Судья Тележкина О.Д. Дело № 33а-1373/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«17» июля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н. и Колесова Р.Н.,
при секретаре Удаловой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Колчанова Алексея Дмитриевича на решение Свердловского районного суда города Костромы от 10 апреля 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Колчанова Алексея Дмитриевича к департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о признании незаконным решения о снятии с учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., объяснения представителя департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Смирновой Е.Б., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Колчанов А.Д. обратился в суд с административным иском к департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области (далее также – департамент) о восстановлении его в списках граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения.
Административный иск мотивировал тем, что решением комиссии департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 23.08.2018 (протокол заседания № 8) он снят с учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Повторное заседание комиссии состоялось 14.12.2018 года. С решениями комиссии департамента от 23.08.2018 года и 14.12.2018 года он не согласен, так как фактически комиссия отменила решение Мантуровского районного суда Костромской области от 23.11.2003 года, которым учтено наличие у него жилой площади. За 15 лет его жилищные условия не изменились.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация городского округа г. Мантурово Костромской области.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 10 апреля 2019 года в удовлетворении административного иска Колчанова А.Д. отказано.
В апелляционной жалобе Колчанов А.Д. просит решение суда отменить и удовлетворить его требования. Указывает, что основанием для снятия его с учета явилось то, что он построил дом в г. Мантурово. Дом он построил, так как семье негде было жить, наличие жилой площади может повлиять на размер субсидии, но не влияет на его право на получение субсидии. Проводя ежегодную перерегистрацию граждан департамент в течение 15 лет не находил оснований для снятия его с учета, тем самым подтверждал его право на получение субсидии. Считает, что комиссия департамента фактически отменила решение Мантуровского районного суда от 27.11.2003 года. Отмечает, что в 1981 году получил однокомнатную квартиру в п. Росляково-1 Североморского района Мурманской области, которую в 1989 году сдал государству.
Административный истец Колчанов А.Д., представитель администрации городского округа г. Мантурово Костромской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены. На основании ч. 6 ст. 226, ст. 307 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Колчанов А.Д. на основании заявления от 28.12.1998 года и акта обследования жилого помещения по адресу: <адрес> принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с включением в список «Север» в связи с выездом из районов Крайнего Севера, наличием стажа работы в районах Крайнего Севера и отсутствием жилья.
Постановлением главы самоуправления г. Мантурово Костромской области от 04.01.2003 года № 5 «Об утверждении списков на предоставление жилой площади» Колчанов А.Д. исключен из списка граждан, выехавших из районов Крайнего Севера не ранее 01.01.1992 года, в связи с наличием жилья, построенного собственными средствами, расположенного по адресу: <адрес> 2.
Решением Мантуровского районного суда Костромской области от 27.11.2003 года жилищная комиссия при администрации г. Мантурово Костромской области обязана восстановить Колчанова А.Д. в списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и претендующих на получение жилищной субсидии.
В соответствии с решением суда Колчанов А.Д. поставлен в очередь на улучшение жилищных условий в органах местного самоуправления городского округа г. Мантурово Костромской области в составе семьи из трех человек.
Приказом директора департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 24.08.2018 года № 636 утвержден протокол заседания комиссии департамента по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от 23.08.2018 года № 8, которой принято решение о снятии Колчанова А.Д. с составом семьи 3 человека с учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992 года, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Основанием для снятия с учета в решении указано: обеспеченность жильем, является членом семьи собственника жилого помещения общей площадью 77,5 кв.м.
Не согласившись с данным решением, Колчанов А.Д. обратился с жалобой в прокуратуру Костромской области. 18.10.2018 года прокуратурой Костромской области директору департамента было внесено представление об устранении нарушения закона при принятии решения о снятии Колчанова А.Д. с учета граждан выехавших из районов Крайнего Севера.
Постановлением администрации городского округа г. Мантурово от 28.11.2018 года № 325 на основании протокола заседания жилищной комиссии администрации городского округа г. Мантурово от 28.11.2018 года №11-У Колчанов А.Д. исключен из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ввиду утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с представлением прокуратуры Костромской области департаментом 14.12.2018 года повторно рассмотрен вопрос о снятии Колчанова А.Д. с учета, в протокол заседания комиссии № 8 внесено изменение, основанием для снятия Колчанова А.Д. с учета указано: приобретение (строительство) жилья на территории Костромской области, а также в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использовании средств жилищной субсидии для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам).
Разрешая заявленные Колчановым А.Д. требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия административного ответчика по снятию Колчанова А.Д. с учета соответствуют требованиям действующего законодательства, прав административного истца не нарушают. При этом суд исходил из того, что Колчанов А.Д. после постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с включением в списки «Север» приобрел (построил) жилое помещение в г. Мантурово Костромской области, который не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, и это обстоятельство является основанием для снятия его с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, в соответствии с пп. «д» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года № 879 и пп. 5 п. 18 Порядка регистрации и учета граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не ранее 01.01.1992 года, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья на территории Костромской области, утвержденного приказом департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 14.03.2018 года. Суд признал несостоятельным довод Колчанова А.Д. о том, что основанием для нахождения его на учете является решение Мантуровского районного суда Костромской области от 27.11.2003 года, указав, что департамент не являлся лицом, участвующим в деле по жалобе Колчанова А.Д. на решение жилищной комиссии администрации г. Мантурово, в связи с чем указанное решение не имеет преюдициального значения для настоящего дела.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и закону.
На момент постановки Колчанова А.Д. на учет граждан, имеющих право на получение субсидии на строительство или приобретение жилья, действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 937, которым было утверждено Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
Нуждаемость в улучшении жилищных условий являлась одним из условий для предоставления жилищной субсидии.
Согласно преамбуле Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» данный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Статьей 1 названного Федерального закона установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Таким образом, право гражданина на получение жилищной субсидии определяется, в том числе, нуждаемостью в улучшении жилищных условий (отсутствием жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).
Подпунктом «д» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года № 879 (далее - Положение), предусмотрено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам).
В силу п. 22 Положения снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. В случае, если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством обязательным требованием к гражданину, претендующему на получение социальной выплаты предусмотренной Федеральным законом № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», является отсутствие жилых помещений у него и (или) членов его семьи за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
По настоящему делу судом установлено и сторонами не оспаривается то, что супруга Колчанова А.Д. – Колчанова В.А. имеет на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 77,5 кв.м. Право собственности Колчановой В.А. на жилой дом зарегистрировано Управлением Росреестра по Костромской области 24.09.2013 года.
Жилой дом построен супругами Колчановыми в период брака и в силу статей 34 Семейного кодекса РФ и ст. 256 Гражданского кодекса РФ является совместной собственностью супругов.
Факт наличия права собственности на жилой дом означает утрату Колчановым А.Д., поставленным на учет, условий, с которыми закон связывает саму возможность возникновения права на получение единовременной социальной выплаты и является основанием для снятия его с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, однако не лишает его права вновь стать на данный учет после признания нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Доводами апелляционной жалобы выводы, к которым пришел суд первой инстанции, не опровергаются.
По своей сути доводы жалобы сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, и иному толкованию законодательства. Между тем правовых оснований для переоценки доказательств и установленных по делу обстоятельств не усматривается.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений процессуального закона, повлекших принятие неправильного по существу решения, и являющихся безусловным основанием к отмене судебного решения, судом не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что состоявшееся по делу решение отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда города Костромы от 10 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Колчанова Алексея Дмитриевича – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: