ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-13754/2023 от 21.08.2023 Ростовского областного суда (Ростовская область)

УИД 61RS0008-01-2023-000253-25

Судья: Рощина В.С. Дело № 33а-13754/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 августа 2023 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Авиловой Е.О.

судей: Медведева С.Ф., Гречко Е.С.

при секретаре: Ткачеве Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области к Мамедовой Лейле Назим кызы о взыскании недоимки по налогам, штрафа и пени, по апелляционной жалобе Мамедовой Л.Н.к. на решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 апреля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Медведева С.Ф., судебная коллегия по административным делам

установила:

Межрайонная ИФНС России № 24 по Ростовской области (далее – инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Мамедовой Л.Н.к. о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), налогу на имущество физических лиц, транспортного налога, штрафа и пени.

В обоснование административного иска указано, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области состоит в качестве налогоплательщика Мамедова Л.Н.к. (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН).

Согласно сведениям, полученным налоговым органом в порядке п.4 ст. 85 НК РФ, за налогоплательщиком Мамедовой Лейлой Назим кызы (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) зарегистрированы следующие объекты налогообложения: транспортные средства, земельные участки, объекты имущества.

Исходя из величины налоговой базы объекта налогообложения и соответствующих налоговых ставок, установленных действующим законодательством, произведен расчет имущественных налогов. Расчет указан в налоговых уведомлениях от 1 сентября 2020 года № 15899059, от 1 сентября 2021 года № 29404209.

Сумма транспортного налога к уплате за 2019 год составляет 426 руб., за 2020 год - 474 руб. Обязанность по уплате налога в установленный срок не исполнена, в связи с чем, налоговым органом в соответствии с требованиями п.3 ст. 75 НК РФ начислена сумма пени, размер пени составляет 11,09 рублей.

Сумма налога на имущество физических лиц за 2020 год составляет 136,05 руб.

Мамедова Л.Н.к. в соответствии с ч.1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является плательщиком налога на доходы физических лиц, с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, и обязана уплачивать налоги и предоставлять налоговую декларацию о доходах физических лиц.

Согласно официальным данным, полученным из органов осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и находящимся в Федеральном информационном ресурсе, доход получен при продаже объектов недвижимого имущества, проданных Мамедовой Л.Н.к. в 2020 году - жилой дом с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенных по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Принимая во внимание, что проданное имущество находилось в собственности Мамедовой Л.Н.к. менее 5-ти лет, то есть менее минимального срока владения, предусмотренного ст. 217.1 НК РФ), и право собственности на проданное недвижимое имущество возникло после 1 января 2016 года, то величина дохода налогоплательщика определяется в соответствии со ст. 214.10 НК РФ.

Расчет налогооблагаемой суммы дохода от продажи недвижимого имущества в 2020 году в отношении Мамедовой Л.Н.к. произведен налоговым органом на основании официальных данных, полученных из органов осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и находящихся в Федеральном информационном ресурсе.

В ходе контрольных мероприятий установлено, что Мамедовой Л.Н. к. не исчислена сумма налога к уплате по декларации по налогу на доходы по форме 3-НДФЛ за 2020 год.

В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по подаче декларации за 2020 год в срок до 30 апреля 2021 года по НДФЛ и неуплате в бюджет НДФЛ за указанный период, инспекция привлекла Мамедову Л.Н.к. к ответственности по ч. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 13650 руб. и по ч. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 9100 руб., что следует из решения № 3067 от 11 мая 2022 года.

Налогоплательщик, не согласившись с выводами налогового органа, изложенными в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения № 3186 от 10 мая 2022 года, в порядке, предусмотренном статьей 139.1 НК РФ, представил жалобу.

УФНС России по Ростовской области, рассмотрев материалы проверки и доводы жалобы, и руководствуясь пп. 3 п.3 ст.140 НК РФ, приняло решение № 15-20/4399 от 23 сентября 2022 года, которым отменено решение №3067 от 11 мая 2022 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДФЛ за 2020 год в размере 7285,20 руб., а также соответствующих сумм пени, штрафных санкций по п.1 ст.122 НК РФ в размере 8053,54 руб., штрафных санкций по п.1 ст.119 НК РФ в размере 12080,81 руб., в остальной части решение оставлено без изменения.

В нарушении норм действующего законодательства должник оплату в счет погашения указанных начислений не производил, в связи с чем, в адрес плательщика в соответствии со ст. 69 НК РФ налоговым органом направлены требования об уплате сумм налога и пени: от 26 июня 2019 года № 147330, от 15 июня 2021 года №30754, от 23 декабря 2021 года № 79853, от 25 июля 2022 года № 35164.

5 декабря 2022 года мировым судьей судебного участка № 7 Советского судебного района г. Ростова-на-Дону вынесен судебный приказ № 7-2а-2868/2022 о взыскании с Мамедовой Л.Н.к. задолженности по обязательным платежам на общую сумму 95847,68 руб., а также государственной пошлины в доход местного бюджета.

13 декабря 2022 года мировой судья судебного участка №7 Советского судебного района г. Ростова-на-Дону вынес определение об отмене судебного приказа.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Межрайонная ИФНС России № 24 по Ростовской области просила суд взыскать с Мамедовой Л.Н.к. (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ: налог за 2020 год в размере 83716,8 руб., пени в размере 8452,63 руб., штраф в размере 1046,46 руб.; недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2020 год: налог в размере 136,05 руб.; транспортный налог с физических лиц за 2019-2020 годы в размере 900 руб., пени в размере 14,96 руб.; пени по земельному налогу в размере 11,09 руб.; штрафы за налоговые правонарушения, установленные главой 16 НК РФ, в размере 1569,69 руб., а всего 95847,68 руб.

Решением Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 апреля 2023 года административные исковые требования налогового органа удовлетворены частично. С Мамедовой Л.Н.к. в пользу МИФНС России № 24 по Ростовской области взыскана недоимка по оплате налога на доходы физических лиц за 2020 год в размере 83716,8 руб., пени в размере 8452,63 руб., штраф в размере 1046,46 руб.; недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 136,05 руб.; недоимка по транспортному налогу за 2019-2020 годы в размере 900 руб., пени в размере 14,96 руб.; штрафы за налоговые правонарушения, установленные главой 16 НК РФ, в размере 1569,69 руб., на общую сумму 95836,59 руб. В удовлетворении остальной части административного иска отказано. Также с Мамедовой Л.Н.к. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3075,10 руб.

В апелляционной жалобе Мамедова Л.Н.к., полагая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований.

По мнению заявителя жалобы, решение налогового органа № 3067 от 11 мая 2022 года о привлечении Мамедовой Л.Н.к. является незаконным, поскольку налоговый орган нарушил сроки проведения камеральной проверки. Так Мамедова Л.Н.к. указывает, что камеральная проверка проведена налоговым органом спустя 1 год после продажи жилого дома и земельного участка - 19 мая 2020 года, в то время как такая проверка должна быть проведена спустя три месяца с момента подачи налоговой декларации в инспекцию.

Заявитель жалобы полагает, что к рассматриваемым требованиям налогового органа судом не применены сроки исковой давности, поскольку недвижимое имущество продано налогоплательщиком в 2020 году.

Кроме того, Мамедова Л.Н.к. полагает незаконным и подлежавшим отмене решение налогового органа № 3067 от 11 мая 2022 года по тому основанию, что его копия, в нарушение требований ст.ст. 88, 101 НК РФ, не направлена налогоплательщику. Указанное, по мнению заявителя жалобы, свидетельствует об утрате налоговым органом права на взыскание недоимки с налогоплательщика.

Мамедова Л.Н.к. считает, что кадастровая стоимость жилого дома, которая применена при исчислении НДФЛ, является завышенной. Кроме того, заявитель жалобы полагает, что облагаемая сумма дохода должна соответствовать нулевому значению, учитывая, что Мамедовой Л.Н.к. на строительство жилого дома потрачены собственные денежные средства в пределах 1000000 руб., что подтверждается квитанциями на приобретение строительных материалов, а земельный участок продан за ту же сумму, что и приобретен.

На апелляционную жалобу Мамедовой Л.Н.к. налоговым органом представлены возражения, в которых указывается на необходимость оставления решения суда первой инстанции без изменения, апелляционной жалобы – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Арнаутова Н.В. настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований налогового органа.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области Сухина Е.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Дело рассмотрено в порядке ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в отсутствие административного ответчика Мамедовой Л.Н.к., извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, судебная коллегия по административным делам не усматривает оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции согласился с правильностью расчетов, взыскиваемых с налогоплательщика сумм недоимки по НДФЛ, транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, штрафов, начисленных на них пени, и исходил из того, что административный ответчик не представил суду доказательств уплаты задолженности по транспортному налогу за 2019-2020 годы, налогу на имущество физических лиц за 2020 год, налогу на доходы физических лиц за 2020 год и соответствующих пеней, штрафов.

Вместе с тем суд первой инстанции не нашел оснований для взыскания с налогоплательщика пени по земельному налогу в размере 11,09 руб., поскольку налоговым органом не представлено доказательств принудительного взыскания недоимки, на которую начислены пени, либо доказательств несвоевременной уплаты налогоплательщиком указанной недоимки.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции в силу следующего.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В статье 45 НК РФ указано, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика - физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.

Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. К числу доходов от источников в Российской Федерации, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, статья 208 НК РФ относит доходы, полученные от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации (абзац 2 подпункта 5 пункта 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Статьей 216 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.

В силу пункта 1 статьи 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено данной статьей.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 НК РФ датой фактического получения дохода определяется день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ исчисление и уплату налога на доходы физических лиц производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 указанного Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

На основании пункта 17.1 статьи 217 и пункта 2 статьи 217.1 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

Минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 217.1 упомянутого Кодекса (пункт 4 статьи 217.1 НК РФ).

Для освобождения от НДФЛ минимальный срок владения недвижимостью может составлять не пять лет, а три года (статья 217.1 НК РФ). Этот срок применим при продаже квартиры, которая получена в дар от члена семьи, по наследству или в порядке приватизации.

Срок нахождения имущества в собственности определяется как период его непрерывного нахождения в собственности налогоплательщика до реализации.

Вместе с тем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже недвижимого имущества.

На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 приведенного Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.

Вместо получения указанного имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

В соответствии с пунктом 2 статьи 214.10 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

Сведения о кадастровой стоимости в целях исчисления налогов представляются налоговому органу из государственного кадастра недвижимости органами, осуществляющими государственный кадастровый учет (пункт 4 статьи 391, статья 403 НК РФ).

За непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета пунктом 1 статьи 119 НК РФ предусмотрен штраф в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, в том числе, и автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст. ст. 399, 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц, обязательного к уплате на территориях муниципальных образований, признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ, в том числе, жилой дом (п. 1 ч. 1 ст. 401 указанного кодекса).

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в Межрайонной ИФНС России №24 по Ростовской области на налоговом учете в качестве налогоплательщика состоит Мамедова Л.Н.к. (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН).

За Мамедовой Л.Н.к. зарегистрированы объекты налогообложения: транспортные средства, объекты недвижимого имущества, земельные участки.

Налоговым органом налогоплательщику Мамедовой Л.Н.к. исчислен транспортный налог с физических лиц за 2019 г. в размере 426 руб., за 2020 год - 474 руб., налог на имущество физических лиц за 2020 год в сумме 136,05 руб., о чем в его адрес были направлены налоговые уведомления № 15899059 от 1 сентября 2020 года, № 29404209 от 1 сентября 2021 года, что подтверждается почтовыми реестрами.

В связи с неуплатой административным ответчиком сумм исчисленных налогов в установленный срок, в его адрес направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) от 23 декабря 2021 года № 79853, от 15 июня 2021 года № 30754.

Вместе с тем, как установлено, налогоплательщиком не произведена уплата начисленных налогов.

В соответствии со ст.75 НК РФ за несвоевременную уплату налога инспекцией начислена пеня на задолженность по транспортному налогу в размере 14,96 руб., что также подтверждается расчетами пени, представленными налоговым органом.

Также Мамедова Л.Н.к. в соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ является плательщиком налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ.

В результате проведенных контрольных мероприятий по проверке дохода Мамедовой Л.Н.к. налоговым органом установлено, что Мамедовой Л.Н.к. получен доход при продаже объектов недвижимого имущества, проданных ею 3 июня 2020 года - жилой дом с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и земельный участок с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенных по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Проданное имущество находилось в собственности Мамедовой Л.Н. менее 5-ти лет, то есть менее минимального срока владения в соответствии со ст. 217.1 НК РФ), поскольку право собственности на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано за Мамедовой Л.Н.к. 2 февраля 2016 года, а на жилой дом – 31 января 2020 года.

В связи с тем, что право собственности на проданное недвижимое имущество возникло после 1 января 2016 года, то доход определяется в соответствии со ст. 214.10 НК РФ.

Исходя из вышеуказанного, в отношении объектов недвижимого имущества с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН налогооблагаемая база исчисляется, исходя их кадастровой стоимости, поскольку отсутствует цена сделки по договору купли-продажи.

Кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на 1 января 2020 года составляет 2348536,22 руб., земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН составляет 80085,3 руб., таким образом, совокупных доход, полученный налогоплательщиком от реализации вышеуказанного недвижимого имущества, составляет 2428594,52 руб., а для целей налогообложения с учетом коэффициента 0,7 налоговая база по НДФЛ за 2020 год составляет 1700016,16 руб.

Совокупный доход, принимаемый в целях налогообложения за 2020 год, полученный Мамедовой Л.Н.к. от продажи объектов недвижимости, составляет 1700016,16 руб. С учетом применения имущественного налогового вычета, предусмотренного п.п.1 п.2 ст. 220 НК РФ в размере 1000000 руб., налоговая база по НДФЛ за 2020 год составляет 700016,16 руб. (1700016,16 руб.- 1000000 руб.).

В ходе контрольных мероприятий установлено, что Мамедовой Л.Н.к не исчислена сумма налога к уплате по декларации по налогу на доходы по форме 3-НДФЛ за 2020 год.

Таким образом, у Мамедовой Л.Н.к. НДФЛ за 2020 год составляет 91002 руб. (700016.16 руб. *13%).

Учитывая, что указанная сумма НДФЛ не оплачена налогоплательщиком в срок, предусмотренный п.4 ст. 228 НК РФ, в данном случае до 15 июля 2021 года, налоговый орган 11 мая 2022 года принял решение № 3067 о привлечении Мамедовой Л.Н.к. к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором исчислил НДФЛ за 2020 год в размере 91002 руб., пени в размере 9188,18 руб., штраф за непредоставление налоговой декларации в соответствие с ч. 1 ст. 119 НК РФ в размере 13650,5 руб., штраф за неуплату налога в размере 9100 руб. (л.д. 36-39).

Мамедова Л.Н.к. обжаловала указанное решение инспекции в УФНС России по Ростовской области.

По результатам рассмотрения жалобы УФНС России по Ростовской области в письме № 15-20/4399 от 23 сентября 2022 года отменила решение инспекции №3067 от 11 мая 2022 года о привлечении Мамедовой Л.Н.к. к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДФЛ за 2020 год в размере 7285,2 руб., а также соответствующих сумм пени, штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 8053,54 руб., штрафных санкций по п. 1 ст. 119 НК РФ в размере 12080,81 руб., в остальной части решение оставлено без изменения. При этом УФНС России по Ростовской области учел расходы Мамедовой Л.Н.к. на приобретение реализованного налогоплательщиком имущества и снизил суммы штрафа в два раза в связи с несоразмерностью деяния тяжести наказания (л.д. 60-65). При рассмотрении жалобы УФНС России по Ростовской области снизила размер НДФЛ, подлежащий уплате Мамедовой Л.Н.к., уменьшив величину налоговой базы с учетом вычета кадастровой стоимости земельного участка, который находился в собственности налогоплательщика более минимального срока, предусмотренного статья 217.1 НК РФ.

Мамедова Л.Н.к. не произвела оплату исчисленной недоимки, в связи с чем, в адрес плательщика в соответствии со ст. 69 НК РФ инспекцией направлено требование об уплате сумм налога, пени, штрафа от 25 июля 2022 года № 35164.

