Судья: Федюшкина Л.Н. 33а-13763/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Саховаровой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу ГКУ МО «Мособллес» на решение Дмитровского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» к Государственному казенному учреждению <данные изъяты> «МОСОБЛЛЕС» об отмене предписаний об устранении нарушений лесного законодательства,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
установила:
ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее по тексту – ПАО «ФСК ЕЭС») обратилось в суд с административным иском к административному ответчику Государственному казенному учреждению <данные изъяты> «МОСОБЛЛЕС» (далее по тексту – ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС»), просил признать незаконными и отменить предписания административного ответчика - от <данные изъяты><данные изъяты>, от <данные изъяты><данные изъяты>, от <данные изъяты><данные изъяты>, от <данные изъяты><данные изъяты>, от <данные изъяты><данные изъяты>, от <данные изъяты><данные изъяты>, выданные старшим участковым лесничим Дмитровского филиала ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС» Чекменевым Ю.В.
Решением Дмитровского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель ГКУ МО «Мособллес» ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в установленном законом порядке.
В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Материалами дела подтверждается, что административный истец ПАО «ФСК ЕЭС» является собственником ВЛ-220 кВ «Конаково-Темпы» от портала «Конаково-ГРЭС» до опоры <данные изъяты>, назначение: сооружения энергетики и электропередачи, протяженность 33,241 км, инв.<данные изъяты>, лит.1, расположенной по адресу: <данные изъяты>; <данные изъяты> (л.д.30).
Из материалов дела усматривается, что <данные изъяты> старшим участковым лесничим ГКУ <данные изъяты> «МОСОБЛЛЕС» Дмитровского филиала Чекменёвым Ю.В. в соответствии со ст.96 Лесного кодекса Российской Федерации от <данные изъяты> №200-ФЗ, ст.66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от <данные изъяты> №7-ФЗ при патрулировании территории лесного фонда по маршруту <данные изъяты> - в квартале 11 выдел 12, категория защитности зеленые зоны Дутшевского участкового лесничества Дмитровского лесничества вблизи поселка Липино Дмитровского муниципального района <данные изъяты>; в квартале 17 выдела 25 категория защитности – зеленые зоны Дутшевского участкового лесничества Дмитровского лесничества Дмитровского муниципального района <данные изъяты> вблизи <данные изъяты>, Дмитровского муниципального района <данные изъяты>; в квартале 18 выдела 6,8,9, категория защитности зеленые зоны Дутшевского участкового лесничества Дмитровского лесничества вблизи поселка Раменское Дмитровского муниципального района <данные изъяты>; в квартале 19 выдел 8 категория защитности зеленые зоны Дутшевского участкового лесничества Дмитровского лесничества вблизи поселка Раменское Дмитровского муниципального района <данные изъяты>; в квартале 21 выдела 13,14 категория защитности зеленые зоны Дутшевского участкового лесничества Дмитровского лесничества вблизи поселка Тишино Дмитровского муниципального района <данные изъяты>; в квартале 20 выдела 9,10,11 категория защитности зеленые зоны Дутшевского участкового лесничества Дмитровского лесничества в близи поселка Раменское Дмитровского муниципального района <данные изъяты>, выявлены нарушения со стороны ПАО «ФСК ЕЭС», которые заключаются в не выполнении требований предписаний:
- <данные изъяты> от <данные изъяты> – не убрана стрелёванная в штабеля сухая древесина оставшаяся после расширения охранной зоны ЛЭП-220 (Конаково-Темпы);
- <данные изъяты> от <данные изъяты> – не убрана стрелёванная в штабеля сухая древесина оставшаяся после расширения охранной зоны ЛЭП-220 (Конаково-Темпы);
- <данные изъяты> от <данные изъяты> – не убрана стрелёванная в штабеля сухая древесина оставшаяся после расширения охранной зоны ЛЭП-220 (Конаково-Темпы);
- <данные изъяты> от <данные изъяты> – не убрана стрелёванная в штабеля сухая древесина оставшаяся после расширения охранной зоны ЛЭП-220 (Конаково-Темпы);
- <данные изъяты> от <данные изъяты> – не убрана стрелёванная в штабеля сухая древесина оставшаяся после расширения охранной зоны ЛЭП-220 (Конаково-Темпы);
- <данные изъяты> от <данные изъяты> – не убрана стрелёванная в штабеля сухая древесина оставшаяся после расширения охранной зоны ЛЭП-220 (Конаково-Темпы).
В связи с этим, ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС» <данные изъяты> ПАО «ФСК ЕЭС» выданы предписания об устранении нарушений лесного законодательства:
- предписание <данные изъяты>, в соответствии с которым, ПАО «ФСК ЕЭС» предписано в срок до <данные изъяты> убрать стрелёванную сухую древесину с территории гослесфонда в квартале 11 выделе 12;
- предписание <данные изъяты>, в соответствии с которым, ПАО «ФСК ЕЭС» предписано в срок до <данные изъяты> убрать стрелёванную сухую древесину с территории гослесфонда в квартале 17 выделе 25;
- предписание <данные изъяты>, в соответствии с которым, ПАО «ФСК ЕЭС» предписано в срок до <данные изъяты> убрать стрелёванную сухую древесину с территории гослесфонда в квартале 18 выделах 6,8,9;
- предписание <данные изъяты>, в соответствии с которым, ПАО «ФСК ЕЭС» предписано в срок до <данные изъяты> убрать стрелёванную сухую древесину с территории гослесфонда в квартале 19 выделе 8;
- предписание <данные изъяты>, в соответствии с которым, ПАО «ФСК ЕЭС» предписано в срок до <данные изъяты> убрать стрелёванную сухую древесину с территории гослесфонда в квартале 20 выдела 9,10,11;
- предписание <данные изъяты>, в соответствии с которым, ПАО «ФСК ЕЭС» предписано в срок до <данные изъяты> убрать стрелёванную сухую древесину с территории гослесфонда в квартале 21 выдела 13,14 (л.д.18-29).
