ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1373/2022 от 08.06.2022 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 33а-1373/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курган 8 июня 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:

председательствующего Варлакова В.В.,

судей Дьяченко Ю.Л., Менщикова С.Н.,

с участием прокурора Поляковской И.В.,

при секретаре Губиной С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Петуховского районного суда Курганской области от 21 марта 2022 г. по административному делу № 2а-106/2022 по административному иску ФИО1 к администрации Петуховского муниципального округа Курганской области об оспаривании в части постановления Главы Петуховского района Курганской области от 13 августа 2021 г. № 562 «О введении режима функционирования «повышенная готовность» на территории города Петухово».

Заслушав доклад судьи Варлакова В.В., пояснения ФИО1, представителя администрации Петуховского муниципального округа Курганской области – ФИО2, заключение прокурора Поляковской И.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Петуховского муниципального округа Курганской области о признании недействующими со дня принятия пунктов 5, 6.1 постановления Главы Петуховского района Курганской области от 13 августа 2021 г. № 562 «О введении режима функционирования «повышенная готовность» на территории города Петухово» (далее – постановление № 562).

В обоснование указал, что 16 марта 22021 г. приобрел на торгах имущественный комплекс, состоящий из объектов недвижимости, в том числе котельных, сооружений, в том числе теплотрасс, оборудования котельных, вспомогательного оборудования и товарно-материальных ценностей, принадлежавших муниципальному унитарному предприятию «Городские тепловые сети», и расположенных в г. Петухово Курганской области.

Пунктом 5 постановления № 562 предусмотрена обязанность ФИО1 в целях недопущения чрезвычайной ситуации, связанной с бездействием собственника в организации подготовки объектов теплоснабжения к отопительному сезону 2021 – 2022 годов, передать по акту приема-передачи имущество, необходимое для теплоснабжения города Петухово, в муниципальное казенное предприятие «Петухово» (далее - МКП «Петухово») с целью организации отопительного периода 2021-2022 годов.

Пунктом 6.1 постановления № 562 предусмотрена обязанность МКП «Петухово» принять имущество, необходимое для теплоснабжения города Петухово, с целью организации отопительного периода 2021-2022 годов, находящееся в собственности ФИО1, по акту приема-передачи с целью начала незамедлительной подготовки к проведению отопительного периода 2021-2022 годов.

Оспаривая пункты 5, 6.1 постановления № 562, ФИО1 полагал, что нормативный правовой акт принят неуполномоченным органом, оспариваемые нормы противоречат положениям Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ), Закона Курганской области от 12 ноября 1996 г. № 109 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» (далее – Закон Курганской области № 109), и являются неопределенными.

Обращал внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт не содержит ссылки на конкретные нормы законов, во исполнение которых он принят.

Указывал, что постановление № 562 исполнено администрацией Петуховского муниципального округа Курганской области в одностороннем порядке, 25 августа 2021 г. составлен и подписан акт приема-передачи имущества.

Административный истец считал, что принятие нормативного правового акта в оспариваемой части привело к нарушению его прав собственника имущества.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Указывает, что в решении не приведены нормы закона, на основании которых суд сделал вывод о том, что орган местного самоуправления при введении режима «повышенная готовность» обладает полномочиями по возложению на него обязанности передать имущество третьим лицам.

Обращает внимание, что в постановлении № 562 отсутствуют ссылки на положения Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ) и Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), которыми руководствовался суд.

Кроме того, в постановлении № 562 и в решении суда отсутствуют ссылки на нормы Федерального закона № 68-ФЗ и Закона Курганской области № 109, на основании которых вынесено оспариваемое постановление.

Выражает несогласие с выводом суда о непринятии административным истцом мер по заключению договора аренды объектов коммунальной инфраструктуры.

Полагает, что не получили оценки обстоятельства того, что директор МКП «Петухово» ФИО3 не был заинтересован в заключении договора аренды.

Считает, что действия административного ответчика по принятию постановления № 562 повлекли нарушение конституционных гарантий прав собственника, поскольку административный истец лишен права по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом.

Полагает, что судом не дана оценка доводам о неопределенности оспариваемых норм, что повлекло произвольное определение должностными лицами администрации района и МКП «Петухово» перечня подлежащего передаче имущества.

Кроме того, считает, что судьи Петуховского районного суда не вправе были рассматривать дело, поскольку все они являются жителями г. Петухово и потребителями коммунальной услуги теплоснабжения.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Петуховского района Курганской области Коновалов А.А. и администрация Петуховского муниципального округа Курганской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца – без удовлетворения.

В заседании судебной коллегии ФИО1 апелляционную жалобу поддержал.

Представитель администрации Петуховского муниципального округа Курганской области – ФИО2 против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.

Прокурор Поляковская И.В. в заключении полагала решение суда оставить без изменения.

Представитель МКП «Петухово» в заседание судебной коллегии не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Курганского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, явка которых не признана обязательной.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 16 марта 2021 г. между МУП «Городские тепловые сети» в лице конкурсного управляющего ФИО4 и ФИО5 заключен договор купли-продажи № 25, в соответствии с которым последнему переходит имущественный комплекс, состоящий из объектов недвижимости, сооружений, оборудования котельных, вспомогательного оборудования и товарно-материальных ценностей, расположенных по адресу: Курганская область, г. Петухово.

В соответствии с соглашением об уступке прав от 15 апреля 2021 г., права покупателя в отношении всего имущества по договору купли-продажи от 16 марта 2021 г. № 25 ФИО5 уступил ФИО1

Присутствующие на заседании члены комиссии единогласно проголосовали за введение режима функционирования «повышенная готовность», в связи с чем, принято решение № 7/1, которым на территории г. Петухово для органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы РСЧ Петуховского района введен режим функционирования «повышенная готовность».

В этот же день Главой Петуховского района Курганской области принято постановление № 562 «О введении режима функционирования «повышенная готовность» на территории города Петухово», которым с 12:00 часов 13 августа 2021 г. для органов управления и сил муниципального звена Петуховского района территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим функционирования «повышенная готовность» (пункт 1); границами зоны возможной чрезвычайной ситуации определена территория города Петухово (пункт 2); назначен руководитель работ по недопущению возникновения чрезвычайной ситуации (пункт 3); создан оперативный штаб по недопущению возникновения чрезвычайной ситуации (пункт 4); ФИО1 предписано в целях недопущения чрезвычайной ситуации, связанной с бездействием собственника в организации подготовки объектов теплоснабжения к отопительному сезону 2021 – 2022 годов, передать по акту приема-передачи имущество, необходимое для теплоснабжения города Петухово, в МКП «Петухово» с целью организации отопительного периода 2021-2022 годов в срок до 20 августа 2021 г. (пункт 5); МКП «Петухово» принять имущество, необходимое для теплоснабжения города Петухово, с целью организации отопительного периода 2021-2022 годов, находящееся в собственности ФИО1, по акту приема-передачи с целью начала незамедлительной подготовки к проведению отопительного периода 2021-2022 годов в срок до 20 августа 2021 г. (пункты 6, 6.1); МКП «Петухово» предписано обеспечить 45-дневный запас угля в срок до 1 сентября 2021 г. (пункт 6.2).

Постановление № 562 опубликовано в информационном бюллетене «Вестник Петуховского района» от 16 августа 2021 г. № 13(50).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришел к выводу о том, что постановление № 562 является муниципальным правовым актом, принято в пределах полномочий органа местного самоуправления – администрацией Петуховского района Курганской области в форме постановления, подписано Главой Петуховского района Курганской области, официально опубликовано и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Из содержания оспариваемого постановления № 562 следует, что оно принято в соответствии с Федеральным законом № 68-ФЗ, Законом Курганской области № 109, решением Петуховской районной Думы от 27 февраля 2020 г. № 465 «О принятии части полномочий органов местного самоуправления муниципального образования города Петухово органами местного самоуправления муниципального образования Петуховского района», решением комиссии администрации Петуховского района по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 13 августа 2021 г. № 7/1.

Согласно статье 2 Федерального закона № 68-ФЗ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу подпункта «и» пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органом местного самоуправления может быть введен режим функционирования «повышенная готовность».

Нормы постановления № 562, касающиеся введения режима функционирования «повышенная готовность» для органов управления и сил муниципального звена Петуховского района территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ФИО1 по настоящему административному делу не оспариваются.

Административным истцом заявлены требования о признании недействующими пунктов 5 и 6.1 постановления № 562.

Учитывая, что пункты 5 и 6.1 постановления № 562 связаны с отношениями по теплоснабжению города Петухово, судебная коллегия полагает правильными выводы суда первой инстанции, проверившего оспариваемые нормы на соответствие Федеральному закону № 190-ФЗ и Федеральному закону № 131-ФЗ.

Отсутствие в постановлении № 562 указания на нормы Федерального закона № 190-ФЗ и Федерального закона № 131-ФЗ само по себе не может служить основанием для удовлетворения административного иска, поскольку судом установлено, что указанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, постановление № 562 не противоречит.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4.2 части 1 статьи 17 этого же Федерального закона закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом № 190-ФЗ.

В силу пунктов 1 и 4 части 1 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, администрация Петуховского района, которой передана часть полномочий органов местного самоуправления муниципального образования города Петухово, обязана принять меры по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающей организацией своих обязательств.

Исходя из пунктов 1 – 3 части 1, частей 2 и 3 статьи 20 Федерального закона № 190-ФЗ, муниципальные образования, теплоснабжающие организации, теплосетевые организации и потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения, подлежат проверке готовности к отопительному периоду, которая в отношении муниципальных образований осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, а в отношении остальных из названных лиц - органами местного самоуправления в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей. Такие правила утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103.

Согласно частям 4 и 5 статьи 20 Федерального закона 190-ФЗ, проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения. Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170 утверждены правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которыми установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, в том числе подготовку к сезонной эксплуатации (пункт 1.8). Целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период (пункт 2.6.1).

Пунктом 2.6.3 названных правил и норм технической эксплуатации предусмотрено, что сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.

Как видно из материалов настоящего административного дела, ФИО1 не проводились мероприятия по подготовке принадлежащих ему объектов теплоснабжения к работе в отопительный период 2021-2022 годов, что привело к угрозе срыва отопительного сезона, в связи с чем, у административного ответчика имелись основания для введения режима повышенной готовности на территории г. Петухово и возложения на собственника социально значимого объекта коммунальной инфраструктуры обязанности передать имущество, необходимое для теплоснабжения города Петухово, в МКП «Петухово» с целью организации подготовки к проведению отопительного периода 2021-2022 годов.

Доводы ФИО1 о нарушении постановлением № 562 имущественных прав административного истца, подлежат отклонению.

Вопреки мнению ФИО1, постановление № 562 не содержит нормы о реквизиции принадлежащего административному истцу имущества.

Суд первой инстанции справедливо отметил, что в результате издания постановления № 562 право собственности ФИО1 на имущественный комплекс прекращено не было.

Судебная коллегия полагает правильным также отметить, что в соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (часть 1).

В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (часть 2).

Учитывая, что в собственности ФИО1 находится имущественный комплекс, без которого невозможно обеспечить теплоснабжение города Петухово, и, принимая во внимание бездействие административного истца по подготовке этого имущественного комплекса к отопительному сезону 2021-2022 годов, имеются основания полагать его злоупотребление правом, а, следовательно, и наличие основания для отказа в судебной защите права.

В подтверждение такого вывода может служить и решение Советского районного суда города Челябинска от 9 февраля 2022 г., которым на ФИО1 возложена обязанность заключить с администрацией Петуховского муниципального округа Курганской области соглашение о целевом использовании объекта коммунальной инфраструктуры на условиях проекта соглашения, предложенного администрацией Петуховского муниципального округа.

Довод о неопределенности пунктов 5 и 6.1 постановления № 562 подлежит отклонению. Оспариваемое постановление обязывает ФИО1 передать имущество, необходимое для теплоснабжения города Петухово.

Подробный перечень переданного имущества с указанием наименований, площадей и адресов приведен в приложении к акту передачи от 25 августа 2021 г., который совпадает с перечнем имущества, входящего в состав имущественного комплекса, переданного ФИО1 на основании соглашения об уступке прав по договору купли-продажи.

Довод административного истца о том, что постановление № 562 исполнено администрацией Петуховского муниципального округа Курганской области в одностороннем порядке, а также о том, что директор МКП «Петухово» ФИО3 не был заинтересован в заключении договора аренды имущественного комплекса, юридического значения для настоящего административного дела не имеют.

Довод административного истца о том, что Петуховский районный суд не вправе был рассматривать административное дело, поскольку все его сотрудники являются жителями г. Петухово и потребителями коммунальной услуги теплоснабжения, обоснованно был отклонен судом первой инстанции при рассмотрении заявления ФИО1 об отводе судей районного суда.

Судебная коллегия полагает правильным вывод о том, что предусмотренных процессуальным законодательством оснований для отвода судей Петуховского районного суда Курганской области, не имеется.

Учитывая, что нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, по делу не допущено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Петуховского районного суда Курганской области от 21 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы, представления через Петуховский районный суд Курганской области.

В полном объеме апелляционное определение изготовлено 20 июня 2022 г.

Председательствующий

Судьи