Проверяя соблюдение налоговым органом сроков на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Мамедовой Л.Н.к. недоимки, судебная коллегия установила, что первое требование № 147330 от 26 июня 2019 года о взыскании пени по земельному налогу в размере 20,51 руб., 15 июня 2021 года инспекцией в отношении налогоплательщика вынесено требований № 30754 о взыскании транспортного налога в размере 426 руб., пени в размере 12,43 руб., 23 декабря 2021 года вынесено требование № 79853 о взыскании транспортного налога в размере 474 руб., земельного налога в размере 136,05 руб., пени в размере 2,53 руб. Учитывая, что общий размер недоимки, подлежащий взыскания с налогоплательщика, не превышал 3000 руб., то налоговый орган был лишен возможности обращения в суд за принудительным взысканием недоимки, исходя из положений абз. 4 п. 1 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

С вынесением требования № 35164 от 25 июля 2022 года размер задолженности превысил минимальный размер для обращение в суд с заявлением о взыскании в принудительном порядке с налогоплательщика недоимки, поэтому срок на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа подлежит исчислению с установленного в требовании срока для добровольного исполнения. Срок для добровольного исполнения требования № 35164 от 25 июля 2022 года предоставлен налоговым оранном до 2 сентября 2022 года. Таким образом, срок для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа у инспекции истекал 2 марта 2023 года.

Из материалов административного дела № 7-2а-2869/22 мирового судьи судебного участка № 7 Советского судебного района г. Ростова-на-Дону, исследованного в суде апелляционной инстанции, следует, что с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Мамедовой Л.Н.к. недоимки инспекция обратилась 30 ноября 2022 года.

Вынесенный 5 декабря 2022 года судебный приказ о взыскании недоимки отменен определением мирового судьи от 13 декабря 2022 года. Настоящее административное исковое заявление подано налоговым органом в суд 20 января 2023 года. Таким образом, налоговым органом соблюден срок на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика недоимки.

С выводами суда первой инстанции о необоснованности требования налогового органа о взыскании с Мамедовой Л.Н.к. пени по земельному налогу в размере 11,09 руб. судебная коллегия соглашается, поскольку налоговым органом не представлено доказательств взыскания недоимки по земельному налогу, на которую начислены пени, либо доказательств несвоевременной уплаты указанной недоимки налогоплательщиком.

Довод заявителя жалобы о необоснованном применении к рассматриваемым правоотношениям величины кадастровой стоимости проданной квартиры, ввиду несоответствия указанной кадастровой стоимости размеру её рыночной стоимости, подлежит отклонению. При этом судебная коллегия учитывает, что часть 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», действующая в системном единстве с иными нормами, в том числе с указанным положением Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом части 3 статьи 4 Федерального закона от 29 ноября 2014 года № 382-ФЗ, определяющей пределы действия данного положения во времени, не лишает граждан - плательщиков налога на доходы физических лиц права требовать установления кадастровой стоимости отчуждаемого недвижимого имущества в размере равном его рыночной стоимости, в том числе с целью определения экономически обоснованного размера налоговой базы в текущем и последующем налоговых периодах.

Налогоплательщик не лишен возможности предвидеть размер налога, подлежащего уплате, до отчуждения имущества и заблаговременно предпринять действия по оспариванию кадастровой стоимости с целью установления ее в размере рыночной.

Довод заявителя жалобы о пропуске налоговым органом срока исковой давности подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм материального права.

Вопреки доводам жалобы, налоговым органом соблюдены сроки проведения камеральной проверки по НДФЛ за 2020 год. Так из решения № 3067 от 11 мая 2022 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения следует, что камеральная проверка проводилась в сроки, установленные ст. 88 НК РФ (в течении в период с 16 июля 2021 года по 13 октября 2021 года). По результатам проведения камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт налоговой проверки от 27 октября 2021 года № 10464. Налоговым органом соблюден срок обращения в суд с заявлением о взыскании с Мамедовой Л.Н.к. недоимки по настоящему делу, предусмотренный ст. 48 НК РФ. Само по себе длительное проведение камеральной налоговой проверки не влечет за собой утрату налоговым органом права на взыскание с налогоплательщика недоимки.

Судебная коллегия считает необоснованным довод заявителя жалобы об утрате налоговым органом права на взыскание недоимки по настоящему административному делу, основанный на том, что инспекция не направила Мамедовой Л.Н.к решение № 3067 от 11 мая 2022 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Так из представленных налоговым органом доказательств следует, что копия указанного решения направлена Мамедовой Л.Н.к. 6 июня 2022 года, что следует из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д. 141-144).

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мамедовой Л.Н.к. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: Е.О. Авилова

Судьи: С.Ф. Медведев

Е.С. Гречко

Мотивированное апелляционное определение составлено 1 сентября 2023 года.