ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1381 от 22.03.2017 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33а-1381 судья Пержукова Л.В. 2017 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 марта 2017 года г.Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.

судей Улыбиной С.А. и Акатьевой Т.Я.

при секретаре судебного заседания Коршуновой Е.А.

с участием прокурора Олейник А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Твери

по докладу судьи Улыбиной С.А.

дело по апелляционной жалобе Правительства Тверской области на решение Центрального районного суда города Твери от 27 декабря 2016 года, которым постановлено:

«Административный иск Осташковского межрайонного природоохранного прокурора к Правительству Тверской области и Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области по установлению и описанию границ особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Устье реки Держи», а также охранной зоны с указанием координат и отображением данных границ на картографических материалах.

Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в срок до 01 октября 2017 года установить и описать в текстовой и графической форме границы особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Устье реки Держи», и его охранной зоны, подготовить перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Устье реки Держи» и его охранной зоны.

Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в течении пяти рабочих дней с даты вступления в силу решения об установлении границы особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Устье реки Держи» и его охранной зоны направить в орган кадастрового учета подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Устье реки Держи», и его охранной зоны, перечень координат характерных точек границ охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Устье реки Держи» и его охранной зоны»

судебная коллегия

установила:

Осташковский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Тверской области и Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области с требованиями, с учетом уточнений, о признании незаконным бездействие Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области по установлению и описанию границ особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Устье реки Держи» площадью 33 га, а также охранной зоны с указанием координат и отображением данных границ на картографических материалах и обязании Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области установить и описать в текстовой и графической форме границы особо охраняемой природной территории регионального значения памятника природы «Устье реки Держи» площадью 33 га, и его охранной зоны, подготовить перечень координат характерных точек границ охраняемой природной территории регионального значения памятника природы «Устье реки Держи» и его охранной зоны, в течении пяти рабочих дней с даты вступления в силу решения направить в орган кадастрового учета подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ особо охраняемой природной территории регионального значения памятника природы «Устье реки Держи», и его охранной зоны, перечень координат характерных точек границ охраняемой природной территории регионального значения памятника природы «Устье реки Держи» и его охранной зоны, которые обосновал тем, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведенной проверки по факту многочисленных обращений граждан по факту строительства на земельном участке в береговой полосе р. Волга и р. Держа около д. Мозгово Зубцовского района, в том числе обустройству трех каменных дамб в самом водном объекте установлено, что на местности информационные и иные знаки, отграничивающие особо охраняемую природную территорию регионального значения памятника природы «Устье реки Держи» от других земельных участков отсутствуют. Памятник природы «Устье реки Держи» создан на основании решения Исполнительного комитета Калининского областного совета народных депутатов № 273 от 30.07.1986 «О признании природных объектов государственными памятниками природы местного значения и усиления их охраны». Согласно паспорту на государственный памятник природы от 07.08.1986 «Устье реки Держи» является памятником природы регионального значения. Однако, границы особо охраняемой природной территории регионального значения памятника природы «Устье реки Держи» не установлены, не описаны и не внесены в государственный кадастр недвижимости. Установление границ и режима особой охраны направлено на обеспечение сохранности таких территорий и не зависит от наличия в их границах хозяйствующих субъектов и земельных участков в собственности. В силу положений закона обязанность установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения памятника природы «Устье реки Держи» возложена на административных ответчиков. 09 июня 2016 года Министру природных ресурсов и экологии Тверской области внесены представление об устранении нарушений закона, на что получен ответ о том, что ведутся работы по подготовке финансово-экономического обоснования комплексного экологического обследования для постановки памятника природы на кадастровый учет, по результатам чего будет решен вопрос о выделении финансовых средств из областного бюджета. До настоящего времени меры по устранению нарушений закона не приняты, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель административного истца требования поддерживал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. С учетом позиции административного ответчика Правительства Тверской области он также находил срок - до 01 октября 2017 года для исполнения административными ответчиками требуемых в иске обязанностей разумным.

Представитель административного ответчика полагал, что прокурору в административном исковом заявлении надлежало указать срок, в течение которого административным ответчикам надлежит исполнить требуемые прокурором обязанности. С учетом принятия в настоящее время закона Тверской области о бюджете на 2017 год исполнение данной обязанности административными ответчиками потребует внесения изменений в бюджет в установленном порядке, поэтому полагал, что разумным является срок - не ранее 01 октября 2017 года. Кроме того, площадь особо охраняемой территории в 33 га была указана не позднее 1986 года, границы ее не были определены, поэтому указание в резолютивной части решения суда данной площади может вызвать невозможность либо затруднительность его исполнения. В остальной части возражений от представителя данного административного ответчика не поступило.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, телефонограммой просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие. В приобщенных к материалам дела письменных объяснениях указал, что границы территории памятника природы на местности не определены, в реестр недвижимости сведения о его границах не внесены. В целях установления и описания границ с указанием координат и отображением указанны границ на картографических материалах необходимо проведение комплексной экологической экспертизы данной особо охраняемой природной территории. Все необходимые перечисленные мероприятия запланированы на 2017 год при положительном решении Бюджетной комиссии Тверской области и выделении необходимых денежных средств из областного бюджета Тверской области.

Представитель заинтересованного лица Столипинского сельского поселения Зубцовского района Тверской области в судебном заседании поддерживал требования прокурора.

Представитель заинтересованного лица администрации Зубцовского района Тверской области письменно просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие, в своем отзыве на административный иск указал, что границы памятника природы не определены надлежащим образом, не поставлены на кадастровый учет и являются условными, тогда как из искового заявления усматривается, что данный памятник природы расположен на территории д.Мозгово Зубцовского района

Представители заинтересованных лиц филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области и администрации Зубцовского сельского поселения, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явились.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Правительства Тверской области ФИО1, действующий на основании доверенности, просит решение Центрального районного суда города Твери от 27 декабря 2016 года в части удовлетворения требований к Правительству Тверской области отменить, указывая на то, что положения действующего законодательства не предусматривают обязательного установления охранной зоны особо охраняемой природной территории, а напротив относят данное полномочие к дискреции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые могут образовать или не образовать охранную зону с учетом особенностей конкретной особо охраняемой природной территории и необходимости защиты ее от антропогенного и иного воздействия. Возложение такой обязанности на административных ответчиков нарушает принцип разделения властей, поскольку судом принято решение, относящееся к исключительной компетенции органов государственной власти.

В письменных пояснениях к апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области полностью поддерживает доводы апелляционной жалобы, считая, что решение принято с нарушением норм материального права.

В возражениях на апелляционную жалобу Осташковский межрайонный природоохранных прокурор указывает на законность и обоснованность постановленного по делу решения суда.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Правительства Тверской области поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представитель административного истца Осташковского межрайонного природоохранного прокурора возражал против доводов апелляционной жалобы, указав на законность принятого судом решения.

Представитель заинтересованного лица Столипинского сельского поселения Зубцовского района Тверской области оставил разрешение апелляционной жалобы на усмотрение суда.

Иные участники процесса в заседание суда апелляционной инстанции надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, не явились, не сообщив суду причин своей неявки.

При таких обстоятельствах судебная коллегия в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений прокурора и письменных пояснений Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, заслушав мнение явившихся в судебное заседание участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктами «в», «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определено, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Статья 25 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определяет памятник природы как уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс, а также объект естественного и искусственного происхождения (пункт 1), и устанавливает, что памятники природы могут быть федерального и регионального значения (пункт 2).

Этот же Федеральный закон в статье 2, разграничивая особо охраняемые природные территории на территории федерального, регионального и местного значения и предметы ведения между органами государственной власти различного уровня, относит особо охраняемые природные территории регионального значения к собственности субъектов Российской Федерации и ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предусматривает, что территории памятников природы могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения, и определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 6, 7).

Аналогичную норму содержит статья 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Из материалов дела следует, что Осташковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях, в ходе которой было установлено, что на территории <адрес> расположена особо охраняемая природная территория регионального значения – памятник природы «Устье реки Держи».

Памятник природы «Устье реки Держи» площадью 33 га был признан государственным памятником природы местного значения на основании решения исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов № 273 от 30 июля 1986 года и представляет собой пойменные земли, естественные отстойники, выполняют функции природных заслонов (л.д. 21-24).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 18 января 2016 года № 4-кв утвержден перечень особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Тверской области, в число которых включен памятник природы регионального значения «Устье реки Держи» площадью 33 га (л.д. 190-194).

Проведенная Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проверка показала, что границы особо охраняемой природной территории – памятника природы «Устье реки Держи» в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены и не описаны, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах особо охраняемой природной территории – памятника природы «Устье реки Держи», как об особо охраняемой природной территории.

Статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории. Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 названного Федерального закона. К таким сведениям, в частности, относятся: описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.

Согласно статье 1 Закона Тверской области от 02 августа 2011 года № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области» Правительство Тверской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Тверской области, наделенным общей компетенцией.

В соответствии со статьёй 13 Закона Тверской области от 02 августа 2011 года № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области» Правительство Тверской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, природопользования и землепользования создает (образует) особо охраняемые природные территории регионального значения и обеспечивает их охрану, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственное управление и контроль в области организации и функционирования таких территорий, обеспечивает организацию регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Согласно положениям Закона Тверской области от 08 декабря 2010 года № 108-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области» и Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 90-пп, установление и описание границ особо охраняемых природных территорий относится к компетенции Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области.

Как следует из пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Руководствуясь приведенными положениями нормативных правовых актов, установив, что обязанность, возложенная на упомянутые органы исполнительной власти в силу закона, не исполнена, а отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Осташковским межрайонным природоохранным прокурором требования.

Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда и иск прокурора нарушают принцип разделения властей, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку решение суда и иск прокурора направлены на обеспечение прав неопределенного круга лиц и возлагает на ответчиков предусмотренную законом обязанность.

Судебная коллегия не усматривает нарушения требований материального или процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Твери от 27 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи