел суд первой инстанции, поскольку жилищное законодательство (в том числе ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в прежней редакции, на которую ссылается административный ответчик) не содержит каких-либо ограничений в реализации права на обеспечение служебным жильем военнослужащих в зависимости от времени заключения ими первого контракта и их обеспеченности жилыми помещениями для постоянного проживания в других населенных пунктах.
Давая оценку доводам апелляционных жалоб административных ответчиков (которые являются идентичными приведенным в ходе судебного разбирательства), суд апелляционной инстанции по изложенным выше основаниям находит их несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных ст. 310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции, констатируя его законность и обоснованность.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
о п р е д е л и л :
решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 5 марта 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № Райкова Дмитрия Александровича об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, г. Ульяновск) федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом во включении административного истца в список на предоставление служебных жилых помещений, оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда К.С. Сафонов