Как установил суд, административный истец <данные изъяты> в письме за <данные изъяты>, адресованном и.о. руководителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <данные изъяты>, сообщил о том, что в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> силами подрядной организации ООО «Монолит-Строй» в рамках договора подряда <данные изъяты>, ПАО «ФСК ЕЭС» производило регламентные работы на ВЛ 220 кВ Конаково-Темпы 1 по доведению ширины охранной зоны ВЛ до нормативной величины, в т.ч. рубка деревьев, уборка валежника, ветровала, бурелома, и доведение величины пней до нормативных размеров, обрезка крон деревьев, уборка и утилизация порубочных остатков. Административный истец сообщил, что в настоящее время на просеке ВЛ 220 кВ Конаково-Темпы 1 №опор 70-90. А в соответствии с картами лесоустройства ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС» Дмитровского филиала Дутшевского участкового лесничества (<данные изъяты> выдел 12; <данные изъяты> выдел 25; <данные изъяты> выдела 6,8,9; <данные изъяты> выдел 8; <данные изъяты> выдела 9,10,11; <данные изъяты> выдела 13,14) находится складированная в штабеля древесина (л.д.31).
В ответе №ЕП/12-4850 от <данные изъяты> на обращение ПАО «ФСК ЕЭС» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Росимущества в <данные изъяты> сообщило, что по состоянию на <данные изъяты> уведомление о вырубке древесины по адресу указанному административным истцом в адрес Территориального управления не поступало. Для оприходования и перемещения Территориальным управлением вырубленной древесины необходимо предоставление Комитетом лесного хозяйства <данные изъяты> информации о вырубке данной древесины (л.д.32-33).
В соответствии с ч.3 ст.53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты> утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю (п.19 вышеназванных Правил).
В соответствии с п.34 данных Правил, просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При этом полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5-7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2-2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (п.35 Правил).
В соответствии с п.3 ч.2 ст.12 Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» горючие материалы это – вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Согласно положениям Приказа Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» лесными горючими материалами называются природные углеводородные топлива, к которым относятся тонкие веточки, хвоинки или листья в кронах деревьев и опавшие на землю, а также напочвенный покров (трава, кустарники, мох, лишайник), болотные растения и торф.
В соответствии с п.6 Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, утв. Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты>, местом нахождения древесины является земельный участок, предоставленный лицу, использующему леса для целей, в том числе для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, т.е. просеки трасс линий электропередачи, без права передвижения заготовленного леса.
В соответствии с ч.1 ст.96 Лесного кодекса РФ, осуществление уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, названным Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов - федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана).
Согласно ч.2.1 ст.96 Лесного кодекса РФ, п.4 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 указанного кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 названного кодекса.
В соответствии с п.1 Положения о Комитете лесного хозяйства <данные изъяты>, утвержденного Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, центральным исполнительным органом государственной власти <данные изъяты> специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений является Комитет лесного хозяйства <данные изъяты>
Основной целью деятельности ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС» является обеспечение реализации полномочий Комитета лесного хозяйства <данные изъяты> в сфере лесных отношений.
Распоряжением Комитета лесного хозяйства <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-Р, утвержден перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор и федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории <данные изъяты>, к которым относится и государственный лесной инспектор <данные изъяты> - старший участковый лесничий филиала ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС».
В соответствии с п.8 ч.3 ст.96 Лесного кодекса РФ, должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 названной статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
В соответствии с ч.2 ст.20 Лесного кодекса РФ право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 названного кодекса, принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В силу вышеуказанной нормы закона находящаяся на просеке ВЛ 220 кВ Конаково-Темпы, собственником которой является ПАО «ФСК ЕЭС», стрелёванная в штабеля сухая древесина оставшаяся после расширения охранной зоны ВЛ в квартале 11 выделе 12, квартале 17 выделе 25, квартале 18 выделах 6,8,9, квартале 19 выделе 8, квартале 20 выдела 9,10,11, квартале 21 выдела 13,14 Дутшевского участкового лесничества Дмитровского лесничества Дмитровского муниципального района <данные изъяты> является собственностью Российской Федерации, интересы которой в силу вышеприведенных норм закона представляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что решение вопроса о вывозе и хранении стрелёванной древесины в силу вышеприведенных норм действующего законодательства возложено на органы Росимущества, а в данном случае на ТУ Росимущество по <данные изъяты>.
В связи с этим, административный истец ПАО «ФСК ЕЭС» не вправе распоряжаться данной древесиной, совершать действия связанные с перемещением древесины за пределы лесной просеки.
Доводы представителя административного ответчика о том, что административный истец в установленный срок – за 15 дней до завершения рубки деревьев не подал заявку о вывозе древесины, а сообщил об этом ТУ Росимущество по <данные изъяты> гораздо позже (рубка деревьев была осуществлена в 2014-2015г.г., о складированной в штабеля древесине административный истец сообщил в 2017 году) в данном случае не имеют правового значения, поскольку при несоблюдении юридическими и физическими лицами срока установленного п.7 Постановления Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>, для этих лиц не наступает обязанность по вывозу и хранению стрелёванной древесины.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу о том, что оспариваемые ПАО «ФСК ЕЭС» предписания ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС» от <данные изъяты> - <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> об устранении нарушений лесного законодательства, надлежит признать незаконными и подлежащими отмене.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы направлены на несогласие с выводами суда, однако их не опровергают и оснований к отмене обжалуемого судебного акта не содержат.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дмитровского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционной жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи